Урок в 3 классе по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Шмагиной Тема: Музыкальные инструменты. Флейта.
Урок в 3 классе по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Шмагиной Тема: Музыкальные инструменты. Флейта.
(Урок в 3 классе по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Шмагиной).
Тема: Музыкальные инструменты. Флейта.
Цель: Развитие эмоционального отклика на музыку и формирование мысли о значении музыки в жизни человека, о необыкновенной силе искусства.
Задачи:
Образовательная: Знакомство с историей создания и выразительными возможностями музыкального инструмента – флейты.
Развивающая: формирование навыков коллективного музицирования песенной, танцевальной музыки в процессе различных видов музыкальной деятельности – пения, пластического интонирования.
Воспитательная: воспитание интереса к музыкальному искусству, художественного вкуса;
формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;
создавать атмосферу для творческой деятельности детей.
Здоровьесберегающая: Повысить эмоциональную стабильность, доставить радость и удовольствие.
Оборудование: магнитафон, плакат с изображением оркестра, учебники, набор музыкальых инструментов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок в 3 классе по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Шмагиной Тема: Музыкальные инструменты. Флейта.»
(Урок в 3 классе по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Шмагиной).
Тема: Музыкальные инструменты. Флейта.
Цель: Развитие эмоционального отклика на музыку и формирование мысли о значении музыки в жизни человека, о необыкновенной силе искусства.
Задачи:
Образовательная: Знакомство с историей создания и выразительными возможностями музыкального инструмента – флейты.
Развивающая: формирование навыков коллективного музицирования песенной, танцевальной музыки в процессе различных видов музыкальной деятельности – пения, пластического интонирования.
Воспитательная: воспитание интереса к музыкальному искусству, художественного вкуса;
формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;
создавать атмосферу для творческой деятельности детей.
Здоровьесберегающая: Повысить эмоциональную стабильность, доставить радость и удовольствие.
Оборудование: магнитафон, плакат с изображением оркестра, учебники, набор музыкальых инструментов.
3. «Мелодия» К.Глюк из оперы «Орфей и Эвредика» - слушание.
4.Работа с учебником стр 96 – 97.
5. История возникновения флейты.
6.И.С.Бах «Шутка» - слушание.
7. И.С.Бах «Шутка» - ансамбль Сингер Свингерс слушание
8. А у меня есть флейта – разучивание и инсцинирование.
Ход урока:
1 Вход: «Музыка, здравствуй! – приветствие.
2. Оркестр настраивается – звучание!
Сегодня мы будем говорить о музыкальных инструментах.
У. Вы слышите? Мы снова в концертном зале, а это звуки самого оркестра.
Звук.
Звук это то, что мы слышим с тобой.
Он может быть звонкий или глухой.
Тихий и громкий,
Свистящий, шипящий,
Нежный и резкий.
Поющий, шуршащий,
Задорный, напевный, но не кричащий.
У. На какие группы в оркестре делятся музыкальные инструменты?
Д. - Струнные – смычковые
-Деревянно – духовые
-Медные духовые
- ударные
У. Послушайте чарующе звуки знакомой вам музыки ( К. Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвредика»).
У. О чём вам рассказала эта музыка? Какой инструмент звучал? И к какой группе инструментов относится?
Д. флейта, деревянно –духовой инструмент.
У. Деревянно – духовые не так многочисленны. В оркестре они располагаются за струнными.
Деревянно – духовой группы четыре представителя – флейты, гобои, кларнеты и фаготы.
У. Как называеся произведение, где героев озвучивают инструменты симфонического оркестра?
Д. « Петя и волк» С.Прокофьева
У. Кого озвучивает флейта?
Д. птичку (Звучание фрагмента из симф. сказки «Петя и волк).
У. А фагот, кларнет, гобой?
Д. кошку, утку и дедушку
У. Каждый из этих музыкальных инструментов яркая индивидуальность, со своим тембром, характером, манерой исполнения. Но все эти сложные, великолепные инструменты произошли от маленькой тростинки, много- много лет тому назад.
У. Давайте – ка заглянем на разворот учебника стр . 96 – 97. И на минуточку станем исследователями.
1 группа.
Читают дети. Флейта – это древний духовой музыкальный инструмент.
У. Под этим названием объединено множество духовых инструментов, от народных, преимущественно деревянных инструментов, известных в большинстве культур (свистульки, свирели и т.п.), до входящей в современный оркестр поперечной флейты.
2 группа
Флейта - один из самых древних духовых инструментов. Первые археологические находки флейты датируются 35 — 40 тысяч лет до нашей эры, а изображения флейтистов можно видеть на фресках Древнего Египта и Греции.
3 группа
Легенда рассказывает, что однажды древнегреческий бог пастбищ, покровитель пастухов Пан полюбил прекрасную нимфу Сиринкс.
Спасаясь от преследований Пана, нимфа обратилась к богу реки с мольбой спасти её, и тот превратил Сиринкс в тростник.
Пан сделал из этого тростника свирель, и, тоскуя о возлюбленной, заиграл печальную мелодию. С тех пор молва нарекла эту свирель флейтой Пана. Возникшая из тростниковой дудки, флейта поначалу была простой деревянной трубкой с отверстиями. В течение многих веков она совершенствовалась, пока не приобрела современный вид.
1 группа.
Раньше флейта была продольной, и держали ее в вертикальном положении. Затем появилась так называемая поперечная флейта, которую музыкант держит горизонтально. Этот вид флейты, усовершенствованный в 1832 году немецким мастером Т. Бемом, постепенно вытеснил продольную, и сейчас во все оркестры входит именно поперечная флейта…
У. Флейта — это звук волшебный, Это голос сокровенный, Это счастье и покой, Это разговор с душой.
Это сердца излиянье, Добрых сил в него вливанье, Это крылья красоты, Голос веры и мечты.
Флейта — сказочная фея, Открывающая двери В мир духовный и хрустальный И таинственно печальный.
У. перевернём страничку и окажемся на развороте учебника 98-99.
У.Что изображено на картинах? Кого мы видим? В какие одежды одеты музыканты? Какое это время?
У. А какую музыку играют музыканты?
Звучит «Шутка « И.С.Бах –слушание.
У. Как звучит музыка?
Как вы думаете -это произведение звучит на картине «Мальчик флейтист» или «Музыкантши» и обоснуйте свой ответ.
Что исполняет флейта в этой пьесе – мелодию или аккомпанемент?
Д. мелодию
У. напойте её.
У. может ли быть музыка прошлого музыкой настоящего?
Д. ответы детей.
У.Но флейта может петь не только весело и беззаботно. Она может петь нежно и сильно, мягко и серебристо Флейта может звучать, как человеческий голос, недаром ее звук сравнивают с колоратурным сопрано... Ведь и само название инструмента не случайно происходит от латинского слова flatus, обозначающего дуновение.
У. Давайте послушаем как музыка из прошлого становится музыкой настоящей и привлекает к себе внимание всё большее и большее количество слушателей.
Звучит «Шутка» И.С. Баха в исполнении вокально – инструментального ансамбля Сингер Свингерс.
У. что заметили?
Д. Мелодию исполняет женский голос и появляются современные музыкальные инструменты.
У. А у меня есть флейта…
Так называется песня, с которой мы познакомимся и разыграем.
Учитель исполняет песню.
Понравилась вам песня? О каких инструментах пелось?
Предлагаю эту песню разучить.
Разучивание в медленном темпе по фразам одновременно с показом игры на музыкальных инструментах.
Работа в группах по рядам при изображении игры на музыкальных инструментах. Исполнение.
Итак: Мы с вами сегодня были исследователями.
У. Какие произведения слушали?
Каковы волшебные возможности этого инструмента?
Д. Голос этого инструмента способен передавать различные
эмоциональные состояния, рисовать многообразие
человеческих чувств и переживаний.
Домашнее задание: Игра «Рассказчик». Мы продолжим наше исследование.
Цель игры. Развитие музыкальной фантазии и литературно – творческих способностей учащихся.
Сочинить рассказ, где главное лицо – флейта. К нему подобрать любое слово, означающее профессию и не связанное с ним по смыслу.
Например: врач, архитектор и т.д.
И придумаем различные ситуации, в которые могут попадать флейта и врач или архитектор. Желаю успеха, дорогие исследователи.
Рефлексия: если вам было интересно на уроке, поаплодируем друг другу.