Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Духовно музыкальная традиция"»
УРОК МУЗЫКИ 8 КЛАСС
Тема: «Духовно музыкальная традиция»- Колокольный звон на Руси.
Цели:
Предметные: Познакомить учащихся с историей колокольного звона на Руси, обратить внимание на особенность его звучания, научить детей слушать музыкальные произведения разных жанров, закрепить опыт комплексного анализа музыкального произведения, ввести учащихся в мир инструментальной музыки. Личностные: Пробуждение интереса к историческому прошлому, воспитание бережного отношения к русской культуры Метапредметные:вырабатывать у учащихся умение вслушиваться в разные виды колокольных звонов, сравнивать и анализировать музыкальные фрагменты, способствовать эмоциональному восприятию колокольного звона, развивать у учащихся освоение навыков анализа музыкального произведения, эстетические чувства, развивать слушательскую культуру. Задачи:
Сформировать первоначальные знания о колоколах, история их появления на Руси, познакомить с видами колокольного звона.
Пробуждение интереса к историческому прошлому, воспитание бережного отношения к русской культуре.
Развитие интереса к истории, традициям русского народа.
Тип урока: Расширение и углубление знаний
Методы обучения:
Наглядно-слуховой
Размышления
Словесный
Музыкального-обобщения
Контроля и самоконтроля.
Средства обучения: компьютер, телевизор., Видеоматериал: «Колокольный звон», «Музей колоколов-Валдай», Суздаль фестиваль колокольного звона, презентация «Колокола».
Музыкальный материал: разные виды колокольных звонов, М.П.Мусоргский «Пролог» из оперы «Борис Годунов», С.Рахманинов «Колокола» фрагмент поэмы для солистов хора и симфонического оркестра №1».
Формы обучения: Индивидуальная, коллективная.
Проектирование способов взаимодействия: Погружение в звучащие фрагменты музыки, рассказ о прослушанном.
Учащиеся прониклись в тайну звонов русских колоколов.
Пробудился интерес к изучению истории колокольного звона на Руси.
Музыкальные материалы урока воздействовали на духовный мир детей.
Учащиеся научатся распознавать, давать определения общего характера музыки.
План урока:
1. Оргмомент (постановка цели урока и подготовка к активной деятельности).
2. Вступительное слово учителя.
3. Актуализация знаний.
4. Активизация мыслительной деятельности – прослушивание, анализ услышанного музыкального материала.
5. Подведение итогов.
6. Постановка домашнего задания.
Ход урока:
Орг. Момент.
Вводная беседа:
Здравствуйте, сегодня мы продолжим разговор о «вечной теме» в искусстве. Что мы будем обсуждать на уроке, вы должны мне будете сказать, прослушав небольшой музыкальный фрагмент (звучит муз.фрагмент колокольного звона).
Что вы услышали? Правильно колокольный звон. Наш урок мы посвятим этому замечательному явлению - колокольному звону. Где в жизни встречаемся с колокольным звоном? (1 слайд)
В православной Руси с особой любовью относились к колоколам и колокольному звону. В колокольном звоне отражается русская душа. Русская жизнь. Ведь нигде колокола были тесно связаны со всем укладом жизни. Как на Руси.
Как вы думаете можно ли колокол назвать музыкальным инструментом? (Да. Ведь когда звонят колокола, то мы слышим мелодию).
Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. колокольный звон употребляется для того, чтобы:
Созывать верующих к Богослужению
Выражать торжество Церкви и ее Богослужения,
Возвещать не присутствующих в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужения.
Как вы думаете, с какого времени появились колокола на Руси? (2 слайд)
Первоначально до появления колоколов на Руси, употребляли била (деревянные доски) и клепала (железные полосы, согнутые в полукруг, по которым ударяли деревянными палками). И только в конце Х века появились колокола. И на протяжении многих веков сопровождали жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещали о времени труда и отдыха, время веселья и скорби, указывали дорогу заблудившимся путникам.
Различаются звоны или звучат одинаково? (муз.фрагменты)
Правильно. Колокольные звоны разделяются на три основных вида:
Благовест (особо торжественный праздничный звон, при котором ритмично ударяют в большой колокол)
Перезвон, перебор (поочередный удар в каждый колокол от большого до малого)
Собственно звон - это характерный ритмический звон с использованием всех основных групп колокольного звукоряда. К звонам данной группы относятся: праздничный звон (трезвон, двузвон), будничный звон, а также звоны, составленные самим звонарем, что является итогом творческой работы и самовыражения звонаря.
В основе Православного звона лежит ритм и характер, в отличии от звучания колокольного звона других конфессий.
Как называют человека, звонящего в колокол? (звонарь). Какими способностями он должен обладать?
Звонарь, благодаря: внутреннему чутью, чувству ритма. Прекрасному знанию звукоряда и техникой исполнения, может через колокольный звон передать разные чувства, ощущения.
Прослушайте и посмотрите еще один фрагмент и подумайте, одинаково ли звучат колокола и по какому признаку можно различить их звучание? (по размеру, по величине, по материалу, по месту изготовления). (3 слайд)
Колокола как живые, не только имели свой голос, им давали собственные имена- Гавриил, Медведь, Георгий. Их брали в плен. Отрывали языки, наказывали, отправляли в ссылку. (4 слайд)
Колокольный звон «отрада души русской», нашел свое отражение в разных видах искусств: М.Лермонтов, будучи юным в своем учебном сочинении описал симфонию Москвы (Фрагмент сочинения). Чувства русского человека выразил А.К.Толстой в своем стихотворении «Благовест» (фрагмент стихотворения). Русские художники на своих полотнах запечатлели тему русских церквей Андрей Герасимов (5 слайд) - посмотрите на картину. Как называется помещение где живут колокола? (колокольня, а еще звонница так как оттуда льется колокольный звон). Музыкальное искусство не могло пройти мимо, и многие композиторы вводили звучание колоколов в свои произведения. Колокола Кремля звучат у М.П.Мусоргского в Прологе оперы «Борис Годунов», в сцене венчания Бориса на царство (.6 слайд)
Какие чувства? Что хотел передать композитор, используя звучание колоколов? свои размышления о музыке запишите в тетрадь (слушание фрагмента). Ответы учащихся.
Праздничный, красный звон слышится с колоколен невидимого града-Китежа в финале оперы Н.АРимского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». (7 слайд)
С.В.Рахманинов одно из лучших своих произведений- поэму для солистов. Хора, симф.оркестра «Колокола»- посвятил теме «Колокола в жизни человека».(8 слайд) Что составляет основу этого произведения? (слушание фрагмента). Ответы учащихся.
Разнообразный колокольный звон и составляет основу этого произведения.
Самые лучшие колокола отливали в России. Они все разные: Большие и малые, звонкие и певучие. На Валдае существует музей колоколов, а В Суздале устраивают фестивали колокольного звона. В которых задействованы все колокола -от большого до малого. Давайте посмотрим фрагмент концерта.
Говорят, икона-молитва в красках, храм-молитва в камне. Колокол- молитва в звуке (фрагмент колокольного звона). (9 слайд)
Какое значение имел колокольный звон на Руси? (вывод учащихся)
На следующем уроке мы продолжим знакомство с колокольным звоном на Руси и его историей.
Домашнее задание: К следующему уроку приготовьте рассказ о самом большом колоколе, который был отлит на Руси- историю Царя –колокола.