Просмотр содержимого документа
«Урок по музыке в 5 классе "Застывшая музыка"»
Конспект урока по музыке 5 класс.
Подготовила и провела учитель музыки МОУ «СОШ с.Липовка Духовницкого района Саратовской области»
Шадаева Надежда Викторовна
Тема: «Застывшая музыка»
Тип урока: урок освоения и систематизации новых знаний
Форма урока: виртуальная экскурсия.
Цели:
Образовательные:
- усвоение и закрепление основных понятий музыки и архитектуры: мелодия, ритм, регистр, динамика, готический и православный храмы отличие католической и православной музыки, понятие а капелла, григорианский хор
- создание условий для определения и применения средств выразительности музыки и архитектуры в рамках интеграции данных видов искусств.
Развивающие:
- формирование УУД: наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать; выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; представлять информацию в текстовой и графической интерпретации.
Воспитательные:
- формирование эмоционально-нравственного отношения к произведениям искусства, пробуждение интереса к историческому и культурному наследию человечества;
(первый раз – здороваюсь как обычно, второй – пою на одной нотке и дети отвечают мелодией)
-Садитесь. Проверьте, правильно ли вы сидите. Помните, кто лучше сидит, тот лучше поёт.
Музыкальная разминка
Упражнение дыхательное «Пушинка». Тихо, осторожно, а затем – сильнее, резче.
Упражнение на дикцию (б-п,б-п, з-с,з-с) с усилением , нейтрально и ослаблением звука.
Упражнение на тренинг дикции и дыхания:(медленно, затем с усилением)
Рок-рок-рок, рок-рок-рок
Начинается урок
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Песню правильно учи.
II. Ход урока:
-Ребята, музыка окружает нас везде, она в наших душах и в наших мыслях, мы её слушаем и слышим.
Вслушайся: весь мир поёт –
Шорох, свист и шелест,
Музыка во всём живёт,
Мир её волшебен.
-А как вы думаете, можем ли мы увидеть её?
-С каким же видом искусства надо подружиться, что бы суметь увидеть музыку? (с изобразительным искусством, литературой)
-А ещё с каким?
-Послушайте произведение и скажите, где можно услышать эту музыку?
( на концерте, в храме)
-Почему в храме?
( музыка похожа на молитву, мужское одноголосное пение, монотонность звучания)
-Молодцы, действительно такую музыку можно услышать в храме.
Это звучал старинный Григорианский хорал на латинском языке. Григорианский хорал (лат. cantus gregorianus) — традиционное пение Католической Церкви. Термин «Григорианский хорал» происходит от имени св.Григория I Великого (Папа Римский в 590-604 годах), которому средневековая традиция приписывала авторство большинства песнопений римской литургии.
-Ребята, скажите, что такое храм, как вы думаете?.....
Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Храм - архитектура.
-Давайте, тогда попробуем определить тему урока.
Ваше предположения, ваше мнение.
( Музыка в храме, музыкальный храм и т.д.)
Тема записывается на доске (предполагаемая)
-Посмотрите на картинки, где изображены два храма.
-Какие эти храмы? (разные)
-А как вы думаете, в этих храмах музыка звучит одинаковая? (разная)
-Почему? (Выход на предположение, что музыка связана с архитектурой)
Предположение записать на доске.
-Как будем проверять наше предположение? С помощью каких средств мы можем сравнить музыку и архитектуру? (Выход на средства музыкальной выразительности)
-Какие средства музыкальной выразительности вы знаете?
( мелодия, ритм, регистр, динамика, форма и т. д.)
-Итак, мы готовы для сравнения?
-Какие средства музыкальной выразительности подходят для описания этих храмов? Называем.
мелодия (музыкальная мысль) – на фото плавные, “певучие” линии, соответствующие русской песенности;
ритм (порядок) – все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого;
регистр, какой бывает регистр? (высокий, средний, низкий) – большие купола похожи на басы, башни – на средний регистр, маленькие купола – на высокий;
динамика (громкость) – высокие здания здесь “громче”, напряжённее, чем обычные городские постройки;
форма (построение) – здания похожи на геометрические фигуры, которые разделены на части “этажами”, материалом, рельефно.
Послушайте музыку, опишите ваши чувства.
Слушание: И.С.Бах. Органная фуга Соль-минор
-Как звучит музыка?
(сосредоточенность, покой, равновесие).
( слышится пространство сооружений, объёмность, мощь звучания)
-Что помогало музыке звучать так мощно и сильно?
( инструмент – орган)
-Как вы думаете, в каком храме может звучать эта музыка в левом или в правом? А почему?( Он большой по высоте, чувствуется мощь и сила)
-Перед вами готический собор, в котором звучит самый большой в мире инструмент – орган.
-Ребята, кто знает, какой композитор писал много произведений для органа?
( И.С.Бах)
-И.С.Бах – считается одним из величайших “архитекторов” музыки .
-Вам это ничего не напоминает? (Готический собор)
Молодцы, музыка И. С. Баха нам нарисовала готический собор - это сейчас мы увидели своими глазами.
-А теперь послушайте и скажите, в каком храме может звучать эта музыка?
Звучит колокольный звон
- Молодцы, правильно, в левом храме. Перед вами православный собор. Молодцы, да, это прозвучал колокольный звон.
-Для чего служит колокольный звон?
( Созывает верующих к службе; выражает торжество
церковного богослужения; оповещает о времени
совершения наиболее важных частей службы.)
-Ребята, а какие колокольные звоны вы знаете? Как называется колокольный звон, когда случается беда? (Набат)
-А как называется, когда приглашает всех на праздник? (Благовест, праздничный)
-Какой колокольный звон сейчас прозвучал? Молодцы, праздничный.
-О чём нам говорит праздничный звон? (такой колокольный звон возвещает нам о православном празднике.)
-А какие православные праздники вы знаете?
Есть такой праздник - Благовещение. В день этого библейского события архангел Гавриил принёс Деве Марии весть о том, что вскоре у неё родится Сын Божий. Вот как написано об этом в Евангелие:
“Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами”. (Евангелие от Луки))
-Как вы думаете, какая музыка должна звучать? Опишите её?
Молодцы ребята, смотрите сколько мы сегодня на уроке успели сделать..
А что именно?
Сравнивали музыку и храмы, почувствовали её, описали и нарисовали музыку.
Какой вывод можно сделать на основе этих сравнений?
Вернёмся к нашему предположению.
Музыка и архитектура взаимосвязаны между собой?
Предположение подтвердилось? Молодцы?
А можно наш урок назвать застывшей музыкой? Почему? (Мнения детей)
Домашнее задание.
Подготовьте сообщение о музыкальности архитектуры нашего храма, опишите одно из зданий при помощи элементов музыкальной речи.
И пусть выполнению этого задания, хорошему настрою на учебный день поможет эта песня. (звучит песня)
Песня «Я хочу услышать музыку»
До свидания. Спасибо за урок.
Я хочу увидеть музыку, Я хочу услышать музыку. Что такое это музыка? Расскажите мне скорей! Птичьи трели — это музыка, И капели — это музыка, Есть особенная музыка В тихом шелесте ветвей.
Видишь, лист кленовый кружится, Тихо кружится под музыку, - Видишь, тучка в небе хмурится — Будет музыка дождя. И у ветра, и у солнышка, И у тучи, и у дождика, И у маленького зернышка — Тоже музыка своя.
Я хочу увидеть музыку, Я хочу услышать музыку...
Иоганн Себастьян Бах-
Немецкий композитор, органист-виртуоз, капельмейстер, музыкальный педагог. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений.