kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по музыке в 5 классе "Застывшая музыка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по музыке "Застывшая музыка".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по музыке в 5 классе "Застывшая музыка"»

Конспект урока по музыке 5 класс.



Подготовила и провела учитель музыки МОУ «СОШ с.Липовка Духовницкого района Саратовской области»

Шадаева Надежда Викторовна





Тема: «Застывшая музыка»



Тип урока: урок освоения и систематизации новых знаний



Форма урока: виртуальная экскурсия.



Цели:

Образовательные:

- усвоение и закрепление основных понятий музыки и архитектуры: мелодия, ритм, регистр, динамика, готический и православный храмы отличие католической и православной музыки, понятие а капелла, григорианский хор

- создание условий для определения и применения средств выразительности музыки и архитектуры в рамках интеграции данных видов искусств.

Развивающие:

- формирование УУД: наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать; выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; представлять информацию в текстовой и графической интерпретации.

Воспитательные:

- формирование эмоционально-нравственного отношения к произведениям искусства, пробуждение интереса к историческому и культурному наследию человечества;

- способствование патриотическому воспитанию учащихся;



Оборудование: компьютер

Электронно-образовательные ресурсы:

 звуковые: произведения из фонохрестоматии Е.Критской: григорианский хорал, И.С. Бах органная фуга соль минор, праздничный колокольный звон,

С. В. Рахманинов « Богородица, дева радуйся».



















Ход урока.

  1. Организационный момент:

Дети стоя приветствуют учителя.

- Дети, добрый день !

- Добрый день, добрый день!

(первый раз – здороваюсь как обычно, второй – пою на одной нотке и дети отвечают мелодией)

-Садитесь. Проверьте, правильно ли вы сидите. Помните, кто лучше сидит, тот лучше поёт.

Музыкальная разминка

  1. Упражнение дыхательное «Пушинка». Тихо, осторожно, а затем – сильнее, резче.

  2. Упражнение на дикцию (б-п,б-п, з-с,з-с) с усилением , нейтрально и ослаблением звука.

  3. Упражнение на тренинг дикции и дыхания: (медленно, затем с усилением)

Рок-рок-рок, рок-рок-рок

Начинается урок

Чи-чи-чи, чи-чи-чи

Песню правильно учи.



II. Ход урока:

-Ребята, музыка окружает нас везде, она в наших душах и в наших мыслях, мы её слушаем и слышим.

Вслушайся: весь мир поёт –

Шорох, свист и шелест,

Музыка во всём живёт,

Мир её волшебен.



-А как вы думаете, можем ли мы увидеть её?



-С каким же видом искусства надо подружиться, что бы суметь увидеть музыку? (с изобразительным искусством, литературой)

-А ещё с каким?

-Послушайте произведение и скажите, где можно услышать эту музыку?

( на концерте, в храме)

-Почему в храме?

( музыка похожа на молитву, мужское одноголосное пение, монотонность звучания)

-Молодцы, действительно такую музыку можно услышать в храме.

Это звучал старинный Григорианский хорал на латинском языке. Григорианский хорал (лат. cantus gregorianus) — традиционное пение Католической Церкви. 
Термин «Григорианский хорал» происходит от имени св.Григория I Великого (Папа Римский в 590-604 годах), которому средневековая традиция приписывала авторство большинства песнопений римской литургии.

-Ребята, скажите, что такое храм, как вы думаете?.....

Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Храм - архитектура.



-Давайте, тогда попробуем определить тему урока.

Ваше предположения, ваше мнение.

( Музыка в храме, музыкальный храм и т.д.)



Тема записывается на доске (предполагаемая)



-Посмотрите на картинки, где изображены два храма.

-Какие эти храмы? (разные)

-А как вы думаете, в этих храмах музыка звучит одинаковая? (разная)

-Почему? (Выход на предположение, что музыка связана с архитектурой)



Предположение записать на доске.



-Как будем проверять наше предположение? С помощью каких средств мы можем сравнить музыку и архитектуру? (Выход на средства музыкальной выразительности)

-Какие средства музыкальной выразительности вы знаете?

( мелодия, ритм, регистр, динамика, форма и т. д.)

-Итак, мы готовы для сравнения?

-Какие средства музыкальной выразительности подходят для описания этих храмов? Называем.

мелодия (музыкальная мысль) – на фото плавные, “певучие” линии, соответствующие русской песенности;

ритм (порядок) – все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого;

регистр, какой бывает регистр? (высокий, средний, низкий) – большие купола похожи на басы, башни – на средний регистр, маленькие купола – на высокий;

динамика (громкость) – высокие здания здесь “громче”, напряжённее, чем обычные городские постройки;

форма (построение) – здания похожи на геометрические фигуры, которые разделены на части “этажами”, материалом, рельефно.



Послушайте музыку, опишите ваши чувства.



Слушание: И.С.Бах. Органная фуга Соль-минор



-Как звучит музыка?

(сосредоточенность, покой, равновесие).

( слышится пространство сооружений, объёмность, мощь звучания)

-Что помогало музыке звучать так мощно и сильно?

( инструмент – орган)

-Как вы думаете, в каком храме может звучать эта музыка в левом или в правом? А почему?( Он большой по высоте, чувствуется мощь и сила)



-Перед вами готический собор, в котором звучит самый большой в мире инструмент – орган.



-Ребята, кто знает, какой композитор писал много произведений для органа?

( И.С.Бах)

-И.С.Бах – считается одним из величайших “архитекторов” музыки .



-Вам это ничего не напоминает? (Готический собор)

Молодцы, музыка И. С. Баха нам нарисовала готический собор - это сейчас мы увидели своими глазами.



-А теперь послушайте и скажите, в каком храме может звучать эта музыка?

Звучит колокольный звон



- Молодцы, правильно, в левом храме. Перед вами православный собор. Молодцы, да, это прозвучал колокольный звон.



-Для чего служит колокольный звон?

( Созывает верующих к службе; выражает торжество

церковного богослужения; оповещает о времени

совершения наиболее важных частей службы.)



-Ребята, а какие колокольные звоны вы знаете? Как называется колокольный звон, когда случается беда? (Набат)

-А как называется, когда приглашает всех на праздник? (Благовест, праздничный)

-Какой колокольный звон сейчас прозвучал? Молодцы, праздничный.

-О чём нам говорит праздничный звон? (такой колокольный звон возвещает нам о православном празднике.)

-А какие православные праздники вы знаете?

Есть такой праздник - Благовещение. В день этого библейского события архангел Гавриил принёс Деве Марии весть о том, что вскоре у неё родится Сын Божий. Вот как написано об этом в Евангелие:

“Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами”. (Евангелие от Луки))



-Как вы думаете, какая музыка должна звучать? Опишите её?

(Музыка напевная, мелодичная, тёплая)

-Давайте проверим наше предположение, послушав музыку.

С.В. Рахманинов «Богородица, дево радуйся»



-Правильные слова мы подобрали для этой музыки или нет?

Какие особенности этой музыки?

(звучит хор без сопровождения )



-А как называется пение без сопровождения? (А каппелла)

Отличительная черта русской православной музыки - пение без сопровождения (a capella)

-Сейчас прозвучало духовное произведение русского композитора С.Рахманинова “Богородица Дева, радуйся”



-Похожа ли музыка С.В.Рахманинова на музыку И.С.Баха?

(Нет, музыка Рахманинова более напевная, эмоциональная; живой голос, по сравнению с органом, более тёплый, в нём чувствуется “человеческое”)...

-Хочется немного помолчать, правда?

-Как вы думаете, почему?

(Очень красивая музыка, в ней много переживаний, она возвышенная).

-Теперь давайте, попробуем нарисуем музыку Рахманинова:

Ребята выполняют творческое задание, рисуют музыку.



Закрепление:

Молодцы ребята, смотрите сколько мы сегодня на уроке успели сделать..

А что именно?

Сравнивали музыку и храмы, почувствовали её, описали и нарисовали музыку.

Какой вывод можно сделать на основе этих сравнений?

Вернёмся к нашему предположению.

Музыка и архитектура взаимосвязаны между собой?

Предположение подтвердилось? Молодцы?

А можно наш урок назвать застывшей музыкой? Почему? (Мнения детей)



Домашнее задание.

Подготовьте сообщение о музыкальности архитектуры нашего храма, опишите одно из зданий при помощи элементов музыкальной речи.

И пусть выполнению этого задания, хорошему настрою на учебный день поможет эта песня. (звучит песня)

Песня «Я хочу услышать музыку»

До свидания. Спасибо за урок.
























Я хочу увидеть музыку, 
Я хочу услышать музыку. 
Что такое это музыка? 
Расскажите мне скорей! 
Птичьи трели — это музыка, 
И капели — это музыка, 
Есть особенная музыка 
В тихом шелесте ветвей. 

Видишь, лист кленовый кружится, 
Тихо кружится под музыку, 
- Видишь, тучка в небе хмурится — 
Будет музыка дождя. 
И у ветра, и у солнышка, 
И у тучи, и у дождика, 
И у маленького зернышка — 
Тоже музыка своя. 

Я хочу увидеть музыку, 
Я хочу услышать музыку...















Иоганн Себастьян Бах-

Немецкий композитор, органист-виртуоз, капельмейстер, музыкальный педагог. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений.









Сергей Васильевич Рахманинов



Великий русский композитор, пианист, дирижёр.






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по музыке в 5 классе "Застывшая музыка"

Автор: Шадаева Надежда Викторовна

Дата: 27.08.2018

Номер свидетельства: 476416

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока музыки: Образы добра и зла в балете "Спящая красавица" П.И. Чайковского "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-muzyki-obrazy-dobra-i-zla-v-balietie-spiashchaia-krasavitsa-p-i-chaikovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "102244"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402490240"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока на тему "Застывший миг казахского вальса" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zastyvshii-migh-kazakhskogho-val-sa"
    ["file_id"] => string(6) "108788"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403859092"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока на тему " Застывшая музыка" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zastyvshaia-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "148895"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419873077"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по теме "Небесное и земное в звуках и красках""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekturokapotiemieniebiesnoieiziemnoievzvukakhikraskakh"
    ["file_id"] => string(6) "283434"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453827131"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Застывший миг казахского вальса "
    ["seo_title"] => string(35) "zastyvshii-migh-kazakhskogho-val-sa"
    ["file_id"] => string(6) "168355"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423225858"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства