Слова песни «Ой, блины», (заготовки солнышка, лучиков), фломастеры.
Комплекты карточек .
Солнышко большое (на доску) и 6 лучей.
Формируемые УУД:
Личностные
Научить слушать и понимать музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение, повысить мотивацию собственных знаний, осознание учащимися для чего им необходимо получить знания по данной теме.
Метапредметные
Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации.
Коммуникативные: уметь работать в малых группах, выражать свою позицию.
Познавательные: выяснить какую роль играет литература в музыке.
Предметные
Учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения.
Воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу, художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Вид урока: урок- праздник.
Конспект урока во 2 классе по теме «Проводы зимы»
Организационный момент.
Дети входят в класс под музыку «Прощай Масленица…».
Приветствие учеников.
Учитель предлагает просмотреть 4 слайда и ответить на вопрос.
-Как вы считаете, какая тема урока?
- Масленица!
Учитель:
Много праздников на свете,
Всей душой их любят дети.
Мы ж Весну к себе зовём.
И о празднике весеннем разговор мы поведём.
- Ребята! Сегодня мы с вами тоже будем встречать Масленицу, наш любимый праздник! А будет помогать нам – Солнце, главный символ этого праздника. Сегодня солнышко будет дарить нам свои лучики. Это лучики не простые, а волшебные. Мы будем каждый лучик отправлять в полёт. Чтобы он нам принёс что-то интересное. Давайте посмотрим, что приготовил нам первый лучик.
2.Изучение нового материала.
Сначала дети разучивают слова – заклички лучика.
Дети:- Лучик солнышка, лети!
Всех нас в праздник удиви!
Призентация «Празднование Масленицы»
Лучик 1 «История праздника»
Учитель: - Масленица – самый шумный и веселый в народном календаре. Причем, каждый год время Масленицы меняется, ведь это – «переходящий» праздник.
Масленица берет начало еще в традициях наших далеких предков – древних славян, которые в конце февраля – начале марта устраивали проводы Зимы – праздник, посвященный рождающемуся Солнцу.
Слайд «Блины»
Румяные блины были символом праздника весны, Солнца, они символизировали образ Солнца. Потому и эмблемой этого старинного праздника стал блин, как знак Солнца.
Проводились игры и забавы: перетягивание каната, бег в мешках, пелись песни.
Самое любимое занятие на Масленицу катание на «карежах» - досках, залитых водой и замороженных на холоде, карежки заменяли санки.
Дети катались на снопах сена или соломы, на старых телячьих шкурах, все старались обогнать друг друга, ведь существовала примета: кто дальше всех с горки скатится, у того лен будет длинным, и масло будет хорошо сбиваться.
В конце праздника сжигали символическое чучело Масленицы, чтобы быстрее наступила весна.
На масленицу принято было угольки от костров разносить по дворам и класть в свои печки. Считается, что огонек с праздника должен «гореть» до следующего прихода весны.
В последний день Масленицы принято просить друг у друга прощение за все дурные дела. Этот день называется Прощёное Воскресенье.
Учитель: Ребята, обратите внимание на партах у вас лежат карточки со знаками +, -, ! они означают + известное
- неизвестное
! интересное
Только-что вы прослушали историю праздника «Масленица» и давайте попробуем
воспользуемся карточками .
Сейчас показываете карточку + те, кому что-то из прослушанного материала было известно.
Дети: опрос детей.
Воспользуемся карточкой - неизвестное
Дети: опрос детей.
Ну теперь возьмите карточку те, для кого материал ближе к карточке с ! интересное.
Дети: опрос детей.
- Мы сегодня станем участниками всех этапов праздника. Давайте посмотрим, что нам приготовил следующий лучик.
Лучик 2 «Музыкальный»
Дети: - Лучик солнышка, лети!
Всех нас в праздник удиви!
-Много песен и закличек сложено про Масленицу. Мы разучим с вами закличку «Веснянка» и песню «Ой, блины».
Ребята, ка вы считаете, что такое закличка?
Заклички- это песенки-обращения к природе, птицам, к Богу, это просьба о благословении. Поются они протяжно и немного печально.
СЛУШАНИЕ, РАЗУЧИВАНИЕ, ПЕНИЕ песни «Ой, блины».
Открывают третий лучик.
Лучик 3 «Игравая» Дети:
- Лучик солнышка, лети!
Всех нас в праздник удиви!
Учитель:
- Пришла весёлая пора
Поиграть нам всем. Ура!!!
ИГРА «Если весело живется»
Лучик 4 «Инструментальный»
- Лучик солнышка, лети!
Всех нас в праздник удиви!
Слушание музыки: «Бабушка испеки оладушки»
Прослушав фрагмент , какие инструменты вы услышали?
Покажите как играют на балалайке?
И как играют на гармошке?
Внимательно слушайте музыку и как услышите балалайку, играете на балалайке. Услышите гармошку играете на гармошке, а услышите, что инструменты играют вместе, каждый сам решает на каком инструменте он хочет с имитировать игру.
Лучик 5 «Творческий»
Дети:- Лучик солнышка, лети!
Всех нас в праздник удиви!
Задание: разрисовать солнышко, нарисовать лицо (оживить его), если понравился урок нарисовать улыбку, если нет нарисовать грустно.
Дети выполняют задание.
Домашнее задание:
Нарисовать рисунок по материалу урока.
Учитель: - Пышные гуляния Ярмарка венчает. До свиданья, Масленица, приходи опять! Через год Красавицу снова повстречаем. Снова будем праздновать, блинами угощать!
Дети хором говорят: «Прощай, Масленица!».
Выходят из класса под музыку песни «Прощай, Масленица!».
ОЙ, БЛИНЫ!
Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели, Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои.
Наша старшая сестрица Печь блины-то мастерица. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои.
Напекла она поесть, Сотен пять, наверно, есть. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои.
На поднос она кладет И сама к столу несет. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои.
Гости будьте же здоровы, Вот блины мои готовы. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои.