kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок музыки в 7 классе по теме В музыкальном театре. Балет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать представление об особенностях театральных жанров.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 7 классе по теме В музыкальном театре. Балет"»

Урок музыки №6 в 7 классе Тема «В музыкальном театре. Балет»

Тип урока: расширение и углубление знаний



Цель урока: сформировать представление об особенностях театральных жанров.

Задачи урока:

Обобщить знания учащихся об особенностях музыкальных жанров: балета, оперы.

- развивать навыки музыкального восприятия произведений;

- воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.

- закрепить понятие балет

Планируемые результаты

(предметные)

Познакомятся с фрагментами балета «Князь Игорь»

Научатся: на основе ассоциативного мышления проводить сравнительный анализ музыкальных портретов героев; узнавать музыкальные произведения, называть их авторов ; эмоционально откликаться на исполнение музыкальных произведений.

Узнают о связи средств музыкальной выразительности с музыкальной характеристикой героев оперы.

Получат возможность научиться: передавать музыкальные впечатления на основе приобретенных знаний; эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы.

Личностные результаты

Иметь мотивацию к учебной деятельности, демонстрировать эмоциональное восприятие произведений искусства; размышлять о музыке, анализировать, высказывать, своё отношение к прослушанным фрагментам.

Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий, самостоятельно определять выразительные музыкальные средства в ариях главных героев оперы.

Познавательные: ставить и формулировать учебную задачу в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; осваивать способы решения проблем творческого характера в процессе восприятия и оценки музыкального сочинения.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, литература, история.

Формы деятельности

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Дополнительные ресурсы

Доска, ноутбук, медиа проектор, экран.

Музыкальный материал

Видео из балета Б.Тищенко «Ярославна» - «Стон русской земли», ария князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу» из оперы Бородина «Князь Игорь», «Честь имею», О. Дубовой




Ход урока

Слайд 1. Орг. момент

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Как вы знаете, друзья мои, успех любого дела зависит от настроения, а чтобы оно было светлым и безоблачным, пожела. Вам успехов в вашей учебной деятельности!

Актуализация знаний (Слайд2)

Эпиграф к уроку: «… Здесь всё прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра»

Учитель: Прочтите эпиграф к уроку и попробуйте определить, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- О театре. (Слайд 3)

Как вы понимаете слово «театр»?

- Театр (от греческого) – место зрелищ.

Учитель: Театр – особый и прекрасный мир искусства.

Не выходя из зрительного зала, театр можете вернуть нас на много веков назад или заглянуть в будущее, задуматься о насущных вопросах современности.

А самое главное – театр учит нас видеть прекрасное в жизни и в людях.

Обычно, на уроках музыки мы говорим о театре музыкальном, т.е. таком театре, где проходят муз. представления. Что это за представления?

Назовите их.

- Опера, балет, оперетта, мюзикл.

Учитель: На предыдущих уроках мы знакомились с «оперой».

Что же такое «Опера»?

- Опера - муз. представление, содержание которого выражено в пении.

У.: Совершенно верно, т.е. всё то, что актёры хотят донести до зрителя, поётся.

Что такое ария? (Ответ)

Иногда в опере используется такой приём, как речитатив. Что это?

- Полупение – полуречь.

Обычно спектакль открывается увертюрой, т.е. ?

- Оркестровым вступлением.

Большая и, вернее, главная роль в опере отводится оркестру.

Что такое оркестр?

- Большой коллектив музыкантов.

По вашим наблюдениям, какой из оркестров, имеющий наибольшие возможности сопровождает оперные спектакли?

Обычно – это симфонический оркестр.

II. Этап проверки знаний, умений, навыков.

Уч: На предыдущих уроках мы знакомились с оперой ? .. «Князь Игорь» (Слайд 4)

Предлагаю, по изученному материалу и домашней работе, решить тест (слайд 5).

В конце – обмениваются ответами в парах, оценивают свои знания в листе самооценки (0 ошибок - 5 баллов; 1-2 ошибки – 4 балл; 3 -4 ошибки – 3балла; более 4 ошибок – 0 баллов).

Тесты

Проверка и оценивание знаний спросить 1-2 уч-ся

Уч: Сейчас мы немного отдохнём и поиграем в игру «Третий – лишний».

У вас на столах – конверты с муз. терминами, два из которых можно сгруппировать, третий – лишний, его крепим на доску. Итак, приступаем…

  1. Опера – балет – оперетта

  2. « Иван Сусанин» – «Ярославна» - «Князь Игорь»;

  3. ария –танец –ариетта;

  4. Хор – балетмейстер – хормейстер

  5. Певец – танцовщик – Баян;

  6. Дирижёр – балерина – оркестр

  7. Фото опера – балерина - опера

Выкладывают на доске слова

В лист самооценки поставить балл, если дали правильный ответ


Уч: К какому муз – сценическому жанру относятся все эти слова?

- Балет.

Уч.: Совершенно верно и тема нашего сегодняшнего урока, как вы все догадались, «В музыкальном театре. Балет.»

Какую же цель мы поставим сегодня на уроке?

Целеполагание

Что бы вы хотели узнать на уроке? Определите цель нашего занятия.

Цель: сформировать представление об особенностях театрального жанра - балета.

Задачи: РАСШИРЯТЬ КРУГОЗОР ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ РЕПЕРТУАРОМ;

РАЗВИВАТЬ ВОКАЛЬНЫЕ НАВЫКИ.


Выложить на доске!

2


Итак, ребята, кто из вас сможет дать определение, что же такое «Балет?

- Ответ.

Уч.: Какие сведения о балете вам ещё известны?

- Возник в Италии, но особенный расцвет получил во Франции в конце 16 века

- Основоположником русского балета считается П. И.Чайковский

Уч: Попробуйте вспомнить его балетные спектакли. (их 3. Известны во всём мире)

- «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». (Слайд фото из балетов)

Уч: Ребята, сегодняшний урок мы совсем не случайно начали с повторения пройденного, т.е. с оперы

Дело в том, что опера и балет имеют много общего и в этом мы сейчас убедимся.

Оперные спектакли всегда пишутся на основе (чего?) литературных произведений – былин, сказаний, поэм, сказок, повестей и т.д. А балеты?

- Ответы.

Уч: По тематике балеты, как и оперы, бывают разные: (Слайд)

  • лирический,

  • эпические

  • драматические

  • балет-поэма

  • балет-сказка

Уч: Краткое содержание и оперы, и балета называется…

Либретто.

Уч: Открываются спектакли ? увертюрой, т.е. –

- Оркестровым вступлением.

Иногда в оперные спектакли вводятся танцевальные номера, а в партитуру балетов – хор. В этом мы убедимся на примере балета «Ярославна», создателем которого является ленинградский композитор Борис Иванович Тищенко (Слайд)

Итак, балет «Ярославна».

Какие ассоциации у вас возникают с этим именем?

-Ответы

Уч.: В каком муз произведении мы уже встречались с Ярославной?

Опера «Князь Игорь».

Уч: События 12 века, уже знакомые вам по опере А.П. Бородина «Князь Игорь», легли и в основу балета «Ярославна».

Образ Ярославны как символ святой веры, самоотверженности, верности проходит через всю постановку спектакля.

В балете 3 действия.

I действие открывается небольшим оркестровым вступлением. Негромко и одиноко звучит голос пастушьей свирели, создавая атмосферу глубокой старины.

Спеть мелодию вступления

Видео


После вступления звучит хор «Стон русской земли», в котором поют подлинный текст «Слова о полку Игореве», комментируя происходящее и подчёркивая эмоциональное состояние героев.

Слушание

  • С какой целью Б. И.Тишенко вводит в балет хоровой коллектив?

  • Определим тип хора: женский, мужской, детский, смешанный.

  • Какие образы балета раскрывает музыка вступления и хора «Стон Русской земли».


Уч: Композитор Б. И. Тищенко сделал свою интерпретацию произведения, причем не совпадающую с мнением композитора А. П. Бородина. Вы согласны?

Итак, ребята, какова же главная идея этих спектаклей?

  • -Патриотизм, преданность …

  • Образ Ярославны – это символ святой веры, самоотверженности, верности.


VI. Ну, а теперь, как в любом театре, у нас антракт.

- Все знают, что это слово обозначает?

- Чем занимаются зрители в антракте? (ходят в буфет, обмениваются мнениями, осматривают помещения театра)

На стенах фойе театра обычно висят портреты артистов, прославляющих театр. Давайте и мы посмотрим некоторые фотографии исполнителей главных партий в этом балете в разные годы (слайды 9-11)

  1. Обобщение темы, задач урока.

 - С каким композитором познакомились на уроке?

- Как называется произведение, которое он сочинил?

- Какие образы поднимает в своем произведении Б. И. Тищенко.

Образ Ярославны — это символ Родины-матери, святой веры, любви, самоотверженности и верности.

 Существует ли это образ в наше время.

Актуальна ли тема верности, преданности, чести сейчас?

И закончить урок мне хочется песней «Честь имею».


ПЕНИЕ

  1. Домашнее задание. (индивидуальное или по вариантам)

  2. Оценка деятельности учащихся.

  3. Рефлексия

И в заключении нашего урока я предлагаю ответить на три вопроса

в карточке под название «А напоследок я скажу…»












Приложение:

«А напоследок я скажу…»


1.Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2.Что не получилось? ________________________________________________________

____________________________________________________________________

3.Мои перспективы __________________________________________________________




«А напоследок я скажу…»


1.Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2.Что не получилось? ________________________________________________________

____________________________________________________________________

3.Мои перспективы __________________________________________________________



«А напоследок я скажу…»


1.Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2.Что не получилось? ________________________________________________________

____________________________________________________________________

3.Мои перспективы __________________________________________________________



«А напоследок я скажу…»


1.Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2.Что не получилось? ________________________________________________________

____________________________________________________________________

3.Мои перспективы __________________________________________________________



«А напоследок я скажу…»


1.Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2.Что не получилось? ________________________________________________________

____________________________________________________________________

3.Мои перспективы __________________________________________________________


Приложение:


Лист самоконтроля

Фамилия, имя ученика _________________________________


п.п

Виды работы на уроке

Баллы

1

Тестирование

(0 ошибок - 5 баллов; 1-2 ошибки – 4 балл; 3 -4 ошибки – 3балла; более 4 ошибок – 0 баллов).


2

Игра «Третий – лишний»

1 балл, если дали правильный ответ


3

Активность работы на уроке


4

Итого:

Отметка выставляется по десятибалльной системе



*********************************************************************

Лист самоконтроля

Фамилия, имя ученика _________________________________


п.п

Виды работы на уроке

Баллы

1

Тестирование

(0 ошибок - 5 баллов; 1-2 ошибки – 4 балл; 3 -4 ошибки – 3балла; более 4 ошибок – 0 баллов).


2

Игра «Третий – лишний»

1 балл, если дали правильный ответ


3

Активность работы на уроке


4

Итого:

Отметка выставляется по десятибалльной системе



*********************************************************************

Лист самоконтроля

Фамилия, имя ученика _________________________________


п.п

Виды работы на уроке

Баллы

1

Тестирование

(0 ошибок - 5 баллов; 1-2 ошибки – 4 балл; 3 -4 ошибки – 3балла; более 4 ошибок – 0 баллов).


2

Игра «Третий – лишний»

1 балл, если дали правильный ответ


3

Активность работы на уроке


4

Итого:

Отметка выставляется по десятибалльной системе



ТЕСТЫ (опера «Князь Игорь)

1. Композитор, создавший оперу «Князь Игорь» -

А) А.П.Бородин; Б) П.И. Чайковский В) М.И. Глинка

2. Кем был А. П. Бородин?

а) дирижёр, педагог, пианист; б) музыкальный критик, композитор, морской офицер;

в) химик, профессор в медико-хирургической академии, музыкант, композитор.

3.Жанр оперы «Князь Игорь?

А) комический; Б) эпический; В) сказочный

4. Какое произведение легло в основу сюжета либретто «Князь Игорь»?

А) «Война и мир» Б) «Слово о полку Игореве» В) «Повесть временных лет»

5. События какого года описываются в опере «Князь Игорь»?

а) 1185г.; б) 1240г.; в) 1380г.

6.Каким городом правил князь Игорь Святославович?

А) Ростов Б) Владимир В) Путивль

7. На войну с кем князь Игорь отправился в поход?

А) Шведы Б) Половцы В) Франки

8. Какое природное явление послужило дурным предзнаменованием в предстоящем походе? А) Солнечное затмение Б) Сильный град В) Песчаная буря

9. Как звали верную супругу князя Игоря Святославовича?

А) Наталья Б) Ярославна В) Ольга

10. Музыкальный номер, главная характеристика Князя Игоря

а) Романс «Ни сна, ни отдыха измученной душе»;

б) ария «Ты взойдёшь моя заря»; в) ария «О, дайте, дайте мне свободу!»

11. Музыкальный номер оперы «К. И.», который создаёт образ половецкого стана:

а) Хор половецких девушек «Улетай на крыльях ветра»; б) «Вальс»; в) «Лезгинка».

ТЕСТЫ (опера «Князь Игорь)

1. Композитор, создавший оперу «Князь Игорь» -

А) А.П.Бородин; Б) П.И. Чайковский В) М.И. Глинка

2. Кем был А. П. Бородин?

а) дирижёр, педагог, пианист; б) музыкальный критик, композитор, морской офицер;

в) химик, профессор в медико-хирургической академии, музыкант, композитор.

3.Жанр оперы «Князь Игорь?

А) комический; Б) эпический; В) сказочный

4. Какое произведение легло в основу сюжета либретто «Князь Игорь»?

А) «Война и мир» Б) «Слово о полку Игореве» В) «Повесть временных лет»

5. События какого года описываются в опере «Князь Игорь»?

а) 1185г.; б) 1240г.; в) 1380г.

6.Каким городом правил князь Игорь Святославович?

А) Ростов Б) Владимир В) Путивль

7. На войну с кем князь Игорь отправился в поход?

А) Шведы Б) Половцы В) Франки

8. Какое природное явление послужило дурным предзнаменованием в предстоящем походе? А) Солнечное затмение Б) Сильный град В) Песчаная буря

9. Как звали верную супругу князя Игоря Святославовича?

А) Наталья Б) Ярославна В) Ольга

10. Музыкальный номер, главная характеристика Князя Игоря

а) Романс «Ни сна, ни отдыха измученной душе»;

б) ария «Ты взойдёшь моя заря»; в) ария «О, дайте, дайте мне свободу!»

11. Музыкальный номер оперы «К. И.», который создаёт образ половецкого стана:

а) Хор половецких девушек «Улетай на крыльях ветра»; б) «Вальс»; в) «Лезгинка».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок музыки в 7 классе по теме В музыкальном театре. Балет"

Автор: Моргунова Елена Анатольевна

Дата: 15.03.2020

Номер свидетельства: 542850

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) ""Второе путешествие в музыкальный театр. Балет" "
    ["seo_title"] => string(51) "vtoroie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr-baliet"
    ["file_id"] => string(6) "154280"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421143833"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет". "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-muzyki-vtoroie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr-baliet"
    ["file_id"] => string(6) "169057"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423333653"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Презентация к уроку музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет". "
    ["seo_title"] => string(82) "priezientatsiia-k-uroku-muzyki-vtoroie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr-baliet"
    ["file_id"] => string(6) "169060"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423334210"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Первое путешествие в музыкальный театр. ОПЕРА "
    ["seo_title"] => string(52) "piervoie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr-opiera"
    ["file_id"] => string(6) "178417"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424833675"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Технологическая карта урока музыки на тему:«Детский музыкальный театр»"
    ["seo_title"] => string(68) "tiekhnologhichieskaiakartaurokamuzykinatiemudietskiimuzykalnyitieatr"
    ["file_id"] => string(6) "270278"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451053413"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства