Урок музыки в 4 классе. Тема: Что за прелесть эти сказки.
Урок музыки в 4 классе. Тема: Что за прелесть эти сказки.
Цель урока : развитие образных представлений на основе оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», научить детей подбирать музыку к изо, сказкам или стихам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 4 классе. Тема: Что за прелесть эти сказки.»
Урок №10. Тема: «Что за прелесть эти сказки. Три чуда»
Класс: 4А класс
Тип урока - урок-сказка.
Цель урока : развитие образных представлений на основе оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», научить детей подбирать музыку к изо, сказкам или стихам.
Эта цель реализуется через решение следующих задач:
- развивать навыки музыкального восприятия произведения;
- обогатить внутренний мир детей, соединив воедино несколько видов искусства: литературу, живопись, музыку и кино.
- развитие образных музыкально-слуховых представлений;
- воспитание интереса к музыке.
- использование этих знаний в жизни
Урок искусства необычный урок и методы от искусства
- словесные (сравнения и сопереживания);
- наглядный метод, который преломлялся в наглядно-слуховой и наглядно- выразительный;
- метод наблюдения за музыкой;
- метод импровизации;
- метод размышления о музыке;
- интегрированный метод сочетания восприятия музыки с художественным словом и изобразительным искусством.
Ход урока:
1.Музыкальное приветствие. Распевывание.
(Исполнение ранее выученной песни)
2.Актуализация знаний.
(На доске прикреплены рисунки сказок)
-Посмотрите на эти изображения. Что вы увидели? (рисунки)
- О чем они вам говорят? Что у них общего? (это сказки)
- Какой русский писатель, поэт больше всего любил писать, или слушать сказки? (А.С.Пушкин)
- Пушкина с детства пленили сказки. Не даром он восклицал: «Что за прелесть эти сказки!» Вспомните, кто вдохновлял Пушкина на создание сказок? (Няня – Яковлева Арина Родионовна, бабушка Мария Алексеевна Ганнибал).
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (о сказках Пушкина)
- Но так, как мы находимся с вами на уроке музыке, то мы с вами будем вести речь о музыке.
- Тема нашего урока так и звучит «Что за прелесть эти сказки. Три чуда».
- Как вы думаете, можно ли к сказкам или стихам или иллюстрациям подобрать музыкальное сопровождение? (да)
- Какая цель урока у нас будет? (научится подбирать музыку к изо, стихам, сказкам)
- А для чего это нужно, то есть, зачем это делать? (ответы)
- Правильно подобранна музыка к литературному тексту, к рисунку, слушается и воспринимается намного богаче, шире и интересней, она глубже раскрывает сюжет, ведь музыка намного богаче любого слова.
- Где еще в современном мире мы с вами сможем встретить эти 2 искусства: литературу и музыку? (в театре, кино )
1.(тихо звучит тема царевны-лебедь)
-Прислушайтесь? Слышите? Как легкими шагами, завораживая нас своей красотой, очаровывая своей фантазией, из сказочной табакерки, плывет и расплывается сказка… Закройте глаза и послушайте музыку, попробуйте определить какие образы возникнут у вас при прослушивании.
-Какие образы возникли у вас?
-Легко ли они у вас возникали?
Посмотрите, какие разные у всех образы. Художник создает образ при помощи кисти и красок. Поэт и писатель с помощью слова. Режиссер с помощью видео камеры и актеров. Композиторы с помощью музыки, то есть нот и средств музыкальной выразительности.
- Давайте с вами вспомним средства музыкальной выразительности. (мелодия, лад, ритм, темп, тембр, регистр, динамика, интонация)
- Интересно, как создается кино? Какие виды искусств нужны для создания фильма или другого любого видео? (литература, музыка, изо, современная техника: компьютер, видео камера и другое)
- Сегодня мы с вами попробуем разобраться, пригодится ли вам знание музыки и средств музыкальной выразительности в жизни.
И для того что бы ответить на этот вопрос и научится подбирать музыку к изо, стихам или сказкамнам поможет Н.А.Римский-Корсаков, его еще называют композитором-сказочником, потому что им написано много опер на сюжеты сказок.
Опера, с которой мы сегодня познакомимся, была написана в 1899 году. В год столетнего юбилея замечательного русского поэта А. С. Пушкина. «Сказка о царе Салтане» привлекла композитора изобилием чудес, и конечно же сам пушкинский стих удивительно напевный и сочный:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана…
Сегодня мы с вами побудем немного режиссерами. В век технологий и компьютера мы можем с простого стихотворения или сказки сделать шедевр или услышать картины художников или даже создать свой собственный фильм.
- Вы любите снимать на телефоны видео или же фотографировать все вокруг? (да)
- А можно ли создать фильм из видео и фото что у вас есть? (да)
- А что нам для этого нужно? (видео, фото, камера)
- А оно у вас будет немым? (нет)
- Тогда что нам поможет его сделать красочным, живым, интересным? (музыка)
Предлагаю прослушать несколько музыкальных зарисовок и выбрать более подходящий для сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».
3.Изучение нового материала
Итак, представьте себе, мы попали на чудный остров, где происходят невиданные чудеса.
- Как нам привлечь внимание народа? (ответы)
В музыке можно использовать фанфары. Фанфары - это сигнал торжественного действия. Фанфары приказывают: «Слушайте! Слушайте! Внимание! Внимание!»
Послушайте 2 варианта и выберете один самый подходящий для того что бы привлечь внимание в сказке Пушкина.
2. 3. (Слушаем)
- Какой вариант больше всего подходит к началу сказки? (ответы)
- Почему? (ответы)
- Какие музыкальные инструменты изображают звучание фанфар? (духовые медные инструменты).
Для начала всех действий композитор Н.А.Римский-Корсаков в опере «Сказка о царе Салтане» использовал звуки фанфар, те которые выбрали именно вы.
- Итак, какие в сказке Пушкина встречаются 3 чуда? (белочка, 33 богатыря, царевна Лебедь)
Первое чудо, которое нас встречает в опере Римского-Корсакова это белочка.
(на доску прикрепляю изо белочки, фрагмент текста из сказки)
Послушайте. Обратите внимание на то, как она выглядит и как описывает ее Пушкин.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
Давайте подберем для нее музыку.
4. 5. (Слушают, выбирают)
- Какой вариант, по вашему мнению, больше всего подходит к этой затейнице?
- Почему именно эту музыку вы выбрали? (она в русском народном костюме, и в стихотворении говорится о песне)
-Какие чувства, настроения вызывает у вас эта мелодия? (Радостная, скачущая)
- Какую музыку для нее нужно подобрать? (характер – нежный, ласковый, темп – умеренный, медленный, динамика – тихая, не очень громкая, тембр - скрипка)
- Как одним словом описать нам это чудо, превращение с лебедя в девушку?
(волшебство)
- Давайте подберем для нее волшебную музыку.
9. 10. (слушание, выбор)
- Молодцы. А вам интересно, какую музыку написал для этих трех чудес Римский-Корсаков? (Да)
Все музыкальные произведения, которые вы выбирали на протяжении всего урока к словам из сказки Пушкина, написал Римский-Корсаков для оперы «Сказка о царе Салтане».
Не даром говорят, что талантливые люди думают одинаково прекрасно, и находятся на одной творческой волне. Можно смело сказать, что вы талантливые.
Ведь что для человека есть музыка? Она как воздух и тепло солнечных лучей для нашего слуха и души. Она делает нас лучше, вдохновляет и воодушевляет, дарит незабываемые чувства, очищения прекрасного.
Именно благодаря ей человек способен расслабиться, отдохнуть, получить определенную пищу для ума. Этот вид искусства способен с корне поменять настроение человека – развеселить его, опечалить, почувствовать тоску или красоту окружающего мира. Музыка – неистощимый источник самых разнообразных эмоций и чувств.
Сейчас мы с вами посмотрим фрагменты из М/ф «Сказка о царе Салтане» режиссеры которой Иван Иванов-Вано и Лев Мильчин и послушаем музыку, ту, которую на протяжении урока вы подбирали, опираясь на текст и иллюстрации к сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане».
11. (Смотрим фильм)
5. Рефлексия
- Получилось ли нам передать глубину чувств, переживаний, красоту и волшебство каждого чуда из сказки Пушкина с помощью музыки?
- В чем заключалась наша цель урока? (правильно подобрать музыку к сказке и иллюстрациям)
- А почему, как вы думаете, вам получилось подобрать музыку? (внимательно слушали каждое произведение, обратили внимание на текст сказки и иллюстрации)
- С какой оперой вы познакомились сегодня? (Опера «Сказка о царе Салтане»)
- Кто является авторами ее? (Пушкин, Римский-Корсаков)
- Что вы научились делать на уроке? (подбирать музыку к сказке)
- Пригодится ли вам в жизни такие знания?
- Что вы сможете создать в дальнейшем при помощи компьютерных технологий? (видео)
- Сможете ли вы к стихотворению подобрать соответствующую музыку?
- Что для этого нужно сделать? (внимательно прочитать текст)
Я надеюсь, что с помощью этих знаний в дальнейшем вы сможете создавать собственные прекрасные видео-фильмы, читать стихи под соответствующее музыкальное сопровождение. Ведь каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице – везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки.
При этом мы не задумываемся, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир, наше поведение и здоровье.
Музыка – это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свои настроения и чувства, побуждающий к сопереживанию, формирующий стремление к преобразованию окружающего мира. Влияние музыки неповторимо, ничем не заменимо. А те ребята кто учится в музыкальной школе, возможно, напишут свою собственную музыку. И возможно когда-то мы услышим чью-то фамилию из вашего класса и прослушаем его музыкальное произведение в каком-то м/ф или кино.
Ребята, я желаю вам творческих успехов!
Д/з
Повторить песню, средства музыкальной выразительности