kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок музыки в 4 классе. Тема: Что за прелесть эти сказки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока : развитие образных представлений на основе оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», научить детей подбирать музыку к изо, сказкам или стихам.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 4 классе. Тема: Что за прелесть эти сказки.»

Урок №10. Тема: «Что за прелесть эти сказки. Три чуда»

Класс: 4А класс

Тип урока - урок-сказка.

Цель урока : развитие образных представлений на основе оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», научить детей подбирать музыку к изо, сказкам или стихам.

Эта цель реализуется через решение следующих задач:

- развивать навыки музыкального восприятия произведения;

- обогатить внутренний мир детей, соединив воедино несколько видов искусства: литературу, живопись, музыку и кино.

- развитие образных музыкально-слуховых представлений;

- воспитание интереса к музыке.

- использование этих знаний в жизни

Урок искусства необычный урок и методы от искусства

- словесные (сравнения и сопереживания);

- наглядный метод, который преломлялся в наглядно-слуховой и наглядно- выразительный;

- метод наблюдения за музыкой;

- метод импровизации;

- метод размышления о музыке;

- интегрированный метод сочетания восприятия музыки с художественным словом и изобразительным искусством.

Ход урока:

1.Музыкальное приветствие. Распевывание.

(Исполнение ранее выученной песни)

2.Актуализация знаний.

(На доске прикреплены рисунки сказок)

-Посмотрите на эти изображения. Что вы увидели? (рисунки)

- О чем они вам говорят? Что у них общего? (это сказки)

- Какой русский писатель, поэт больше всего любил писать, или слушать сказки? (А.С.Пушкин)

- Пушкина с детства пленили сказки. Не даром он восклицал: «Что за прелесть эти сказки!» Вспомните, кто вдохновлял Пушкина на создание сказок? (Няня – Яковлева Арина Родионовна, бабушка Мария Алексеевна Ганнибал).

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (о сказках Пушкина)

- Но так, как мы находимся с вами на уроке музыке, то мы с вами будем вести речь о музыке.

- Тема нашего урока так и звучит «Что за прелесть эти сказки. Три чуда».

- Как вы думаете, можно ли к сказкам или стихам или иллюстрациям подобрать музыкальное сопровождение? (да)

- Какая цель урока у нас будет? (научится подбирать музыку к изо, стихам, сказкам)

- А для чего это нужно, то есть, зачем это делать? (ответы)

- Правильно подобранна музыка к литературному тексту, к рисунку, слушается и воспринимается намного богаче, шире и интересней, она глубже раскрывает сюжет, ведь музыка намного богаче любого слова.

- Где еще в современном мире мы с вами сможем встретить эти 2 искусства: литературу и музыку? (в театре, кино )

1.(тихо звучит тема царевны-лебедь)

-Прислушайтесь? Слышите? Как легкими шагами, завораживая нас своей красотой, очаровывая своей фантазией, из сказочной табакерки, плывет и расплывается сказка… Закройте глаза и послушайте музыку, попробуйте определить какие образы возникнут у вас при прослушивании.

-Какие образы возникли у вас?

-Легко ли они у вас возникали?

Посмотрите, какие разные у всех образы. Художник создает образ при помощи кисти и красок. Поэт и писатель с помощью слова. Режиссер с помощью видео камеры и актеров. Композиторы с помощью музыки, то есть нот и средств музыкальной выразительности.

- Давайте с вами вспомним средства музыкальной выразительности. (мелодия, лад, ритм, темп, тембр, регистр, динамика, интонация)

- Интересно, как создается кино? Какие виды искусств нужны для создания фильма или другого любого видео? (литература, музыка, изо, современная техника: компьютер, видео камера и другое)

- Сегодня мы с вами попробуем разобраться, пригодится ли вам знание музыки и средств музыкальной выразительности в жизни.

И для того что бы ответить на этот вопрос и научится подбирать музыку к изо, стихам или сказкам нам поможет Н.А.Римский-Корсаков, его еще называют композитором-сказочником, потому что им написано много опер на сюжеты сказок.

Опера, с которой мы сегодня познакомимся, была написана в 1899 году. В год столетнего юбилея замечательного русского поэта А. С. Пушкина. «Сказка о царе Салтане» привлекла композитора изобилием чудес, и конечно же сам пушкинский стих удивительно напевный и сочный:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова Буяна

В царство славного Салтана…


Сегодня мы с вами побудем немного режиссерами. В век технологий и компьютера мы можем с простого стихотворения или сказки сделать шедевр или услышать картины художников или даже создать свой собственный фильм.

- Вы любите снимать на телефоны видео или же фотографировать все вокруг? (да)

- А можно ли создать фильм из видео и фото что у вас есть? (да)

- А что нам для этого нужно? (видео, фото, камера)

- А оно у вас будет немым? (нет)

- Тогда что нам поможет его сделать красочным, живым, интересным? (музыка)

Предлагаю прослушать несколько музыкальных зарисовок и выбрать более подходящий для сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».

3.Изучение нового материала

Итак, представьте себе, мы попали на чудный остров, где происходят невиданные чудеса.

- Как нам привлечь внимание народа? (ответы)

В музыке можно использовать фанфары. Фанфары - это сигнал торжественного действия. Фанфары приказывают: «Слушайте! Слушайте! Внимание! Внимание!»

Послушайте 2 варианта и выберете один самый подходящий для того что бы привлечь внимание в сказке Пушкина.

2. 3. (Слушаем)

- Какой вариант больше всего подходит к началу сказки? (ответы)

- Почему? (ответы)

- Какие музыкальные инструменты изображают звучание фанфар? (духовые медные инструменты).

Для начала всех действий композитор Н.А.Римский-Корсаков в опере «Сказка о царе Салтане» использовал звуки фанфар, те которые выбрали именно вы.

- Итак, какие в сказке Пушкина встречаются 3 чуда? (белочка, 33 богатыря, царевна Лебедь)

Первое чудо, которое нас встречает в опере Римского-Корсакова это белочка.

(на доску прикрепляю изо белочки, фрагмент текста из сказки)

Послушайте. Обратите внимание на то, как она выглядит и как описывает ее Пушкин.

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет.


Давайте подберем для нее музыку.

4. 5. (Слушают, выбирают)

- Какой вариант, по вашему мнению, больше всего подходит к этой затейнице?

- Почему именно эту музыку вы выбрали? (она в русском народном костюме, и в стихотворении говорится о песне)

-Какие чувства, настроения вызывает у вас эта мелодия? (Радостная, скачущая)

- А что это за песня? («Во саду ли в огороде»)

4. Вокально-хоровая работа

Давайте ее споем.

6. (Поем песню «Во саду ли в огороде»)

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла -

Невеличка, круглоличка,

Румяное личко.

За ней ходит, за ней бродит

Удалой молодчик.

За ней ходит, за ней носит

Дороги подарки.


- Какое 2 чудо? (33 богатыря) (на доску прикрепляю изо 33 богатырей)


В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге, и очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.


- Какой кит музыки подойдет к этим словам: песня, танец или марш? (марш)

- Какую музыку можно использовать для передачи образа богатырей? (громкую, серьезную, могучую)

7. 8. (слушание, выбор)

- Какой вариант музыки лучше раскрыл образ богатырей?


- Почему именно ее вы выбрали? (она маршевая, с четким ритмом, громкой динамикой, могучая и мощная интонация, характер)


- Какое 3 чудо? (Лебедь) (на доску прикрепляю изо царевны Лебедь)

Говорят царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает-

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама то величава

Выступает будто пава;

Сладку речь то говорит,

Будто реченька журчит.


- Какую музыку для нее нужно подобрать? (характер – нежный, ласковый, темп – умеренный, медленный, динамика – тихая, не очень громкая, тембр - скрипка)

- Как одним словом описать нам это чудо, превращение с лебедя в девушку?

(волшебство)

- Давайте подберем для нее волшебную музыку.

9. 10. (слушание, выбор)


- Молодцы. А вам интересно, какую музыку написал для этих трех чудес Римский-Корсаков? (Да)


Все музыкальные произведения, которые вы выбирали на протяжении всего урока к словам из сказки Пушкина, написал Римский-Корсаков для оперы «Сказка о царе Салтане».

Не даром говорят, что талантливые люди думают одинаково прекрасно, и находятся на одной творческой волне. Можно смело сказать, что вы талантливые.


Ведь что для человека есть музыка? Она как воздух и тепло солнечных лучей для нашего слуха и души. Она делает нас лучше, вдохновляет и воодушевляет, дарит незабываемые чувства, очищения прекрасного.

Именно благодаря ей человек способен расслабиться, отдохнуть, получить определенную пищу для ума. Этот вид искусства способен с корне поменять настроение человека – развеселить его, опечалить, почувствовать тоску или красоту окружающего мира. Музыка – неистощимый источник самых разнообразных эмоций и чувств.





Сейчас мы с вами посмотрим  фрагменты из М/ф «Сказка о царе Салтане» режиссеры которой Иван Иванов-Вано и Лев Мильчин и послушаем музыку, ту, которую на протяжении урока вы подбирали, опираясь на текст и иллюстрации к сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане».

11. (Смотрим фильм)

5. Рефлексия

- Получилось ли нам передать глубину чувств, переживаний, красоту и волшебство каждого чуда из сказки Пушкина с помощью музыки?

- В чем заключалась наша цель урока? (правильно подобрать музыку к сказке и иллюстрациям)

- А почему, как вы думаете, вам получилось подобрать музыку? (внимательно слушали каждое произведение, обратили внимание на текст сказки и иллюстрации)

- С какой оперой вы познакомились сегодня? (Опера «Сказка о царе Салтане»)

- Кто является авторами ее? (Пушкин, Римский-Корсаков)

- Что вы научились делать на уроке? (подбирать музыку к сказке)

- Пригодится ли вам в жизни такие знания?

- Что вы сможете создать в дальнейшем при помощи компьютерных технологий? (видео)

- Сможете ли вы к стихотворению подобрать соответствующую музыку?

- Что для этого нужно сделать? (внимательно прочитать текст)

Я надеюсь, что с помощью этих знаний в дальнейшем вы сможете создавать собственные прекрасные видео-фильмы, читать стихи под соответствующее музыкальное сопровождение. Ведь каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице – везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки.

При этом мы не задумываемся, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир, наше поведение и здоровье.

Музыка – это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свои настроения и чувства, побуждающий к сопереживанию, формирующий стремление к преобразованию окружающего мира. Влияние музыки неповторимо, ничем не заменимо. А те ребята кто учится в музыкальной школе, возможно, напишут свою собственную музыку. И возможно когда-то мы услышим чью-то фамилию из вашего класса и прослушаем его музыкальное произведение в каком-то м/ф или кино.


Ребята, я желаю вам творческих успехов!

Д/з

Повторить песню, средства музыкальной выразительности


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок музыки в 4 классе. Тема: Что за прелесть эти сказки.

Автор: Скригонюк Ксения Евгеньевна

Дата: 03.01.2020

Номер свидетельства: 534311

Похожие файлы

object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Методическая разработка урока " Что за прелесть эти сказки""
    ["seo_title"] => string(55) "mietodichieskaiarazrabotkaurokachtozaprieliestetiskazki"
    ["file_id"] => string(6) "312070"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459280132"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина. «Что за прелесть, эти сказки!»"
    ["seo_title"] => string(63) "urok_ighra_po_skazkam_a_s_pushkina_chto_za_prieliest_eti_skazki"
    ["file_id"] => string(6) "369181"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1481631921"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Интегрированный урок по хореографии и русской литературе"Что за чудо эти сказки!?" "
    ["seo_title"] => string(88) "intieghrirovannyi-urok-po-khorieoghrafii-i-russkoi-litieraturie-chto-za-chudo-eti-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "201879"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429126101"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Интегрированный урок музыки, литературного чтения и изобразительного искусства в 4 классе. "
    ["seo_title"] => string(98) "intieghrirovannyi-urok-muzyki-litieraturnogho-chtieniia-i-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "241028"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445171556"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Что за прелесть эти сказки!."
    ["seo_title"] => string(28) "chto_za_prieliest_eti_skazki"
    ["file_id"] => string(6) "362592"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1480104373"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства