В переулке снежно, скрип шагов певуч, А в душе так нежно светит звёздный луч.
Здравствуйте, ребята! Я вверена, что вы догадались, какой особенной музыке посвящен наш урок.
Ученики называют тему урока
( На доске появляется тема урока «Колокольный звон»)
Учитель Слышите, звонят колокола. Среди бесчисленных мелодий и созвучий их музыка занимает особое место. И я приглашаю вас на встречу с колокольным звоном. На нашем уроке мы прикоснемся к традициям древнерусской культуры. Постараемся услышать в музыке русских и советских композиторов продолжение этих традиций. Научимся различать виды колокольного звона. А чтобы наша работа была интересной и плодотворной, я предлагаю вам отправиться в музыкальное путешествие, разделившись на две группы. Первая группа-«искусствоведы». Их задача , помочь нам глубже почувствовать красоту искусства. Вторая группа-«историки» Благодаря их помощи, мы будем знакомиться с историческими датами , событиями, героями. Пусть каждый из вас сейчас займет свое место в командах, исходя из собственного желания. В течение урока вы можете работать не только в своей команде, но и помогать товарищам из другой команды. Перед вами карточки, которые помогут вам в ваших ответах.
Ученики рассаживаются по двум командам. На столах для каждой команды расположены таблички: «Искусствоведы», «Историки», а также карточки с опорными датами и терминами. Карточки перевернуты надписью вниз. Воспользоваться подсказкой можно лишь с том случае, если ответ в команде не найден.
Учитель Наше путешествие начнется с тех далеких времен, когда на Руси возник колокольный звон.
-С каким историческим событием связано возникновение колокольного звона?
(Ответ историков-с Крещением Руси)
-В каком веке это произошло?
(Ответ историков-в 10 веке)
Кто из русских князей причастен к этому великому событию?
(Ответ историков-князь Владимир)
Учитель Колокола на Руси появились в 10 веке с принятием христианства, но широко распространились с конца XVI в. А в XVII-XX вв. они так широко и прочно вошли в церковный обиход, так слились с богослужением Русской Православной Церкви и с представлением о русском народном благочестии, что вопрос об их духовно-символическом значении заслуживает особого внимания. Вопрос, откуда пришли колокола на Русь, до сегодняшнего времени остается открытым. Одни считают, что колокольные звоны пришли из Западной Европы, другие родиной колокольного звона считают Византию, третьи говорят, что колокольный звон появился на Руси независимо ни от кого. Ряд исследователей полагает, что родина колоколов – Китай. Действительно, технология бронзового литья там была создана еще в эпоху Ся (XXIII-XVII века до Р. Х.).Как бы ни было, на Руси колокольный звон занимал особое положение и уважение. Колокола на протяжении многих веков сопровождали своим звоном жизнь христиан.
-Какое значение в жизни русского человека имел колокольный звон?
(Ответ историков-будил утром, сообщал о нападениях врагов, поздравлял с праздниками, звал на службу в храм.)
К какому виду древнерусской музыки относится колокольный звон?
(Ответ искусствоведов-к духовной)
-А можно ли назвать колокольный звон музыкой?
(Ответ искусствоведов—да)
- А что в колокольной музыке важнее - ритм или мелодия?
(Ответ искусствоведов-ритм)
Звоны могут быть праздничными, набатными, вечерними, погребальными. Для каждого звона характерен свой образ, свои средства музыкальной выразительности. Если бы вы были звонарями, каким был бы у вас праздничный звон?
Сейчас мы познакомимся с вами с видами церковного звона.
(видеофрагменты)
Благовест — звон в один большой колокол перед началом службы.
Трезвон - звон в несколько колоколов в три приема
Перезвон - поочередно перебирают все колокола (печальный).
Затравка — нечастый звон в маленький колокол перед началом звона
Переборы - довольно скорые удары во все колокола по порядку {перед красным звоном)
Погребальный - медленные размеренные одиночные удары в колокол.
Волшебные пасхальные звоны своими переливами рождают в душе каждого человека чувство любви и восхищения своей землей.
(Звучит песня «Колокольный звон Надежды Тананко)
Раз в год, во время великого православного праздника, каждый из верующих мог подняться на колокольню, чтобы самому попробовать сыграть в колокола.
-О каком празднике идет речь?
(Ответы историков-Пасха)
-Как называется музыкант, звонящий в колокола?
(Ответы искусствоведов-звонарь)
Не было на Руси никогда школы, где бы учили колокольному звону. А Звоны славились. Русские звонари, не зная нотной грамоты, сумели сохранить и приумножить это богатство. Запоминали ритмику звонов благодаря частушкам и поговоркам звонарским.
Практическая работа. Первая группа учеников представляют звучание больших колоколов. С ними разучивается поговорка «По чем треска». Дети произносят звонарскую поговорку несколько раз, сохраняя ровный ритм половинных длительностей. Вторая группа выполняет аналогичную работу, разучивая поговорку «Две копейки с половиной» в ритме четвертных долей, имитируя звучание средних колоколов. Гостям урока предлагается имитировать звучание малых колоколов с помощью поговорки «Полкопейки», сохраняя ровный ритм восьмых длительностей. После работы с каждой группой учитель предлагает всем вместе озвучить колокольный звон с помощью ровного произношения звонарских поговорок.
Учитель Тема колокольного звона близка и творчеству русских композиторов. Назовите известных вам композиторов и их произведения, где слышатся колокольные звоны.
(Ответы историков и искусствоведов)
Что стала причиной такого внимания музыкантов к колокольному звону?
Есть в мелодии колоколов нечто особенное, рождающее в нашей душе чувство любви к земле, к России. Как огонек свечи, горит это чувство особым светом, не давая остыть сердцу, наполняя его счастьем и радостью Спешим ли мы по делам, уезжаем ли далеко в вечной суете дел, но вдруг запоют колокола, и что-то родное, почти забытое теплой волной окутает сердце. «Дон-дон-дон».-поют колокола, а слышится «Дом-дом-дом». Именно поэтому тема колокольного звона так часто встречается в творчестве С.В.Рахманинова. Колокольный звон стал для него символом Родины, России. А у вас какие ассоциации вызывает его музыка?
(Звучит фрагмент повести Нагибина «Колокола» и фрагмент Концерта №2 С.В.Рахманинова)
(Ответы историков и искусствоведов)
Учитель Перед вами, ребята, на столах лежат различные разноцветные фигурки. Они разных цветов. Выберите те, которые могут передать ваше настроение от услышанной музыки, и прикрепите на доску.
На доске появляется изображение из зеленых, желтых, синих фигурок.
Команды выполняют задание из цветных символов.
Всмотритесь в изображение, которое у нас получилось. Может быть это наш город? А может быть, и наша Россия с зеленью ее полей и лесов, с огромным пространствов рек и морей, с золотом ее храмов.
(Звучит «Вечерняя музыка» Гаврилина)
Я хочу пожелать вам , ребята хранить чувство любви к своей Родине всю свою жизнь. Пусть вместе с колокольным звоном проснется это чувство плеском реки, шелестом деревьев на наших тихих улицах, голосом ваших мам. И где бы вы ни были, пусть этот звон вернет вас в наш маленький город, частичку великой России. Именно о нашем городе писала поэтесса, член Союза писателей, Евгения Владимировна Мягкова.
Пусть висит над Сердобою
Колокольный перезвон,
Тихой грустью, светлой болью
Отзовется в сердце он.
Полетит над полем хлебным
От родной моей земли.
Вознесут его под небо
Ближе к Богу журавли.
И ответит ему плеском
Сердцу милая река.
Сквозь лучи над перелеском
Прослезятся облака.
Колокольный звон, как песня,
Отзывается в душе.
И раздольно в ней, и тесно,
Словно я в раю уже.
(Звучит песня «Колокольный звон» группы «Родники»)