Сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси.
Познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания, профессией звонаря
ролью колоколов в обыденной жизни русского человека.
Развивающая:
Развитие вокально-хоровых, аналитических, импровизационных, слушательских навыков на основе музыкально-художественных образов.
Воспитательные:
Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине,
уважение русских традиций и почитание колокола как символа русской земли.
Оборудование : учебник «Музыка» 2 класс Е.Д.Критской, медиапроектор, презентация «Колокольные звоны», картина Левитана «Вечерний звон», Лентулова «Празднества», фото «Катание на тройке», изображения муз. инструментов, карточки-помогайки, таблички с названием звонов, колокольчики, раскраски-колокольчики, цветные карандаши
Ход урока
Муз. приветствие «Колокольчик»
Колокольчик нам поёт,
Всех на музыку зовёт.
Слышишь звонкий голосок?
Нам пора начать урок.
Учитель: Дин-дон
Дети: Дин-дон
Учитель: Здравствуйте!
Дети: Здравствуйте!
Сообщение темы:
- Посмотрите на зрительный ряд.
(на доске изображения скрипки, гитары, домры, арфы, балалайки, колокола.)
- Что это? (муз. инструменты)
- Назовите «лишний» (колокол)
- Почему?
- Догадались, чему будет посвящён наш урок? (ответы)
-Наш сегодняшний урок будет посвящён замечательному явлению – колокольному звону. (слайд№1)
Колокольные звоны
плывут над Россией,
Разгоняя все беды,
над раздольем летят.
Колокольного звона
не сыщешь красивей,
Об истории русской
звоны те говорят.
Работа по теме
-А как вы думаете, когда появились колокола на Руси? (ответы детей)
- А какую роль они играли в жизни русских христиан? (ответы детей).
- Где и когда они звучали?
Давайте сравним ваши ответы с информацией в учебнике.(чтение текста)
(трезвон)
На доску вывешиваются слова-названия звонов (благовест)
(набат)
БЛАГОВЕСТ звонил медленно и тяжело, как бы убаюкивая людей, желая им спокойной ночи. Громко, торопливо и сбивчиво кричал НАБАТ, когда начинался пожар или наводнение, или еще какое бедствие. Переливался, радостно звал на праздник ТРЕЗВОН. В бурю, вьюгу призывно и размеренно бухал ОХРАННЫЙ ЗВОН, указывая дорогу путникам.
Более тысячи лет сопровождают колокола своим звоном жизнь христиан, возвещая время труда и отдыха, веселья и скорби, созывая народ на церковные службы и оповещая о пожарах и нападении врагов. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой.
В народе всегда верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу и разные болезни. Учёные установили реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.
А ещё есть КОЛОКОЛА-ЧАСЫ. ( рассказывает ученик)
Ученик: Колокола-часы придумали в Бельгии и Голландии. Там небо низкое, облачное, часто опускаются туманы, и поэтому трудно разглядеть циферблат часов на башнях. Вот и добавили к часам колокол. А чтобы можно было правильно посчитать его удары, не упустив первого, перед отсчетом первого звонят сначала маленькие тоненькие колокола, наигрывают какую-нибудь мелодию. Так получились куранты. Устройство понравилось всем, поэтому куранты появились и в других странах, вовсе не таких туманных, как Бельгия и Голландия.
Учитель: И сегодня каждый наш трудовой день начинается со звучания колоколов на Спасской башне Кремля.
Запись кремлёвских курантов, показ слайда№2
- Обратите внимание на размеры колоколов (слайд 3). Какие они разные!
У меня в руках 2 колокольчика. Как вы думаете, чем они отличаются кроме размера? (ответы)
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока " Колокольные звоны Руси"»
Методическая разработкаурока музыки во 2 классе
«Колокольные звоны Руси»
Цель урока:
Знакомство со звучанием колоколов
Задачи:
Образовательные:
Сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси.
Познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания, профессией звонаря
ролью колоколов в обыденной жизни русского человека.
Развивающая:
Развитие вокально-хоровых, аналитических, импровизационных, слушательских навыков на основе музыкально-художественных образов.
Воспитательные:
Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине,
уважение русских традиций и почитание колокола как символа русской земли.
Оборудование : учебник «Музыка» 2 класс Е.Д.Критской, медиапроектор, презентация «Колокольные звоны», картина Левитана «Вечерний звон», Лентулова «Празднества», фото «Катание на тройке», изображения муз. инструментов, карточки-помогайки, таблички с названием звонов, колокольчики, раскраски-колокольчики, цветные карандаши
Ход урока
Муз. приветствие «Колокольчик»
Колокольчик нам поёт,
Всех на музыку зовёт.
Слышишь звонкий голосок?
Нам пора начать урок.
Учитель: Дин-дон
Дети: Дин-дон
Учитель: Здравствуйте!
Дети: Здравствуйте!
Сообщение темы:
- Посмотрите на зрительный ряд.
(на доске изображения скрипки, гитары, домры, арфы, балалайки, колокола.)
- Что это? (муз. инструменты)
- Назовите «лишний» (колокол)
- Почему?
- Догадались, чему будет посвящён наш урок? (ответы)
-Наш сегодняшний урок будет посвящён замечательному явлению – колокольному звону. (слайд№1)
Колокольные звоны
плывут над Россией,
Разгоняя все беды,
над раздольем летят.
Колокольного звона
не сыщешь красивей,
Об истории русской
звоны те говорят.
Работа по теме
-А как вы думаете, когда появились колокола на Руси? (ответы детей)
- А какую роль они играли в жизни русских христиан? (ответы детей).
- Где и когда они звучали?
Давайте сравним ваши ответы с информацией в учебнике.(чтение текста)
(трезвон)
На доску вывешиваются слова-названия звонов (благовест)
(набат)
БЛАГОВЕСТ звонил медленно и тяжело, как бы убаюкивая людей, желая им спокойной ночи. Громко, торопливо и сбивчиво кричал НАБАТ, когда начинался пожар или наводнение, или еще какое бедствие. Переливался, радостно звал на праздник ТРЕЗВОН. В бурю, вьюгу призывно и размеренно бухал ОХРАННЫЙ ЗВОН, указывая дорогу путникам.
Более тысячи лет сопровождают колокола своим звоном жизнь христиан, возвещая время труда и отдыха, веселья и скорби, созывая народ на церковные службы и оповещая о пожарах и нападении врагов. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой.
В народе всегда верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу и разные болезни. Учёные установили реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.
А ещё есть КОЛОКОЛА-ЧАСЫ. ( рассказывает ученик)
Ученик: Колокола-часы придумали в Бельгии и Голландии. Там небо низкое, облачное, часто опускаются туманы, и поэтому трудно разглядеть циферблат часов на башнях. Вот и добавили к часам колокол. А чтобы можно было правильно посчитать его удары, не упустив первого, перед отсчетом первого звонят сначала маленькие тоненькие колокола, наигрывают какую-нибудь мелодию. Так получились куранты. Устройство понравилось всем, поэтому куранты появились и в других странах, вовсе не таких туманных, как Бельгия и Голландия.
Учитель: И сегодня каждый наш трудовой день начинается со звучания колоколов на Спасской башне Кремля.
Запись кремлёвских курантов, показ слайда№2
- Обратите внимание на размеры колоколов (слайд 3). Какие они разные!
У меня в руках 2 колокольчика. Как вы думаете, чем они отличаются кроме размера? (ответы)
А вот это – самый большой в истории колокол – Царь-колокол.
Он весит 200 тонн, а высота его 6 метров. При пожаре Москвы вода попала на раскалённый колокол, что дало трещины. От колокола отвалился кусок в 11 тонн весом. С тех пор он и стоит в Кремле, молчаливый и величественный. Москва так и не услышала звона великана. Но специалисты подсчитали, что если бы Царь-колокол когда-нибудь зазвонил, его бы услышали за 50-60 километров от Кремля.
Но есть ещё один большой колокол. Он находится в г.Ростове, зовут его Сысой. Послушайте его.
(слайд №5 с записью звона)
- Для сравнения послушаем маленькие колокольчики .
( слайд№6)
Давайте попробуем воспроизвести звучание разных колоколов:
(Физминутка)
Раскачивание под музыку «как большой колокол» (руки вдоль туловища, поют звук «до» 1 октавы половинными нотами)
Раскачивание под музыку «как средний колокол» (руки на пояс, поют «ми» четвертными )
Раскачивание под музыку «как малый колокол» (руки на пояс, голова под счёт наклоняется вправо, влево – звук «соль» восьмыми)
Затем каждый ряд изображает и «озвучивает свой колокол»: начинают «большие», присоединяются «средние» и последними вступают «малые колокола» (получаем трезвучие)
- В народе по особому, с любовью и гордостью относились к колоколам. Колокола так любили, что даже давали им имена — Сысой, Сокол, Георгий, Гавриил, Лебедь, Медведь, Царь-колокол. Названия деталей колокола тоже звучат по-человечески: плечо, ушко, язык. Колокола умеют говорить.
(Слайд№7)
-Да и судьба колокола, что судьба человеческая – колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык, даже в ссылку могли сослать за провинность. Говорят, что один колокол испугал коня царя Ивана Грозного и тот велел отрубить колоколу уши. Как-то раз набатный колокол Московского Кремля разбудил царя Федора Алексеевича и за это был сослан в монастырь.
- А знаете ли вы, где живут колокола? (в храмах, колокольнях и звонницах) Их возводили обязательно выше остальных домов.
(слайды№8-10)
- Почему так высоко? (чтобы звон разносился далеко по округе)
(слайд №11«Купола и ласточки»)
- В те времена колокола были солистами и выступали с хором птиц, под аккомпанемент шелеста листвы, журчание ручьёв.
- А кто руководит этим чудным ансамблем колоколов? (звонарь) слайд №12
-Трудная ли его работа? Давайте посмотрим (видео-слайд №13)
-Понравилось? Красивая музыка?
- Да, чтобы заставить дружно и слаженно звучать этот ансамбль, необходимо учиться в специальной школе звонарей. Колокольный звон – это целая наука.
Подберите слова из учебника или карточки-помогайки, передающие характер, настроение услышанной колокольной музыки.
- А какой звон использовал С.С.Прокофьев в своей кантате «Александр Невский»? (слайд№14)
А сейчас мы попробуем себя в роли звонарей. Конечно, с огромными колоколами нам пока не справиться, но с их младшими братьями - постараемся!
слайд№15
Дети берут по колокольчику, встают лицом друг к другу
Песня «Колокольчик»
-Как звучали наши колокольчики? (весело, звонко)
-О колоколах, колокольных звонах написано много песен.О них слагались легенды и сказания. Колокольный звон мы слышим и в стихах поэтов. Послушайте стихотворение С.Есенина, написанное под впечатлением колокольного звона:
Читает ученица: Благовест.
Колокол дремавший
Разбудил поля.
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздаётся
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
-А можем ли мы услышать колокольный звон в картине художника?
Показ картин «Вечерний звон» Левитана и «Празднества» Лентулова
-Кто из вас услышал музыку? Одинаковая ли музыка звучит на картинах?
Игра «Подбери музыку к картине»
- Я хочу с вами посоветоваться, подойдут ли имеющиеся у меня фрагменты или нет. Поможете? Слушаем!
Слайд №16
Звучат («Вечерний звон» р.н.п. и праздничный звон)
-Ответы детей.
(Резерв: фото «Катание на тройке» – исполнение песни «Бубенчики»)
Итог.
- Спасибо за помощь! Вот и подошёл к концу наш урок. Чему он был посвящён?
-Что вам запомнилось, особенно понравилось на уроке?
- А сейчас я попрошу вас передать ваше настроение цветными карандашами: раскрасьте колокольчики.
слайд№17 (звучит песня «Бьют часы»)
-Покажите ваши работы. По рисункам я поняла, что у вас прекрасное настроение.
- Пусть колокольчики напоминают вам о сегодняшнем уроке и поднимают настроение, когда вам взгрустнётся.