kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока " Колокольные звоны Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Методическая разработка  урока музыки во 2 классе

«Колокольные звоны Руси»

Цель урока:

Знакомство со звучанием колоколов

Задачи:

Образовательные:

Сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси.

Познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания, профессией звонаря

ролью колоколов  в обыденной жизни русского человека.

Развивающая:

Развитие вокально-хоровых, аналитических, импровизационных, слушательских  навыков на основе музыкально-художественных образов.

Воспитательные:

Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине,

уважение русских традиций и почитание колокола как символа русской земли.

Оборудование : учебник «Музыка» 2 класс Е.Д.Критской, медиапроектор, презентация «Колокольные звоны», картина Левитана «Вечерний звон», Лентулова «Празднества», фото «Катание на тройке», изображения муз. инструментов, карточки-помогайки, таблички с названием звонов, колокольчики, раскраски-колокольчики, цветные карандаши

Ход урока

Муз. приветствие «Колокольчик»

Колокольчик нам поёт,

Всех на музыку зовёт.

Слышишь звонкий голосок?

Нам пора начать урок.

Учитель: Дин-дон

Дети: Дин-дон

Учитель: Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Сообщение темы:

- Посмотрите на зрительный ряд.

(на доске изображения скрипки, гитары, домры,  арфы, балалайки, колокола.)

- Что это? (муз. инструменты) 

- Назовите  «лишний» (колокол)

- Почему?

- Догадались, чему будет посвящён наш урок? (ответы)

     -Наш сегодняшний урок будет посвящён замечательному явлению – колокольному звону. (слайд №1)       

Колокольные звоны

плывут над Россией,

Разгоняя все беды,

над раздольем летят.

Колокольного звона

не сыщешь красивей,

Об истории русской

звоны те говорят.

 Работа по теме

-А как вы думаете, когда появились колокола на Руси? (ответы детей)

- А какую роль они играли в жизни русских христиан? (ответы детей).

- Где и когда они звучали?

   Давайте сравним ваши ответы с информацией в учебнике.(чтение текста)

                                                                                                  (трезвон)

На доску вывешиваются слова-названия звонов                (благовест)

                                                                                                    (набат)

БЛАГОВЕСТ звонил медленно и тяжело, как бы убаюкивая людей, желая им спокойной ночи. Громко, торопливо и сбивчиво кричал НАБАТ, когда начинался пожар или наводнение, или еще какое бедствие. Переливался, радостно звал на праздник ТРЕЗВОН. В бурю, вьюгу призывно и размеренно бухал ОХРАННЫЙ ЗВОН, указывая дорогу путникам.

     Более тысячи лет сопровождают колокола своим звоном жизнь христиан, возвещая время труда и отдыха, веселья и скорби, созывая народ на церковные службы и  оповещая о пожарах и нападении врагов. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой.

     В народе  всегда  верили,  что  колокольный  звон  отпугивает  нечистую силу и разные болезни. Учёные установили реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.

 А ещё есть КОЛОКОЛА-ЧАСЫ. ( рассказывает ученик)

Ученик:  Колокола-часы  придумали в Бельгии и Голландии. Там небо низкое, облачное, часто опускаются туманы, и поэтому трудно разглядеть циферблат часов на башнях. Вот и добавили к часам колокол. А чтобы можно было правильно посчитать его удары, не упустив первого, перед отсчетом первого звонят сначала маленькие тоненькие колокола, наигрывают какую-нибудь мелодию. Так получились куранты. Устройство понравилось всем, поэтому куранты появились и в других странах, вовсе не таких туманных, как Бельгия и Голландия.

Учитель: И сегодня  каждый  наш  трудовой  день  начинается  со  звучания  колоколов на  Спасской  башне  Кремля.

Запись кремлёвских курантов, показ слайда№2

- Обратите внимание на размеры колоколов (слайд 3). Какие они разные!

У меня в руках 2 колокольчика. Как вы думаете, чем они отличаются кроме размера? (ответы)

   -У какого колокола голос выше? Проверим! (слушаем звон)

Вывод: чем больше колокол, тем ниже его голос.

(слайд №4)

        А вот это – самый большой в истории колокол – Царь-колокол.

Он весит  200 тонн, а высота его 6 метров. При пожаре Москвы вода попала на раскалённый колокол, что дало трещины. От колокола отвалился кусок 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока " Колокольные звоны Руси"»

Методическая разработка урока музыки во 2 классе

«Колокольные звоны Руси»


Цель урока:

Знакомство со звучанием колоколов

Задачи:

Образовательные:

Сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси.

Познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания, профессией звонаря

ролью колоколов в обыденной жизни русского человека.

Развивающая:

Развитие вокально-хоровых, аналитических, импровизационных, слушательских навыков на основе музыкально-художественных образов.

Воспитательные:

Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине,

уважение русских традиций и почитание колокола как символа русской земли.

Оборудование : учебник «Музыка» 2 класс Е.Д.Критской, медиапроектор, презентация «Колокольные звоны», картина Левитана «Вечерний звон», Лентулова «Празднества», фото «Катание на тройке», изображения муз. инструментов, карточки-помогайки, таблички с названием звонов, колокольчики, раскраски-колокольчики, цветные карандаши


Ход урока

Муз. приветствие «Колокольчик»

Колокольчик нам поёт,

Всех на музыку зовёт.

Слышишь звонкий голосок?

Нам пора начать урок.

Учитель: Дин-дон

Дети: Дин-дон

Учитель: Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Сообщение темы:

- Посмотрите на зрительный ряд.

(на доске изображения скрипки, гитары, домры, арфы, балалайки, колокола.)

- Что это? (муз. инструменты)

- Назовите «лишний» (колокол)

- Почему?

- Догадались, чему будет посвящён наш урок? (ответы)

-Наш сегодняшний урок будет посвящён замечательному явлению – колокольному звону. (слайд №1)

Колокольные звоны

плывут над Россией,

Разгоняя все беды,

над раздольем летят.

Колокольного звона

не сыщешь красивей,

Об истории русской

звоны те говорят.


Работа по теме

-А как вы думаете, когда появились колокола на Руси? (ответы детей)

- А какую роль они играли в жизни русских христиан? (ответы детей).

- Где и когда они звучали?

Давайте сравним ваши ответы с информацией в учебнике.(чтение текста)

(трезвон)

На доску вывешиваются слова-названия звонов (благовест)

(набат)

БЛАГОВЕСТ звонил медленно и тяжело, как бы убаюкивая людей, желая им спокойной ночи. Громко, торопливо и сбивчиво кричал НАБАТ, когда начинался пожар или наводнение, или еще какое бедствие. Переливался, радостно звал на праздник ТРЕЗВОН. В бурю, вьюгу призывно и размеренно бухал ОХРАННЫЙ ЗВОН, указывая дорогу путникам.

Более тысячи лет сопровождают колокола своим звоном жизнь христиан, возвещая время труда и отдыха, веселья и скорби, созывая народ на церковные службы и оповещая о пожарах и нападении врагов. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой.

В народе всегда верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу и разные болезни. Учёные установили реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.

А ещё есть КОЛОКОЛА-ЧАСЫ. ( рассказывает ученик)

Ученик: Колокола-часы придумали в Бельгии и Голландии. Там небо низкое, облачное, часто опускаются туманы, и поэтому трудно разглядеть циферблат часов на башнях. Вот и добавили к часам колокол. А чтобы можно было правильно посчитать его удары, не упустив первого, перед отсчетом первого звонят сначала маленькие тоненькие колокола, наигрывают какую-нибудь мелодию. Так получились куранты. Устройство понравилось всем, поэтому куранты появились и в других странах, вовсе не таких туманных, как Бельгия и Голландия.

Учитель: И сегодня каждый наш трудовой день начинается со звучания колоколов на Спасской башне Кремля.

Запись кремлёвских курантов, показ слайда№2

- Обратите внимание на размеры колоколов (слайд 3). Какие они разные!


У меня в руках 2 колокольчика. Как вы думаете, чем они отличаются кроме размера? (ответы)

-У какого колокола голос выше? Проверим! (слушаем звон)


Вывод: чем больше колокол, тем ниже его голос.

(слайд №4)


А вот это – самый большой в истории колокол – Царь-колокол.

Он весит 200 тонн, а высота его 6 метров. При пожаре Москвы вода попала на раскалённый колокол, что дало трещины. От колокола отвалился кусок в 11 тонн весом. С тех пор он и стоит в Кремле, молчаливый и величественный. Москва так и не услышала звона великана. Но специалисты подсчитали, что если бы Царь-колокол когда-нибудь зазвонил, его бы услышали за 50-60 километров от Кремля.

Но есть ещё один большой колокол. Он находится в г.Ростове, зовут его Сысой. Послушайте его.

(слайд №5 с записью звона)

- Для сравнения послушаем маленькие колокольчики .

( слайд№6)


Давайте попробуем воспроизвести звучание разных колоколов:

(Физминутка)

Раскачивание под музыку «как большой колокол» (руки вдоль туловища, поют звук «до» 1 октавы половинными нотами)

Раскачивание под музыку «как средний колокол» (руки на пояс, поют «ми» четвертными )

Раскачивание под музыку «как малый колокол» (руки на пояс, голова под счёт наклоняется вправо, влево – звук «соль» восьмыми)

Затем каждый ряд изображает и «озвучивает свой колокол»: начинают «большие», присоединяются «средние» и последними вступают «малые колокола» (получаем трезвучие)


- В народе по особому, с любовью и гордостью относились к колоколам. Колокола так любили, что даже давали им имена — Сысой, Сокол, Георгий, Гавриил, Лебедь, Медведь, Царь-колокол. Названия деталей колокола тоже звучат по-человечески: плечо, ушко, язык. Колокола умеют говорить.

(Слайд№7)

-Да и судьба колокола, что судьба человеческая – колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык, даже в ссылку могли сослать за провинность. Говорят, что один колокол испугал коня царя Ивана Грозного и тот велел отрубить колоколу уши. Как-то раз набатный колокол Московского Кремля разбудил царя Федора Алексеевича и за это был сослан в монастырь.

- А знаете ли вы, где живут колокола? (в храмах, колокольнях и звонницах) Их возводили обязательно выше остальных домов.

(слайды№8-10)

- Почему так высоко? (чтобы звон разносился далеко по округе)

(слайд №11«Купола и ласточки»)

- В те времена колокола были солистами и выступали с хором птиц, под аккомпанемент шелеста листвы, журчание ручьёв.

- А кто руководит этим чудным ансамблем колоколов? (звонарь) слайд №12

-Трудная ли его работа? Давайте посмотрим (видео-слайд №13)

-Понравилось? Красивая музыка?


- Да, чтобы заставить дружно и слаженно звучать этот ансамбль, необходимо учиться в специальной школе звонарей. Колокольный звон – это целая наука.


Подберите слова из учебника или карточки-помогайки, передающие характер, настроение услышанной колокольной музыки.

-Как звучали колокола? (Празднично, торжественно, весело)

-Как называется этот звон? (трезвон)

- А какой звон использовал С.С.Прокофьев в своей кантате «Александр Невский»? (слайд№14)


А сейчас мы попробуем себя в роли звонарей. Конечно, с огромными колоколами нам пока не справиться, но с их младшими братьями - постараемся!


слайд№15

Дети берут по колокольчику, встают лицом друг к другу

Песня «Колокольчик»


- Как звучали наши колокольчики? (весело, звонко)

-О колоколах, колокольных звонах написано много песен. О них слагались легенды и сказания. Колокольный звон мы слышим и в стихах поэтов. Послушайте стихотворение С.Есенина, написанное под впечатлением колокольного звона:

Читает ученица: Благовест.

Колокол дремавший

Разбудил поля.

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздаётся

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.


-А можем ли мы услышать колокольный звон в картине художника?








Показ картин «Вечерний звон» Левитана и «Празднества» Лентулова


-Кто из вас услышал музыку? Одинаковая ли музыка звучит на картинах?

Игра «Подбери музыку к картине»


- Я хочу с вами посоветоваться, подойдут ли имеющиеся у меня фрагменты или нет. Поможете? Слушаем!

Слайд №16

Звучат («Вечерний звон» р.н.п. и праздничный звон)

-Ответы детей.

(Резерв: фото «Катание на тройке» – исполнение песни «Бубенчики»)


Итог.

- Спасибо за помощь! Вот и подошёл к концу наш урок. Чему он был посвящён?

-Что вам запомнилось, особенно понравилось на уроке?

- А сейчас я попрошу вас передать ваше настроение цветными карандашами: раскрасьте колокольчики.

слайд№17 (звучит песня «Бьют часы»)

-Покажите ваши работы. По рисункам я поняла, что у вас прекрасное настроение.

- Пусть колокольчики напоминают вам о сегодняшнем уроке и поднимают настроение, когда вам взгрустнётся.

Звучат, гудят, поют колокола,

Звоня столетьям, дням и годам!

То - Небо разговаривает и Земля

В мороз и зной – в любую непогоду!


Спасибо за урок!

Выход под песню «Бьют часы» слайд № 18















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока " Колокольные звоны Руси"

Автор: Савичева Наталья Владимировна

Дата: 23.11.2015

Номер свидетельства: 257354

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Мастер-класс "Культурологический подход к обучению основам православной культуры" "
    ["seo_title"] => string(87) "mastier-klass-kul-turologhichieskii-podkhod-k-obuchieniiu-osnovam-pravoslavnoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "224080"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438436729"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства