kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Фольклорные мотивы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок дает возможность ученику более точно сопоставлять, сравнивать, анализировать, искать связь между предметами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок 5кл муз. и изо.»

Интегрированный урок «Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства»


Тема урока: «Фольклорные мотивы»

Цель: Познакомить учащихся с народным творчеством, показать взаимосвязь и взаимодействие двух видов искусства, эмоционально воспринимать произведения искусства.

Задачи: - научиться выделять народные связи между музыкой и изобразительным искусством;

- развивать образное мышление, творческие способности;

- воспитать интерес и любовь к творческому наследию русского народа.


1 Организационно-мотивационный этап.

Музыкальное приветствие: «Добрый день»


Изо: Ребята, вы обратили внимание, что на нашем уроке два учителя- учитель изобразительного искусства и музыки.

Мы будем говорить о взаимосвязи двух искусств. Каких?

Уч. музыки и изобразительного искусства.


Муз. Многие понятия из области живописи вошли в музыку и наоборот. Назовите, какое понятие из музыки – в живопись, а какое из живописи в музыку? (Слайд № 1 цветовой круг)

Уч-ки: Звуковая палитра и цветовая гамма.

Муз. Композитор Н.А.Римский-Корсаков видел музыку в цвете.


Изо. (Слайд №2 ребус) Ребята, расшифруйте тему нашего урока. (На доске тема урока «Фольклорные мотивы»)


Муз. Да, ребята, это тема нашего урока, мы будем говорить о фольклоре в музыке и изобразительном искусстве.

Изо -Ребята, мы продолжаем с вами говорить о разделе декоративно – прикладном искусстве и мы сегодня должны научиться расписывать наряд матрешки по народным мотивам.

Муз. И узнаем, какие есть жанры народной музыки и как композиторы ее используют в своем творчестве.


2 Основной этап.

Муз. И так, для начала мы узнаем, что такое «фольклор». Открываем словари и записываем определение (Слайд №3 фольклор – староанглийское – народная мудрость – устное народное творчество). Народная музыка является результатом коллективного творческого процесса, складывалась на основе художественных традиций многих поколений, т. е. как мы говорим – передавались из уст в уста, от одного человека к другому, от одной деревни к другой и народные мелодии постоянно обогащаются и видоизменяются: в различных районах страны могут существовать разные варианты одного и того же напева.


-Ребята, а что отражает народная песня?

Уч-ся: отражает природу, быт, чувства и переживания людей, рассказывает об их праздниках и буднях, персонажи русской песни пашут, сеют, собирают урожай, растят детей, защищают Родину.


Ребята, я вам предлагаю назвать жанры народной музыки (Слайд №4 исторические, солдатские, трудовые, плясовые, лирические, шуточные, свадебные, частушки).

- Молодцы, справились все. ( Кто не отгадал, где бы могли найти информацию о жанрах? – словари, энциклопедия, Интернет).

Ребята, а теперь послушайте произведение и определите к какому жанру оно относится?

Уч-ки: Хороводная.

Муз. Все о хороводных песнях нам расскажет Юля (Презентация). Хороводные песни – песни молодости, веселья, песни отдыха от тяжелых полевых или домашних работ. Складывались пелись они много лет назад, в летнее время на праздничных гуляньях – «улицах». Во многих песнях чувствуется глубокая связь с природой.

Спасибо. (Слушание русской народной песни) Песню, которую вы прослушали называется «Со вьюном я хожу» и мы ее с вами разучим.

Муз. Разучиваем эту песню:

  1. исполнение по фразам по принципу «эхо»;

  2. соединяем 1 куплет;

  3. разучивание подголосков;

  4. исполнение с запевалами (1фраза – 1исполнитель, 2 фраза – 2 исполнителя, далее – все вместе).

Молодцы, на следующем уроке мы продолжим работу над песней.


Ребята, а что вы знаете об особенностях жанра плясовых песен?

Уч-ся: В русской плясовой песне, каждый участник старается придумать новое движение и перещеголять других в умении и ловкости.

Муз. Как движения исполняют в русской пляске?

Уч-ся: притопы, присядку, скачками, скольжениями.

Муз. Мы сейчас послушаем музыкальное произведение, а вы определите народная музыка или композиторская?

Уч-ки: Композиторская.

Муз. Правильно. А как вы определили?

Уч-ки: Звучали инструменты симфонического оркестра.

Муз. Это русская народная песня, преображенная великим русским композитором в симфоническую фантазию «Камаринскую», имя которого Михаил Глинка. (Показать портрет М.Глинки).

Муз. Ребята, как звучала музыка? Всегда ли одинаково?

Уч-ки: Музыка представляла две разные мелодии: 1- широкая, плавная, певучая, медленная, задумчивая, протяжная, есть подголоски. 2- удалая, быстрая, веселая.

Муз. Правильно. «Камаринская» представляет собой вариации на две русские народные темы, разработанные поочередно. Темы контрастны. 1- свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», повествующая о белой лебедушке – невесте, которую клюют и щиплют серые гуси – недобрая женихова родня.

2- плясовая, напоминающая звучание русской балалайки.

В результате глубокого изучения особенностей народных песен, Глинка сумел найти такие приемы развития, которые характерны для русского музыкального фольклора.



Изо: Ребята, устное народное творчество передавалось из поколения в поколение не только в музыкальном творчестве, но и в художественном, а именно в декоративной росписи познакомимся с некоторыми из них.

Уч-ся рассказывают о декоративной росписи матрешек из Сергиево-Посада, Семенова, Полхов-Майдана.

Изо – «Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может пять, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …(матрешка).

Уч-ся: 1«Я матрешка из Загорска.

Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор на переднике узор.

Знаменит платочек мой разноцветною каймой»

2 «Я из тихого зеленого городка Семенова

Я в гости к вам пришла.

Букет цветов садовых розовых, бордовых

В подарок принесла»

3 «А я, подружка из Майдана.

Могу стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными, спелыми и красными»


Дети поют частушки:


«Мы веселые матрешки

Хороши у нас одежки.

Кружимся мы и танцуем

Хоровод водить мы будем»


«Наша русская матрешка

не стареет сотню лет,

В красоте, в таланте русском

Весь находиться секрет»


«Нарисуем на платочках

Очень яркие цветочки,

Завитки, листочки, точки,

Станут яркими матрешки»

Изо Творческое задание: нарисовать эскиз матрешки. (Слайд №6 Фильм о изготовлении матрешки)

Дети «наряжают» матрешку карандашами, красками в последовательности:

рубаху, сарафан, передник, платок.

Изо – Ребята, заканчиваем свои работы, положили все на край стола, встали и немного отдохнем.


Физ. минутка сл. З. Петровой, муз. З.Левиной «Неваляшки».

Несколько детей играют на шумовых инструментах, класс выполняет движения (руки на пояс- наклоны вправо, влево, выставление в сторону то правой, то левой ноги, полуприседания).


Изо - Ребята, а сейчас мы с вами поработаем в парах, разгадаем кроссворд.

-Молодцы! Проверьте друг у друга. А теперь посмотрите на экран и оцените себя. (Слайд №7)

- В центре у нас получилось слово (дети отвечают хором) «фольклор».


3Домашнее задание.


Муз - Остается только удивляться насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни!

Изо - Такие прекрасные росписи и узоры!

Поэтому домашнее задание для вас будет творческим: сочинить частушки о весне и нарисовать об этом времени года.


4 Рефлексия.

-на уроке мне было трудно (красный кружочек);

-на уроке я работал неплохо (желтый кружочек);

-я доволен своей работой на уроке (зеленый кружочек).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок "Фольклорные мотивы"

Автор: Климина Татьяна Анатольевна

Дата: 10.04.2023

Номер свидетельства: 629320

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока по литературе. Фольклорные мотивы. Казахская народная сказка. Мудрая девушка. "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-fol-klornyie-motivy-kazakhskaia-narodnaia-skazka-mudraia-dievushka"
    ["file_id"] => string(6) "168875"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423312904"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Урок по литературному чтению во 2 классе "Малые фольклорные жанры" "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-po-litieraturnomu-chtieniiu-vo-2-klassie-malyie-fol-klornyie-zhanry"
    ["file_id"] => string(6) "135188"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416860431"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Урок по теме "Фольклорные мотивы в поэме Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо""
    ["seo_title"] => string(83) "urok-po-tiemie-fol-klornyie-motivy-v-poemie-n-niekrasova-komu-na-rusi-zhit-khorosho"
    ["file_id"] => string(6) "194429"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427779544"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "урок- викторина "Любимые сказки""
    ["seo_title"] => string(31) "urok-viktorina-liubimyie-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "249907"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446992702"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе. "
    ["seo_title"] => string(72) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-litieraturie-v-6-klassie-1"
    ["file_id"] => string(6) "224582"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438941252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства