Интегрированный урок «Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства»
Тема урока: «Фольклорные мотивы»
Цель: Познакомить учащихся с народным творчеством, показать взаимосвязь и взаимодействие двух видов искусства, эмоционально воспринимать произведения искусства.
Задачи: - научиться выделять народные связи между музыкой и изобразительным искусством;
- развивать образное мышление, творческие способности;
- воспитать интерес и любовь к творческому наследию русского народа.
1 Организационно-мотивационный этап.
Музыкальное приветствие: «Добрый день»
Изо: Ребята, вы обратили внимание, что на нашем уроке два учителя- учитель изобразительного искусства и музыки.
Мы будем говорить о взаимосвязи двух искусств. Каких?
Уч. музыки и изобразительного искусства.
Муз. Многие понятия из области живописи вошли в музыку и наоборот. Назовите, какое понятие из музыки – в живопись, а какое из живописи в музыку? (Слайд № 1 цветовой круг)
Уч-ки: Звуковая палитра и цветовая гамма.
Муз. Композитор Н.А.Римский-Корсаков видел музыку в цвете.
Изо. (Слайд №2 ребус) Ребята, расшифруйте тему нашего урока. (На доске тема урока «Фольклорные мотивы»)
Муз. Да, ребята, это тема нашего урока, мы будем говорить о фольклоре в музыке и изобразительном искусстве.
Изо -Ребята, мы продолжаем с вами говорить о разделе декоративно – прикладном искусстве и мы сегодня должны научиться расписывать наряд матрешки по народным мотивам.
Муз. И узнаем, какие есть жанры народной музыки и как композиторы ее используют в своем творчестве.
2 Основной этап.
Муз. И так, для начала мы узнаем, что такое «фольклор». Открываем словари и записываем определение (Слайд №3 фольклор – староанглийское – народная мудрость – устное народное творчество). Народная музыка является результатом коллективного творческого процесса, складывалась на основе художественных традиций многих поколений, т. е. как мы говорим – передавались из уст в уста, от одного человека к другому, от одной деревни к другой и народные мелодии постоянно обогащаются и видоизменяются: в различных районах страны могут существовать разные варианты одного и того же напева.
-Ребята, а что отражает народная песня?
Уч-ся: отражает природу, быт, чувства и переживания людей, рассказывает об их праздниках и буднях, персонажи русской песни пашут, сеют, собирают урожай, растят детей, защищают Родину.
Ребята, я вам предлагаю назвать жанры народной музыки (Слайд №4 исторические, солдатские, трудовые, плясовые, лирические, шуточные, свадебные, частушки).
- Молодцы, справились все. ( Кто не отгадал, где бы могли найти информацию о жанрах? – словари, энциклопедия, Интернет).
Ребята, а теперь послушайте произведение и определите к какому жанру оно относится?
Уч-ки: Хороводная.
Муз. Все о хороводных песнях нам расскажет Юля (Презентация). Хороводные песни – песни молодости, веселья, песни отдыха от тяжелых полевых или домашних работ. Складывались пелись они много лет назад, в летнее время на праздничных гуляньях – «улицах». Во многих песнях чувствуется глубокая связь с природой.
Спасибо. (Слушание русской народной песни) Песню, которую вы прослушали называется «Со вьюном я хожу» и мы ее с вами разучим.
Муз. Разучиваем эту песню:
исполнение по фразам по принципу «эхо»;
соединяем 1 куплет;
разучивание подголосков;
исполнение с запевалами (1фраза – 1исполнитель, 2 фраза – 2 исполнителя, далее – все вместе).
Молодцы, на следующем уроке мы продолжим работу над песней.
Ребята, а что вы знаете об особенностях жанра плясовых песен?
Уч-ся: В русской плясовой песне, каждый участник старается придумать новое движение и перещеголять других в умении и ловкости.
Муз. Как движения исполняют в русской пляске?
Уч-ся: притопы, присядку, скачками, скольжениями.
Муз. Мы сейчас послушаем музыкальное произведение, а вы определите народная музыка или композиторская?
Уч-ки: Композиторская.
Муз. Правильно. А как вы определили?
Уч-ки: Звучали инструменты симфонического оркестра.
Муз. Это русская народная песня, преображенная великим русским композитором в симфоническую фантазию «Камаринскую», имя которого Михаил Глинка. (Показать портрет М.Глинки).
Муз. Ребята, как звучала музыка? Всегда ли одинаково?
Уч-ки: Музыка представляла две разные мелодии: 1- широкая, плавная, певучая, медленная, задумчивая, протяжная, есть подголоски. 2- удалая, быстрая, веселая.
Муз. Правильно. «Камаринская» представляет собой вариации на две русские народные темы, разработанные поочередно. Темы контрастны. 1- свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», повествующая о белой лебедушке – невесте, которую клюют и щиплют серые гуси – недобрая женихова родня.
2- плясовая, напоминающая звучание русской балалайки.
В результате глубокого изучения особенностей народных песен, Глинка сумел найти такие приемы развития, которые характерны для русского музыкального фольклора.
Изо: Ребята, устное народное творчество передавалось из поколения в поколение не только в музыкальном творчестве, но и в художественном, а именно в декоративной росписи познакомимся с некоторыми из них.
Уч-ся рассказывают о декоративной росписи матрешек из Сергиево-Посада, Семенова, Полхов-Майдана.
Изо – «Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может пять, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …(матрешка).
Уч-ся: 1«Я матрешка из Загорска.
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой»
2 «Я из тихого зеленого городка Семенова
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бордовых
В подарок принесла»
3 «А я, подружка из Майдана.
Могу стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными, спелыми и красными»
Дети поют частушки:
«Мы веселые матрешки
Хороши у нас одежки.
Кружимся мы и танцуем
Хоровод водить мы будем»
«Наша русская матрешка
не стареет сотню лет,
В красоте, в таланте русском
Весь находиться секрет»
«Нарисуем на платочках
Очень яркие цветочки,
Завитки, листочки, точки,
Станут яркими матрешки»
Изо Творческое задание: нарисовать эскиз матрешки. (Слайд №6 Фильм о изготовлении матрешки)
Дети «наряжают» матрешку карандашами, красками в последовательности:
рубаху, сарафан, передник, платок.
Изо – Ребята, заканчиваем свои работы, положили все на край стола, встали и немного отдохнем.
Физ. минутка сл. З. Петровой, муз. З.Левиной «Неваляшки».
Несколько детей играют на шумовых инструментах, класс выполняет движения (руки на пояс- наклоны вправо, влево, выставление в сторону то правой, то левой ноги, полуприседания).
Изо - Ребята, а сейчас мы с вами поработаем в парах, разгадаем кроссворд.
-Молодцы! Проверьте друг у друга. А теперь посмотрите на экран и оцените себя. (Слайд №7)
- В центре у нас получилось слово (дети отвечают хором) «фольклор».
3Домашнее задание.
Муз - Остается только удивляться насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни!
Изо - Такие прекрасные росписи и узоры!
Поэтому домашнее задание для вас будет творческим: сочинить частушки о весне и нарисовать об этом времени года.
4 Рефлексия.
-на уроке мне было трудно (красный кружочек);
-на уроке я работал неплохо (желтый кружочек);
-я доволен своей работой на уроке (зеленый кружочек).