В мире есть много множественных явлений, связанных с духовным миром человека. Но кто объяснит их свойства, особенности, отличительные признаки? Как же они находят путь к детскому сознанию?
К этим невидимым явлениям относиться – музыка. Что такое музыка? И где ее границы?
Музыка! Как прекрасна и поистине безгранична эта область человеческой культуры. Никакое другое искусство не вторгается с такой властной силой в эмоциональной мир ребят, как это доступно - музыке. С помощью музыки в детях можно воспитать мудрость и мужество, гуманность и справедливость, любовь и милосердие.
К. Ушинский в свое время заметил: « Запоет школа – запоет весь мир!»
Каждый мой урок музыки - это полет творческой мысли, фантазии, таланта и духовного совершенства. Главная моя задача в мотивации; пробудить творческую активность учащихся, ведь не зря учеными доказано, что музыкой можно влиять на работоспособность. ( Бетховен), интеллектуальное развитие (Моцарт, Григ), эмоциональное состояние (Штраус).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок №5 Фольклор в музыке русских композиторов»
План-конспект урока
Тема урока: Фольклор в музыке русских композиторов.
Базовый учебник Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. Музыка. 5 класс.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Учитель: Киселева Людмила Михайловна.
Цель урока: Овладение образным языком музыкального искусства в тесной взаимосвязи музыки с литературой и изобразительным искусством.
Задачи урока: Познакомить учащихся с еще одним направлением связи музыки с литературой - произведением программной инструментальной музыки(симфонической миниатюрой). Научиться выделять художественные связи между музыкой, литературой и живописью, на примере произведения
А. К. Лядова «Кикимора». Развивать образное мышление, творческие «способности», чувство музыкального и литературного вкуса у учеников. Воспитывать интерес и любовь к творческому наследию русского народа, уважение к его историческому прошлому и культуре.
Жанр урока: интегрированный
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник для 5 кл. «Музыка» авторы Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, иллюстрации: музыкальных инструментов, кроссворд; запись симфонической миниатюры А. К. Лядова «Кикимора», фортепиано, магнитофон
Тип урока: комбинированный
Методы урока: объяснительно-иллюстративный.
Оборудование:, проектор, компьютер, музыкальный центр
Музыкальный материал:
А. К. Лядов «Кикимора» - симфоническая миниатюра.
А. К. Лядов «Колыбельная».
Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.[3] Урок можно начать с прослушивания сказки о Музыке в мифах, сказках и преданиях.
- Есть великое множество музыкальных событий, начало которых так далеко от нас, что даже волшебная подзорная труба времени не смогла бы отчётливо их приблизить. Однако не будем огорчаться. К нам на выручку ещё не раз придёт наша память, общая память человечества – это волшебная «машина времени», способная перемещать нас во времени и пространстве.
Самыми замечательными, самыми интересными проводниками в далёкое минувшее для людей всегда были сказки, мифы, легенды о музыке и музыкантах.
Из глубины веков пришли к нам античные мифы, созданные народной фантазией. Древние греки верили, что с наступление тепла на вершине горы Парнас собирались на празднества прекрасные девушки – девять сестёр, девять дочерей владыки богов – Зевса. Их звали музами жизни – богинями пения. Они покровительствовали искусствам и наукам. Черпая воду из Кастильского ключа или из источника Иппокрены, музы одаривали ею избранных. Те, испив живительной влаги, становились художниками, поэтами, танцорами, актерами, музыкантами и учёными.
Встав в круг, музы танцевали и пели под звуки золотой кифары, на которой играл покровитель искусств бог Аполлон.
Голоса девушек сливались в стройный хор, и вся природа, как зачарованная, внимала сладкозвучным мелодиям. Люди становились добрее, а боги милостивей.
- Ребята, как вы думаете, каково значение мифов, сказок и преданий?
(Мифы, сказки, предания – вечный источник искусства. Это касается не только музыки, но и литературы, живописи. Все эти источники открыли новые грани творчества великих авторов различных произведений искусства. Искусство не копирует реальную жизнь, а живет своей собственной жизнью, неподвластной суете обычной жизни).
Блок 2. Содержательная часть
Содержательная часть включает в себя программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей
Работа с учебником. Знакомство с русским композитором - сказочником Анатолием Константиновичем Лядовым и его произведением- сказочной картинкой «Кикимора
- Ребята, как вы думаете, в какой семье родился известный русский композитор Анатолий Константинович Лядов?
- В какой атмосфере он вырос, если создал такие известные сказочные музыкальные произведения как «Волшебное озеро», «Кикимора»?
(Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.
Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен» А.К.Лядова, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, до былинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.
Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновлял композитора. Автор говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте, чего нет, только тогда я счастлив».
- Какой еще композитор обращался к сказкам в своем творчестве? (Н.А.Римский-Корсаков).
Сегодня мы познакомимся со сказочной картиной «Кикимора».
- А вы знаете кто такая Кикимора? Как вы её себе представляете?
- Послушайте музыкальную картинку «Кикимора». Как музыкальный язык и форма сочинения помогли композитору изобразить сказочный образ?
Давайте поближе познакомимся с этим сказочным персонажем.
В восточнославянской мифологии - это один из видов домового.Злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвёт пряжу)
Название «кикимора» - сложное слово, вторая часть которого - имя злого духа Мары (моры).
Кикимора болотная (лесная) – жена лешего, которая живёт в лесу или болоте. Предстает перед нами в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой.
Ничто из природных кладовых не окутано таким количеством тайн, легенд и мистики, как болота. Слава у них недобрая, вот и обходят люди десятой дорогой царство кикиморы. А она незваных гостей любит. Затаскивает зазевавшихся путников к себе в трясину.
Боятся кикиморы медведей и сергачей, (медвежьих поводырей). В прошлом их часто нарочно приглашали для отпугивания этой нечисти.
Рождаются у кикиморы с лешим детки - лесавки. Они шалят, сбивают с дороги путников, всеми силами помогая родителям заманивать путников в болота. Никем не замеченная, пробирается кикимора в крестьянскую избу, поселяется за печку. Откуда и выходит по ночам, чтобы проказить.
Сейчас мы еще раз прослушаем «Кикимора» А. К. Лядова, я прошу, возьмите в свою руку звук и ведите его, строго следуя за движением главной героини произведения (прием «слушание рукой» или «визуализации).
Подумайте, а какие музыкальные инструменты слышны в этом произведении
Дети «рисуют» рукой движение музыки. Они улавливают движение, ритмический рисунок, рельефность музыкальной ткани. Дети с легкостью выполняют задание, а некоторые ребята высказывались о том, что трудно было идти за мелодией.
Музыкальные инструменты: флейты, гобои, деревянные духовые - образ Кикиморы, тема колыбельной – английский рожок деревянный духовой инструмент.
Творческое задание: на доске иллюстрации музыкальных инструментов, важно предложить ребятам после повторного прослушивания угадать музыкальный инструмент, который звучал, подсказками служат иллюстрации.
Английская флейта Гобой
- Ребята, если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили бы на этот сюжет?
Блок 3 (психологическая разгрузка) представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию.
Нарисовать Кикимору, используя разные музыкальные знаки.
Блок 5 (интеллектуальная разминка) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать
Синквейн (от французского, английского) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии. В России с 1997 года используется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи.
Составить синквейн на образ Кикиморы с использованием учебника Музыка: 5 класс, Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.
(У каждого учащегося на столе план построения синквейна).
ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ СИНКВЕЙНА
1 СТРОКА – заявленная тема или термин ( 1 существительное или местоимение )
2 СТРОКА – описание признаков, свойств (2 прилагательных или причастия)
3 СТРОКА – образована 3 глаголами или деепричастиями, описывающими характерные
действия предмета или темы.
4 СТРОКА – фраза из 4 слов, выражающая личное отношение автора к описываемому
Предмету, теме.
5 СТРОКА – одно слово-резюме, характеризующее суть предмета, темы, синоним
1-й строки).
( 1 строка. Кикимора.
2 строка. Злое, коварное, привередливое существо.
3 строка. Гремит, стучит, свистит, шипит.
4 строка. Зло держит на уме.
5 строка. Злой дух).
Резюме.
По окончании урока учитель подводит краткие итоги занятия и осуществляет обратную связь с учащимися.
Учащиеся должны оценить занятие с помощью карточек-картинок , на которых изображены нотки с изображением рожиц – улыбающаяся и грустная (интересно – не интересно, понрави- лось – не понравилось)