Слайд 1
Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня мы совершим ещё одно путешествие в музыкальный театр. Тему путешествия мы определим, разгадав кроссворд.
Слайд 2
КРОССВОРД.
Итак, тем путешествия БАЛЕТ.
Ребята, а что вы знаете о балете?
А что бы вы ещё хотели узнать?
Поподробнее узнать, что это за вид сценического искусства?
Кто участвует в создании балетного спектакля?
Ребята, на столе у вас лежит раздаточный материал – листок с заданиями и словарь эстетических эмоций. Посмотрите внимательно.
Мы отправляемся в 1892 год и познакомимся с балетом «Щелкунчик». Первая постановка балета “Щелкунчик” состоялась на подмостках Мариинского театра в Петербурге. Этот балет был заказан П.И.Чайковскому дирекцией Императорских театров. Либретто к балету создано Мариусом Петипа.
задание под №1.
Прочитайте текст и обобщите его с заданием, подготовленным дома.
В основу либретто балета «Щелкунчик» положен сюжет сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана сказка - «Щелкунчик и мышиный король».
Действие балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослее веселятся вокруг рождественской елки. Девочке мари подарили куклу для раскалывания орехов – Щелкунчика. С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес. Выползают из своих нор мыши во главе с мышиным войском. Ему на помощь приходит Мари – она бросает туфельку в предводителя мышей и спасает Щелкунчика. Щелкунчик превращается в прекрасного принца.
Сейчас посмотрите и послушайте сцену битвы Щелкунчика с мышами и ответьте на вопросы
Какие средства выразительности использовал П.И.Чайковский в музыке сцены битвы Щелкунчика с мышами? И как? ( менялась ли мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр).
Т.Е. мы можем сказать. Что музыка развивалась, т. е. происходило развитие музыки.
Следующий фрагмент.
«Вальс снежных хлопьев» уносит Мари и принца в сказочную страну сладостей, игрушек. Внимательно посмотрите и послушайте и выполните задание
Задание №2
С помощью словаря эстетических эмоций определи характер и настроение «Вальса снежных хлопьев».
(стремительное движения снежинок)
Продолжаем знакомиться с балетом. В стране сладостей и игрушек Мари и принца встречает фея Драже. Начинается праздник, на котором гости разных национальностей исполняют свои танцы.
Задание №3
Послушай и посмотри арабский танец. Ответь на вопрос – как композитор подчёркивает с одной стороны сказочность событий балета, с другой национальные особенности? (какая музыка звучит) .
И заканчивается балет восторженно – стремительным «Вальсом цветов».
Задание №;4
- С помощью словаря эстетических эмоций определи характер и настроение «Вальса цветов».
- Сравни с «Вальсом снежных хлопьев».
- Что их отличает друг от друга?
- Что их роднит?
(Образ танца).
Вот так закончилась сказка. Но мы с вами продолжаем говорить о сказке – разучим песню.
Ребята давайте вспомним. Мы с вами говорили о балете П.И.Чайковского «Щелкунчик», в основу которого лежит сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана - «Щелкунчик и мышиный король». Мы увидели, что в сцене битвы «Щелкунчика и мышиного короля» происходило развитие музыки.
А в сцене восточного танца мы услышали таинственность, мы сравнивали «Вальса снежных хлопьев», «Вальсом цветов» и определили, что они похожи и различны.
Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока - что это за вид сценического искусства?
Кто участвует в создании балетного спектакля?
Следующее задание – выполни тест.
1.Какой композитор написал музыку к балету «Щелкунчик»?
А. М.И.Глинка.
Б. Н.А. Римский – Косаков.
В. П.И.чайковский.
Г. Г.В.Свиридов.
2. Действие происходило.
А. Накануне Рождества.
Б. На Новый год.
В. В воскресный день.
Г. Летом.
3. Кто является автором сказки «Щелкунчик и мышиный король»?
А. А.С.Пушкин.
Б. Э.Т.А.Гофман.
В. Б.Пастернак.
Г. В.Шукшин.
4. Что происходило в музыке сцены битвы «Щелкунчика и мышиного короля».
Б.Обработка.
В. Симфоническое развитие.
Г. Пение.
5. Что роднит «Вальс снежных хлопьев» и «Вальс цветов»?
А. Образ танца.
Б. Настроение.
Г. Темп.
6. О чём поётся в песне С.Никитина «Песенка про сказку»
А. Убеждает, что зло безнаказанно.
Б. Убеждает, что зло победит.
В. Чтобы добрый убедил злого стать хорошим.
Г. Чтобы добрый наказал злого.
Рефлексия:
Закончите предложения:
- Я узнал…
- Новые знания мне пригодятся…
- Какие нравственные качества героя сегодняшнего урока вы хотели бы воспитать у себя?
- Что ярче всего запомнилось вам из прослушанного сегодня?
Подходит к концу наше путешествие ребята вспомните. Что же лежит в основе балета?