Урок-путешествие
Тема: Страна под названием МУЗЫКА
Задачи урока: а) образовательная - обеспечить в ходе урока активизацию жизненного опыта детей, связанного с восприятием музыки;
б) воспитательная – воспитывать в детях музыкальную культуру, интерес к музыке, уважение к школе.
Структура урока
1. Вход под музыку С. Прокофьева «Марш» (звучит барабан, фортепиано).
2. Слушание: М.И. Глинка «Попутная песня». Беседа о театре.
3. Слушание: П.И.Чайковский «Па-де-де» (фрагмент из балета «Щелкунчик»)
4. Пение: В.Я.Шаинский « Вместе весело шагать по просторам»
5. Исполнение: а) ритмический диктант;
б) русская народная плясовая «Из- под дуба, из-под вяза…»
6. Пение: П. Синявский «Свирель да рожок»
7. Выход: И.О. Дунаевский «Марш веселых ребят».
Оборудование: компьютер, фортепиано, интерактивная доска, таблицы, иллюстрации, портрет П.И. Чайковского, магнитофон, музыкальный центр, бубен, свирель, колокольчик, барабан, деревянные ложки, дирижерская палочка.
Ход урока
Под музыку С.Прокофьева дети входят в класс (звучит фортепиано и барабан).
На доске висит табличка станция «Школьная».
Музыкальное приветствие.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте, учитель!
Жестом рук посадить детей.
У: Ребята, я очень рада вас видеть! Сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в мир музыки. Это огромная, удивительная страна, в которой много необычного и интересного Я хочу с вами отправиться в путешествие. А на каком транспортном средстве мы поедем, догадайтесь сами.
Звучит «Попутная песня» М И Глинки.
У: Ребята, понравилась вам музыка?
Д: Да.
У: Ребята, о каком транспортном средстве идет речь?
Д: Поедем на поезде.
У: Правильно, ребята! Когда-то давно поезд называли пароходом, потому что топили его углем. Из трубы основного вагона шел густой дым, как у парохода.
Вот наша станция «Школьная» осталась позади. Мы прибыли на станцию? Читаем хором: «Театральная». Ребята, обратите внимание, что это за здание? (на доске иллюстрация Театр оперы и балета в городе Самара)
Д: Это театр оперы и балета. Он находится в городе Самаре.
У: Правильно. Ребята, кто из вас бывал в театре?
Д: Слушали и смотрели с родителями балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» (обратить внимание на портрет композитора).
У: Понравился вам спектакль? Что запомнилось больше всего?
Д: Да, очень! Звучала волшебная музыка! На сцене выступали замечательные артисты. Это было очень красивое представление. Мы часто вспоминаем эту поездку в театр.
У: Давайте и мы с вами послушаем один небольшой фрагмент из этого балета (на доске висит несколько иллюстраций из балета «Щелкунчик»). Ребята, чтобы научиться слушать и понимать музыку, сделать ее неотъемлемой частью своей жизни, нужно стать настоящими слушателями. Музыка всегда « возникает» из тишины. Послушайте и вы тишину в классе перед тем, как зазвучит волшебная музыка П.И.Чайковского.
Звучит фрагмент из балета.
У: Ребята, понравилась вам музыка? Кто ее исполнял?
Д: Очень понравилась музыка! Она прекрасна! Музыку исполняли музыканты, которые играли на разных инструментах. Звучал оркестр.
У: Правильно, молодцы, ребята! А как называется человек, который руководит оркестром?
Д: Дирижер, а в руках у него дирижерская палочка.
У: Верно. Ребята, а сейчас нам вновь пора в дорогу. Давайте немного пройдем пешком. Это полезно. В пути споем песню Владимира Шаинского, догадайтесь какую (учитель на фортепиано играет вступление песни «Вместе весело шагать по просторам»).
Дети исполняют песню стоя, в припеве маршируют на месте ( небольшая физ.минутка).
У: Спасибо, ребята! Посмотрите, на какую станцию мы пришли?
На доске появляется табличка станция «Нотная». Здесь, чуть ниже, кроссворд о названиях нот.
У: Ребята, давайте попробуем его разгадать (рисунок).
У: Вот и с этой задачей мы справились! Молодцы! Пойдем дальше.
Звучит фонограмма песни «Вместе весело шагать по просторам». На доске появляется название следующей станции «Ритмическая».
У: Ребята, кто из вас догадался, чем мы здесь будем заниматься?
Д: Мы будем исполнять ритмические рисунки.
У: Правильно. Будем не только исполнять, но и по заданным ритмам будем отгадывать знакомые музыкальные произведения. Послушайте, пожалуйста, их внимательно.
Учитель задает ритм. Дети слушают. Повторяют вместе с учителем. Ребята исполняют как индивидуально, так и в паре, трио, квартетом… Вот несколько вариантов ритмических рисунков:
. . … . . … ;
. - . - … ;
. .- . .- . .- . .
. –хлопок ; - -щелчок
У: А теперь, ребята, послушайте, какую знакомую вам мелодию я задумала? Прохлопываю ритмические рисунки следующих произведений:
1.П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
2.Л.В. Бетховен «Сурок»
3.В.Я. Шаинский «Чему учат в школе»
Дети отвечают по очереди, подходя к учителю шёпотом говоря ответ на ухо. Ребята, ответившие правильно остаются рядом с учителем. После каждого разбора заданного ритма , ребята произносят правильный ответ вслух. Похвалить учащихся.
У: Ребята, вновь в дорогу нам пора.
В записи звучит фрагмент фонограммы песни «Вместе весело шагать по просторам».
У: Ребята, мы прибыли с вами на станцию «Инструментальная». Возьмите свои инструменты. Давайте вместе, задорно и весело, исполним нашу любимую русскую народную плясовую.
У детей в руках бубен, деревянные ложки, свирели, свистульки (глиняные и пластмассовые), валдайский колокольчик. Учитель аккомпанирует на фортепиано. Один ученик встает перед ребятами в роли дирижера.
У: Молодцы, ребята! Какой замечательный у нас оркестр. Наше путешествие подошло к концу. А вам оно понравилось?
Д: Да ,конечно! Нам было интересно, весело. Это был необычный урок.
У: Давайте на прощанье споем нашу любимую песню «Свирель да рожок» (муз. Синявского).
Учитель аккомпанирует песню на фортепиано, дети используют два инструмента (колокольчик и деревянные ложки).
У: Молодцы, ребята, всем спасибо! Наш урок окончен. До следующих встреч. До свидания.
Выход из класса под музыку И.Дунаевского «Марш весёлых ребят».