- развивать вокально-хоровые навыки, навыки декламации, творческое и художественное мышление.
Элементы содержания: произведения русской музыки, литературы, живописи, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма
Методы и приёмы:
- словесная группа методов (беседа, рассказ);
- наглядно-зрительная группа методов (видеозаписи, слайды);
- методы эмоционального воздействия (ситуации успеха);
- слуховая группа методов (аудиозаписи, исполнение голосом, инструментом);
- метод обобщения, закрепления;
- методы размышления о музыке, литературе, изобразительном искусстве;
- информационно-коммуникационные методы;
- проблемно-поисковые ситуации, методы поощрения, проверка знаний.
- метод контроля и самоконтроля (синквейн)
Навыки и умения:
- приводить примеры музыкальных, литературных, живописных произведений, в которых отражена героическая тема;
- рассуждать на поставленные проблемные вопросы.
Оборудование: фортепиано; компьютер; мультимедийное проигрыватель; папки в помощь учащимся; рисунки-схемы; портреты; живописные полотна.
Ход урока.
«Герой – это человек, который в решительный
момент делает то, что нужно делать в интересах
человеческого общества»
Учитель музыки:
У цветка незабудки ты спроси про войну.
Ты прислушайся чутко и услышь тишину.
Пусть годами укрыта чья-то слава в гранит,
Но ничто не забыто и никто не забыт.
Учитель литературы:
Умирая, не умрет герой - Мужество останется в веках. Имя прославляй своё борьбой, Чтоб оно не молкло на устах!
Учитель музыки:
От героев былых времён Не осталось порой имён. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землёй, травой...
Учитель литературы:
Он много сделал, мало пожил, Во имя матушки-Руси, Свой гений храбростью умножил, За жизнь, свободу и мечты!
Учитель музыки:
Врагам на Руси не хаживать,
Полков на Руси не важивать,
Путей на Руси не видывать,
Полей на Руси не таптывать.
Учитель литературы:
Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой,
Вставайте люди вольные,
За нашу землю честную!
Учитель музыки:
Ребята, как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке?
( О героях, о доблести, о славе, о героизме, о защитниках, о патриотизме, оРодине…)
Да, вы абсолютно правы. Тема нашего сегодняшнего урока звучит так «Героическая тема в музыке, литературе, живописи»
Учитель литературы:
Давайте определимся с целью нашего урока?
(раскрытие героических образов по средствам музыки, литературы и живописи)
На прошлом занятии каждый из вас получил задание найти в энциклопедическом словаре, интернете, в книгах афоризмов и высказываний понятие и раскрытие слов герой, патриот, патриотизм.
(Учащиеся зачитывают свои определения, высказывания и т.д.)
Примерные ответы детей:
Героизм во спасение других – высочайшая форма духовности.
Народ без героических людей – сирота.
Героизм стоит выше жизни – он знает ценности, которые ее дороже.
Герой – тот, кто в опасной ситуации ценою своей жизни спасает жизнь других или делает, для них что-то жизненно важное.
Героизм мужественному человеку дает почетную жизнь или красивую смерть.
Героем движет сердце – на раздумывание у него нет времени.
Героизм не в том чтобы пролить больше крови, а в том, чтобы кровопролития избежать.
Героем движет сердце – на раздумывание у него нет времени.
Невозможно проявить героизм – совершая что-то только ради себя.
Воля, характер, выдержка – лучшая почва для героизма.
Герой, совершая подвиг – о славе не думает.
О поколении судят по героям, которые ему принадлежат…
Учитель литературы:
Ребята, а как вы считаете, слова героизм и патриотизм являются ли синонимами?
(Конечно, да…)
Докажите.
Учитель музыки:
«Героическая» («богатырская») тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Это от того, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ героя, богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.
Героические образы литературных произведений, изобразительного искусства, музыки имеют много общего. Но при этом каждое из них отличается своеобразием, спецификой выразительных средств, особенностями композиции и формы.
Назовите, пожалуйста, произведения разных видов искусства, непосредственно связанных с героической темой, отражающих патриотические чувства, вызывающие желание встать на защиту Родины.
(Учащиеся могут назвать изученные ранее оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балет «Ярославна» Б. И. Тищенко, Симфонию №2 «Богатырскую» А. П. Бородина, кантату «Александр Невский» С. С. Прокофьева, а так же могут назвать известные им репродукции картин В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «После побоища Игоря Святославовича с полловцами) И. Глазунова «Два князя», П. Корина «Александр Невский» и литературные произведения, например, «Бородино» М. Ю. Лермонтова).
А сейчас используя свои знания в разных видах искусства мы с вами постараемся доказать состоятельность цели нашего урока.
Как отразилась идея героической защиты Родины, народного патриотизма в русской музыке, изобразительном искусстве, литературе? (Учащиеся раскрывают тему героизма через ранее изученные музыкальные произведения, ИЗО. Исполняют музыкальные отрывки из данных произведений»)
1. Кант «Радуйся, русско Земле!»
2. Кантата С.С. Прокофьева «Вставайте, люди русские!»(Исполняют отрывок из 2-й части кантаты). (Проецируются слайды картин русских художников В. Серова, П.Корина.О триптихе П.Корина рассказ)
Художник П. Корин создал триптих «Александр Невский», который состоит из трёх картин-частей, образующих единое целое. Каждая часть картины имеет своё название. Левая часть – «Северная баллада», центр – «Александр Невский», правая часть – «Старинный сказ». Александр Невский изображён на фоне реки Волхов. На том берегу – Новгород со знаменитым Софийским собором. Ещё дальше – леса. Сбоку, поодаль войско, готовое к походу. В «Северной балладе» - русский крестьянин с вытянутой рукой, словно преграждая дорогу врагу, рядом – русская женщина с выражением непреклонной воли на прекрасном лице. Вокруг – суровая северная природа. В старинном сказе – сказительница, сказитель, готовые запечатлеть в своих песнях-сказах величие и трагизм событий той поры, с ними рядом русский богатырь. А кругом всё та же суровая русская природа.
У.: К какой теме обращается художник?
Какую роль играет образ природы в триптихе?
3.Опера А.П. Бородина «Князь Игорь»(Слушание арии князя Игоря со второго действия).(Проецируются слайды картин русского художника В. Васнецова.Рассказ о картине «После побоища Игоря Святославовича с половцами»).
Картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880 г.)
Мы видим поле недавней битвы. В стальных доспехах и старинных одеждах лежат убитые воины. Смерть сравняла недавнихв рагов. Орлы схватились в смертельной схватке, чувствуя добычу. В густой зелёной траве среди белых ромашек и синих васильков разбросано оружие. Среди полевых цветов лежат два русских витязя. Спокойно лицо мужественного князя. Глаза его открыты – словно вопрошают очём-то. Златокудрый юный княжич, пронзённый стрелой, словно спит после первой битвы. Художник с любовью пишет их лица, одежду, доспехи. Вокруг густые зелёные травы, белые ромашки, голубые васильки – такие неожиданно яркие, певучие краски. Жизнь продолжается…
У.: Что вы чувствуете, глядя на картину?
4.Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин». (Проецируются слайды фрагментов оперы «Иван Сусанин. Памятник Минину и Пожарскому. Рассказ о памятнике).
Памятник Минину и Пожарскому выполнил скульптор И.П. Мартос. Он был установлен в 1818 году на Красной площади и находится рядом с собором Василия Блаженного. Две бронзовые фигуры. В них запечатлены образы освободителей России от польских захватчиков в 1612 году – Минину и Пожарскому. Кузьму Минина скульптор изобразил в полный рост, одной рукой нижегородец указывает на Москву, другой – вручает князю Дмитрию Пожарскому меч. Князь слаб, ибо не оправился от прежних ран. Однако он принял оружие и готов повести русские полки против врагов отечества.
Дайте несколько слов или словосочетаний характеризующих героев.
Учитель музыки:
Все эти произведения звучат как сказы, в которых отражаются богатырские, сильные, могучие характеры русских людей, величие и слава Отечества.
Учитель литературы:
А теперь давайте послушаем, как литература раскрывает нам образы героев.
(Учащие читают отрывки из произведений:
1. Отрывок из произведения М.Ю. Лермонтова «Песня про … купца Калашникова».
Можно ли назвать Калашникова героем?
(Да, потому что он восстал против царя, его верных слуг опричников, а это каралось смертью. Он не только защищал честь своей семьи, но и защищал честь всего русского народа, стонущего от несправедливости).
2. Отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Учитель литературы:
Кого в этом стихотворении мы можем назвать героями?
(Всех русских солдат, которые шли на смерть, защищая свою Родину, свой народ. Перед Бородинским сражением бойцы искупались, надели чистое бельё, тем самым как бы говоря, что готовы умереть. Ведь обычно купают и надевают всё чистое на покойников).
Учитель литературы:
А какие ещё литературные произведения, относящиеся к теме урока, вы можете назвать?
(А.С. Пушкин «Полтава», памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», дума Рылеева «Иван Сусанин», стихи К.Симонова).
Учитель музыки:
На основе полученных знаний я хочу предложить вам работу в группах, где вы сможете проявить свои творческие способности.
ЗАДАНИЕ№1.Создайте свой художественный фильм, слайд-шоу, рекламу, видеоклип о героях, богатырях, защитниках Отечества, используя данную схему.
1. Название.
2. Идея.
3. Эпиграф.
4. Музыка (лейтмотив).
5. Литературный источник.
6. Художественная заставка (изображение)
Учитель музыки:
В нашем городе тоже есть свои герои – ветераны Великой Отечественной войны - ……………….., которые на протяжении долгих лет войны стояли на защите нашей Родины с оружием в руках, защищая свой народ, нас с вами от врага. Спасибо им за их подвиги, силу и мужество.
Учитель литературы:
Сегодня на уроке с помощью самых древних видов искусств музыки, литературы и живописи мы пронаблюдали с вами за образами, взывающими к героическим страницам отечественной истории,к её лучшим началам в человеке – патриотизму, душевной силе, способности к сопереживанию. Я уверена, что эти героические образы нашли отклик в вашей душе своей жизненностью, глубокой художественной цельностью.
Учитель музыки:
В финальной части урока пусть прозвучит современная песня русского барда А. Городницкого «Атланты», которая мне кажется, будет созвучна теме нашего урока.
( Хоровое исполнение песня «Атланты» А.Городницкого).
Учитель музыки:
Предлагаю закончить наш урок синквейном. Если кто-то забыл, как он выстраивается, напоминаю(высвечивается на слайде порядок выполнения синквейна).
АЛГОРИТМ СИНКВЕЙНА (Фр.) – стихотворение, состоящее из пяти строк, содержит изложение учебной информации в кратких выражениях.
1-строка – название синквейна;
2 – строка – два прилагательных;
3-строка – три глагола;
4-строка – фраза на тему синквейна;
5-строка – существительное
НАПРИМЕР:
1. Героическая тема
2. Нравственная, необходимая;
3. Воспитывает, учит, развивает;
4. Будем патриотами Отечества;
5. Сила.
1. Народный патриотизм
2. Поучительный, значимый
3.Изучаем, ценим, сохраняем
4. Слава героям Отечества
5. Память
1. Образ героя в искусстве
2. Непобедимый, сильный
3. Рисует, раскрывает, акцентирует
4. Искусство знает своих героев
5. Духовность.
На конец урока предложить каждому обучающемуся продолжить фразу
Я ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБЫ…
Напр.: Я хотела бы, чтобы на русской земле не переводились герои…
Домашнее задание:
ЗАДАНИЕ№1.Создайте свой художественный фильм, слайд-шоу, рекламу, видеоклип о героях, богатырях, защитниках Отечества, используя данную схему.
1. Название.
2. Идея.
3. Эпиграф.
4. Музыка (лейтмотив).
5. Литературный источник.
6. Художественная заставка (изображение)
ЗАДАНИЕ №2. Назовите, пожалуйста, произведения разных видов искусства, непосредственно связанных с героической темой, отражающих патриотические чувства, вызывающие желание встать на защиту Родины.