Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки с учётом ФГОС: "Л. ван Бетховен "Героическая"" (3 класс, 4 четверть) »
Урок музыки
(3 класс, IV четверть)
Выполнено на основе программы «Музыка. 1-4 классы».
Авторы программы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Тема урока:Людвиг ван Бетховен «Героическая».
«Призыв к мужеству»
Задачи:
- формировать представление о творчестве Л. ван Бетховена;
- развивать умение понимать особенности драматургии в музыке, сопоставлять музыкальные образы;
- воспитывать интерес и любовь к классической музыке, художественный вкус.
Формируемые УУД
Познавательные:
- анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения;
- сравнивать объекты по заданным критериям.
Регулятивные:
- определять цель, проблему в деятельности;
- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе;
- работать по плану, сверяясь с целью;
- оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Коммуникативные:
- излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;
- понимать позицию другого;
- использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
- организовывать работу в группе (самостоятельно определять роли, задавать вопросы, выбирать решения);
- преодолевать конфликты – договариваться с людьми.
Личностные:
- вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к другим людям;
- осознавать свои эмоции;
- осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции.
Конструктор урока
I. Организационно-мотивационный этап
Начало урока
«Удивляй!» (Рассказ о гибели оркестра на океанском пароходе «Титаник»)
«В 1912 году газеты обежало страшное сообщение о гибели огромного океанского парохода «Титаник». Немногие из спасшихся рассказывали потом о разных трогательных и страшных сценах гибели отдельных людей, и это было напечатано в газетах. Лодок было мало, их хватило в минуты катастрофы только для женщин и детей. Большой оркестр, обслуживавший на пароходе богатую публику, не мог рассчитывать ни на лодки, ни на спасательные пояса. Оркестранты знали, что им не суждено спастись, и они вышли со своими инструментами на палубу. Если бы они отдались думам о близких, каждый пережил бы страшную гибель в одиночку, может быть, в бессмысленной предсмертной борьбе со стихией, в безумии. Но оркестранты, не сговариваясь, вынули свои инструменты, сели, как рассаживались всегда в оркестре, заиграли бетховенскую симфонию, столько раз игранную ими раньше, и под бессмертные звуки её, слаженно, торжественно, помня и исполняя каждый свою партию, но слыша и слушая целое, уходили они из жизни с удивительно высоким спокойствием, не переставая играть, покуда волны не дошли до инструментов и не затонула медленно опускавшаяся в воду палуба».
Актуализация знаний
«Толстый и тонкий вопрос»
- Что объединило музыкантов в час трагической смерти; помогло противостоять бедам и тяготам; укрепило дух и волю; помогло совершить коллективный подвиг мужества? (музыка)
- Какую музыку заиграл оркестр в самый страшный момент своей жизни, перед смертью?
(«Симфонию» Л. ван Бетховена)
Целеполагание
- Сформулируйте тему урока. О чём будем говорить сегодня на уроке? (о музыке Л. ван Бетховена)
- Какую цель поставим перед собой? (Цель: познакомиться с творчеством Л. ван Бетховена) – запись на доске
- С чего начнём изучать творчество Л. ван Бетховена?
План работы (запись на доске):
1) Узнать о Л. ван Бетховене.
2) Послушать произведения Л. ван Бетховена.
3) Обсудить творчество Л. ван Бетховена.
4) Сделать выводы по творчеству Л. ван Бетховена.
II. Организация деятельности учащихся
Изучение нового материала
Обсуждение и решение проблем
«Устный программируемый опрос» (работа по группам)
1) Людвиг ван Бетховен: а) русский композитор; б) немецкий композитор; в) норвежский композитор.
2) Людвиг ван Бетховен: а) композитор XVIII века; б) композитор XIX века; в) композитор конца XVIII - начала XIX.
Запись в тетради: Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827гг.) – немецкий композитор.
«Мозговой штурм» (работа в группах по 5-7 человек)
Л. ван Бетховен «Симфония №3» («Героическая», I часть) - слушание
(Призывные интонации, движение по звукам мажорного тонического трезвучия, вопросительная интонация в конце фразы, подвижный темп движения, яркая динамика)
- Почему музыканты в момент гибели «Титаника» заиграли именно музыку Л. ван Бетховена? (Людвиг ван Бетховен жил в эпоху революций, бурных потрясений, наполеоновских войн. В его музыке стремительные поступки, сопротивление силам зла. Своей музыкой композитор старался сделать человека мужественным, способным преодолевать любые жизненные невзгоды, устремлённым к радости победы)
Л. ван Бетховен «Симфония №3» («Героическая», II часть, 1 тема) – слушание
(Медленный темп, характерная неторопливая поступь движения, пунктирный ритм, тихое звучание, низкий регистр, взлёт мелодии вверх и сникающие, бессильно «повисающие», стонущие интонации, мрачная минорная ладовая окраска темы).
- Какой характер носит первая тема II части «Героической симфонии» Л. ван Бетховена? (траурный марш-шествие)
- Почему Л. ван Бетховен вводит в «Героическую симфонию» похоронный марш? (почтить память погибших, склонить головы слушателей перед павшими)
Л. ван Бетховен «Симфония №3» («Героическая», II часть, 2 тема) – слушание
- Какой характер носит вторая тема вторая части «Героической симфонии» Л. ван Бетховена? (спокойная, светлая, трогательная песня)
- Почему во II части «Героической симфонии» композитор сочетает контрастные темы? Какую мысль он хочет подчеркнуть? (Л. ван Бетховен сочетанием контрастных тем во II части симфонии хочет подчеркнуть мысль о том, что горе и радость, скорбь и веселье в жизни человека всегда «идут» рядом)
Л. ван Бетховен «Симфония №3» («Героическая», IV часть, финал) – слушание
(В основе Финала симфонии – танец «Контрданс» (английский народный танец). В переводе с английского «контрданс» обозначает «сельский танец». Эту фортепианную пьесу Бетховен сочинил для бала художников. Черты танца: подвижный темп, чёткий ритм, радостный светлый мажорный лад)
- Каким настроением композитор заканчивает одну из лучших своих симфоний? (Финал симфонии полон победного ликования, торжествующей радости. Его называют «праздником мира»)
- Каким человеком вы представляете автора «Героической симфонии» Л. ван Бетховена?
(человек сильной воли, непреклонный борец)
- С каким страшным недугом композитор боролся в течение своей жизни?
(К тридцати годам своей жизни Л. ван Бетховен оглох)
III. Контрольно-рефлексивный этап
Контроль знаний, обратная связь
«Крестики - нолики»
1) Верно ли утверждение, что Бетховен «рассказал» в «Героической симфонии» только о себе: о своих чувствах, переживаниях; о своей борьбе с болезнью? (О - нет)
2) Верно ли утверждение, что Бетховен в своей «Героической симфонии» выразил чувства и мысли миллионов людей того времени? (Х - да)
3) «Через борьбу – к победе» - такова основная идея «Героической симфонии» Бетховена? (Х - да)
4) Верно ли утверждение, что в таком произведении, как симфония, композиторы раскрывают слушателям своё отношение к тому, что во все времена волновало человека – Любовь, Добро, Красота. Природа, Дружба, Верность, Героизм? (Х - да)
5) Верно ли утверждение, что классическая симфония – одночастное музыкальное произведение? (О - нет)
6) Верно ли утверждение, что классическая симфония – многочастное музыкальное произведение? (Х - да)
7) Верно ли утверждение, что в классической симфонии три части? (О - нет)
8) Верно ли утверждение, что в классической симфонии четыре части? (Х - да)
9) Верно ли утверждение, что слово «симфония» в переводе с греческого языка обозначает «неблагозвучие»? (О - нет)
- Как бы вы перевели с греческого языка слово «симфония»?
Запись в тетради: Симфония (греч., «созвучие») – многочастное музыкальное произведение для оркестра.
- Сменяются эпохи, поколения, а бессмертная музыка Бетховена по-прежнему волнует и радует сердца людей.
Почему?
Запись в тетради: Бетховен стремился своей музыкой сделать человека сильным, мужественным, способным преодолевать любые жизненные невзгоды, устремлённым к радости победы.
Исполнение и разучивание песен
- Какая из песен нашего репертуара так же, как и музыка Бетховена, пронизана героическим пафосом (настроением)?
Рефлексия
«Моё настроение»
(«Мне понравилось», «Остался равнодушен к уроку», «Мне не понравилось»)
- Нарисуйте, с каким настроением вы закончили урок. Объясните почему.
- Какие качества партнёра помогают работать в группе? (умение прислушиваться к мнению другого, умение вести переговоры, умение внимательно, с уважением относиться к позиции другого, …)