Урок музыки в 5 классе "Стучит, гремит Кикимора..."
Урок музыки в 5 классе "Стучит, гремит Кикимора..."
На уроке учащиеся учатся владеть образным языком музыкального искусства в тесной взаимосвязи музыки с литературой и изобразительным искусством, знакомятся с еще одним направлением связи музыки с литературой - произведением программной инструментальной музыки (симфонической миниатюрой); учатся выделять художественные связи между музыкой, литературой и живописью, на примере произведения А. К. Лядова «Кикимора»; развивают образное мышление, творческие «способности», чувство музыкального и литературного вкуса. В ходе урока воспитывается интерес и любовь к творческому наследию русского народа, уважение к его историческому прошлому и культуре.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 5 классе "Стучит, гремит Кикимора..." »
Урок музыки в 5 классе на тему: «Стучит, гремит Кикимора…»
Цель урока:Овладение образным языком музыкального искусства в тесной взаимосвязи музыки с литературой и изобразительным искусством.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с еще одним направлением связи музыки с литературой - произведением программной инструментальной музыки (симфонической миниатюрой);
- научиться выделять художественные связи между музыкой, литературой и живописью, на примере произведения А. К. Лядова «Кикимора»;
- развивать образное мышление, творческие «способности», чувство музыкального и литературного вкуса у учеников;
- воспитывать интерес и любовь к творческому наследию русского народа, уважение к его историческому прошлому и культуре.
Жанр урока: интегрированный
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок- путешествие
Оборудование: учебник для 5 класса «Музыка» авторы Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, иллюстрации: музыкальных инструментов, кроссворд; запись симфонической миниатюры А. К. Лядова «Кикимора», фортепиано, магнитофон.
Методы: методы стимулирования и мотивации учения (метод импровизации, метод «мозговой штурм»); методы организации и осуществления учебных действий и операций (метод погружения, метод имитационного моделирования, метод «пластическое интонирование»); методы контроля и самоконтроля (метод «синквейн»)
Приемы: прием визуализации, прием «снежный ком».
План урока:
1.Организация начала урока. Подготовка к основному этапу урока.
II.Основная часть.
1. Усвоение новых знаний и способов действий:
- первое прослушивание произведения А. К. Лядова «Кикимора»
2. Первичная проверка понимания:
- работа над образом «Кикиморы»;
- работа с учебником
3. Закрепление знаний и способов действий:
- повторное прослушивание произведения А.К. Лядова «Кикимора»
III. Заключительная часть. Обобщение и систематизация знаний.
IV. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Ход урока
1.Организация начала урока
Учитель. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас урок необычный, сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей, заглянем в сказку.
Подготовка к основному этапу урока
А чтоб открыть нам двери в удивительную сказочную страну, нужно разгадать вот этот кроссворд. Обратите внимание, одно главное слово для нас открыто, это Ф О Л Ь К Л О Р. Что это?
Ответы учащихся: Фольклор – устное народное творчество. Самая важная его черта- то, что фольклор является искусством народного слова.
Учитель. Какие жанры фольклорного творчества мы знаем? Может кто-то приведет пример?
Ответы учащихся.
Учитель. Молодцы, а теперь обратите внимание в кроссворде, под общим объединяющим словом Фольклор, спрятались жанры народного творчества, давайте разгадаем кроссворд.
4
Л
Е
Г
Е
Ф
Н
5
1
К
О
Л
Я
Д
К
А
С
Л
А
К
Ь
2
Ч
А
С
Т
У
Ш
К
А
З
Л
К
3
П
О
С
Л
О
В
И
Ц
А
А
Р
Вопросы к кроссворду:
По-горизонтали:
Песня, исполняемая во время обряда коляды. (Колядка)
Русские народные куплеты, шутливого содержания. (Частушка)
Поэтическое предание об исторических событиях. (Легенда)
Народное творчество, которое учит, как дурака, превратить в царевича. (Сказка)
Молодцы! Правильно разгадали кроссворд. Остановимся на последней загадке - сказка.
II Основная часть. Усвоение новых знаний и способов действий.
Учитель. И теперь, мы с вами можем отправиться в путешествие, а именно в сказку, прослушайте фрагмент музыкального произведения и скажите, куда мы с вами попали?
Первое прослушивание произведения
Звучит «Кикимора» А. К. Лядова
- Куда мы с вами попали? Как можно описать это место? Каких сказочных героев вы услышали в этом произведении?
Давайте все по порядку.
Дети описывают место действия и образы, какие возникают в сознании при прослушивании данного произведения.
Можно сделать несколько общих выводов. Это сказочное место, скорей всего это сказочный лес, который наполнен сказочными героями. И, герои прежде всего, разные, в начале мы можем услышать много завораживающих звуков, но они нейтрального характера, в середине произведения появляется герой, довольно с отрицательными чертами характера, и это нам подсказывают музыкальные звуки. Давайте выделим этот появившийся образ отдельно и попробуем дать ему характеристику.
Учащиеся дают характеристику, поведение героя можно разделить на 2 этапа (выход и действие):
Первичная проверка понимания.Работа над образом «Кикиморы»
Учитель. Давайте попробуем угадать, какой сказочный персонаж нам повстречался?
Дети активно угадывают, и правильный ответ прозвучал
Правильно, молодцы! Этот персонаж- Кикимора.
- Как музыка нам показала этого героя?
Кикимора – злой дух, нечиста сила в женском обличье. Чаще всего в народных преданиях встречается Кикимора болотная - злое коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.
А написал это яркое произведение Анатолий Константинович Лядов (1855- 1914г.г.)- ученик русского композитора сказочника Н. А. Римского- Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес) на фольклорные сюжеты. Запись в тетрадь
Новое понятие: Симфоническая миниатюра - небольшая пьеса для симфонического оркестра.
Литературной основой стало одно народное сказание, записанное собирателем фольклора И. Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения. Послушаем текст.
Работа с учебником:
Откройте учебники «Музыка» 5 класс на стр. 19. Прочитаем литературный образ «кикиморы».
«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот- Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым- малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной».
Вот такую Кикимору нам «рисует» народное сказание. Как вы думаете, совпал ли «литературный образ» с нашим «музыкальным образом»?
Закрепление знаний и способов действий.
Повторное прослушивание произведения «Кикимора» А. К. Лядов
Учитель. О музыке и образах говорить трудно, мы с вами хорошо справились. Если мы будем говорить о музыке ее же языком, то она нам станет понятней и ближе.
Подумайте, а какие музыкальные инструменты слышны в этом произведении.
Сейчас мы еще раз прослушаем «Кикимора» А. К. Лядова, я прошу, возьмите в свою руку звук и ведите его, строго следуя за движением главной героини произведения (прием «слушание рукой» или «визуализации).
Дети «рисуют» рукой движение музыки. Они улавливают движение, ритмический рисунок, рельефность музыкальной ткани. Дети с легкостью выполняют задание, а некоторые ребята высказывались о том, что трудно было идти за мелодией.
Музыкальные инструменты: флейты, гобои, деревянные духовые - образ Кикиморы, тема колыбельной – английский рожок деревянный духовой инструмент.
Творческое задание:на доске иллюстрации музыкальных инструментов, важно предложить ребятам после повторного прослушивания угадать музыкальный инструмент, который звучал, подсказками служат иллюстрации.
- Ребята, если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили бы на этот сюжет?
III Заключительная часть. Обобщение и систематизация знаний.
В завершении урока можно вспомнить песни из программного материала начальной школы и исполнить их (песня из телефильма «Маленький Мук», муз. Минкова М., сл. Энтина Ю. «Дорога Добра»).
- Какие из приемов музыкального развития- контраст, повтор, вариационность- помогут вам создать свое произведение?
- В чем необычность окончания этой оркестровой пьесы?
- Какой из образов музыкального сказа запомнился вам больше всех? Почему?
Сегодня на уроке мы с вами узнали много нового, побывали в сказке, познакомились в новыми персонажами, «нарисовали» этот образ с помощью слова, использовали прием «слушание рукой».
Все молодцы, хорошо справились с заданиями!
IV. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.
Дома изобразить образ «кикиморы» на бумаге с помощью карандашей и красок. По выполнению заданий, в классе организуется выставка лучших работ.