Урок музыки в 5 классе "Путешествие в музыкальный театр"
Урок музыки в 5 классе "Путешествие в музыкальный театр"
В результате урока учащиеся будут иметь представление о крупнейших театральных центрах мирового значения, познакомятся с театральными профессиями, выявят особенности взаимодействия музыкального искусства с различными видами искусств, сходные и отличные черты оперного и балетного спектакля, исполнят простейшие ритмические рисунки на шумовых инструментах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 5 классе "Путешествие в музыкальный театр" »
Урок музыки с применением интерактивной доски в 5 классе «Путешествие в музыкальный театр".
Цели урока: Сформировать представление учащихся о музыкальном театре.
Задачи урока: Образовательные задачи: • Выявить уровень усвоения учащимися полученных знаний. Развивающие задачи: • Развитие познавательного интереса к урокам музыки, творческой активности учащихся. • Развитие чувства ритма, творческих способностей. • Развитие внимания, мышления, речи; развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать при выполнении заданий. • Способствовать формированию умения работать с интерактивной доской. Воспитательные задачи: • Воспитание интереса, любви к искусству. • Воспитание эмоциональной отзывчивости. • Способствовать воспитанию духовной культуры учащихся. • Создание ситуации успеха для каждого ученика.
Форма урока:урок-путешествие.
Оборудование урока:
1. Электронная доска Smart Board, компьютер, проектор. 2. Презентация. 3. Синтезатор. 4. Буклет-подарок «Музыкальный театр». 5. Видеофрагменты: - Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки; -отрывок из балета «Шопениана» на музыку Ф. Шопена; -Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» из оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова. 6. Аудиозаписи: - Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского; - Фонограмма песни «Волшебный мир искусства» муз. А. Ермолова, сл. К. Кряжевой; - Вальс цветов из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Ход урока: I. Музыкальное приветствие. (Учитель в сопровождении инструмента (синтезатора) исполняет музыкальное приветствие на мотив произведения Ж. Бизе «Марш Тореадора» из оперы «Кармен»): Здравствуйте, дети, вам всем рада я! Музыка вас вновь позвала. Будем с вами петь и танцевать, На инструментах играть. Волшебных звуков мир к себе влечет. В спектакль нас зовет! II. Активизация имеющихся знаний. У. – Ребята, узнали вы это произведение? (Учащиеся отвечают, что это фрагмент из оперы «Кармен» Ж. Бизе). У. – Правильно. А кто-нибудь из вас бывал в театре? (Ответы учащихся). У. - Сегодня я всем предлагаю виртуально посетить музыкальный театр.
Слайд № 1.
У. – Назовите мне, пожалуйста, какие спектакли мы сможем увидеть, если побываем в театре?
Слайд № 2.
Д. – Кукольный спектакль, Драматический спектакль, Теневой спектакль, опера и балет. У. – В зависимости от того, какой вид спектакля вам покажут, театры разделяют на несколько видов.
Слайд № 3.
(Учитель вызывает к доске ученика, чтобы выполнить Задание № 1: Соотнести название спектакля с названием театра). У. –В каждом крупном городе есть театр оперы и балета. А сейчас я хочу познакомить вас со всемирно известными театрами.
Слайд № 4.
У. - Обратите внимание, какие они красивые, каждый со своеобразной архитектурой. Ла Скала в Милане в Италии, Гранд-Опера в Париже во Франции, Венская государственная опера в Австрии, Сиднейский театр стоит прямо на берегу океана, и в Нью-Йорке очень интересное современное здание Метрополитен-оперы. У. - А какие русские театры вам знакомы?
Слайд № 5.
Д. - Мариинский императорский театр в Санкт-Петербурге. И самый главный театр нашей страны - Большой театр в Москве. У. – А теперь мы отправимся в музыкальный театр. III. Работа по теме урока. У. – Давайте подойдём к афише. Для чего она нужна? Слайд № 6.
Д. - Афиша – объявление о спектакле, концерте или других представлениях. Глядя на нее, мы сможем узнать, что идет в театре. У. – Посмотрите, о чем может рассказать нам театральная афиша? Д. - На афише указывается названия произведений, их музыкальные жанры, фамилии авторов, имена и фамилии исполнителей главных ролей и дата. У. – Посмотрите на наши афиши и скажите, как называются произведения, представляемые в нашем театре? Назовите их жанры и авторов? (Ответы учащихся). У. – А теперь давайте зайдём в помещение театра. У. – Сначала мы попадаем в фойе. Это просторны й зал, где обычно зрители ожидают начало представления. В фойе можно погулять, посидеть на скамеечках и рассмотреть фотографии или портреты популярных артистов театра. У. – Затем мы услышим звонок, который даст сигнал, что можно занять свои места в зрительном зале. Всего в театре подается 3 звонка перед началом спектакля.
Слайд № 7.
У. – Посмотрите, какой большой зал в театре, огромная люстра освещает зал, но во время представления она погаснет. Зачем выключают свет в зале? Д. – Свет горит только на сцене, чтобы зрители смогли всё хорошо рассмотреть. У. – В зрительном зале театра много мест для зрителей и внизу и на несколько этажей вверх располагаются зрительские кресла. Весь зал разделяется на зоны. (Учитель с помощью инструмента «Перо» показывает основные составные зрительного зала театра).
Слайд № 8.
У. - В театре существуют какие-либо правила поведения? Как в театре надо себя вести? (Ответы учащихся). У. – Да, вы правы. В любом театре соблюдается театральный этикет. Посмотрите на доску, все ли правила нам знакомы? Ничего не хотите дополнить?
Слайд № 9.
(Ответы учащихся). У. - В фойе театра можно купить театральную программу. В ней, как и на афише, указаны название спектакля, музыкальный жанр, автор, дата проведения представления. На внутренней странице действующие лица и актеры, занятые в представлении и даже имя художника. У. – Ребята, а зачем в театре художник? В чём заключается его работа? Д. - Рисует декорации, эскизы костюмов, изготавливает бутафорские изделия. У. – Можно ли без него обойтись? Д. - Нельзя, спектакль будет не красочным, не интересным. У. - А теперь внимательно посмотрите на изображения на доске. Попытайтесь распределить их на три группы: эскизы, костюмы, бутафория. (К доске выходят 3 ученика и с помощью инструмента «Линии»соединяют изображения с ключевым словом).
Слайд №10.
У. – Одевая костюм героя, актер еще не до конца создает свой образ. Кто помогает актеру перед спектаклем измениться до неузнаваемости? Д. - Гример.
Слайд № 11.
У. - Гримёр - одна из самых интереснейших профессий. Он может использовать бороду, усы, даже носы, сделать соответствующие морщинки на лице и из молодого человека получится старушка или забавное животное, король или нищий т.д. У. – Какие еще театральные профессии очень важны для создания атмосферы спектакля?
Слайд № 13.
У. - Сегодня мы познакомились с некоторыми театральными профессиями. Можете их перечислить? (Ответы учащихся). У. - Чтоб состоялась в театре премьера: Долго готовят её костюмеры И осветители, и декораторы, И драматурги, и звукооператоры, Главный художник, кассир, бутафор, Плотник, рабочие, токарь, гримёр, А отвечает за всё… Д. – (хором) Режиссёр! У. - В программе есть ещё литературный текст. Как называется этот литературный текст? Д. - Либретто. У. – Что такое либретто? Д. - Краткое литературное изложение сюжета. У. – Какие музыкальные жанры создаются на основе либретто? Д. - Опера, мюзиклы, оперетты. У. – Без чего ещё не может обойтись ни опера, ни балет? Что вперёд пишут музыку или либретто? (Ответы учащихся). У. – Может композитор сочинить музыку без либретто? Почему? Д. - Только после создания либретто композитор пишет музыку, т.к. там прописано содержание спектакля, главные герои и текст. У. – В чьём исполнении звучит музыка в театре, при показе оперы и балета? Д. - В исполнении симфонического оркестра. У. - Мы привыкли на концертах видеть музыкантов на сцене, но в музыкальном театре они занимают особое место. Как называется место, где располагается оркестр? Д. - Оркестровая яма.
Слайд № 14.
У. – Как называют руководителя оркестра? Д. – Дирижер. У. – Фамилия дирижера тоже обязательно указана среди тех, кто готовил спектакль. У. - Ребята, обратите внимание на то, что занавес ещё не открыли, сейчас зазвучит только музыка. Это оркестровое вступление перед началом спектакля создаёт определённый настрой для просмотра спектакля. У. – Кто вспомнит, как оно называется? Д. – Увертюра.
Слайд № 15.
У. – Давайте вспомним, где мы можем услышать увертюру? Д. - Увертюра бывает перед началом балета, оперы, кинофильма или самостоятельным произведением. У. –О чём нам рассказывает музыка увертюры? Д. - В ней звучат музыкальные темы, характеризующие главных героев, события, которые будут происходить с ними и то, как закончится сюжет, но всё в кратком варианте. У. - А теперь тишина. Занавес открывается… (Видеопоказ Увертюры из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки).
Слайд № 16.
У. – Что вы испытывали, когда смотрели видеофрагмент из оперы? Д. -Восторг, удивление, очарование, помогает погрузиться в мир сказки… У. – Какое настроение возникает у вас? Д. - Радостное, праздничное, светлое, нежное, веселое. У. – Понравился вам этот фрагмент? Музыку узнали? Как называется? Напомните мне еще раз, какой оркестр исполнял увертюру? Давайте вспомним инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра. (Ответы учащихся). У. - А хотели бы вы побывать сейчас в роли музыкантов театрального симфонического оркестра? Д.- Да. У. - Тогда сейчас мы поиграем с вами в игру «Мы веселые музыканты». Правда, инструменты у нас сегодня будут шумовые, но зато музыка, под которую мы будем играть, самая настоящая. Это Марш из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Слайд № 17
(Дети исполняют ритмические рисунки из партитуры на доске). У. - Молодцы! А теперь прошу вас внимательно посмотреть эти два видеофрагмента.
Слайд № 18.
(Просмотр видеофрагментов: отрывок из балета «Шопениана» на музыку Ф. Шопена и Песня Садко из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова).
У. - Какие театральные жанры здесь присутствуют? Д. – Опера и балет. У. - Назовите общие признаки оперы и балета. (Ответы учащихся).
Слайд №19.
(К доске вызываются два ученика). У. – Прочитайте определение оперы и балета. Выполните задание: красным цветом нужно подчеркнуть отличительные признаки оперы, а синим цветом – отличительные признаки балета. (Учащиеся у доски читают определения на слайде и выполняют задания с помощью инструментов «Перо»). VI. Подведение итогов У.– Ребята, где мы сегодня побывали? (Ответы учащихся). У. - Что нового о театрах вы сегодня узнали? Какие виды театров бывают? (Ответы учащихся). У. - Назовите главные музыкальные театры нашей страны. (Ответы учащихся). У. - Какие помещения музыкальных театров открыты для посетителей? (Ответы учащихся). У. - На какие места в зрительном зале вам могут продать билет, а куда нет? (Ответы учащихся). У. - С какими театральными профессиями мы познакомились? (Ответы учащихся). У. - Какой оркестр, как правило, принимает участие в постановке музыкального спектакля? Д. – Симфонический оркестр. У. - Какие жанры спектаклей представляют в музыкальных театрах? Д. – Опера и балет. У. – Как правильно сказать: «Я слушаю или смотрю оперу, я слушаю или смотрю балет»? Д. – Слушают оперу, а балет смотрят. У. – Какие виды искусства объединяют опера и балет? Д. - Музыка, литература, живопись хореография, У. – Эти виды искусств дополняют друг друга и этим помогают лучше понять их, помогают ярче передать и понять образы героев, расширяют знания, восхищают своей изумительной красотой и неповторимостью. (Исполнение песни « Волшебный мир искусства» муз. Александра Ермолова, сл. Ксении Кряжевой). Слайд № 20.
Волшебный мир искусства.
У истока реки зародился сюжет, По страницам перо закружилось. Всё, что думал и чувствовал добрый поэт, На бумаге теперь отразилось. Припев:Волшебный мир искусства – Мир, полный вдохновения. Волшебный мир искусства – Художника творение. Волшебный мир искусства Волнует наши чувства, К себе зовёт волшебный мир искусства, К себе зовёт волшебный мир искусства.
На чудесной палитре цветное пятно,
С мягкой кисточки краска струится. Разрисует художник своё полотно, - На картине появятся лица. Припев.
Звуки музыки льются из наших сердец,
Нотный стан в лёгком вальсе кружится. Звонкой трелью зальётся пернатый певец, - Скоро новая песня родится. Припев (2 раза).
У. – К сожалению, наше пребывание в музыкальном театре сегодня заканчивается, но у нас будет возможность продолжить театральные встречи на следующих уроках. V. Домашнее задание: Нарисовать свои впечатления от путешествия в мир музыкального театра. У. - На память об уроке я хочу подарить вам буклеты с видами и названиями театров, записью отдельных музыкальных терминов и правилами театрального этикета. Слушайте музыку и будьте здоровы!
Слайд № 21.
VI. Выход. Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И Чайковского.