Воспитательная: воспитание любви и уважения к Родине через творчества С.В. Рахманинова. Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитательная: воспитание любви и уважения к Родине через творчества С.В. Рахманинова. Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики.
Формы организации урока: устный опрос (индивидуальный, групповой)
И.К.Т.: Технология становления ассоциативно – образного мышления.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
У.: Сегодня наш урок мы посвятим творчеству замечательного русского музыканта С.В. Рахманинова. С.В. Рахманинов был не только композитором, но еще и дирижером и прекрасным пианистом.
3.Обьяснение нового материала.
С.В. Рахманинов – гордость отечественной культуры. Широчайшая известность его музыки, горячая любовь к ней во всём мире сравнимы лишь с популярностью музыки П.И. Чайковского.
С.В. Рахманинов родился 1 апреля 1873 года. Его детские годы прошли в имении Онег неподалёку от Новгорода. На всю жизнь запечатлелись в памяти чудесные картины русской природы: бескрайние просторы полей и лесов, величавые воды реки Волхов, с которой связан былинный сказ о певце – гусляре Садко. Так же как и Садко, Рахманинов любил свою землю и всегда тосковал в разлуке с ней. «Он любил русскую землю, деревню, крестьянина, любил хозяйничать на земле, сам летом брал косу, ненавидел. Как личного врага, лебеду и прочие сорняки и часто часами мне рассказывал, как хороша деревня», - вспоминала известная писательница Мариэтта Шагинян. Но в 1917 году в рассвете творческих сил он навсегда покинул Россию. 1917 год стал переломным в судьбе Рахманинова и его семьи. Февральскую революцию он встретил радостно, октябрьская вынудила его покинуть Россию навсегда. Главными причинами были опасения за судьбу семьи, ощущение своей ненужности новому обществу.
В декабре 1917 года Рахманинов с семьёй выезжает в Швецию, а затем переезжает в США. Началась изнурительная концертная деятельность вначале в Америке, затем по всей Европе, подчинявшаяся суровым законам музыкального бизнеса.
Его концерты проходили в переполненных залах, портреты не сходили со страниц американских газет. Его узнавали продавцы, шофёры такси, носильщики, преследовала армия корреспондентов и фоторепортёров. Но триумф Рахманинова – исполнителя не мог заглушить в нём страстной тоски по отечеству. Даже круг близких друзей за рубежом ограничивался преимущественно выходцами из России. Значительную часть своих гонораров Рахманинов использовал для материальной поддержки соотечественников как за рубежом, так и на родине.
Начавшаяся в 1939 году Вторая мировая война, а вслед за нею в 1941 году Великая Отечественная потрясли Рахманинова. Он тяжело переживал трагедию Родины, стремился хоть чем-то помочь ей в это тяжёлое время. Осенью он передал в фонд Красной армии более четырёх тысяч долларов и в дальнейшем неоднократно направлял сбор с концертов в Советский Союз. «Это единственный путь, каким я могу выразить моё сочувствие страданиям народа моё родной земли», - писал он в советское консульство. В другом письме он писал: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить! Верю в полную победу. Сергей Рахманинов, 25 марта 1942 года».
Рахманинов не дожил до победы. Напряжённая концертная и творческая деятельность сильно подорвала здоровье. Он скончался 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллс (Калифорния).
Россия до конца дней была главной и единственной темой рахманиновского творчества. «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды», - говорил о себе композитор. Образ Родины, мощь, удаль её стихийных богатырских сил, беспредельность русских пейзажей, нежность весенней расцветающей природы, искренность, открытость русской души и одновременно строгость, величавость русского характера – вот содержание творчества Рахманинова.
Учебник стр. 80.
Рассмотреть портрет С. Рахманинова кисти художника К. Сомова.
Интересно о замысле картины рассказывал своей сестре сам художник: «Тема фона дана была мне вольной, и я её выработал с Сергеем Васильевичем. Я ему предложил изобразить его на фоне весны, так как одна из его любимых композиций – «Весна». Пейзаж с цветущими фруктовыми деревьями, прошедшая гроза (конечно, две радуги, уж без этого мне нельзя), молодая берёза, прудик, освящённый солнцем, ярко – зелёная трава».
С. Рахманинов как пианист объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему всегда дарили букет белой сирени. Для композитора сирень была символом Родины.
Романс «Сирень» написан композитором в 1902 году, в тот период, когда он и Наталья Александровна Сатина решили обвенчаться. Не в этом ли факте жизни кроются утончённость лирических высказываний и «живописность» музыки.
Слушание: романс «Сирень» С.В Рахманинова.
У.: Чем наполнена музыка? –
Д.: Трепетом и восторгом, человеческим теплом и светом.
У.: Что отличает мелодию? – она светла и чиста, как юность, как цветение весеннего сада. Она взволнованна, звучит трепетно.
У.: Что хотел передать композитор в фортепианном сопровождении? –
У.: Рисунок аккомпанемента имеет чисто зрительное сходство с формой цветка (при этом в характере музыки нет никакой искусственности, надуманности, она светла и чиста, как юность, как цветение весеннего сада).
У.: Какое главное качество музыки романса? –
Д.: Песенность.
Задание: спеть мелодию (учебник стр.81).
1.Спеть первую и третью строки. Обратить внимание, что вся мелодия романса вырастает из двух трёхзвучных интонаций. (1-я – ми, фа, ля; 2-я си, до, до).
У.: Что такое кульминация?
Д.: Вершина в музыке.
У.: Кульминация – от латинского culmen – верх, вершина; в музыке – момент наибольшего эмоционального напряжения, наиболее яркого и сильного раскрытия образа; кроме того вершина подъёма мелодической линии.
У.: Писатель Юрий Нагибин в повести «Сирень» пишет об одном лете, которое провёл семнадцатилетний Сергей Рахманинов в имении Ивановка. В то странное лето сирень расцвела «вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке». В память о том лете, об одном раннем утре, когда композитор встретился с юной первой своей влюблённостью, он и написал, может быть, самый нежный и взволнованный романс «Сирень».
Чтение отрывка из повести Ю. Нагибина «Сирень».
«Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподымал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же отымал голову, лоб, нос, щеки и подбородок были влажными, а к бровям и тонкой ниточке усов клеились лепестки и трубочки цветов. Но это и Верочка умела делать — купать лицо в росистой сирени, а вот другая придумка Сережи, Сергея Васильевича — так церемонно полагалось называть семнадцатилетнего кузена, — была куда интереснее. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал ее изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала его примеру, и рот наполнился горьковатой холодной влагой. Она поморщилась, но все-таки повторила опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени — у каждой был свой привкус. Белая - это словно лизнуть пробку от маминых французских духов, даже кончик языка сходно немеет; лиловая отдает чернилами; самая вкусная — голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой. Сиреневое вино понравилось Верочке, и она стала лучшего мнения о длинноволосом кузене. В этом долговязом юноше все было непомерно и нелепо: громадные, как лопаты, руки и под стать им ступни, длинные русые поповские волосы, большой, тяжелый нос и огромный, хоть и красиво очерченный, рот, мрачноватый, исподлобья, взгляд темных матовых глаз. Нелюбезный, настороженный, скованный, совсем неинтересный — таков был дружный приговор сестер... Правда, в Ивановке образ сумрачного и нелюбезного кузена пришлось срочно пересмотреть. Он оказался весьма любезным, услужливым, общительным и необыкновенно смешливым. Достаточно было самой малости, чтобы заставить его смеяться до слез, до изнеможения... Выбрав удобный момент, когда Александр Ильич [Зилоти] покуривал после обеда в сиреневой аллее, Верочка спросила его, хороший ли музыкант Сережа Рахманинов. — Гениальный! — выкатив ярко-зеленые, с золотым отливом глаза, гаркнул Зилоти... — Такого пианиста еще не было на Руси! — с восторженной яростью прорычал Зилоти, — разве что Антон Рубинштейн, — добавил из добросовестности. — Так что же он, лучше вас? — наивно спросила Верочка. — Будет, — как бы закончил ее фразу Зилоти. — И очень скоро. Вы посмотрите на его руки, когда он играет. Все пианисты бьют по клавишам, а он погружает в них пальцы, будто слоновая кость мягка и податлива. Он окунает руки в клавиатуру. — Александр Ильич, миленький, только не обижайтесь, ну вот вы... как пианист, какой по счету? — Второй, — не раздумывая, ответил Зилоти. — А первый кто? — Ну, первых много. Лист, братья Рубинштейны... Рахманинов будет первым. — А какую музыку он сочиняет? — Пока это секрет. Знаю только, что фортепианный концерт. Но могу вам сказать: что бы Сережа Рахманинов ни делал в музыке, это будет высший класс. Поверьте старому человеку. Он великий музыкант...» Повторное слушание романса «Сирень» С.В. Рахманинова
У.: Какая же главная мысль этого сочинения?
Д.: Единение человека с природой, любование ее красотой, одухотворенное состояние души.
Яркий талант С.В. Рахманинова привлёк внимание писателя Ю. Нагибина. Он посвятил рассказ великому композитору (связь музыки и литературы). У.: А какой жанр мы услышали песню или романс?
Романс.
У.: А что такое романс?
Понятие романс:
Союз слова и музыки укрепился в жанре романса. Слово «романс» испанское, оно обозначает светскую песню, исполняемую на романском (испанском) языке. В старину романсы пели под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина. Со временем словом «романс» стали называть камерное вокальное произведение для голоса с сопровождением.
У.: Как вы думаете, чем отличается песня от романса? (ответы учащихся)
Песня – в музыке основной жанр, в котором вокальная мелодия является простым высказыванием «от души», песенного склада, несложная, обычно в куплетной форме.
В романсе - жанр в музыке, но по сравнению с песней текст более точно и детально отражён в музыке. Аккомпанемент дополняет поэтические образы романса и подчас выступает как равноправный участник ансамбля.
В романсе «Сирень» композитор передал настроение, характер текста, а аккомпанемент дополнил поэтический образ романса.
Мы знакомились с музыкой С.В. Рахманинова в 1-й четверти.
Вспомните, какие произведения мы слушали?
Д.: Концерт №3 для фортепиано с оркестром и «Вокализ».
У.: Кому посвятил «Вокализ» С.В. Рахманинов?
Д.: Великой русской певице А. В. Неждановой.
У.: Это инструментальная или вокальная музыка.
Д.: Это жанр вокальной музыки.
У.: Что такое вокализ?
Д.: Так называется мелодия, которая поётся голосом без слов.
Слушание «Вокализ» С.В. Рахманинова.
У.: Что объединяет романс «Сирень» и «Вокализ»?
Д.: Это вокальная музыка и она пронизана русской песенностью, широтой мелодического развития.
4. Закрепление полученных знаний.
1. С творчеством, какого композитора мы познакомились?