kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ситуативные упражнения на уроках татарского языка по теме "Части речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ситуатив к?нег?л?р.

  1. Сообщи другу о том, что:

-Татарстан – суверенное государство;

-Татарстан имеет свою символику;

-Татарстан со многими странами составляет договоры.

2.   Предложи другу:

-поехать в Казань и посмотреть исторические места;

-побывать в Кремле;

-посмотреть башню Сююмбике и мечеть Кул Шариф.

3.   Спроси у друга:

-какую музыку он любит;

-любит ли он сам петь песни;

-каких татарских композиторов он знает?

4.  Сообщи другу о том:

-вы любите читать книги о животных, но в библиотеке их нет;

-у вас дома есть библиотека, но приключенческих (ма?аралы) книг нет;

-вы не берете книгу о собаках, потому что уже читали ее.

-книга – источник знаний;

-нужно беречь книгу;

-в библиотеку привезли новые книги.

5.  Посоветуй другу:

-читать больше книг;

-бережно относиться к книгам;

-прочитать произведение М.Джалиля;

-чаще ходить в библиотеку и знакомиться с новостями;

-соблюдать тишину в библиотеке, не разговаривать громко;

-бережно относиться к библиотечным книгам, так как этими книгами пользуются и другие.

6.  Как вы спросите у друга:

-приготовил ли он домашнее задание;

-что им задали на дом по татарскому языку;

-какие оценки он получил сегодня;

-какие уроки ему нравятся;

-правильно ли он решил задачу и примеры?

7.  Как скажете о том:

-завтра у вас контрольная работа по математике;

-сегодня вы писали диктант по русскому языку;

-вы написали диктант без ошибок;

-вы получили хорошую оценку по татарскому языку;

-уставший человек присел;

-заработанные деньги дороги.

8.  Переведи:

Зуфар остался в деревне, потому что он любит свою профессию. Когда расцвела сирень, Резида заплакала от счастья. Если поступит в институт, девушка будет счастлива. Кто любит свою профессию, тот радуясь каждый день ходит на работу.

Саннар.

  1. Сообщи о том, когда и где родилась твоя мама.
  2. Сообщи родителям, что после окончания девятого класса ты пойдешь учиться в техникум.
  3. Сообщи о том, что в вашем классе парты стоят в три ряда, а ученики сидят по двое.
  4. Попросите маму купить 12 тетрадей, 2 ручки, один дневник.
  5. Узнай, какой автобус едет до автостанции, на какой остановке тебе выходить.

Тартымлы исемн?рне? т?рл?неше.

  1. Спроси друга, пойдет ли он сегодня в городскую библиотеку.
  2. Сообщи родителям, чтобы тебя на ужин не ждали, потому что ты из художественной школы вернешься поздно.
  3. Сообщи учителю, что ты учишься в музыкальной школе, поэтому не сможешь прийти на репетицию.
  4. Узнай у друга, как зовут его отца и где он работает.
  5. Сообщи о том, что изучаешь татарский язык, потому что живешь в Татарстане.
  6. Узнай у друга, нравится ли ему татарские певцы, и кого он знает.

Сыйфат.

  1. Попроси продавца показать тебе синее платье и узнай, сколько оно стоит.
  2. Скажи о том, что черная блузка тебе не нравится, пусть купят белую.
  3. Узнай у друга, какая река в Татарстане самая большая, какая у нее длина.
  4. Позови друзей отдыхать в лес, аргументируя, что лесной воздух чище городского.
  5. Скажи другу о том, какие цвета есть на флаге Татарстана.
  6. Как ты скажешь, что твоя сестренка младше сестры Ильдара.

Сыйфат фигыль.

1.Спроси, знает ли твой друг мальчика, который живет на пятом этаже.

2.Узнай, где останавливается автобус, который едет в Казань.

3.Сообщи о том, что врачи, приехавшие издалека, очень устали и никого сегодня принимать не будут.

4.Сообщи о том, что ученики, которые учатся в старших классах, пойдут на уборку улиц.

5.Сообщи о том, что поезд, на котором ты должен был уехать, опоздал.

6.Узнай,есть ли билеты на автобус, который едет в Казань, и во сколько он отъезжает.

Р?веш.

  1. Посоветуй другу:
  • внимательно слушать учителя на уроке;
  • отвечать правильно на вопросы;
  • посмотреть внимательно фильм.

2.Спроси друга:

  • быстро ли он читает текст;
  • часто ли слушает музыку;
  • всегда ли готовит уроки.

3.Как ты скажешь однокласснику, что он сегодня отвечал плохо, чтобы на следующий урок подготовился получше.

4.Сообщи о том, что новый учитель истории рассказывает интереснее, поэтому ты с желанием ходишь на уроки.

Б?йлекл?р.

  1. Узнай у друга:
  • чем он занимается в свободное время;
  • о чем он мечтает, когда остается один;
  • с кем он встречается после уроков;
  • на чем он ездит на дачу;
  • с кем он ходит в школу;
  • о чем он любит читать.

Кереш с?зл?р.

  1.  Скажи людям о том, что:
  • к сожалению, сегодня человечество стоит перед большой опасностью;
  • во-первых, радиоактивные вещества отравляют воздух, во-вторых, полезные ископаемые из года в год уменьшаются;
  • конечно же, природа богата, но люди должны думать о будущем поколении;
  • некоторые люди, наоборот, думают только о том, как заработать много денег;
  • к счастью, есть люди, которые борются с теми, кто загрязняет воду, отравляет воздух;
  • по-твоему, охрана природы – святая обязанность каждого человека.

Сообщи о том, что:

  • на сабантуе первым батыром был Азат;
  • победитель в борьбе с мешками – твой друг;
  • вам надо собрать фрукты в саду;
  • он закончил девятилетнюю школу;
  • сабантуй проводится летом;
  • заниматься спортом полезно;
  • вы начали учить правила борьбы.

Как скажете о том, что:

  • мы сабантуй начинали ждать с зимы;
  • булгары первыми начали изготавливать деньги;
  • если мы поможем, то быстро сделаем все дела;
  • если поспеют хлеба, то начнем уборку урожая;
  • вам не дали тот подарок;
  • вы хорошо плаваете;
  • идет поющий человек;
  • вы не хотите играть в шахматы;
  • вам будет плохо, если нарушите клятву;
  •  вы придете, если пораньше уйдете с тренировок;
  • мама приготовила суп, который я люблю;
  • мальчик, играющий в шахматы, твой друг.

Предложи другу:

  • попить воды;
  • сходить в магазин;
  • решить задачу по математике;
  • помочь маме почистить картофель;
  • в выходные вместе сходить в кинотеатр.

Кил?ч?к заман хик?я фигыль.

  • завтра будете участвовать на соревнованиях;
  • летом твоя сестра поедет в Казань;
  • сегодня не будет урока русского языка;
  • завтра на уроке географии вы напишете самостоятельную работу;
  • сегодня уже поздно, поэтому ты к ним придешь завтра;
  • завтра в школу привезут новые учебники, чтобы он принес старые, скоро будут экзамены, тебе нужно к ним подготовиться, поэтому ты не будешь долго гулять;
  • ты из-за плохой погоды не смог приехать сегодня, завтра приедешь обязательно.

Сообщите, что первые книги были сделаны из глины.

Спросите друга, нет ли у него книга об истории Казани.

Скажите о том, что нельзя пачкать дневник.

Как скажете о том, что тебе хочется прочитать книгу о войне.

Посоветуй другу:

  • бережно обращаться с книгой;
  • на уроках внимательно слушать учителя;
  • на уроках русского языка не писать с ошибками, потому что это твой родной язык;
  • не стесняться быть везде вежливым;
  • нельзя смеяться над недостатками других.

Попросите друга:

  • купить цветы на день рождение классного руководителя;
  • сходить на городской парк девятого мая;
  • в выходной день поиграть с ним в шахматы;
  • погулять вместе на улице после выполнения домашних заданий;
  • убрать всегда мусор в подъезде, так как он там живет.

Как скажете о том, что:

  • свое прошлое надо помнить;
  • нельзя играть с хлебом;
  • надо уважать старших и их труд;
  • выращивать хлеб на полях – нелегкая работа;
  • булгары приняли исламскую религию;
  • на дорогах надо быть внимательным и осторожным;
  • первая татарская книга была издана в 1722 году;
  • вы после работы в огороде сильно устали;
  • парень остался в деревне, потому что любит свою профессию;
  • нужно бережно относиться к природе;
  • нельзя срывать цветы с городской клумбы;
  • сидеть долго перед компьютером вредно для здоровья;
  • сегодня очень много безработных;

Спроси друга:

  • купил ли он тетради в клетку;
  • знает ли он героев Великой Отечественной войны;
  • любит ли он смотреть на цветущий сад;
  • всегда ли он признает свою ошибку.

Боерык фигыль.

Узнайте, сколько стоит килограмм яблок в магазине, попросите взвесить 2 килограмма.

Попросите у одноклассника ручку, так как ваша осталась дома.

Сообщите о том, чтобы дети чистили зубы 2 раза в день, зубы могут заболеть.

Попроси друга принести произведения Пушкина, потому что в школьной библиотеке их нет.

Сообщи другу, чтобы на первый урок не опоздал, потому что будет контрольная работа.

Тел?к фигыль.

Сообщи о том, что:

  • тебе хочется пить и попроси воды;
  • ты хочешь спать, а эту работу закончишь завтра;
  • тебе Новый год хочется встретить с друзьями, что тебе с ними интереснее;
  • тебе тоже хочется быть красивой, поэтому ты занимаешься шейпингом.

Узнай, не хочет ли твой друг есть. Пригласи его в кафе.

Узнай, кем хочет стать твой одноклассник.

Тезм? фигыль.

1.Попроси папу привезти тебе компьютер, если у него есть деньги.

2.Как скажет мама о том, что испекла треугольник, и чтобы ты их попробовал.

3.Как сообщить другу о том, что девушка смотрит на него любя.

4.Скажи другу, чтобы он сходил в столовую и поел, потому что сегодня остаетесь после уроков на репетицию.

5.Как скажет учитель о том, что нужно отвечать подумав, чтобы не получить плохую оценку.

6.Сообщи другу, чтобы он старательно работал, иначе премию не получит.

?тк?н заман хик?я фигыль.

Скажи о том, что:

  • ты вчера ходил в бассейн, поэтому не помыл пол;
  • твоя мама купила красивый костюм;
  • вы вчера участвовали в соревнованиях и заняли первое место;
  • тебя пригласил друг на день рождения;
  • ты получил «двойку», потому что не выполнил домашнее задание;
  • твои друзья ходили на встречу с челнинским писателем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ситуативные упражнения на уроках татарского языка по теме "Части речи" »

Ситуатив күнегүләр.


  1. Сообщи другу о том, что:

-Татарстан – суверенное государство;

-Татарстан имеет свою символику;

-Татарстан со многими странами составляет договоры.

2. Предложи другу:

-поехать в Казань и посмотреть исторические места;

-побывать в Кремле;

-посмотреть башню Сююмбике и мечеть Кул Шариф.

3. Спроси у друга:

-какую музыку он любит;

-любит ли он сам петь песни;

-каких татарских композиторов он знает?

4. Сообщи другу о том:

-вы любите читать книги о животных, но в библиотеке их нет;

-у вас дома есть библиотека, но приключенческих (маҗаралы) книг нет;

-вы не берете книгу о собаках, потому что уже читали ее.

-книга – источник знаний;

-нужно беречь книгу;

-в библиотеку привезли новые книги.

5. Посоветуй другу:

-читать больше книг;

-бережно относиться к книгам;

-прочитать произведение М.Джалиля;

-чаще ходить в библиотеку и знакомиться с новостями;

-соблюдать тишину в библиотеке, не разговаривать громко;

-бережно относиться к библиотечным книгам, так как этими книгами пользуются и другие.

6. Как вы спросите у друга:

-приготовил ли он домашнее задание;

-что им задали на дом по татарскому языку;

-какие оценки он получил сегодня;

-какие уроки ему нравятся;

-правильно ли он решил задачу и примеры?

7. Как скажете о том:

-завтра у вас контрольная работа по математике;

-сегодня вы писали диктант по русскому языку;

-вы написали диктант без ошибок;

-вы получили хорошую оценку по татарскому языку;

-уставший человек присел;

-заработанные деньги дороги.

8. Переведи:

Зуфар остался в деревне, потому что он любит свою профессию. Когда расцвела сирень, Резида заплакала от счастья. Если поступит в институт, девушка будет счастлива. Кто любит свою профессию, тот радуясь каждый день ходит на работу.

Саннар.

  1. Сообщи о том, когда и где родилась твоя мама.

  2. Сообщи родителям, что после окончания девятого класса ты пойдешь учиться в техникум.

  3. Сообщи о том, что в вашем классе парты стоят в три ряда, а ученики сидят по двое.

  4. Попросите маму купить 12 тетрадей, 2 ручки, один дневник.

  5. Узнай, какой автобус едет до автостанции, на какой остановке тебе выходить.

Тартымлы исемнәрнең төрләнеше.

  1. Спроси друга, пойдет ли он сегодня в городскую библиотеку.

  2. Сообщи родителям, чтобы тебя на ужин не ждали, потому что ты из художественной школы вернешься поздно.

  3. Сообщи учителю, что ты учишься в музыкальной школе, поэтому не сможешь прийти на репетицию.

  4. Узнай у друга, как зовут его отца и где он работает.

  5. Сообщи о том, что изучаешь татарский язык, потому что живешь в Татарстане.

  6. Узнай у друга, нравится ли ему татарские певцы, и кого он знает.

Сыйфат.

  1. Попроси продавца показать тебе синее платье и узнай, сколько оно стоит.

  2. Скажи о том, что черная блузка тебе не нравится, пусть купят белую.

  3. Узнай у друга, какая река в Татарстане самая большая, какая у нее длина.

  4. Позови друзей отдыхать в лес, аргументируя, что лесной воздух чище городского.

  5. Скажи другу о том, какие цвета есть на флаге Татарстана.

  6. Как ты скажешь, что твоя сестренка младше сестры Ильдара.

Сыйфат фигыль.

  1. Спроси, знает ли твой друг мальчика, который живет на пятом этаже.

  2. Узнай, где останавливается автобус, который едет в Казань.

  3. Сообщи о том, что врачи, приехавшие издалека, очень устали и никого сегодня принимать не будут.

  4. Сообщи о том, что ученики, которые учатся в старших классах, пойдут на уборку улиц.

  5. Сообщи о том, что поезд, на котором ты должен был уехать, опоздал.

  6. Узнай,есть ли билеты на автобус, который едет в Казань, и во сколько он отъезжает.

Рәвеш.

  1. Посоветуй другу:

  • внимательно слушать учителя на уроке;

  • отвечать правильно на вопросы;

  • посмотреть внимательно фильм.

  1. Спроси друга:

  • быстро ли он читает текст;

  • часто ли слушает музыку;

  • всегда ли готовит уроки.

  1. Как ты скажешь однокласснику, что он сегодня отвечал плохо, чтобы на следующий урок подготовился получше.

  2. Сообщи о том, что новый учитель истории рассказывает интереснее, поэтому ты с желанием ходишь на уроки.

Бәйлекләр.

  1. Узнай у друга:

  • чем он занимается в свободное время;

  • о чем он мечтает, когда остается один;

  • с кем он встречается после уроков;

  • на чем он ездит на дачу;

  • с кем он ходит в школу;

  • о чем он любит читать.

Кереш сүзләр.

  1. Скажи людям о том, что:

  • к сожалению, сегодня человечество стоит перед большой опасностью;

  • во-первых, радиоактивные вещества отравляют воздух, во-вторых, полезные ископаемые из года в год уменьшаются;

  • конечно же, природа богата, но люди должны думать о будущем поколении;

  • некоторые люди, наоборот, думают только о том, как заработать много денег;

  • к счастью, есть люди, которые борются с теми, кто загрязняет воду, отравляет воздух;

  • по-твоему, охрана природы – святая обязанность каждого человека.

Сообщи о том, что:

  • на сабантуе первым батыром был Азат;

  • победитель в борьбе с мешками – твой друг;

  • вам надо собрать фрукты в саду;

  • он закончил девятилетнюю школу;

  • сабантуй проводится летом;

  • заниматься спортом полезно;

  • вы начали учить правила борьбы.

Как скажете о том, что:

  • мы сабантуй начинали ждать с зимы;

  • булгары первыми начали изготавливать деньги;

  • если мы поможем, то быстро сделаем все дела;

  • если поспеют хлеба, то начнем уборку урожая;

  • вам не дали тот подарок;

  • вы хорошо плаваете;

  • идет поющий человек;

  • вы не хотите играть в шахматы;

  • вам будет плохо, если нарушите клятву;

  • вы придете, если пораньше уйдете с тренировок;

  • мама приготовила суп, который я люблю;

  • мальчик, играющий в шахматы, твой друг.

Предложи другу:

  • попить воды;

  • сходить в магазин;

  • решить задачу по математике;

  • помочь маме почистить картофель;

  • в выходные вместе сходить в кинотеатр.

Киләчәк заман хикәя фигыль.

  • завтра будете участвовать на соревнованиях;

  • летом твоя сестра поедет в Казань;

  • сегодня не будет урока русского языка;

  • завтра на уроке географии вы напишете самостоятельную работу;

  • сегодня уже поздно, поэтому ты к ним придешь завтра;

  • завтра в школу привезут новые учебники, чтобы он принес старые, скоро будут экзамены, тебе нужно к ним подготовиться, поэтому ты не будешь долго гулять;

  • ты из-за плохой погоды не смог приехать сегодня, завтра приедешь обязательно.

Сообщите, что первые книги были сделаны из глины.

Спросите друга, нет ли у него книга об истории Казани.

Скажите о том, что нельзя пачкать дневник.

Как скажете о том, что тебе хочется прочитать книгу о войне.

Посоветуй другу:

  • бережно обращаться с книгой;

  • на уроках внимательно слушать учителя;

  • на уроках русского языка не писать с ошибками, потому что это твой родной язык;

  • не стесняться быть везде вежливым;

  • нельзя смеяться над недостатками других.

Попросите друга:

  • купить цветы на день рождение классного руководителя;

  • сходить на городской парк девятого мая;

  • в выходной день поиграть с ним в шахматы;

  • погулять вместе на улице после выполнения домашних заданий;

  • убрать всегда мусор в подъезде, так как он там живет.

Как скажете о том, что:

  • свое прошлое надо помнить;

  • нельзя играть с хлебом;

  • надо уважать старших и их труд;

  • выращивать хлеб на полях – нелегкая работа;

  • булгары приняли исламскую религию;

  • на дорогах надо быть внимательным и осторожным;

  • первая татарская книга была издана в 1722 году;

  • вы после работы в огороде сильно устали;

  • парень остался в деревне, потому что любит свою профессию;

  • нужно бережно относиться к природе;

  • нельзя срывать цветы с городской клумбы;

  • сидеть долго перед компьютером вредно для здоровья;

  • сегодня очень много безработных;

Спроси друга:

  • купил ли он тетради в клетку;

  • знает ли он героев Великой Отечественной войны;

  • любит ли он смотреть на цветущий сад;

  • всегда ли он признает свою ошибку.

Боерык фигыль.

Узнайте, сколько стоит килограмм яблок в магазине, попросите взвесить 2 килограмма.

Попросите у одноклассника ручку, так как ваша осталась дома.

Сообщите о том, чтобы дети чистили зубы 2 раза в день, зубы могут заболеть.

Попроси друга принести произведения Пушкина, потому что в школьной библиотеке их нет.

Сообщи другу, чтобы на первый урок не опоздал, потому что будет контрольная работа.

Теләк фигыль.

Сообщи о том, что:

  • тебе хочется пить и попроси воды;

  • ты хочешь спать, а эту работу закончишь завтра;

  • тебе Новый год хочется встретить с друзьями, что тебе с ними интереснее;

  • тебе тоже хочется быть красивой, поэтому ты занимаешься шейпингом.

Узнай, не хочет ли твой друг есть. Пригласи его в кафе.

Узнай, кем хочет стать твой одноклассник.

Тезмә фигыль.

  1. Попроси папу привезти тебе компьютер, если у него есть деньги.

  2. Как скажет мама о том, что испекла треугольник, и чтобы ты их попробовал.

  3. Как сообщить другу о том, что девушка смотрит на него любя.

  4. Скажи другу, чтобы он сходил в столовую и поел, потому что сегодня остаетесь после уроков на репетицию.

  5. Как скажет учитель о том, что нужно отвечать подумав, чтобы не получить плохую оценку.

  6. Сообщи другу, чтобы он старательно работал, иначе премию не получит.

Үткән заман хикәя фигыль.

Скажи о том, что:

  • ты вчера ходил в бассейн, поэтому не помыл пол;

  • твоя мама купила красивый костюм;

  • вы вчера участвовали в соревнованиях и заняли первое место;

  • тебя пригласил друг на день рождения;

  • ты получил «двойку», потому что не выполнил домашнее задание;

  • твои друзья ходили на встречу с челнинским писателем.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Ситуативные упражнения на уроках татарского языка по теме "Части речи"

Автор: Купчакова Альфия Фаиковна

Дата: 03.10.2015

Номер свидетельства: 235941


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства