kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок музыки по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки,5 класс, 1 четверть, 5 урок.

Тема "Фольклор в музыке русских композиторов.Образ Кикиморы в музыке А.Лядова".

Основные виды деятельности на уроке:слушают, анализируют, проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.Знакомятся  спонятием программная музыка, анализируют составляющие средства музыкальной выразительности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки по теме "Фольклор в музыке русских композиторов" »

Технологическая карта урока


Предмет: музыка, Класс - 5

Базовый учебник: Сергеева Г.П.,Критская Е.Д. «Музыка. 5 класс» М., Просвещение 2011 г.

Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов"

Цель урока: создать условия для восприятия музыкального и литературного произведений с целью формирования эмоциональной отзывчивости и образного мышления на примере симфонической миниатюры «Кикимора»

Цель для обучающихся: Узнать, как изображена Кикимора в музыке и литературе.

Задачиурока:

-создать условия для эмоциональной отзывчивости и образного мышления на примере симфонической миниатюры «Кикимора» А.К. Лядова и народного сказания.

-обеспечить осмысление образных, жанровых и стилевых основнародной и профессиональной музыки и значения народноготворчества дляпрофессионального музыкального искусства и музыкальнойкультуры в целом.

-помочь вспомнить персонажей русского фольклора;

-способствовать формированию умения находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства,развитию умения анализировать составляющие средств музыкальной выразительности;

-организовать групповую деятельность обучающихся по поиску информации в учебнике, словарях, музыкальнойэнциклопедии;

-организовать и провести рефлексивно-оценочную деятельность обучающихся.


Тип урока: урок открытия нового знания

Необходимое оборудование:

      1. СД-проигрыватель, аудиозапись симфонической миниатюры «Кикимора» А.К. Лядова

      2. Музыкальный инструмент — фортепиано

      3. Иллюстративныйматериал (портрет А.К. Лядова, рисунки детей, иллюстрация в учебнике стр. 18.)

      4. Выставка книг с русскими народными сказками























Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Организационный момент


Приветствует детей, создает эмоционально-комфортные условия для доверительного общения на уроке.

Откликаются на муз.приветствие учителя

К- сотрудничество с учителем и учениками




2.

Актуализация знаний

Учитель предлагает вспомнить и исполнить песню « Сказки гуляют по свету» Е. Птичкина, М.Пляцковского


Обратить внимание детей на выставку книг «Русские народные сказки» и предложить ответить на

вопрос: Как вы думаете, как связаныкниги с нашимуроком?

Что объединяет все эти книги и песню?


Как называется народное творчество?

А сказки — это жанр народного творчества.


Какихперсонажейр.н. сказоквызнаете?


Отметить и одобрить правильные ответы детей.

А как вы думаете, всех ли сказочных героев назвали? А есть еще какие-нибудь?


Отгадайте, а ктоэто?


Рассказывает о Кикиморе, неназываяее (фрагментсказания о Кикиморе И. Сахарова « Стучит, гремит Кикимора)

Учительпредлагаетпроверитьпредложенныеверсии: ознакомиться с литературнымтекстом, определитьгероев.

Детиисполняют

песню « Сказкигуляют по свету» Е. Птичкина, М.Пляцковского





Детипредполагают и выдвигаютверсии.

Книги и песня о сказках.



Фольклор




Вспоминают и перечисляютсказочных героев.










Предлагают версии




Самостоятельночитают фрагментсказания о Кикиморе И. Сахарова

участвуют в коллективномобсуждении «Правы ли в определении образа Кикиморы»

П-анализ, сравнение







К-диалог,участие в беседе
























П-работа с информацией

3.

Целеполагание

Это Кикимора - фольклорный персонаж.

А придумал ее русский народ.

Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?



Подводит детей к самостоятельному определению цели урока: как вы определите цель нашего урока?




Тема урока: Образ Кикиморы в музыке и литературе



Ставят цель: узнать как изображена Кикимора в музыке и литературе и есть ли что-то общее.

Р - целеполагание

К-сотрудничество учителя и учеников

П -общеучебные (самостоятельное выделение — формулирование познавательной цели), логические (формулирование проблемы)

4.

Первичное восприятие и усвоение нового материала

Вопрос: Откуда мы можем узнать больше о Кикиморе? О ее привычках, о внешнем виде, о характере?



Учитель обобщает ответы детей и создаётусловиядляпланированиядеятельностиучащихсяпореализации цели урока.

-Какиешагинадосделать, чтобыопределитьобразКикиморы вмузыке и литературе?


Учитель записывает на доске план урока.

Предлагают варианты:

из учебника, книг, сказки, Интернета, музыки.











Дети планируют работу:

-прочитаем народное сказание,

-послушаемновое музыкальное произведение о Кикиморе и определим настроение и характер музыки,

-сравним музыкальный и литературный образ Кикиморы.

К — инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации









П - построение логической цепи рассуждения


Р — планирование,

5.

Самостоятельная работа с информацией(работа с учебником)


До прочтения текста, учитель обращает внимание детей на незнакомые старинные слова

кудесник, тешит, кудель конопельная, пряжа пеньковая, спознать.


Учитель организует работу обучающихся с учебником с целью выделения информации о незнакомых словах в сказании и нахождении объяснения в тексте.






Организует диалог с детьми по прочитанному тексту:

1 группа: «Как выглядит Кикимора, какова по характеру»

2 группа: «Какие звуки вы услышали в тексте»







А почему для создания литературного образа Кикиморы подобраны слова с резкими и шипящими звуками?

(Стучит, гремит, свистит, шипит)
























Читают текст в учебнике с целью объяснения незнакомых слов.








Читают текст в учебнике

в группах с извлечением информации о внешнем виде и характере Кикиморы (1 группа) и звуках в сказании (2 группа) и подтверждают ответы цитатами сказания.





Дети предполагают, чтобы лучше передать образ и характер Кикиморы













Р-анализ, сравнениеинформации








К-работа в группах












Л-самовыражение

К-участие в обсуждении

6.

Применение знаний и умений в условиях выполнения творческого задач

Учитель моделирует ситуацию

( как можно изобразить звуками, действиями эту картину)


А давайте озвучим и изобразим эту картину





А слышна ли музыка в сказании?


Если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили на этот сюжет?




Давайте проверим свои предположения, послушав музыкальное произведение «Кикимора».

Эту музыку сочинил А.К.Лядов- русский композитор

(показ портрета).


Диалог учителя с детьми о прослушанном музыкальном произведении.


Учитель предлагает определить какими средствами муз.выразительности нарисована Кикимора


Учитель записывает ответы детей на доску.


Учитель предлагает ответить на вопрос:

- А почему в симфонической миниатюре композитор использовал контраст, разные темпы и уровни динамики?


Предлагаю вновь обратиться к тексту, чтобы найти ответы на вопросы:

-Можем ли мы выделить 2 части и найти контраст в тексте?




Предлагает повторное прослушивание фрагментов симфонической миниатюры с акцентом на различие средств музыкальной выразительности в 2 частях.

Конкретизировать какие средства муз.выразительности раскрывают образ Кикиморы





Участие детей в инсценировании и озвучивании сказания. (Динамическая пауза)



Поет Кот-Баюн и др.


Ответы детей.

(колючую, резкую, громкую и т.д)











Слушают муз.произведение «Кикимора» и анализируют









Дети предлагают свои ответы.









Дети предполагают, что 1 часть - это маленькая Кикимора и её сказочное окружение.

2 часть-это взрослая, злая, ехидная Кикимора.


Дети классифицируют средства муз.выразительности в 1 и 2 частях



Л.- проявление личной фантазии, воображения.



П.-выдвижение гипотез, прогнозирование












П - анализ, сравнениеинформации



















К-умение выражать свои мысли

П. – анализ и преобразование информации



7.

Обобщение усвоенного и включение его в систему ЗУНов и УУД

Можем ли мы считать что музыка и литература создали единый образ сказочного персонажа Кикиморы?


Какое впечатление оставил у вас образ Кикиморы в этой музыкальной картине?


Можно ли изобразить Кикимору при помощи других видов искусства?

Ответы детей




Ответы детей.

Дети предполагают, что можно изобразить Кикимору в кино, живописи, театре.




К- умение точно выражать свои мысли по заданной теме.


8.

Рефлексивно-оценочный

Организует рефлексию.

Просит учеников ответить на вопросы:

-Удалось ли нам реализовать,выполнить план урока.

(Обратимся к плану урока)

-Что нового ты узнал сегодня на уроке?

-Удалось ли выполнить поставленную цель?




Учитель предлагает каждому ученику оценить свою работу на уроке, заполнив оценочный лист



Ответы детей, дети анализируют и делают выводы.











Дети заполняют оценочный лист


П- рефлексия ( осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия)


Л-смыслообразование

9.

Контрользапроцессом и результатомучебнойдеятельностишкольников

Учительосуществляетпромежуточный (послекаждогоэтапаурока) и итоговыйконтроль (порезультатамвсегоурока).

Наосновесамостоятельновыработанногоучащимисяплана, осуществляетсяконтрользадеятельностью. Этопозволяетформировать у учащихсяумениесамооценкисвоейдеятельности.

ДляформированияУУД учительсоздаётусловиядляразнообразныхвидовдеятельности:

Регулятивные:самостоятельноецелеполагание, планирование, контроль, инициативность и самостоятельность.

Познавательные:

поискинформации (учебник), анализ, преобразованиеинформации, установлениеаналогий (образы в музыкальном, литературном

произведениях), обобщение.

Коммуникативные:

участие в беседе, аргументациясвоегомнения, сотрудничество в группе.

Личностные:

формированиеличногомнения о художественномпроизведении, развитиефантазии и творческогопредвидения (выполнениетворческогозадания)

































Приложение


Оценочный лист


Я оцениваю

Да «+»

Затрудняюсь «?»

Нет «-»

Я запомнил фамилию композитора




Я запомнил новые термины

- симфоническая миниатюра

- народное сказание





Я могу охарактеризовать героя с помощью средств музыкальной выразительности




Я могу сравнить литературный и музыкальный образ

(найти общее и различное)




Я согласен, что симфонический оркестр может изобразить фольклорный персонаж









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок музыки по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"

Автор: Румянцева Александра Валериевна

Дата: 18.09.2015

Номер свидетельства: 231653

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "технологическая карта урока музыки в 5 классе "Фольклор в музыке русских композиторов""
    ["seo_title"] => string(93) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-muzyki-v-5-klassie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "309629"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458830611"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В  5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ФОЛЬКЛОР В МУЗЫКЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-muzyki-v-5-klassie-po-tiemie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "192079"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427396234"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока по музыке "Фольклор в музыке русских композиторов""
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-muzykie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "268306"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450613974"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Фольклор в музыке русских композиторов. "
    ["seo_title"] => string(40) "fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "149686"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420288471"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "презентация «Фольклор в музыке русских  композиторов» "
    ["seo_title"] => string(56) "priezientatsiia-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "143448"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418546393"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1590 руб.
2440 руб.
1800 руб.
2770 руб.
1370 руб.
2110 руб.
1540 руб.
2370 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства