Базовый учебник: Сергеева Г.П.,Критская Е.Д. «Музыка. 5 класс» М., Просвещение 2011 г.
Цель урока: создать условия для восприятия музыкального и литературного произведений с целью формирования эмоциональной отзывчивости и образного мышления на примере симфонической миниатюры «Кикимора»
Цель для обучающихся: Узнать, как изображена Кикимора в музыке и литературе.
-создать условия для эмоциональной отзывчивости и образного мышления на примере симфонической миниатюры «Кикимора» А.К. Лядова и народного сказания.
-обеспечить осмысление образных, жанровых и стилевых основнародной и профессиональной музыки и значения народноготворчества дляпрофессионального музыкального искусства и музыкальнойкультуры в целом.
-способствовать формированию умения находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства,развитию умения анализировать составляющие средств музыкальной выразительности;
-организовать групповую деятельность обучающихся по поиску информации в учебнике, словарях, музыкальнойэнциклопедии;
-организовать и провести рефлексивно-оценочную деятельность обучающихся.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1. | Организационный момент | Приветствует детей, создает эмоционально-комфортные условия для доверительного общения на уроке. | Откликаются на муз.приветствие учителя | К- сотрудничество с учителем и учениками |
2. | Актуализация знаний | Учитель предлагает вспомнить и исполнить песню « Сказки гуляют по свету» Е. Птичкина, М.Пляцковского Обратить внимание детей на выставку книг «Русские народные сказки» и предложить ответить на вопрос: Как вы думаете, как связаныкниги с нашимуроком? Что объединяет все эти книги и песню? Как называется народное творчество? А сказки — это жанр народного творчества. Какихперсонажейр.н. сказоквызнаете? Отметить и одобрить правильные ответы детей. А как вы думаете, всех ли сказочных героев назвали? А есть еще какие-нибудь? Отгадайте, а ктоэто? Рассказывает о Кикиморе, неназываяее (фрагментсказания о Кикиморе И. Сахарова « Стучит, гремит Кикимора) Учительпредлагаетпроверитьпредложенныеверсии: ознакомиться с литературнымтекстом, определитьгероев. | Детиисполняют песню « Сказкигуляют по свету» Е. Птичкина, М.Пляцковского Детипредполагают и выдвигаютверсии. Книги и песня о сказках. Фольклор Вспоминают и перечисляютсказочных героев. Предлагают версии Самостоятельночитают фрагментсказания о Кикиморе И. Сахарова участвуют в коллективномобсуждении «Правы ли в определении образа Кикиморы» | П-анализ, сравнение К-диалог,участие в беседе П-работа с информацией |
3. | Целеполагание | Это Кикимора - фольклорный персонаж. А придумал ее русский народ. Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? Подводит детей к самостоятельному определению цели урока: как вы определите цель нашего урока? | Тема урока: Образ Кикиморы в музыке и литературе Ставят цель: узнать как изображена Кикимора в музыке и литературе и есть ли что-то общее. | Р - целеполагание К-сотрудничество учителя и учеников П -общеучебные (самостоятельное выделение — формулирование познавательной цели), логические (формулирование проблемы) |
4. | Первичное восприятие и усвоение нового материала | Вопрос: Откуда мы можем узнать больше о Кикиморе? О ее привычках, о внешнем виде, о характере? Учитель обобщает ответы детей и создаётусловиядляпланированиядеятельностиучащихсяпореализации цели урока. -Какиешагинадосделать, чтобыопределитьобразКикиморы вмузыке и литературе? Учитель записывает на доске план урока. | Предлагают варианты: из учебника, книг, сказки, Интернета, музыки. Дети планируют работу: -прочитаем народное сказание, -послушаемновое музыкальное произведение о Кикиморе и определим настроение и характер музыки, -сравним музыкальный и литературный образ Кикиморы. | К — инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации П - построение логической цепи рассуждения Р — планирование, |
5. | Самостоятельная работа с информацией(работа с учебником) | До прочтения текста, учитель обращает внимание детей на незнакомые старинные слова кудесник, тешит, кудель конопельная, пряжа пеньковая, спознать. Учитель организует работу обучающихся с учебником с целью выделения информации о незнакомых словах в сказании и нахождении объяснения в тексте. Организует диалог с детьми по прочитанному тексту: 1 группа: «Как выглядит Кикимора, какова по характеру» 2 группа: «Какие звуки вы услышали в тексте»
А почему для создания литературного образа Кикиморы подобраны слова с резкими и шипящими звуками? (Стучит, гремит, свистит, шипит) | Читают текст в учебнике с целью объяснения незнакомых слов. Читают текст в учебнике в группах с извлечением информации о внешнем виде и характере Кикиморы (1 группа) и звуках в сказании (2 группа) и подтверждают ответы цитатами сказания. Дети предполагают, чтобы лучше передать образ и характер Кикиморы | Р-анализ, сравнениеинформации К-работа в группах Л-самовыражение К-участие в обсуждении |
6. | Применение знаний и умений в условиях выполнения творческого задач | Учитель моделирует ситуацию ( как можно изобразить звуками, действиями эту картину) А давайте озвучим и изобразим эту картину А слышна ли музыка в сказании? Если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили на этот сюжет? Давайте проверим свои предположения, послушав музыкальное произведение «Кикимора». Эту музыку сочинил А.К.Лядов- русский композитор (показ портрета). Диалог учителя с детьми о прослушанном музыкальном произведении. Учитель предлагает определить какими средствами муз.выразительности нарисована Кикимора Учитель записывает ответы детей на доску. Учитель предлагает ответить на вопрос: - А почему в симфонической миниатюре композитор использовал контраст, разные темпы и уровни динамики? Предлагаю вновь обратиться к тексту, чтобы найти ответы на вопросы: -Можем ли мы выделить 2 части и найти контраст в тексте? Предлагает повторное прослушивание фрагментов симфонической миниатюры с акцентом на различие средств музыкальной выразительности в 2 частях. Конкретизировать какие средства муз.выразительности раскрывают образ Кикиморы | Участие детей в инсценировании и озвучивании сказания. (Динамическая пауза) Поет Кот-Баюн и др. Ответы детей. (колючую, резкую, громкую и т.д) Слушают муз.произведение «Кикимора» и анализируют Дети предлагают свои ответы. Дети предполагают, что 1 часть - это маленькая Кикимора и её сказочное окружение. 2 часть-это взрослая, злая, ехидная Кикимора. Дети классифицируют средства муз.выразительности в 1 и 2 частях | Л.- проявление личной фантазии, воображения. П.-выдвижение гипотез, прогнозирование П - анализ, сравнениеинформации К-умение выражать свои мысли П. – анализ и преобразование информации |
7. | Обобщение усвоенного и включение его в систему ЗУНов и УУД | Можем ли мы считать что музыка и литература создали единый образ сказочного персонажа Кикиморы? Какое впечатление оставил у вас образ Кикиморы в этой музыкальной картине? Можно ли изобразить Кикимору при помощи других видов искусства? | Ответы детей Ответы детей. Дети предполагают, что можно изобразить Кикимору в кино, живописи, театре. | К- умение точно выражать свои мысли по заданной теме. |
8. | Рефлексивно-оценочный | Организует рефлексию. Просит учеников ответить на вопросы: -Удалось ли нам реализовать,выполнить план урока. (Обратимся к плану урока) -Что нового ты узнал сегодня на уроке? -Удалось ли выполнить поставленную цель?
Учитель предлагает каждому ученику оценить свою работу на уроке, заполнив оценочный лист | Ответы детей, дети анализируют и делают выводы. Дети заполняют оценочный лист | П- рефлексия ( осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия) Л-смыслообразование |
9. | Контрользапроцессом и результатомучебнойдеятельностишкольников | Учительосуществляетпромежуточный (послекаждогоэтапаурока) и итоговыйконтроль (порезультатамвсегоурока). Наосновесамостоятельновыработанногоучащимисяплана, осуществляетсяконтрользадеятельностью. Этопозволяетформировать у учащихсяумениесамооценкисвоейдеятельности. ДляформированияУУД учительсоздаётусловиядляразнообразныхвидовдеятельности: Регулятивные:самостоятельноецелеполагание, планирование, контроль, инициативность и самостоятельность. Познавательные: поискинформации (учебник), анализ, преобразованиеинформации, установлениеаналогий (образы в музыкальном, литературном произведениях), обобщение. Коммуникативные: участие в беседе, аргументациясвоегомнения, сотрудничество в группе. Личностные: формированиеличногомнения о художественномпроизведении, развитиефантазии и творческогопредвидения (выполнениетворческогозадания) | | |