kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок музыки по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки,5 класс, 1 четверть, 5 урок.

Тема "Фольклор в музыке русских композиторов.Образ Кикиморы в музыке А.Лядова".

Основные виды деятельности на уроке:слушают, анализируют, проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.Знакомятся  спонятием программная музыка, анализируют составляющие средства музыкальной выразительности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки по теме "Фольклор в музыке русских композиторов" »

Технологическая карта урока


Предмет: музыка, Класс - 5

Базовый учебник: Сергеева Г.П.,Критская Е.Д. «Музыка. 5 класс» М., Просвещение 2011 г.

Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов"

Цель урока: создать условия для восприятия музыкального и литературного произведений с целью формирования эмоциональной отзывчивости и образного мышления на примере симфонической миниатюры «Кикимора»

Цель для обучающихся: Узнать, как изображена Кикимора в музыке и литературе.

Задачиурока:

-создать условия для эмоциональной отзывчивости и образного мышления на примере симфонической миниатюры «Кикимора» А.К. Лядова и народного сказания.

-обеспечить осмысление образных, жанровых и стилевых основнародной и профессиональной музыки и значения народноготворчества дляпрофессионального музыкального искусства и музыкальнойкультуры в целом.

-помочь вспомнить персонажей русского фольклора;

-способствовать формированию умения находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства,развитию умения анализировать составляющие средств музыкальной выразительности;

-организовать групповую деятельность обучающихся по поиску информации в учебнике, словарях, музыкальнойэнциклопедии;

-организовать и провести рефлексивно-оценочную деятельность обучающихся.


Тип урока: урок открытия нового знания

Необходимое оборудование:

      1. СД-проигрыватель, аудиозапись симфонической миниатюры «Кикимора» А.К. Лядова

      2. Музыкальный инструмент — фортепиано

      3. Иллюстративныйматериал (портрет А.К. Лядова, рисунки детей, иллюстрация в учебнике стр. 18.)

      4. Выставка книг с русскими народными сказками























Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Организационный момент


Приветствует детей, создает эмоционально-комфортные условия для доверительного общения на уроке.

Откликаются на муз.приветствие учителя

К- сотрудничество с учителем и учениками




2.

Актуализация знаний

Учитель предлагает вспомнить и исполнить песню « Сказки гуляют по свету» Е. Птичкина, М.Пляцковского


Обратить внимание детей на выставку книг «Русские народные сказки» и предложить ответить на

вопрос: Как вы думаете, как связаныкниги с нашимуроком?

Что объединяет все эти книги и песню?


Как называется народное творчество?

А сказки — это жанр народного творчества.


Какихперсонажейр.н. сказоквызнаете?


Отметить и одобрить правильные ответы детей.

А как вы думаете, всех ли сказочных героев назвали? А есть еще какие-нибудь?


Отгадайте, а ктоэто?


Рассказывает о Кикиморе, неназываяее (фрагментсказания о Кикиморе И. Сахарова « Стучит, гремит Кикимора)

Учительпредлагаетпроверитьпредложенныеверсии: ознакомиться с литературнымтекстом, определитьгероев.

Детиисполняют

песню « Сказкигуляют по свету» Е. Птичкина, М.Пляцковского





Детипредполагают и выдвигаютверсии.

Книги и песня о сказках.



Фольклор




Вспоминают и перечисляютсказочных героев.










Предлагают версии




Самостоятельночитают фрагментсказания о Кикиморе И. Сахарова

участвуют в коллективномобсуждении «Правы ли в определении образа Кикиморы»

П-анализ, сравнение







К-диалог,участие в беседе
























П-работа с информацией

3.

Целеполагание

Это Кикимора - фольклорный персонаж.

А придумал ее русский народ.

Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?



Подводит детей к самостоятельному определению цели урока: как вы определите цель нашего урока?




Тема урока: Образ Кикиморы в музыке и литературе



Ставят цель: узнать как изображена Кикимора в музыке и литературе и есть ли что-то общее.

Р - целеполагание

К-сотрудничество учителя и учеников

П -общеучебные (самостоятельное выделение — формулирование познавательной цели), логические (формулирование проблемы)

4.

Первичное восприятие и усвоение нового материала

Вопрос: Откуда мы можем узнать больше о Кикиморе? О ее привычках, о внешнем виде, о характере?



Учитель обобщает ответы детей и создаётусловиядляпланированиядеятельностиучащихсяпореализации цели урока.

-Какиешагинадосделать, чтобыопределитьобразКикиморы вмузыке и литературе?


Учитель записывает на доске план урока.

Предлагают варианты:

из учебника, книг, сказки, Интернета, музыки.











Дети планируют работу:

-прочитаем народное сказание,

-послушаемновое музыкальное произведение о Кикиморе и определим настроение и характер музыки,

-сравним музыкальный и литературный образ Кикиморы.

К — инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации









П - построение логической цепи рассуждения


Р — планирование,

5.

Самостоятельная работа с информацией(работа с учебником)


До прочтения текста, учитель обращает внимание детей на незнакомые старинные слова

кудесник, тешит, кудель конопельная, пряжа пеньковая, спознать.


Учитель организует работу обучающихся с учебником с целью выделения информации о незнакомых словах в сказании и нахождении объяснения в тексте.






Организует диалог с детьми по прочитанному тексту:

1 группа: «Как выглядит Кикимора, какова по характеру»

2 группа: «Какие звуки вы услышали в тексте»







А почему для создания литературного образа Кикиморы подобраны слова с резкими и шипящими звуками?

(Стучит, гремит, свистит, шипит)
























Читают текст в учебнике с целью объяснения незнакомых слов.








Читают текст в учебнике

в группах с извлечением информации о внешнем виде и характере Кикиморы (1 группа) и звуках в сказании (2 группа) и подтверждают ответы цитатами сказания.





Дети предполагают, чтобы лучше передать образ и характер Кикиморы













Р-анализ, сравнениеинформации








К-работа в группах












Л-самовыражение

К-участие в обсуждении

6.

Применение знаний и умений в условиях выполнения творческого задач

Учитель моделирует ситуацию

( как можно изобразить звуками, действиями эту картину)


А давайте озвучим и изобразим эту картину





А слышна ли музыка в сказании?


Если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили на этот сюжет?




Давайте проверим свои предположения, послушав музыкальное произведение «Кикимора».

Эту музыку сочинил А.К.Лядов- русский композитор

(показ портрета).


Диалог учителя с детьми о прослушанном музыкальном произведении.


Учитель предлагает определить какими средствами муз.выразительности нарисована Кикимора


Учитель записывает ответы детей на доску.


Учитель предлагает ответить на вопрос:

- А почему в симфонической миниатюре композитор использовал контраст, разные темпы и уровни динамики?


Предлагаю вновь обратиться к тексту, чтобы найти ответы на вопросы:

-Можем ли мы выделить 2 части и найти контраст в тексте?




Предлагает повторное прослушивание фрагментов симфонической миниатюры с акцентом на различие средств музыкальной выразительности в 2 частях.

Конкретизировать какие средства муз.выразительности раскрывают образ Кикиморы





Участие детей в инсценировании и озвучивании сказания. (Динамическая пауза)



Поет Кот-Баюн и др.


Ответы детей.

(колючую, резкую, громкую и т.д)











Слушают муз.произведение «Кикимора» и анализируют









Дети предлагают свои ответы.









Дети предполагают, что 1 часть - это маленькая Кикимора и её сказочное окружение.

2 часть-это взрослая, злая, ехидная Кикимора.


Дети классифицируют средства муз.выразительности в 1 и 2 частях



Л.- проявление личной фантазии, воображения.



П.-выдвижение гипотез, прогнозирование












П - анализ, сравнениеинформации



















К-умение выражать свои мысли

П. – анализ и преобразование информации



7.

Обобщение усвоенного и включение его в систему ЗУНов и УУД

Можем ли мы считать что музыка и литература создали единый образ сказочного персонажа Кикиморы?


Какое впечатление оставил у вас образ Кикиморы в этой музыкальной картине?


Можно ли изобразить Кикимору при помощи других видов искусства?

Ответы детей




Ответы детей.

Дети предполагают, что можно изобразить Кикимору в кино, живописи, театре.




К- умение точно выражать свои мысли по заданной теме.


8.

Рефлексивно-оценочный

Организует рефлексию.

Просит учеников ответить на вопросы:

-Удалось ли нам реализовать,выполнить план урока.

(Обратимся к плану урока)

-Что нового ты узнал сегодня на уроке?

-Удалось ли выполнить поставленную цель?




Учитель предлагает каждому ученику оценить свою работу на уроке, заполнив оценочный лист



Ответы детей, дети анализируют и делают выводы.











Дети заполняют оценочный лист


П- рефлексия ( осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия)


Л-смыслообразование

9.

Контрользапроцессом и результатомучебнойдеятельностишкольников

Учительосуществляетпромежуточный (послекаждогоэтапаурока) и итоговыйконтроль (порезультатамвсегоурока).

Наосновесамостоятельновыработанногоучащимисяплана, осуществляетсяконтрользадеятельностью. Этопозволяетформировать у учащихсяумениесамооценкисвоейдеятельности.

ДляформированияУУД учительсоздаётусловиядляразнообразныхвидовдеятельности:

Регулятивные:самостоятельноецелеполагание, планирование, контроль, инициативность и самостоятельность.

Познавательные:

поискинформации (учебник), анализ, преобразованиеинформации, установлениеаналогий (образы в музыкальном, литературном

произведениях), обобщение.

Коммуникативные:

участие в беседе, аргументациясвоегомнения, сотрудничество в группе.

Личностные:

формированиеличногомнения о художественномпроизведении, развитиефантазии и творческогопредвидения (выполнениетворческогозадания)

































Приложение


Оценочный лист


Я оцениваю

Да «+»

Затрудняюсь «?»

Нет «-»

Я запомнил фамилию композитора




Я запомнил новые термины

- симфоническая миниатюра

- народное сказание





Я могу охарактеризовать героя с помощью средств музыкальной выразительности




Я могу сравнить литературный и музыкальный образ

(найти общее и различное)




Я согласен, что симфонический оркестр может изобразить фольклорный персонаж









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок музыки по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"

Автор: Румянцева Александра Валериевна

Дата: 18.09.2015

Номер свидетельства: 231653

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "технологическая карта урока музыки в 5 классе "Фольклор в музыке русских композиторов""
    ["seo_title"] => string(93) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-muzyki-v-5-klassie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "309629"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458830611"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В  5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ФОЛЬКЛОР В МУЗЫКЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-muzyki-v-5-klassie-po-tiemie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "192079"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427396234"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Фольклор в музыке русских композиторов. "
    ["seo_title"] => string(40) "fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "149686"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420288471"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока по музыке "Фольклор в музыке русских композиторов""
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-muzykie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "268306"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450613974"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "презентация «Фольклор в музыке русских  композиторов» "
    ["seo_title"] => string(56) "priezientatsiia-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "143448"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418546393"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства