Урок музыки "Образ матери в музыке, поэзии, искусстве"
Урок музыки "Образ матери в музыке, поэзии, искусстве"
Первое слово, которое произносит человек, - "мама". Оно обращено к той, что подарила ему жизнь. Дети - самое дорогое для матери. Счастье матери - в счастье её детей. Нет ничего бескорыстнее и святее её любви. Мать - первый учитель и друг ребёнка. Она всегда поймёт его, утешит, поможет в трудную минуту, защитит, оградит от беды. На свете нет человека роднее и ближе матери. У каждого из нас возникает чувство защищённости и покоя, когда рядом мама. Но всегда ли мы осознаём, какой ценой оплачены наш покой, счастье? Какой? Самопожертвованием, самозабвением матери. Эти старинные слова, почти ушедшие из разговорной речи, точнее всего характеризуют материнскую любовь. Самозабвение, т.е. способность забыть себя ради своего ребёнка, и есть настоящий подвиг. Сердце матери - это самый милосердный судья, самый участливый друг, это солнце любви, свет которого согревает нас всю жизнь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок музыки "Образ матери в музыке, поэзии, искусстве"»
Урок музыки "Образ матери в музыке, поэзии, искусстве"
Цель: развитие способностей к эмоционально целостному восприятию и пониманию музыкальных произведений.
Задачи:
увлечь детей музыкой, развивать интерес и любовь к музыке; воспитывать художественный вкус, духовную сферу, эстетическое чувство детей;
развивать музыкально-образное мышление; восприятие музыки, размышлять о ней;
развивать творческие эмоциональные способности детей, исполнительские умения;
воспитывать потребность общения с музыкальными произведениями; музыкальное самообразование.
Оборудование: картина Рафаэля «Мадонна», изображения Девы Марии, дидактические карточки на доске.
Ход урока:
I. Организационный момент - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Какое у вас настроение?
II. Вступительное слово учителя:
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.
Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа.
Это искра первого созвездья
Первая улыбка малыша.
Слово это с роду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо,
В нем исток всего. Ему конца нет.
Я произношу его: МАМА!
(Гамзатов)
- Тема нашего урока «Образ матери в музыке, поэзии, искусстве»
Мама, что обозначает это слово? Растолкуйте его смысл.
По толковому словарю: мама – женщина по отношению к своему ребенку.
Учитель. Первое слово, которое произносит человек, - "мама". Оно обращено к той, что подарила ему жизнь. Дети - самое дорогое для матери. Счастье матери - в счастье её детей. Нет ничего бескорыстнее и святее её любви. Мать - первый учитель и друг ребёнка. Она всегда поймёт его, утешит, поможет в трудную минуту, защитит, оградит от беды. На свете нет человека роднее и ближе матери. У каждого из нас возникает чувство защищённости и покоя, когда рядом мама. Но всегда ли мы осознаём, какой ценой оплачены наш покой, счастье? Какой? Самопожертвованием, самозабвением матери. Эти старинные слова, почти ушедшие из разговорной речи, точнее всего характеризуют материнскую любовь. Самозабвение, т.е. способность забыть себя ради своего ребёнка, и есть настоящий подвиг. Сердце матери - это самый милосердный судья, самый участливый друг, это солнце любви, свет которого согревает нас всю жизнь.
Прослушивание песни «Мама» в исполнении группы «Непоседы». Кто исполняет песню?
III. Изучение нового
1.Образ Матери в поэзии.
Много стихов посвящено мамам.
1.Мама, мама!
Что же значит это имя для меня?
Каждый день оно маячит
У людей из уст в уста.
2.Это солнце для росточка,
Это теплая вода.
Это паруснику в ночку
Путеводная звезда.
3.Как подснежнику весной,
Лишь солнце и вода нужна,
Так и мне любой порой
Только ты нужна одна.
4.Словно древо без листвы
И овраг без ямы,
Так и я… увы,
Не могу без мамы.
5.Ты как дождь, когда жара,
Солнце средь ненастья.
Мама милая моя!
Желаю тебе счастья!
6.Люблю тебя, мама
За что, я не знаю,
Наверно, за то,
Что дышу и мечтаю,
И радуюсь солнцу,
И светлому дню -
За это тебя я
Родная люблю.
7.За небо, за ветер,
За воздух вокруг…
Люблю тебя, мама,
Ты - лучший мой друг.
Ни усталости не зная,
8.Ни покоя, каждый час
День и ночь родная мама
Все тревожится о нас.
Нас баюкала, кормила,
У кроватки пела нам,
Первой нас она учила
Добрым, радостным словам.
9.Сколько ночек не спалось ей,
Если вдруг болели мы.
Сколько плакать довелось ей
В комнатушке, среди тьмы.
10.Как кручинится, когда мы
Опечалены подчас,
Сколько радости у мамы,
Если кто-то хвалит нас.
11.Сколько мук ей было с нами,
И наград не надо ей,
Об одном мечтают мамы -
О любви своих детей.
Какое отношение на ваш взгляд должно быть у мамы к детям?
- Сейчас на листочках вы должны обвести кисть своей руки. Теперь на пальчиках руки запишите какая ваша мама.
2. Образ Матери в музыке и искусстве
- Назовите жанры устного народного творчества. Какое из них вам знакомо с первых дней вашей жизни? (колыбельная). Прослушивание «Колыбельной».
- Кто поёт колыбельную? А кому? Как поют колыбельные песни?
Звучит произведение композитора Ф.Шуберта "Аве Мария", на экране картина Рафаэля "Сикстинская Мадонна".
«Одной картины я желал быть вечный зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш Божественный Спаситель – Она с величием, он с разумом в очах – Взирали, кроткие, во славе и лучах…»
– Это стихотворение А. С. Пушкина. О ком говорит поэт? А как звучала музыка? Мешала ли она? – Нет. Конечно, она только усиливает эмоциональную и выразительную сторону стихотворения. – На фоне стихотворения А. С. Пушкина звучала прелюдия №1 И. С. Баха, немецкого композитора и органиста. Творчество Баха пропитано идеями, богатством образов. Прожил И. С. Бах 65 лет. И. С. Бах обладает своеобразным музыкальным языком – язык звуков. – Сегодня мы узнаем, кто был прав в своих суждениях. Кого имел в виду А. С. Пушкин. – Ребята, а кто такая Богородица?! (Мама Иисуса Христа). – А как по-другому называют Богородицу? (Дева Мария, Мадонна, Матерь Божия). – Давайте посмотрим на полотно одного замечательного художника – Рафаэля. Я бы очень хотела, чтобы вы не просто смотрели на этот шедевр, а чтобы вы почувствовали его сердцем. Перед вами полотно.
– Всмотритесь в него внимательно и ответьте на вопросы:
Кто главный персонаж картины? (Мадонна)
Что она делает? (Держит на руках ребёнка)
Что она при этом чувствует? (Ласку, заботу, радость…)
Что вы чувствуете, когда смотрите на это полотно?
– Посмотрите внимательно: как Мадонна держит ребёнка? Какое выражение лица у Девы Марии и Иисуса Христа? (Печальное, грустное, тревожное). – Почему? – Давайте вспомним предание. Уже при рождении младенца, Мария знала о той страшной участи, которая ожидает её сына. Именно Иисус должен подарить людям бессмертие, отдав взамен жизнь. Как вы думаете, что теперь чувствует Мадонна? (Боль, жалость, сострадание, горечь, вместе с тем гордость и величие) – Можно ли остаться равнодушным при общении с этой картиной? – Нет. С помощью чего художник смог передать нам все чувства? (Цвета и красок) – Молодцы! Полотно это носит название «Сикстинская Мадонна». Рафаэль вложил в образ Мадонны весь свой талант. Он сам рано лишился матери, смутно помнил её черты, но в его памяти она осталась очень простой и доброй женщиной. В его Мадонне чувствуется печаль и тоска человека, не знавшего материнской ласки и тепла… – Но не только художники и поэты воспевали образ Девы Марии, но и многие знаменитые композиторы. Давайте послушаем одно из таких произведений и попробуем определить, что общего у картины с этим произведением.
Слушание произведения Шуберта «Аве Мария» в исполнении Р. Лоретти.
– Кто из вас слышал впервые это произведение? Кто его исполнял? (Детский голос). – Так что же общего у картины Рафаэля и этого произведения? (Ощущение лёгкости, образ Марии, небеса – небесный голос). – Всегда ли музыка звучала одинаково? (Изменялась, развивалась). – Молодцы, ребята! Я согласна с вашими ответами. – Это замечательное произведение «Аве Мария» в исполнении Робертино Лоретти, написал Франц Шуберт. Он прожил очень короткую, но глубоко трагическую жизнь – всего 31 год, а как много он нам оставил! Его музыка полна чувств, которые так близки каждому из нас. Он подарил нам мелодию неземной красоты.
3. Хоровая работа
Ребята, в первую, очередь, Богородица – это мама. Самое дорогое связано с мамой.
А кто хочет познакомить нас со своей мамой? Рассказать о ней. (сочинения)
На сегодняшний день существует множество песен о маме. Одну из этих песен мы попробуем с вами исполнить.
Исполнение песни
Милым мамам Слова Т. Чернухо
1. Я знаю много мам на свете, И все милы, умны, добры. Но все же лучше на планете, Своей мне мамы не найти.
2. Мамули наши, дорогие Вы расцветайте с каждым днем. Для Вас, конечно же, родные Мы год за годом все растем.
3. Ну а Вам папы, скажем прямо, Что лучше нету наших мам, И пусть сияют мамы глазки, Тепло и ласку дарят нам.
4. Я знаю много мам на свете, И все милы, умны, добры. Но все же лучше на планете, Своей мне мамы не найти.
Просмотр слайдов «Самая прекрасная из женщин – женщина с ребёнком на руках».
Учитель.
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках:
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках.
От любой напасти заклиная
(Ей-то уж добра не занимать!),
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая возвышенная мать.
Свет любви ее издревле завещан,
Так вот и стоит она в веках:
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках. Все на свете мерится следами,
Сколько бы ни вышагал путей,
Яблоня украшена плодами,
Женщина - судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках! (С.Островой)
IV. Итог урока
– Ребята, так о ком говорил А. С. Пушкин? Что хотели воспеть Рафаэль и Шуберт? (Подвиг Девы Марии, её любовь и мужество).