3. «Гармошечка-говорушечка» - введение в тему, беседа.
4. «Сыграй, гармонь!» - слушание, шумовой оркестр, движение под музыку.
5. Творческое задание-импровизация.
6. «Коза» - попевка, исполнение.
7. «Зимние радости» - исполнение.
8. Рефлексия.
9. Домашнее задание.
Ход:
I.Организационный момент.
-приветствие;
-Скрипка вот и барабан,
А вот это наш баян,
Балалайка и домбра,
И дабыл, и дангыра,
Отвечайте-ка моментом,
Вместе – это…(инструменты).
Постановка цели:
А) Ребята, можете ли сказать, о чём пойдёт речь на уроке?
Б) Давайте вместе подумаем, какие задачи мы поставим перед собой?
Актуализация знаний:
1. С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты. С какими музыкальными инструментами мы познакомились?
2. Проведем разминку и посмотрим, как вы их знаете?
II. «Найди лишний инструмент» - разминка
А) домбра, балалайка, труба, комуз.
Б) токылдак, дангыра, дабыл, шертер.
В) горн, кобыз, труба, рожок.
III. «Гармошечка-говорушечка» - введение в тему, беседа.
На уроке мы с вами сегодня познакомимся с еще одним музыкальным инструментом, каким, сейчас угадаем (загадка)
В руки ты её возьмешь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая. Нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь.
Как зовут её?... (гармонь)
(показ гармони)
1. Как называют гармонь в этой загадке – она какая? (Русская, звонкая, нарядная, двухрядная).
2. Почему гармонь называют двухрядной? Где у нее эти два ряда?
3. А если бы было три ряда, то как бы мы могли сказать про гармонь? ( «трехрядная»).
4. А если был бы один ряд, то как бы мы сказали? (Однорядная).
5. А вот ещё загадка, как вы думаете, что это?
У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается. (Гармонь)
6. В загадке говорится о пуговках на гармони. Что за пуговки есть у гармони?
7. Зачем нужны эти пуговки - кнопочки?
8. «То толстеет, то худеет, на весь дом голосит». Что это? (Гармонь)
9. Почему в этой загадке говорится, что гармонь то худеет, то толстеет?
10. Изобразите руками, как играют на гармошке и как гармошка растягивается – она толстеет, и как она сжимается – худеет.
Слово учителя.
-Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический.
-Объясните, как понимаете, что такое клавишно-пневматический?
-Гармоника пришла в Россию из Западной Европы в 19 веке. Первым мастером, который изготовил гармонику, принято называть Кирилла Демианова, болгарина по национальности. Она была очень проста по своей конструкции. И вот такой инструмент появился в России на знаменитой Нижегородской ярмарке. Летом 1830 года мастеровой Иван Сизов поехал на ярмарку и там услышал гармонику. Инструмент был очень дорогой, но Сизов купил его и привез домой. Дома он первым делом разобрал инструмент и посмотрел, из чего он состоит. Убедившись, что ничего сложного нет, он взял и сделал своими руками такой же. (Плакат с изображением гармони). К сожалению, сейчас гармонь можно услышать всё реже. А вот в руках настоящего музыканта гармонь звучит удивительно красиво, необыкновенно. Послушаем и сами примем участие в исполнении народных наигрышей. Вы будете сочинять ритмический аккомпанемент на своих музыкальных инструментах.
IV. Слушание гармони, участие в шумовом оркестре, движение под музыку.
Учитель. Ребята, а к нам кто-то пришел на урок!
Ребенок. Расступись, честной народ. Добрый молодец идет.
Учитель. Здравствуй, добрый молодец. Как звать тебя, величать?
Антошка. Зовут меня Антошка,
Со мной моя гармошка.
Эй, гармошка, заиграй.
Вы, ребята, запевай!
Учитель. Чтобы песня зазвучала.
Солистов выберем сначала.
Учитель. Ребята, а давайте мы сейчас с вами сделаем себе гармошки из бумаги, а потом Антошке сочиним песню на слова: (делают гармошки из бумаги и сочиняют мелодию)
V. Импровизация:
«Я играю на гармошке и шагаю по дорожке»
VI. Попевка.
За-за-за, за-за-за - здесь привязана коза.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы - мало травки у козы.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу - отвязали мы козу,
За-за-за, за-за-за - убежала в сад коза.
Учитель:
Если хочешь сидя петь,
не сиди ты как медведь,
спинку выпрями скорей,
ноги в пол упри смелей,
раз - вдох и запел, птицей звук полетел,
руки, плечи - все свободно,
петь приятно и удобно.
VII. «Зимние радости» - исполнение, работа над характером песни.
VIII. Рефлексия.
-Что особенно запомнилось с урока?
- Какой деятельностью вам больше всего понравилось заниматься?