Гармоника пришла в Россию из Западной Европы в 19 веке. Первым мастером, который изготовил гармонику, принято называть Кирилла Демианова, болгарина по национальности. Она была очень проста по своей конструкции. И вот такой инструмент появился в России на знаменитой Нижегородской ярмарке. Летом 1830 года мастеровой Иван Сизов поехал на ярмарку и там услышал гармонику. Инструмент был очень дорогой, но Сизов купил его и привез домой. Дома он первым делом разобрал инструмент и посмотрел, из чего он состоит. Убедившись, что ничего сложного нет, он взял и сделал своими руками такой же. (Плакат с изображением гармони). К сожалению, сейчас гармонь можно услышать всё реже. А вот в руках настоящего музыканта гармонь звучит удивительно красиво, необыкновенно. Послушаем и сами примем участие в исполнении народных наигрышей. Вы будете сочинять ритмический аккомпанемент на своих музыкальных инструментах
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
А) Ребята, можете ли сказать, о чём пойдёт речь на уроке?
Б) Давайте вместе подумаем, какие задачи мы поставим перед собой?
Актуализация знаний:
1. С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты.
Слово учителя.
В настоящее время известно более 50-ти видов казахских музыкальных инструментов. Каждый инструмент имеет свойственное только ему звучание и традиционные приемы исполнения. Для изготовления музыкальных инструментов использовались: дерево, камыш, тростник, кожа, кости, рога, конский волос.
Музыкальные инструменты подразделяются на следующие группы:
струнные:
домбра - наиболее широко распространенный в народе инструмент, изготовленный из цельного дерева, чаще всего двухструнный. Существуют два приема игры на домбре: путем удара по струнам всеми пальцами рук и пощипывания струн;
Гармо́нь (разговорное — гармошка,греч. ἁρμονικός — созвучный, стройный, гармоничный) — язычковый клавишно-пневматический[1]музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и различным аккордеонам.
Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками или клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента — при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд; на правой играется мелодия.
С какими музыкальными инструментами мы познакомились?
2. Проведем разминку и посмотрим, как вы их знаете?
II. «Найди лишний инструмент» - разминка
А) домбра, балалайка, труба, комуз.
Б) токылдак, дангыра, дабыл, шертер.
В) горн, кобыз, труба, рожок.
III. «Гармошечка-говорушечка» - введение в тему, беседа.
На уроке мы с вами сегодня познакомимся с еще одним музыкальным инструментом, каким, сейчас угадаем (загадка)
В руки ты её возьмешь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая. Нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь.
Как зовут её?... (гармонь)
(показ гармони)
1. Как называют гармонь в этой загадке – она какая? (Русская, звонкая, нарядная, двухрядная).
2. Почему гармонь называют двухрядной? Где у нее эти два ряда?
3. А если бы было три ряда, то как бы мы могли сказать про гармонь? ( «трехрядная»).
4. А если был бы один ряд, то как бы мы сказали? (Однорядная).
5. А вот ещё загадка, как вы думаете, что это?
У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается. (Гармонь)
6. В загадке говорится о пуговках на гармони. Что за пуговки есть у гармони?
7. Зачем нужны эти пуговки - кнопочки?
8. «То толстеет, то худеет, на весь дом голосит». Что это? (Гармонь)
9. Почему в этой загадке говорится, что гармонь то худеет, то толстеет?
10. Изобразите руками, как играют на гармошке и как гармошка растягивается – она толстеет, и как она сжимается – худеет.
Слово учителя.
-Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический.
-Объясните, как понимаете, что такое клавишно-пневматический?
-Гармоника пришла в Россию из Западной Европы в 19 веке. Первым мастером, который изготовил гармонику, принято называть Кирилла Демианова, болгарина по национальности. Она была очень проста по своей конструкции. И вот такой инструмент появился в России на знаменитой Нижегородской ярмарке. Летом 1830 года мастеровой Иван Сизов поехал на ярмарку и там услышал гармонику. Инструмент был очень дорогой, но Сизов купил его и привез домой. Дома он первым делом разобрал инструмент и посмотрел, из чего он состоит. Убедившись, что ничего сложного нет, он взял и сделал своими руками такой же. (Плакат с изображением гармони). К сожалению, сейчас гармонь можно услышать всё реже. А вот в руках настоящего музыканта гармонь звучит удивительно красиво, необыкновенно. Послушаем и сами примем участие в исполнении народных наигрышей. Вы будете сочинять ритмический аккомпанемент на своих музыкальных инструментах.
Физкультминутка:
- На горе стоит лесок (круговые движения),
Он не низок (присели), не высок (встали на пальчики),
Музыкальные инструменты падают нам голосок
(имитация гармошки, дудочки, барабана, гармошки).
По тропинке мы из школы к вам пришли из далека (шагают),
Посмотрели вправо, влево (повороты головой),
И сказали мы тогда:
«Столько звуков инструментов мы не слышали пока» (поднять плечи).
Мозговой шторм Отгадай загадку.
Ребята! Я вам буду загадывать загадки, а вы сможете отгадать какие музыкальные инструменты здесь живут?
Каким инструментом можно щи хлебать и музыку играть?
(Ответ : Ложки)
Задание:
4 загадка:
Народный музыкальный инструмент,
С сороками имеет связь его название.
Владеть им может каждый человек,
Имеющий хоть малое призванье!
( Ответ: Трещотка)
Задание:
5 загадка:
Звук хранится непростой
В дырках палочки пустой.
Кто на дырочки нажмет
И подует, тот поймет.
(Ответ: Дудочка)
Песенная разминка
Учитель. Чтобы песня зазвучала.
Солистов выберем сначала.
Учитель. Ребята, а давайте мы сейчас с вами сделаем себе гармошки из бумаги, а потом Антошке сочиним песню на слова: (делают гармошки из бумаги и сочиняют мелодию)
V. Импровизация:
«Я играю на гармошке и шагаю по дорожке»
VI. Попевка.
За-за-за, за-за-за - здесь привязана коза.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы - мало травки у козы.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу - отвязали мы козу,
За-за-за, за-за-за - убежала в сад коза.
Учитель:
Если хочешь сидя петь,
не сиди ты как медведь,
спинку выпрями скорей,
ноги в пол упри смелей,
раз - вдох и запел, птицей звук полетел,
руки, плечи - все свободно,
петь приятно и удобно.
VII. «Зимние радости» - исполнение, работа над характером песни.
VIII. Рефлексия.
-Что особенно запомнилось с урока?
- Какой деятельностью вам больше всего понравилось заниматься?