Данный урок разработан как урок-закрепление в 3 классе по следующим разделам: формы построения музыки, нотная грамота, музыкальные инструменты, анализ музыкального произведения, работа с кластером. Приложением к уроку служит флипчарт, на котором расположен весь материал урока (схемы, музыкальный материал, задания). В разработке урока сделано подробное описание необходимых действий при работе с флипчартом.
Цель урока: 1. Закреплять знание детьми форм построения музыкальных произведений. Совершенствовать знание музыкальных инструментов – пианино и рояль, знание нот, их написания на нотном стане.
2. Развивать у детей умение сравнивать музыкальные произведения по их характеру, понимать содержание произведения, определять его форму построения, развивать музыкальный слух детей, закреплять их умения работать с фонограммой.
3. Совершенствовать навыки работы детей на интерактивной доске.
4. Воспитывать патриотические чувства детей, их .заинтересованное отношение и любовь к музыке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок музыки "Музыкальные гости" »
16
Автор: Сарана И.А.
Место проведения: СШ № 11, интерактивный кабинет
Предмет : музыка
Тема урока: «Музыкальные гости»
Класс: 3
Время реализации урока: 45 мин
Цель: 1. Закреплять знание детьми форм построения музыкальных произведений. Совершенствовать знание музыкальных инструментов – пианино и рояль, знание нот, их написания на нотном стане.
2. Развивать у детей умение сравнивать музыкальные произведения по их характеру, понимать содержание произведения, определять его форму построения, развивать музыкальный слух детей, закреплять их умения работать с фонограммой.
3. Совершенствовать навыки работы детей на интерактивной доске.
4. Воспитывать патриотические чувства детей, их .заинтересованное отношение и любовь к музыке.
Необходимые учебные принадлежности: ручки двух цветов, простой карандаш, цветные карандаши, рабочая тетрадь.
№
п/п
Этапы занятия
Виды деятельности
Временная реализация
I.
Организация начала урока, сообщение темы, целей занятия
Приветствие.
Работа с эпиграфом.
1 минуты
II.
Проверка выполнения домашнего задания
Повторение форм построения инструментальных произведений и песен
3 минуты
III.
Подготовка к основному этапу занятия
Вступительная беседа о произведении. Слушание музыки.
2 минуты
IV.
Закрепление знаний и способов действий на новом музыкальном материале
Анализ произведения. Работа с раздаточными текстами. Работа на флипчарте и в тетради. Самостоятельная работа. Физминутка. Разбор второго произведения. Знакомство с понятием: фортепиано.
24 минуты
V.
Контроль и проверка знаний
Работа с попевочкой: вокальное исполнение, изображение попевочки нотками. Выполнение работы на доске, взаимопроверка.
4 минуты
VI.
Закрепление навыков
Вокальная работа. Коррекция недочетов.
8 минут
VII
Подведение итогов
Анализ успешности достижения цели урока, выставление оценок
2 минуты
VIII
Домашнее задание
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
1 минута
Ход урока
Учитель заранее включает 1 страницу флипчарта и с помощью инструмента «Шторка» закрывает тему урока, оставляя в поле зрения эпиграф.
Организация начала урока.
Музыкальное приветствие учителя и учащихся
(«Здравствуйте ребята – Здравствуйте»)
Учитель: Ребята, сегодняшний урок я хочу начать словами:
“Музыка может грустить и смеяться, Музыка может заставить любить и страдать, Боль и обиду, надежду и счастье Может прочувствовать и передать...”
Как вы понимаете их смысл. О чем они нам говорят?
Дети: О том, что музыка может передавать разные чувства, настроения, мысли, действия и т.д.
Учитель: правильно. И сегодня мы с вами в этом убедимся еще раз. Мы будем на нашем уроке встречать гостей. И не простых, а музыкальных.
(Учитель отключает инструмент Шторка)
Каждый гость приготовил нам какое-либо задания, при выполнении которого мы вспомним, как музыка может нам о чем-то рассказывать, как строятся произведения, из скольких частей они могут состоять, что музыка строится из ноток, где они живут, какого они цвета.
Проверка домашнего задания.
Учитель:Но вначале давайте вспомним, что вы повторяли дома. Какие формы построения музыки вы знаете?
Дети: куплетная и куплетно-припевная (объясняют почему).
Учитель: Итак, встречаем наших первых гостей.
Страница 2 флипчарта
Давайте представим, что к нам в гости сейчас придут три подружки.
Но у них будут разные характеры. Одна из них будет Плакса, другая – Злюка, а третья – Резвушка. Сейчас мы с вами послушаем произведение, которое так и называется «Три подружки» . Вы должны по характеру музыки определить, какая из подружек пришла первая, какая вторая, какая третья. В рабочих тетрадях возле картинок расставьте номера их звучания в произведении.
Нажать на название. Слушание «Три подружки» Д.Кабалевского
Во время прослушивания педагог запускает телеграфную ленту с названием темы урока. На боковой панели выбираем специальные инструменты
И в открывшемся окне щелкаем по значку телеграфной ленты.
Из списка выбираем Телеграфная лента
IV. Учитель: Какая из подружек пришла первая? Вторая? Почему?
Чем отличалась музыка каждой подружки? Что в ней особенного, как она сразу помогает узнать характер девочки?
Дети: отвечают, объясняя свой ответ
Учитель: Давайте узнаем, с каким заданием к нам пришли подружки.
Учитель на боковой панели открывает примечание (над
навигаторами страниц)
Задание: 1. Распредели правильно названия и картинки – один ученик у доски.
2. Соедини картинки линиями с их именами – в рабочих тетрадях
Учитель: Скажите сколько частей было в произведении?
Дети: 3 части
Учитель: какая это будет музыка по форме построения?
Дети: трехчастная
Страница флипчарта 3
Учитель: посмотрите на схемы трехчастных произведений, какая из них подходит к нашему? Почему?
Давайте посмотрим, какое задание еще приготовили нам три подружки.
(Примечание)
Задание: Перетащить название произведения на правильную схему, нарисовать свою схему произведения (один ученик у доски)
Открыть библиотеку ресурсов-среднее образование-математика-геометрия. Ученик с помощью фигур составляет свою схему построения произведения.
Учитель: Это произведение написал русский композитор Д.Б.Кабалевский. А что мы уже о нем знаем?
Ответы детей.
Страница флипчарта 4 Портрет Д.Б.Кабалевского
Учитель: Сейчас я вам раздам тексты, в которых вы должны найти новую информацию об этом композиторе. Работать будем по методу инсерт:
Учитель включает страницу встроенной презентации щелчком по
фамилии композитора.
информацию, которая вам знакома, вы помечаете на полях карандашом галочкой. Если что-то непонятно и необходимо уточнить – знаком вопроса. Новую для вас информацию – знаком плюс. И в тексте умышленно допущена ошибка – несоответствие. Вам необходимо найти его и пометить восклицательным знаком.
КАБАЛЕВСКИЙ, ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ(1904–1983), русский композитор и общественный деятель.
Родился в Петербурге 30 декабря 1904.
Окончил Московскую консерваторию.
Написал пять опер, балет «Лебединое озеро», симфонии, оперетты, поэмы, сюиты, кантаты, много фортепианной музыки.
Так же он сочинял музыку к спектаклям и кинофильмам.
Наибольшей популярностью пользовались сочинения композитора для детей и подростков.
Кабалевский много выступал в периодической печати, написал несколько книг о музыкально-эстетическом воспитании.
Дети выполняют задание. Затем работают в паре – делятся своими выводами, сравнивают ответы.
Учитель: Какая информация оказалась вам знакомой? Что нового вы узнали? Что было непонятно?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Учитель: Какое несоответствие в тексте вы нашли?
Дети: балет «Лебединое озеро написал П.Чайковский, а не Д.Кабалевский.
Учитель: Сейчас выполним еще одно задание, чтобы еще лучше закрепить новые сведения о композиторе.
Учитель переходит в режим флипчарта
и переходит на страницу флипчарта 5
К доске вызывается один ученик. Открывается примечание с заданием. Ребенок «вытягивая» из-под книги информацию, распределяет её на нужном прямоугольнике.
Учитель: мы с вами уже начинали составлять кластер о Д.Кабалевском. А теперь новую информацию мы добавим в кластер в тетради ручками другого цвета, чтобы выделить новые сведения.
Учитель сворачивает флипчарт той же кнопкой, что и возврат к нему, и переходит на вторую страницу презентации. Дети работают ручкой другого цвета.
Учитель: А теперь я слышу, как к нам приближается один очень музыкальный гость. Скажите, ребята, что вы делаете, чтобы улучшить себе настроение и не быть плаксами и злюками? Вот и музыкальный гость сейчас проведет с нами танцевальную зарядку, чтобы мы немного размялись и наше настроение улучшилось.
Страница флипчарта 6. Щелкнуть по картинке. Дети встают с мест, под песню делают физминутку.
Учитель: Учитель танцев к нам тоже пришел не с пустыми руками. У него тоже есть задание. Он хочет нам рассказать какую-то историю, которая с ним произошла. Давайте послушаем следующее произведение и подумаем: что могло произойти в нем?
Переход на 7 страницу. Щелчок по картинке учителя танцев. Дети слушают произведение.
Учитель: Какая музыка была по характеру и настроению?
Дети: веселая и грустная
Учитель: Придумайте, что случилось с нашим героем. А один ученик попробует проиллюстрировать произведение с помощью картинок на доске.
Учитель заходит в библиотеку ресурсов-среднее образование-новые языки-английский-Actions and verbs.
Дети делятся своими историями. Ученик на доске составляет историю из картинок.
Учитель: К какой музыке по форме построения будет относиться это произведение? Почему?
Дети: к двухчастной, потому что в нем было две части.
Учитель: Ребята, учитель танцев хочет вам задать еще один музыкальный вопрос (Примечание) Какой инструмент звучал в произведении Л.Бетховена "Веселая.Грустная"?
Дети: пианино
Ученик на доске «вытаскивает» из библиотеки картинку с изображением пианино (среднее образование-искусство-музыка)
Учитель: А кто знает, какой это мог быть еще инструмент? Затрудняетесь?
А давайте послушаем сейчас еще одного гостя – музыкального рассказчика. Что же он нам расскажет об этом инструменте?
Щелчок по нотке в углу страницы. Дети смотрят видеофрагмент, обмениваются полученной информацией и «вытаскивают» изображение рояля.
V/ Учитель: А у нас в классе есть ученица, которая обучается игре на пианино, и сейчас она вам задаст музыкальную загадку
Ученица играет на мини-синтезаторе мелодию песенки «Гуси», дети отгадывают её. Исполнение 1 куплета песенки, распевание под аккомпанемент ученицы.
Учитель: А из чего составляются мелодии?
Дети: из ноток
Учитель: Давайте и мы с вами вспомним наших помощников. Сейчас мы попробуем записать эту песенку в тетрадь с помощью ноток. Но художник зашифровал нотки картинками и нам нужно их разгадать.
Учитель переходит на страницу 8
Дети разгадывают нотки и рисуют в тетради. Один ученик работает у доски. Затем выполняется взаимопроверка. Вызывается второй ученик и инструментом Ластик стирает закрашенную оранжевую область. Анализирует.
Учитель: Хорошо ребята, справились и с этим с заданием. Смотрите, ребята, пока мы разминались, к нам пришел еще один гость, только он совсем не музыкальный. Кто это? И что он у нас делает? Переход на страницу 9.
Дети: Почтальон Печкин. Он принес подарок.
Учитель: Да, но мы не сможем узнать, какой подарок принес нам почтальон Печкин, пока не разгадаем его загадку:
И в школе, и в квартире
В кино, и в магазине
Ты можешь её встретить
Повсюду и везде.
Улучшит настроение,
Изменит поведение
Со спутницей такою
Не пропадешь нигде.
Живут ребята весело,
Поют ребята … песенку.
Учитель: Конечно, это песенка. А какую же песенку нам приготовил Печкин? Мы сейчас это узнаем с помощью нашей волшебной лупы. Я буду её вести по рисунку, а вы читайте надпись.
Учитель ведет лупой по подарку, дети читают название песенки.
Учитель: Почтальон Печкин, ребята, подарил нам с вами фонограмму песни «Светит солнышко для всех» и теперь мы её сможем исполнить даже без фортепиано. Давайте попробуем.
Исполнение песни, щелчок по подарку.
Учитель: Кто назовет мне, по какой форме построена эта песня?
Дети: куплетно-припевной, потому что у неё есть куплеты и припев.
Учитель: Скажите, ребята, а благодаря чему и кому мы с вами много заем, можем писать и читать, петь песни, благодаря чему и кому к нам приходят гости и над нами светит солнышко?
Дети: школе, родителям, стране
Учитель: Конечно, благодаря тому, что мы живем в такой замечательной стране, мы с вами имеем возможность получить образование, стать умными достойными гражданами Казахстана. А какой Казахстанский праздник мы всегда праздновали в декабре?
Дети: День Независимости.
Учитель: И мы с вами к этому празднику разучивали песенку «Туган жер», которую сейчас и исполним.
Исполнение песни «Туган жер», щелчок по нотке в углу страницы.
Учитель: Ну вот и подошла к концу наша встреча с музыкальными гостями, которые напомнили нам о двухчастной и трехчастной музыке, помогли вспомнить куплетно-припевную форму построения песни, нотки, их правильность написания.
Выставление оценок.
Домашнее задание. Выучить сведения о Д.Кабалевском. Повторить многочастные формы музыки. Раскрасить трех подружек в тетради.
Музыкальный материал:
«Три подружки» Д.Кабалевский
«Веселая. Грустная» Л.Бетховен
«Светит солнышко» А.Ермолов
«Туган жер» казахская народная песня
Самоанализ урока.
Урок по теме «Музыкальные гости» проводится после изучения темы «Построение и формы музыкальных произведений» (конец 2 четверти) в 3-м классе. Урок проводится в обычном классе, где обучаются дети, не имеющие дополнительного музыкального образования.
По типу – урок комплексного применения знаний. Для его проведения я наметила следующие цели:
1. Закреплять знание детьми форм построения музыкальных произведений. Совершенствовать знание музыкальных инструментов – пианино и рояль, знание нот, их написания на нотном стане.
2. Развивать у детей умение сравнивать музыкальные произведения по их характеру, понимать содержание произведения, определять его форму построения, развивать музыкальный слух детей, закреплять их умения работать с фонограммой.
3. Совершенствовать навыки работы детей на интерактивной доске.
4. Воспитывать патриотические чувства детей, их .заинтересованное отношение и любовь к музыке.
Весь материал урока я разместила на флипчарте, что благоприятствует его транспортировке и проведению урока. В ходе занятия мною и детьми использовалась интерактивная доска.
№
п/п
Этапы урока
Виды деятельности
Реализация цели
I.
Организация начала урока, сообщение темы, целей занятия
Приветствие.
Работа с эпиграфом.
Воспитание заинтересованного отношения к предмету
II.
Проверка выполнения домашнего задания
Повторение форм построения инструментальных произведений и песен
Закрепление знания детьми форм построения музыкальных произведений
III.
Подготовка к основному этапу занятия
Вступительная беседа о произведении. Слушание музыки.
Развитие музыкального слуха детей, умения понимать музыку. Воспитание заинтересованного отношения к музыке.
№
п/п
Этапы урока
Виды деятельности
Реализация цели
IV.
Закрепление знаний и способов действий на новом музыкальном материале
Анализ произведения. Работа с раздаточными текстами. Работа на флипчарте и в тетради. Самостоятельная работа. Физминутка. Разбор второго произведения. Знакомство с понятием: фортепиано.
Развитие умения сравнивать музыкальные произведения по характеру; закрепление знания форм построения музыки; совершенствование навыков работы на интерактивной доске; расширение знания музыкальных инструментов.
V.
Контроль и проверка знаний
Работа с попевочкой: вокальное исполнение, изображение попевочки нотками. Выполнение работы на доске, взаимопроверка.
Развитие музыкального слуха детей, совершенствование вокальных навыков. Закрепление знания нот, навыка работы с ними на доске.
VI.
Закрепление навыков
Вокальная работа. Коррекция недочетов.
Развитие музыкального слуха детей, совершенствование вокальных навыков. Воспитание патриотических чувств детей, их уважения к Родине и любви к музыке.
VII
Подведение итогов
Анализ успешности достижения цели урока, выставление оценок
Прививать заинтересованное отношение к предмету.
VIII
Домашнее задание
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Закрепление знания детьми форм построения музыкальных произведений Прививать заинтересованное отношение к предмету.
При проведении урока я использовала следующие методы работы и технологии:
Методы:
Перцептивные;
Наглядно-образные;
Аудиовизуальные;
Практические;
Словесные;
Проблемно-поисковые;
Самостоятельной работы;
Технологии:
Интерактивная технология;
Технология критического мышления;
Проблемного обучения
Игровая технология
При работе с флипчартом были использованы следующие инструменты и приемы:
Инструменты:
Шторка;
Телеграфная лента;
Примечание;
Ссылка на звуковой файл;
Ссылка на презентацию;
Ссылка на видеофайл;
Ластик;
Перо;
Волшебная лупа.
Приемы:
Перемещение объектов;
Рисование;
Заливка;
Работа со слоями
В ходе проведения урока все поставленные цели реализованы.