Тема: «Музыка народов мира»
Класс: 7
Тема урока: «Мюзикл – новое прочтение вечных тем».
Тип урока: урок углубления темы.
Художественно-педагогическая идея: «Художник может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества», Д. Шостакович.
Мир музыки так многогранен.
Век оперы сменился опереттой,
А мюзикл ворвался словно пламя
И заблистал серебряной монетой!
Дарья Иванова.
Задачи урока
• Образовательные
- формировать музыкальную культуру учащихся;
- расширить представления учащихся о жанрах современного музыкального искусства и средствах художественной выразительности, используемых в них;
- закрепить знания учащихся о характерных чертах мюзикла; определить его принадлежность к области «лёгкой» или «серьёзной» музыки;
- познакомить учащихся с историей становления и развития мюзикла в нашей стране.
• Развивающие
- развивать осознанное отношение учащихся к музыке, способность понимать язык музыки, ощущать её выразительность;
- развивать интерес к миру большого искусства во всех его многообразных связях с жизнью;
- научить ориентироваться в многообразии звучащей вокруг музыки.
• Воспитательные
- воспитывать музыкальный вкус, способность оценивать художественные явления;
- воспитание любви и интереса к музыкальному искусству;
- воспитывать эмоциональную культуру восприятия музыкального произведения
Общепедагогические методы:
- наглядные метод (видеозапись, оформление доски);
- проблемно-поисковый метод;
- словесные (художественное слово, рассказ, беседа, вопросы к детям, дискуссия установка на восприятие музыки, указания, пояснения);
- практические методы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема урока: «Мюзикл – новое прочтение вечных тем».
Тип урока: урок углубления темы.
Художественно-педагогическая идея: «Художник может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества», Д. Шостакович.
Мир музыки так многогранен.
Век оперы сменился опереттой,
А мюзикл ворвался словно пламя
И заблистал серебряной монетой!
Дарья Иванова.
Задачи урока
Образовательные
- формировать музыкальную культуру учащихся;
- расширить представления учащихся о жанрах современного музыкального искусства и средствах художественной выразительности, используемых в них;
- закрепить знания учащихся о характерных чертах мюзикла; определить его принадлежность к области «лёгкой» или «серьёзной» музыки;
- познакомить учащихся с историей становления и развития мюзикла в нашей стране.
Развивающие
- развивать осознанное отношение учащихся к музыке, способность понимать язык музыки, ощущать её выразительность;
- развивать интерес к миру большого искусства во всех его многообразных связях с жизнью;
- научить ориентироваться в многообразии звучащей вокруг музыки.
Воспитательные
- воспитывать музыкальный вкус, способность оценивать художественные явления;
- воспитание любви и интереса к музыкальному искусству;
- воспитывать эмоциональную культуру восприятия музыкального произведения
Общепедагогические методы:
- наглядные метод (видеозапись, оформление доски);
- проблемно-поисковый метод;
- словесные (художественное слово, рассказ, беседа, вопросы к детям, дискуссия установка на восприятие музыки, указания, пояснения);
- практические методы.
Методы музыкального обучения:
- Метод музыкального обобщения;
- Метод размышления о музыке;
- Метод эмоциональной драматургии;
- Метод художественного контекста.
- Метод забегания вперёд и возвращения к пройденному.
3) Равноправие музыки, танца, пластики, разговорного жанра в драматургии спектакля;
4) Стремление к содержательности, высокой идейности, глубине мысли, серьёзности проблематики.
Оборудование:
Мультимедиа, фонохрестоматия, таблица.
Структура урока
Вводная часть.
1. Орг. Момент. Вход под музыку. Приветствие класса.
2. Актуализация музыкального опыта и знаний детей.
– о принадлежности музыки к «лёгкой» или «серьёзной» сфере;
– воплощение драмы У. Шекспира в мюзикле «Ромео и Джульетта» Ж. Пресгурвика;
– просмотр видеофрагмента и художественно-педагогический анализ.
Основная часть.
3. Сообщение новых знаний.
– об истории развития мюзикла в нашей стране;
- вокально-хоровая работа над песней М. Дунаевского «Ветер перемен»;
- рассказ о мюзикле ульяновских композиторов В. Поповского и С. Ботова «Аэлита»;
– восприятие и художественно-педагогический анализ арии Аэлиты.
Заключительная часть.
- выводы по уроку;
- домашнее задание (Посмотреть любой мюзикл и написать свой отзыв на него в рабочей тетради).
Ход урока.
Здравствуйте, ребята!
Самая разная и при самых разных обстоятельствах звучит в нашей жизни музыка. Без музыки нет радио, телевиденья, кино, грамзаписи; музыка заполняет концертные и театральные залы.
Музыка, которую мы слышим сейчас, конечно же, отличается от той, которая была создана 100 – 200 лет назад. И это закономерно, ведь музыка – это живое образное искусство. Она отражает особенности каждой эпохи и развивается вместе с человечеством. Каждая эпоха рождает новые, всё усложняющиеся жанры музыкального искусства, но неизменными остаются глобальные проблемы, волнующие художников: Добро и Зло, Любовь и Ненависть, Война и Мир. Они могут быть выражены языком «лёгкой» и «серьёзной» музыки.
\Какую музыку мы относим к «серьёзной»?
Ту, которая заставляет нас, задуматься, которая нас преображает. Например: «Грустный вальс» Сибелиуса.
А какую к «лёгкой»?
Ту, которая помогает нам радоваться жизни, которая нас развлекает. Например: современная эстрадная музыка.
Вы помните, мы с вами рассуждали о том, что музыка может быть лёгкой для восприятия и лёгкой по содержанию?! Приведите пример.
Лёгкая для восприятия – несложный музыкальный язык, легко ложится на слух. Например: «Маленькая ночная серенада» Моцарта;
Лёгкая по содержанию – та, где нет конфликта, проблемы, передано светлое мировосприятие.
Иногда мы не можем провести грань между «лёгкой» и «серьёзной» музыкой
Например «К Элизе», Бетховена – произведение лёгкое для восприятия и серьёзное по содержанию.
Вот видите, мы с вами убедились в том, что происходит взаимопроникновении «лёгкой» и «серьёзной» музыки. И ярким примером этого является жанр мюзикла.
Что такое Мюзикл? Дайте определение.
Особый сценический жанр, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое виды искусства.
Какие мюзиклы, зарубежные и отечественные, вы знаете?
«Весёлые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Юнона» и «Авось»
«Нотр-Дам», «Ромео и Джульетта», «Чикаго», «Моя прекрасная леди».
На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с красивейшим французским мюзиклом «Ромео и Джульетта».
Кто автор музыки и либретто?
Жерар Пресгурвик.
Что такое Либретто? И какое литературное произведение легло в основу этого мюзикла?
Либретто – это литературная основа произведения. Одноимённая трагедия У. Шекспира.
Эта пьеса написана много лет назад. Мы встречались с этим сюжетом не раз в балетных, оперных постановках (балет С.Прокофьева, опера Ш.Гуно), симфонических произведениях (Увертюра-фантазия, П.И.Чайковского), кинофильмах. И вновь, современный композитор обращается к этому сюжету.
Как вы думаете, Почему?
Потому, что это вечная тема, этот сюжет актуален и в наши дни.
Но мы, посмотрев фрагменты мюзикла, увидели, как живо, по-новому, актуально воспринимается этот сюжет благодаря современному языку искусства.
Почему это происходит, как вы думаете?
Потому что создателем этого мюзикла используют современные средства художественной выразительности.
В прошлый раз мы с вами познакомились с музыкальной характеристикой враждующих семей Монтекки и Капулетти, и самых романтичных представителей этих семей – Ромео и Джульеттой.
А сейчас мы посмотрим один из самых драматичных моментов мюзикла: Сцену боя юношей Монтекки и Капулетти.
Вам задание: 1) внимательно посмотрите фрагмент и назовите характерные особенности мюзикла, то, что качественно отличает его от других, близких ему жанров искусства.
2) Чем заканчивается этот фрагмент?
3) Какие чувства овладевают главными героями этой сцены?
ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА мюзикла «Ромео и Джульетта».
Ответы детей на заданные перед восприятием вопросы.
- Равноправие музыки, танца, пластики, разговорного жанра в драматургии спектакля;
- Стремление к содержательности, высокой идейности, глубине мысли, серьёзности проблематики.
Сцена заканчивается смертью Меркуцио и Тибальта.
Чувства героев: Тибальт – злая ирония, ненависть, желание повергнуть врага, сделать больно, убить, что он и осуществляет. Он – задира, подстрекатель.
Меркуцио – стремление защитить, отстоять честь семьи.
Кто из этих героев больше вызывает сочувствие, как вы думаете?
Скорее всего, Меркуцио.
Можем ли мы отнести жанр мюзикла только к «лёгкой», или только к «серьёзной» музыке? Почему?
В этом мюзикле происходит взаимопроникновение «лёгкой» и «серьёзной » музыки. Потому что серьёзное драматическое действие воплощается несложными для восприятия художественными средствами.
Вывод: Хорошо, что автор обратился к этому сюжету, потому что посмотрев мюзикл, в нас возникает желание прочесть первоисточник. Надеюсь, что я вас заинтересовала, и вы найдёте возможность посмотреть мюзикл до конца. И вы убедитесь, какое это захватывающее зрелище. Оно переносит нас в Верону, и мы ощущаем себя очевидцами происходящего. Мы остро переживаем всё, что происходит на сцене.
Мюзикл в наше время – самый популярный жанр искусства. Он популярен не только за рубежом, но и в нашей стране. В России осуществляется постановка мюзиклов не только зарубежных авторов, но и отечественных! Современный мюзикл, по западным принципам, в России начал выпускаться с 1999 года. Первым был лицензионный проект польского мюзикла «Метро». Результаты обнадёжили и стали выпускаться другие проекты: «Нотр-Дам», «Чикаго», «42 улица» и т.д.
Опытом западных коллег воспользовались русские композиторы, ещё в 30-е годы прошлого века, создавшие ряд мюзиклов «Весёлые ребята», «Волга-Волга», «Цирк». Период высшего расцвета отечественного мюзикла приходится на 60-70 годы. Когда появляются такие композиторы, как Г. Гладков («Бременские музыканты»), А. Рыбников («Юнона» и «Авось»), М.Дунаевский («Мери Поппинс, до свидания!»)
А сейчас мы с вами продолжим разучивать песню М.Дунаевского «Ветер перемен».
Вокально-хоровая работа.
Продолжая знакомиться с историей мюзикла в России, я хочу вам рассказать об уникальной постановке и в нашем городе. Ульяновские авторы: В. Поповский, С. Ботов и С. Поповская написали мюзикл «Аэлита», по одноимённому роману А. Н. Толстого. Режиссёром-постановщиком стала Е.Н. Тутова, а актёрскую и хореографическую труппу составили ульяновские вокалисты и танцоры. Я тоже приняла участие в этой постановке.
«Аэлита» – удивительный роман. В нем хватит места всему: философии, любви, приключениям. А сюжет и музыка мюзикла захватывает зрителя с первых звуков:
в августе 1921 года на Ждановской набережной пустого и безжизненного Петербурга инженер Мстислав Сергеевич Лось строит ракету для полёта на Марс. Им движет не жажда славы или научных открытий; у Лося умерла жена. Личные проблемы инженера не волнуют правительство и сограждан — интерес к проекту проявляют лишь два случайных человека: американский репортёр Скайльс и спутник Лося, солдат Алексей Гусев. Прилетев на Марс, по зову загадочных радио призывов о спасении, Лось и Гусев обнаружили, что жизнь на Марсе существует, это планета древней умирающей культуры. Там они переживают множество приключений, поднимают восстание против властелина Марса Тускуба. Инженер находит там возлюбленную – дочь царя Аэлиту. Но влюблённым не суждено быть вместе. Тускуб убивает дочь, а земляне спасаются бегством от царя-тирана. Они не могут помочь умирающей планете.
Кульминационный момент в мюзикле – это когда Аэлита чувствует, что влюблена, это чувство её окрыляет и даёт возможность познать счастье. Отец, узнав о её любви к землянину, заставляет Аэлиту отравить своего возлюбленного.
Послушайте арию Аэлиты, в которой она принимает решение: покориться воле отца или дать волю своим чувствам. Что же она выбрала?
Исполнение арии Аэлиты.
Художественно-педагогический анализ:
Какие чувства переполняют Аэлиту?
В начале – сомнение, взволнованность, тревога, смятение чувств, затем – торжество любви, уверенность в своей правоте, радость от переполняющих её романтических чувств…
Какое же решение принимает Аэлита и как музыка помогает нам это понять?
Влюблённая Аэлита противится воле отца и за свою непокорность она погибает. Музыка звучит взволнованно, тревожно.
Какие средства музыкальной выразительности передают душевное состояние Аэлиты?
Лад – сначала минорный, затем звучит мажор.
Динамика – сначала тихо, потом все, усиливаясь и нарастая.
Мелодия речитативного характера, т.е. приближена к декламации – в начале и гимнический характер мелодии, распевность, яркое, объёмное звучание к концу.
Как вы думаете, могла ли Аэлита появиться и в наше время? И почему?
Могла бы, потому что – это любящая, нежная девушка. Этот образ будет существовать, пока существует человечество. И темы Любви, Ненависти, Вражды и Мира будут воспеваться художниками и поэтами всегда.
Я советую вам прочитать роман А.Н. Толстого «Аэлита». Вы откроете в нём много интересного и того, над, чем можно задуматься.
Вывод по уроку: Музыкальное искусство, как и жизнь не стоит на месте и развивается. Все процессы, которые происходят в обществе, то, как меняется сам человек – всё это находит своё отражение в искусстве, поэтому есть музыка низкого качества, и есть Искусство с большой буквы. К нему мы можем отнести не только музыку Баха, Бетховена, но и музыку современных композиторов в современных жанрах, например мюзикл - жанр, в котором решение серьёзных драматургических задач осуществляется несложными для восприятия художественными средствами. Искусство заставляет нас задуматься, вглядеться внутрь себя и открыть что-то новое. Оно помогает нам видеть прекрасное и дарить миру себя!