Цель: познакомить с колокольными звонами как ярким явлением русской православной культуры. Путем исследования определить, какой след оставили звоны в русской классической музыке.
Музыкальный материал: П.И. Чайковский. Симфония «1812год»; М.П. Мусоргский. Увертюра к опере «Борис Годунов»; П.И. Бородин. Опера « Князь Игорь».
Видеоматериал: фрагмент концерта в г. Суздаль «Колокольный звон», «Музей колоколов» (фрагменты).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок – исследование « Колокола на Руси» »
Урок – исследование « Колокола на Руси».
Цель: познакомить с колокольными звонами как ярким явлением русской православной культуры. Путем исследования определить, какой след оставили звоны в русской классической музыке.
Музыкальный материал: П.И. Чайковский. Симфония «1812год»; М.П. Мусоргский. Увертюра к опере «Борис Годунов»; П.И. Бородин. Опера « Князь Игорь».
Видеоматериал: фрагмент концерта в г. Суздаль «Колокольный звон», «Музей колоколов» (фрагменты).
Ход урока.
(Звучит колокольный звон. Дети входят в класс)
- Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, что за звуки открыли наш урок? (Это был колокольный звон).
- Правильно. А где можно услышать колокола?
(На улице, в церкви, по телевизору.)
- Наш сегодняшний урок будет посвящен этому замечательному явлению – колокольному звону. Скажите, пожалуйста, можно ли колокол назвать музыкальным инструментом? (Да)
- А почему? (Потому что когда звонят колокола, то можно услышать в их звоне мелодию.)
- Правильно. Как вы думаете, колокольный звон – это новое явление или нет? (Нет, это было придумано давно.)
- Если придумано давно, то должны были оставаться доказательства. Наша задача сегодня – исследовать, где звучал колокол, и какое место он занимал в душах русских людей. А почему мы заговорили о колоколах именно в это время? (Потому что скоро праздник Пасхи).
- Верно, в этот день мы услышим один из самых красивых праздничных звонов, где будут звучать все колокола и большие, и самые маленькие.
- А вы знаете, как появились на свет колокола?
(Ответ детей)
- С незапамятных времен крестьяне вешали на шею домашним животным звенящие предметы, чтобы стада коров или овец не заблудились. Но специально отливать колокольчики стали в Италии. По преданию, ещё в далёкие времена один монах заболел, пошёл в лес за целебными травами, устал да и прилёг на траву.
Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, а он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив его из металла.
-На Руси отлив колоколов сначала заказывали западным мастерам. Но в конце 16 века русские мастера сами овладели секретами создания колоколов.
-Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник, а в какой беда на Русь нагрянула.
- Давайте послушаем начало увертюры к опере М.П.Мусоргского «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке».
- Представьте себе раннее летнее утро. Над рекой поднимается густой туман и обволакивает все вокруг. Но среди этого тумана мы слышим удивительные звуки, которые передаются инструментами оркестра: петушиное пение, пастуший рожок. А самое главное – перезвон колоколов.
- Богата была на монастыри и храмы русская столица. И почти каждый храм имел свои колокола. Их голоса, сливаясь, в единый порыв. Создавали удивительный ансамбль, который попытался выразить композитор звуками симфонического оркестра.
(Звучит увертюра из оперы, которая сопровождается показом слайдов с изображением колоколов, русских храмов, затем музыка немного приглушается)
- Какая картина встала в вашем воображении пока звучала увертюра М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве – реке»?
- Вы услышали могучее тревожное звучание большого колокола и звонкие, перекликающиеся голоса малых колоколов. Музыка звонов так красива и необычна, и композиторы всегда стремились передать в своих произведениях подлинное её звучание. Музыканты даже придумали для оркестра специальный инструмент, в состав которого входит набор колоколов, разных по своему звучанию – от звонкого, легкого до басового, гудящего. Этот инструмент так и назвали – колокола.
-У каждого колокола особый, неповторимый голос, и тем не менее, их можно разделить на несколько групп. Подумайте, по какому признаку это можно сделать.
(по величине, по месту изготовления).
- А если мы говорили о голосах? ( По высоте голоса.)
- Правильно. Вспомните, как называют низкий мужской голос? (Бас).
- А высокий мужской голос? (Тенор).
- А теперь давайте посмотрим, правильно ли мы распределили голоса, и какие колокола будут соответствовать басам и тенорам.
(Звучит фрагмент «Музей колоколов»).
- Вы, наверное, заметили, что голоса колоколов называют так же, как и голоса людей. Это не случайно. В народе по-особому, с любовью и гордостью относились к колоколам. О них создано много легенд и сказаний. Праздничный колокольный звон в народе с нежностью называли то серебристым, то малиновым. Вот послушайте, какие разнообразные были звоны.
(Звучит фонограмма колокольных звонов).
- Колокола находились в специальном помещении. Посмотрите на картинку, найдите это помещение и вспомните, как оно называется. (Колокольня, звонница).
(Показ слайдов с изображением храма, звонницы).
- Почему называется колокольня – это понятно, а почему звонница? (Потому что оттуда лился колокольный звон.)
- А как называли человека, который звонил в колокола?
(Звонарь).
- Как вы думаете, это легкое или трудное дело?
(Трудное)
- Не просто трудное, а очень. Представьте себе, колокольня Ивана Грозного имела в 4–х ярусах 37 колоколов!
- Чтобы вы попробовали себя в роли звонарей, я предлагаю вам ритмическую игру «Праздничные звоны».
(3 группы детей играют на колокольчиках различный ритм: половинная; четвертная и две восьмых; четыре восьмых).
- Чтобы легче было запоминать колокольные перезвоны, ведь нотной грамоты тогда не было, звонари стали придумывать попевки: «Пеки блин – дров нет, пеки блин – дров нет».
Скороговорка: «А мы знаем, да не скажем, а мы знаем, да не скажем».
- Самая известная колокольня в России находится на территории московского Кремля. Это колокольня Ивана Великого. И самый большой в мире колокол, который, правда, никогда не звонил, тоже находится в Кремле у подножия колокольни Ивана Великого. Его так и называют – Царь-колокол. Весит он 200 тонн. И сейчас всех, кто приходит на экскурсию в московский Кремль, колокол удивляет своими размерами.
(Демонстрируется слайд с изображением Царь-колокола).
Учащийся рассказывает легенду о том, что когда Наполеон вступил в Москву, он решил взорвать колокольню Ивана Великого. По его приказу под неё положили большое количество пороха и подожгли.
Раздался взрыв, колокольня взлетела на вверх, а затем…. опустилась на прежнее место, целая и невредимая.
По народным поверьям, влиянию ночного колокола не могут противостоять сами нечистые силы, теряет силу всякое волшебство и гадание.
Ученые установили вполне реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Говорят, когда звонишь в колокол, словно душа светлее становиться.
Давайте и мы с вами споем о колокольном звоне.
Исполнение песни «Благовест».
- В тексте песни есть такие слова: «Повсюду благовест звучит». Что такое «благовест»?
(Это праздничный перезвон).
- Верно, а от каких двух слов образовалось такое название?
(От слова «благо» и «весть»)
-Получается, что колокола празднуют вместе с людьми.
- В Суздале даже устраиваются концерты, в которых задействованы все колокола - и большие, и малые. Давайте посмотрим фрагмент такого концерта.
(Показ фрагмента из концерта в Суздале «Колокольный звон».)
- Вы заметили, что после концерта всем желающим разрешили попробовать себя в роли звонарей?
- Широко известен обычай: в пасхальную неделю пускать на колокольню всех желающих, и звон в эти праздничные дни может продолжаться весь день.
- Говорят: икона – молитва в красках, храм – молитва в камне, а колокол – молитва в звуке (колокольный звон).
Исполнение песни «Колокола» муз. Ю Верижникова.
Скажите, смогли ли мы доказать большое значение колокола в жизни русского человека?
(Ответы детей).
Я желаю, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.
Презентация опыта.
Урок музыки в 4 классе по теме: «Музыка моего народа. Колокола на Руси» с использованием информационных технологий, разработан Качан Татьяна Владимировна – учителем музыки Казинской СОШ Валуйского района Белгородской области.
Пояснительная записка.
Применение на уроке объяснительно-иллюстративного, проблемно-поискового и исследовательского методов помогает ознакомлению учащихся с образцами мировой музыкальной культуры, усвоению определенных знаний о музыкальных инструментах и их исполнителях.
Энциклопедический словарь юного музыканта./Сост. Медушевский В.В. – М.: Педагогика, 1985.Мишин В.В. Колокола России. Краткая иллюстрационная история. – М.: Московский журнал, 1995.