kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок музыки “Колокола на Руси”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  музыки  “Колокола на Руси”

                                 4 класс

Цель урока :  . Определить путём исследования, какой след оставили  звоны  в русской   классической музыке

        Задачи:           . Обратить внимание ребят на то, что  использование колокольного звона в творчестве великих русских композиторов(П.И Чайковского, М.И Глинки, М.П Мусоргского,  С.ВРахманинова)  даёт возможностьпочувствовать с большей силой могущество,силу, смелость, веру в победу,величественность,задушевность,уверенность русского человека.

                         . Постараться найти объяснение вековой любви к колокольному                               звону на  Руси                       

                          . Воспитывать чувство патриотизма  и уважение истории России

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки “Колокола на Руси”»

Урок музыки “Колокола на Руси”

4 класс

Цель урока : . Определить путём исследования, какой след оставили звоны в русской

классической музыке

Задачи: . Обратить внимание ребят на то, что использование колокольного звона в

творчестве великих русских композиторов(П.И Чайковского, М.И

Глинки, М.П Мусоргского, С.В Рахманинова) ,даёт возможность

почувствовать с большей силой могущество,силу, смелость, веру в победу,

величественность, задушевность, уверенность русского человека.

. Постараться найти объяснение вековой любви к колокольному звону на

Руси

. Воспитывать чувство патриотизма и уважение к истории России



Тип урока: урок изучения нового материала

Жанр урока: тематический

Вид урока : исследование

Музыкальный

материал: - Увертюра «1812 год» П.И. Чайковский (фрагмент)

- Опера « Борис Годунов» М.П. Мусоргский (фрагмент) сцена смерти

- Сюита №1 С.В. Рахманинов (фрагмент)

- « Колокол» песня ( фрагмент)

- Песня “Колокольчик” Д. Тухманов, Ю. Энтин –(исп. Дети )

Видеоматериал: «Колокольный звон», «Музей колоколов»

Оборудование урока: телевизор, ,ноутбук, аудио, видео записи,









Эпиграф: « Звучат, гудят, поют колокола

Звеня столетиям, дням и годам!

То небо разговаривает и земля

В мороз и зной – в любую непогоду…..»

Эпиграф музыкальный :

(Звучание « Красного колокола» Суздаль Спасо – Ефимовский монастырь)



(Звучит колокольный звон.) - СЛАЙД №1

Учитель: Здравствуйте ребята. Скажите, пожалуйста ,что за звуки открыли наш урок?

Дети : -это был колокольный звон

Учитель: Правильно . А где можно услышать колокола?

(ответы детей) - На улице, в церкви, по телевизору и т.д…….

Учитель : Наш сегодняшний урок будет посвящён этому замечательному явлению –

колокольному звону. Скажите пожалуйста можно ли колокол назвать

музыкальным инструментом?

( ответ детей ) - Да

Учитель : А почему ?

Дети : Потому, что когда звенят колокола , то можно услышать в их звоне мелодию.

Учитель : Только в одной стране мира – в России – живёт колокольная музыка. Только на

Руси колокольный звон стал национальным искусством. Как вы думаете

колокольный звон это новое явление или нет?

Дети : Нет это было придумано давно.

Учитель : Если придумано давно, то должны были остаться доказательства. Наша задача

сегодня исследовать, когда появился, где звучал колокол, и какое место он

занимает в душах русских людей. Почему мы не можем представить нашу страну

без колокольных звонов? Начиная разговор о колоколах необходимо вспомнить ,

что колокол не сразу приобрел различные функции , в начале он был просто сигнальным инструментом. Первое упоминание о колоколах встречается в Х веке. И на протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. А в каких случаях звонили колокола?

Дети : - Звоном указывали дорогу заблудившемуся в ненастье путникам.

- Звоном оповещали о какой - нибудь опасности.

- В трагические для Родины дни звоном призывали народ на защиту Отечества.



Учитель: -Колокольный звон служил мерилом справедливости и добра “голос чище звона” ,“слова, что звон” – так говорили о том ,что было достойно высшей похвалы. Колокола были несовместимы с ложью, несправедливостью, греховностью. Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам .Не обидела вниманием колокола и русская классическая музыка. Давайте послушаем с вами фрагмент из увертюры П.И. Чайковского “1812 год”

( звучит фрагмент с колокольным звоном ) СЛАЙД №2

Постарайтесь рассказать каким вам услышался этот звон , о чём он говорил – о празднике или несчастье ? ( анализ прослушанного фрагмента)

А теперь я вам предлагаю вам музыкальную загадку ,послушайте внимательно и подумайте , что здесь звучит?

(звучит фрагмент из оперы М.П. Мусоргского « Борис Годунов»)СЛАЙД №3

Нет, это была имитация звона инструментами симфонического оркестра. Вспомните пожалуйста ,что означает слово “имитация”? (изображение или подражание)

СЛАЙД № 4 , №5, №6 (Инструмент для имитации колоколов на сцене)

Часто композиторы пользовались этим приёмом в различных произведениях, послушайте фрагмент « Сюиты № 1» С. Рахманинова и постарайтесь догадаться какой инструмент изображает колокольный звон.

(звучит фрагмент « Сюиты № 1» С. Рахманинова» ) - ( это рояль) СЛАЙД №7

Молодцы, причем это не один , а два рояля, которые играют по очереди и поэтому создают эффект звона. Послушайте, как будет звучать партия одного инструмента

( исполняется фрагмент на фортепиано по нотам)

Светлый праздник

И мощный звон промчался над землёю.

И воздух весь, гудя, затрепетал.

Певучие, серебряные громы

Сказали весть святого торжества.

Хомяков.

У каждого колокола особенный, неповторимый голос. И тем не менее их можно разделить на несколько групп. Подумайте, по какому признаку это можно сделать.

- ( По величине, по месту изготовления)

-А если мы говорили о голосах? - ( По высоте голоса)









Музыкально – ритмическая имитация “Звонница” ( 1 мин. )

1ряд исполняет слог “ БОМ ” ( при этом тянется не гласный звук “О”, а гласный звук “М

Счёт 1 и 2 и - половинная нота “Соль” малой октавы

2 ряд исполняет “ДОН” ( при этом тянется не гласный звук “О” , а согласный звук “Н “) счёт 1 и –-четвёртая нота “cоль” 1 октавы + 2и “ до” 1 октавы

3 ряд исполняет слоги “ДИНЬ- ДОН’ , счёт восьмыми нотами “соль, фа ,соль, ми”

1 октавы

Учитель : Чем отличаются звуки колоколов от звучания обычных колокольчиков?

Дети : Звучание более объёмное; более обширный диапазон регистров (низкие, средние, высокие, ); более продолжительный звук –создают образ чего-то большого необъятного, сильного.

( Звучит фрагмент “Музей колоколов “ ) - СЛАЙД № 8

Учитель:-А знаете ли вы,что голоса колоколов называют так же, как и голоса людей. Это не случайно. К колоколам относились как к людям. Их наказывали , отправляли в ссылку и даже брали в плен. Вот некоторые истории….

Царь Борис Годунов приказал высечь плетьми и отправить в Сибирь колокол из города Углича который поднял народ на бунт после убийства царевича Дмитрия .

В 1771 году империатрица Екатерина II приказала вырвать язык у московского набатного колокола, который призвал народ к бунту..

Очень часто можно услышать в песнях упоминание колоколов и даже изображение звона

(звучит фрагмент песни «Колокола») - СЛАЙД № 9

- Колокола находятся в специальном помещении, посмотрите на картинку, найдите это помещение и вспомните как оно называется. - (Колокольня, или звонница) СЛАЙД№10

- Почему называется колокольня – это понятно. А почему звонница? ( потому, что от туда лился колокольный звон)

- А как называли человека, который звонил в колокола? - ( звонарь ) - СЛАЙД№11

- Как вы думаете, это лёгкое или трудное дело? - ( трудное )

- Не просто трудное, а очень. Представьте себе, колокольня Ивана Великого имеет в 4 – х

ярусах 37 колоколов. - СЛАЙД №12

Что бы попробовать себя в роли звонарей, я предлагаю ритмическую игру “Праздничные звоны”

Звуковой сигнал к подъёму с места (восходящее арпеджио)

Раскачивание под музыку “как большой колокол” (руки вдоль туловища)

Раскачивание под музыку “как средний колокол” (руки на пояс)

Раскачивание под музыку “как малый колокол” (руки на пояс, голова под счёт наклоняется вправо, влево, вперёд, назад)

- Молодцы Как вы думаете ,есть ли какие - нибудь легенды связанные с колоколами?

( Да)

Их очень много. Например:

Ученик: Наполеон, вступив в Москву, решил взорвать колокольню Ивана Великого .

По его приказу под неё положили большое количество пороха и подожгли.

Раздался взрыв, колокольня взлетела наверх ,а затем ….опустилась на прежнее место,

целая и невредимая.

-По народным поверьям , влиянию ночного церковного колокола не могут противостоять сами нечистые силы , теряет силу всякое волшебство и гадание.

- Учёные установили вполне реальный факт ,что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Говорят, когда звонишь в колокол, душа светлее становится.

- В церковном уставе различают два рода звучания. Благовест – то есть звон в один колокол, переходящий в перезвон, когда ударяют в несколько колоколов, но не сразу, а поочерёдно, и собственно Звон , когда ударяют сразу в несколько колоколов.

-Что такое “благовест” ? (это праздничный перезвон )

- Верно, а от каких двух слов образовалось такое название ?-( от слов “благо” и “весть”)

-Получается, что колокола празднуют вместе с людьми. А ведь действительно колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать, а в их звучании слышалась человеческая речь. По рассказам жителей Ярославской губернии, однажды люди перевозили два колокола ,отлитые одновременно на одном заводе. При переправе через реку один колокол утонул ,да так и остался на дне реки. Второй благополучно довезли до места и повесили на колокольне. Однако , когда он зазвонил, звуки его были печальны, и в них ясно можно было расслышать слова: «Брат Кондрат на дне лежит, а мне не велит»

-Как колокол называл своего брата ? - (Кондрат)

-Многим большим колоколам давали имена. Например : Лебедь, Сысой, Реут. А теперь назовите имя самого большого колокола не только в России, но и во всём мире….

( Царь- колокол. Он находиться в Москве, только он не звучит ,потому, что поло-ман) СЛАЙД №13

Дети:. –Самый огромный колокол не только в России, но и в целом свете был отлит в Москве в 1733 – 1735 годах Иваном Моториным и его сыном Михаилом. Его вес 200 тонн. Но поднять его на колокольню Ивана Великого не успели: в 1737 году в Москве вспыхнул пожар , он захватил и Кремль. От неравномерного охлаждения при тушении огня раскалённый колокол дал трещину, от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Много лет не было возможности поднять колокол из ямы, где производилась отливка. Лишь в ХIХ веке Царь - колокол был поднят и установлен на постамент.

А ещё есть колокол с именем Голодарь. Почему его так назвали? Своё имя он получил оттого, что в него благовестили во времена Великого поста. Самые лучшие колокола отливали в России. Они настолько разные ,звонкие да певучие, что в Суздале даже устраивали колокольные концерты, в которых задействованы все колокола – и большие и малые. Давайте посмотрим фрагмент такого концерта (« Колокольный звон»).

СЛАЙД № 14

Говорят : икона –молитва в красках, храм – молитва в камне, колокол – молитва в звуке

( колокольный звон).

Скажите, смогли ли мы доказать большое значение колокола в жизни Русского человека?

-И я желаю вам, что бы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.

(Звучит песня «Колокольчик мой хрустальный» из телефильма «Рокн-рол для принцессы») СЛАЙД № 15





ВИКТОРИНА ПО ПРОЙДЕННОМУ МАТЕРИАЛУ:

Кроссворд







1

 

 

 

 

 

 




2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 








4

 

 

 

 

 

 

 

 



5

 

 

 

 

 








6

 

 

 

 

 

 

 

 








7

 

 

 

 

 

 





8

 

 

 

 















  1. Главные часы с боем колоколов.

  2. Автор оперы «Борис Годунов»

  3. Архитектурное строение, где подвешиваются колокола.

  4. Автор кантаты «Александр Невский».

  5. Автор оперы «Иван Сусанин».

  6. Одиночные удары большого колокола.

  7. Заключительный хор оперы «Иван Сусанин»

  8. Тревожное звучание колокола.

Ответы на кроссворд









у 

р

а

 н

 т

 ы




у 

с 

о 

р 

г 

с 

к 

и 

й 

 о

 л

 о

 к

 о

 л

 ь

 н

 я








 р

 о

 к

 о

 ф

 ь

 е

 в



 л

 и

 н

 к

 а








 л

 а

 г

 о

 в

 е

 с

 т








 л

 а

 в

 ь

 с

 я





 а

 б

 а

 т














Ссылка на архив с аудио видео материалом https://yadi.sk/d/WmxpQDxZ3H4YDN


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок музыки “Колокола на Руси”

Автор: Чижова Вера Андреевна

Дата: 19.04.2017

Номер свидетельства: 410338

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Разработка урока " Колокольные звоны Руси""
    ["seo_title"] => string(40) "razrabotka-uroka-kolokol-nyie-zvony-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "257354"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448302396"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Музыка Древней Руси "
    ["seo_title"] => string(21) "muzyka-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "127691"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415362677"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Музыка Древней Руси, презентация для урока "
    ["seo_title"] => string(48) "muzyka-drievniei-rusi-priezientatsiia-dlia-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "127715"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415365603"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Урок музыки " Страницы истории в музыке" "
    ["seo_title"] => string(39) "urok-muzyki-stranitsy-istorii-v-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "121974"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414123908"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока музыки Кантата "Александр Невский" С.С.Прокофьева"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekturokamuzykikantataalieksandrnievskiissprokofieva"
    ["file_id"] => string(6) "281804"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453583132"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства