Учебный предмет Сольфеджио развивает музыкальный слух, память, ритм, помогает выявлению творческого потенциала учащихся, знакомит с теоретическими основами музыкального искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данная рабочая программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ; а также основывается на Приказ Минкультуры России от 02.06.2021 N 754 «Об утверждении Порядка осуществления образовательной деятельности образовательными организациями дополнительного образования детей со специальными наименованиями «детская музыкальная школа», (Зарегистрировано в Минюсте России 06.07.2021 N 64126); и с учётом многолетнего педагогического опыта в области теории и истории музыки в ДМШ им. Р.М. Глиэра.
Учебный предмет «Сольфеджио» является обязательным для школ искусств, реализующих общеразвивающие программы в области музыкального искусства.
Уроки сольфеджио развивают музыкальный слух, память, ритм, помогают выявлению творческого потенциала учащихся, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.
Наряду с другими учебными предметами они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению интереса и любви к музыкальному искусству.
Полученные на уроках сольфеджио знания, умения и навыки помогают обучающимся в занятиях на инструменте, а также в освоении других учебных предметов дополнительных общеобразовательных программ в области искусства.
Новизна программы заключается в выборе круга тем, доступных для изучения в обобщённо-ознакомительном формате, но подразумевающая формирование определенного набора навыков, необходимых для обучения на инструменте и самостоятельного музицирования.
Актуальность данной программы состоит в использовании творческих форм учебных заданий, способствующих не только более активному освоению предмета, но и стимулировании через формы музицирования интереса к музыкальному искусству, процессу обучения.
Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы от 8 до 13 лет.
Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» составляет 4 года.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета «Сольфеджио»
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации
Затраты учебного времени
Всего часов
Годы обучения
1-й год
2-й год
3-й год
4-й год
Количество недель / по полугодиям
17
17
17
17
17
17
17
17
Аудиторные занятия
34
34
34
34
136
Самостоятельная работа
34
34
34
34
136
Вид промежуточной аттестации
к/у
Зачёт
к/у
зачёт
к/у
зачёт
к/у
экзамен
Максимальная учебная нагрузка
68
68
68
68
272
Занятия проводятся 1 раз в неделю в объёме 1 учебного часа. Продолжительность учебного часа для учащихся составляет 40 минут.
Форма проведения учебных аудиторных занятий мелкогрупповая (от 4 до 10 человек).
Цель и задачи учебного предмета «Сольфеджио»
Цель предмета «Сольфеджио» - создание условий для музыкально-эстетического развития детей, раскрытие и развитие музыкальных и творческих способностей обучающихся.
Программа направлена на решение следующих задач:
- формирование музыкального кругозора и умения ориентироваться в музыкальных стилях, жанрах разных эпох
- приобщение к мировым эстетическим ценностям
- создание условий для творческой самореализации, применения полученных знаний в практической деятельности
- начальное развитие комплексного музыкального слуха: мелодического, гармонического, интонационного; ладового и ритмического чувства, внутренних слуховых представлений;
- воспитание начальных навыков интонирования – сольного, ансамблевого, с сопровождением и без, чтения с листа простых мелодий;
- формирование умения по слуху подбирать и записывать мелодии, анализировать элементы музыкальной речи, гармонии и формы;
- формирование умения практического применения начальных сведений по теории музыки, первичных навыков анализа музыкальных произведений.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, рассказ, беседа);
- наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
II. Содержание учебного предмета
Учебный предмет «Сольфеджио» связан с другими учебными предметами программы «Хоровое пение», «Сольное пение», «Инструментальное исполнительство», и направлен на развитие музыкальных способностей (слуха, памяти, ритма, творческого мышления).
Умения и навыки интонирования, чтения с листа, начального анализа, сочинения являются необходимыми для успешного освоения обучающимся других учебных предметов.
Гармоничное и эффективное развитие музыкальных способностей предполагает использование на каждом уроке различных форм работы: сольфеджирование, слуховой анализ, запись диктантов, интонационные, ритмические и творческие упражнения.
- различных видов ступеневых, мелодических попевок, интервальных последовательностей, вспомогательного гармонического оборота в них
Например: 3I 3II 3III 2IV 6III; 6III 6II 6I 6VII; 3VII 3I; T S64 D6 T
- пение интервалов по группам в тональности с разрешением и без
- пение секвенций в пройденных тональностях, включающих пройденные мелодические и ритмические обороты
- чтение с листа из учебников Металлиди, Калмыкова, Ладухина и других
- пение 2-хголосия с игрой другого голоса или дуэтом
Слуховой анализ
- определение на слух ладов (3 вида минора, мажор, переменный лад)
- ступеней, интервалов, в тональности и вне лада, ступеневых цепочек и интервальных последовательностей
- трезвучий мажора и минора, доминантсепаккорда.
- определение в мелодии опевания, скачков на 6I, 6III, 6V ступенях, 7V; секвенций, движения по звукам трезвучий главных ступеней, D7 аккорда
- определение жанра, размера, ритмических формул, темпа, элементов синтаксиса и формы
Диктант короткий и длинный пунктир, триоль
- Все виды диктантов: по памяти, «фото диктант», устный, фрагментарный, с игрой на ф-но
- ритмический диктант со всеми группами с шестнадцатыми, коротким и длинным пунктиром, триолями в освоенных размерах – 2/4, 3/4, 3/8, 4/4
- письменный диктант в объеме 4-8 тактов, в пройденных тональностях, размерах, повторного строения с включением всех изученных мелодических оборотов
Формы работы на уроках сольфеджио
Основные формы работы на уроках сольфеджио развивают музыкальные способности учащихся, их творческую инициативу, помогают практическому освоению теоретического материала, формируют навыки чтения с листа, подбора и аккомпанемента. В каждом уроке должны пропорционально сочетаться различные упражнения, нацеленные на это.
Интонационные упражнения
Интонационные упражнения формируют навыки чистого интонирования, ансамблевого и хорового пения. Упражнения включают пение гамм и ступеней, мелодических попевок, секвенций; интервалов и аккордов в тональности и от звука. В начале исполняются хором или группами, постепенно переходя к индивидуальному исполнению.
Сольфеджирование способствует формированию правильных певческих навыков, развитию чувства ритма, воспитанию сознательного отношения к музыкальному тексту. Необходимо следить за правильной посадкой, звукоизвлечением, учитывать возрастные особенности голосового аппарата детей. Сольфеджирование и чтение с листа предполагает пение без аккомпанемента, хотя в трудных случаях возможна гармоническая поддержка. Перед началом пения необходимо проанализировать пример с точки зрения мелодических и ритмических оборотов, узнаваемых интервалов и аккордов в мелодии. Очень важна художественная сторона исполнения. В работе над двухголосием можно использовать примеры с преобладанием параллельного движения, выдержанными нотами в одном голосе или каноны. Репертуар для пения должен быть понятным, доступным для исполнения, но при этом высокохудожественным и стилистически разнообразным.
Ритмические упражнения
Ритмические упражнения развивают чувство ритма – важную составляющую музыкальных способностей. На начальном этапе можно включать двигательные упражнения (ходьбу, хлопки, шумовые инструменты).
Каждая новая ритмическая формула прорабатывается в ритмических упражнениях и затем включается в другие виды работ.
Слуховой анализ.
Слуховой анализ развивает музыкальное восприятие, помогает эмоционально осознать услышанное, вычленить знакомые элементы музыкального языка.
При прослушивании одноголосных мелодий внимание обращается на ладовые, структурные особенности (членение, повторы, секвенции), размер, знакомые мелодические и ритмические обороты.
При прослушивании многоголосных построений необходимо обращать внимание на знакомые гармонические обороты из аккордов, интервалов, тип фактуры.
Более детально разбираются:
- звукоряды, гаммы, отрезки гамм
- отдельные ступени и мелодические обороты
- ритмические обороты
- мелодические и гармонические интервалы
- последовательности интервалов
- аккорды в гармоническом звучании от звука и в тональности (с определением функциональности)
Анализ происходит преимущественно в устной форме.
Музыкальный диктант
Музыкальный диктант способствует развитию всех составляющих музыкального слуха, учит осознанно фиксировать услышанное. Необходимо использовать различные формы диктанта, постепенно усложняя материал и форму диктанта: устный, «фото диктант», по памяти, фрагментарный, ритмический, и только потом – диктант с предварительным разбором и без. Диктант проигрывается от 3-4 до 8 раз в течение 5-20 минут, в зависимости от сложности.
Навык записи мелодии формируется постепенно и последовательно на каждом уроке.
Ш. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио» является приобретение определённого комплекса умений и навыков:
- имеет определенный музыкальный кругозор и музыкальный вкус
- может запомнить, подобрать, спеть с листа несложную мелодию, подобрать аккомпанемент к ней
- может определить в музыкальном тексте элементы мелодического и гармонического языка, структуру мелодии и формы, основные музыкальные средства выразительности
- может записать несложную мелодию
- знает и различает особенности различных музыкальных жанров и стилей
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Формы: текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация.
Текущий контроль успеваемости осуществляется регулярно на уроках, направлен на поддержание учебной дисциплины, организацию домашних занятий. При оценивании учитывается качество выполнения, инициативность и самостоятельность, темп выполнения и продвижения обучающегося. При текущем контроле успеваемости используются: контрольные работы, устные опросы, письменные работы.
Промежуточная аттестация – контрольный урок (II-е полугодие 1, II, III год обучения).
Итоговая аттестация – экзамен (II-е полугодие) IV год обучения: Устный опрос
Элементы лада в тональности:
- Пение звукорядов мажора и минора до 2-3-х знаков
- Определение на слух и пение простых интервальных последовательностей типа:
3/III 3/II 5/I 6/VII 3/VII 3/ I
- Определение на слух или игра в изученных тональностях вспомогательного оборота (3-4 аккорда) типа: T3/5, S 4/6, T3/5 T3/5 S4/6 D6 T3/5
Элементы лада вне тональности:
- Определение на слух интервалов от звука
- Определение на слух трезвучий мажорных и минорных
- Чтение с листа одноголосных мелодий по учебнику Фридкина (2-3 класс
- Пение одноголосия наизусть
- Пение народной песни без сопровождения
- Критерии оценки
Уровень приобретенных знаний и умений должен соответствовать программным требованиям. Все задания выполняются в полном объеме и в рамках отведенного времени. Индивидуальный подход может проявляться в разном по сложности материала при однотипном задании.
Для аттестации обучающихся используется 5-ти балльная система оценок.
Оценка 2 (неудовлетворительно) – грубые ошибки, отсутствие владения чистой интонацией, медленный темп ответа, отсутствие теоретических знаний
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Данная программа разработана с учетом индивидуального подхода к обучению. Преподаватель, пользуясь методической и нотной литературой, имеет возможность обучать обучающихся с разными музыкальными способностями и личностными особенностями, достигая результатов обучения в краткие сроки.
Работа на уроках предполагает соединение нескольких видов получения информации, работы над интонационными, ритмическими упражнениями; слуховое осознание элементов теоретических знаний; грамотное выполнение письменных теоретических работ, умения записывать музыкальные диктанты.
Методически оправдано постоянное подключение обучающихся к обсуждаемой теме, вовлечение их в активный диалог. Подобный метод способствует осознанному восприятию информации, что приводит к формированию устойчивых знаний.
На каждом уроке необходимо повторять и закреплять сведения, полученные на предыдущих занятиях.
Материально-технические условия реализации учебного предмета
Обучающиеся имеют доступ к библиотечным фондам, включающим основную учебную, учебно-методическую литературу, издания музыкальных произведений, хрестоматиями, клавирами оперных, оркестровых и хоровых произведений, музыкальными аудио и видеодисками.
Учебные классы имеют звукоизоляцию, соответствуют санитарным и противопожарным нормам, оснащены пианино, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью и наглядными пособиями.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельная работа обучающихся основана на выполнении домашнего задания. Время на подготовку не должно превышать 1 часа в неделю, причем рекомендуется делить его на 2-3 дня. Начинать рекомендуется с теоретических заданий и с упражнений на развитие музыкальной памяти – выучивание наизусть, транспонирование, возвращаясь к этим задания несколько раз в течение недели. Обучающийся должен научиться проверять чистоту своей интонации, используя свой инструмент или фортепиано.
VI. Список литературы:
Учебные, справочные и дидактические пособия для учащихся
- Наглядные пособия-столбица, картонные клавиатуры, карточки интервалов, аккордов, ритмов, лото и ребусы по теории музыки.
- Таблица построения аккордов в тональности
- Схема квинтового круга тональностей
- Диски с тембровыми диктантами
- Компьютерная игра «Музыкальные пазлы»
Учебно-методическая литература для учащихся:
1. Андреева М. Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М., 2000
2. Андреева М. От примы до октавы. Ч.1-3, - М., 1986
3. Баева Н., Зебряк Т., Сольфеджио для I-II классов-М., 2001
4. Варламова А., Семченко Л. Учебник сольфеджио для пятилетнего курса обучения. Классы 1-5- М., 2004
5. Вейс П. Музыкальный словарь. –М., 1998
6. Ветлугина Н. Детский оркестр - М., 1976
7. Вильковиская М. Увлекательная ритмика. Пособие по сольфеджио для 1 класса. Часть I - Самара, 2000
8. Деревщикова Н. Музыкальная грамота в весёлых песенках. Вып.1 для дошкольников и учащихся 1-4 классов- М., 2002
9. Ефремова Л. Учиться интересно. Пособие по сольфеджио. -СПБ., 2006
10.Калинина Г. Сольфеджио. Рабочие тетради для 1-7 классов, -М. 2006
11. Масленкова Л. Упражнения по развитию ладового слуха-СПБ,2008
12.Металлиди Ж., Перцовская А., «Мы играем, сочиняем и поем»-СПБ, 2008
13. Первозванская Т. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей. Учебник – сказка. Части 1, 2- СПБ., 2001
14. Привалов С. Сольфеджио на материале музыкальной литературы.
15. Учебное пособие для ДМШ - СПБ., 2003
16. Резник Н., Павлова О. Музыкальная грамота для всех. Вып.1 –СПБ., 2001
17. Рогальская О. Сольфеджио. Популярная классика XX века- М, 2001
18. Рубец А. Одноголосное сольфеджио. - М., 1989
19. Середа В. Каноны. Учебное пособие по сольфеджио для ДМШ-М., 1997
20. Сиротина Т. Ритмическая азбука. учебное пособие по сольфеджио для 1-4 классов - М., 2007
21. Сиротина Т. Подбираем аккомпанемент, выпуск 1 для 1- 4кл - М., 2008
22. Стоянова Л., Савельева Е. Ансамблевое и сольное музицирование - М., 2000
23. Учебное пособие по сольфеджио для ДМШ -Ростов-на Дону, 2008
24. Фридкин Г. Чтение с листа - М., 2006
25. Фролова Ю. Сольфеджио для 1-7 классов- М. 2000
26. Шайхутдинова Д. Краткий курс элементарной теории музыки- Ростов-на Дону, 2003
Учебно-методическая литература
Агажанов А. Воспитание музыкального слуха.- М., 1977
Алексеев Э.- Проблемы формирования лада.- М., 1976
Алексеева Л. Воспитание музыкального слуха.- М., 1999
Бершадская Т. Лекции по гармонии - СПБ, 1998
Боголюбова Н. Тайны музыкального мира. Практика самостоятельного освоения теории музыки - СПБ., 1998
Гарбузов Н. Зонная природа звуковысотного слуха - М., 1997
Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. –М., 1986
Деревщикова Н. 33совета начинающим учителям- М., 2004
Земцовский И. О методологической сущности интонационного анализа - М., 1987
Калужская Т. Программа по сольфеджио для ДМШ и ДШИ - М., 1984
Кирнарская Д. Психология музыкального восприятия - М., 2006
Кирюшин В. Об ускоренном методе преподавания сольфеджио ученикам старшего возраста (первый год обучения)- М., 1994
Мазель Л. О мелодии - М., 1989
Мальцев В. Раннее обучение гармонии –путь к детскому творчеству - СПБ., 1995
Масленкова Л. Интенсивный курс Сольфеджио - СПБ., 2004
Никитин В. Методика работы с подготовительными группами на уроках сольфеджио - СПБ, 1991
Оськина С. Внутренний музыкальный слух - М., 1977
Рагс Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми её элементами - М., 1998
Середа В. О разрешении интервалов в диатонике и хроматике. Методическое пособие по элементарной теории музыки для педагогов ДМШ- М., 2001
Середа В. Развитие гармонического слуха - М., 2004
Середа В. Формирование интонационного слуха на уроках сольфеджио в ДМШ -М., 2005
Серединская В. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио - М., 2000
Синяева Л. Воспитание метроритмических навыков на уроках сольфеджио - М., 1988
Струве Г. Хоровое сольфеджио - М., 1976
Теплов Б. Психология музыкальных способностей - М.,1998
Тюлин Ю. Строение музыкальной речи. - М. 1977
Тютюнникова Т.- Уроки музыки. Система обучения К.Орфа –М., 2000
Хромушин О. Джазовое сольфеджио. 3-4 классы ДМШ - СПБ., 2005
Шайхутдинова Д. Методика обучения элементарной теории музыки. Ростов-на Дону, 2009
Шатковский Г. Развитие музыкального слуха - М., 2008