Внеклассное мероприятие по литературе " Пушкин и музыка."
Внеклассное мероприятие по литературе " Пушкин и музыка."
Цели:
- знакомство учащихся с известными произведениями Пушкина, положенными на музыку;
-расширение кругозора учащихся;
-способствовать духовному становлению личности учащихся.
Оборудование: портреты А.С.Пушкина, С.В. Рахманинова, М.И. Глинки, П.И.Чайковского, Ц.А. Кюи; интерактивная доска.
«Из наслаждений жизни одной
любви музыка уступает, но
и любовь - мелодия.»
А.С.Пушкин
Ход мероприятия:
I. Вступительное слово учителя.
II.
1-й ведущий: сказать о Пушкине что-нибудь новое трудно, почти невозможно. О Пушкине писали Толстой и Достоевский, Гоголь и Горький, писали во всем мире, на всех языках. Пушкин живет в каждом из нас, он необходим нам, потому что не может быть детства без колыбельных, юности - без первой любви, нет зрелости без высоких свершений.
2-й ведущий: о Пушкине-поэте надо говорить торжественно, о Пушкине-человеке- доверительно. Нас всегда будет занимать чудо или тайна гения. Почему его слово, сказанное почти два века назад, пройдет через многие века, пережив многие поколения, пережив многие капризы вкусов и мод, и, наконец, устояв перед сменой общественных формаций, звучит и волнует так, как будто сказано сегодня? Его поэзия- это свет, в котором живут все цвета солнечного спектра. Достаточно свету попасть на душу, как она, подобно призме обнаруживает все цвета радуги.
1-й ведущий: он погиб в тридцать семь лет, успев поэтически исследовать все состояния человеческого духа- от великих надежд до великих разочарований, от беззаботной веселости до трагизма, от пылкой страсти до бесстрастной мудрости, от низкой зависти до творческих высот. К тридцати семи у него уже не было возраста и сегодня. У него нет возраста и сегодня. С ним юность нашего времени и седая поучительность веков.
2-й ведущий: как личность в высшей степени универсальная и гармоническая, он обладал всеми качествами поэта, человека и гражданина, которые нам сегодня особенно дороги: это пытливый творческий ум, свободолюбие, гуманизм, трудолюбие, высокое понятие чести, благородство, страсти и предельная искренность.
1-й ведущий: cегодня мы поговорим о том, как живет Пушкин в музыке.В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так же широко отразилось бы в музыке, как творчество Пушкина. Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий. Сюда входят оперы и романсы, симфонические произведения и музыкальные драмы, балеты и народные песни.“Пушкин – неисчерпаемый родник для русской музыки”, - писал А. Н. Серов. А замечательный русский композитор А. К. Лядов говорил: “О Пушкин, Пушкин! Вечный, лучезарный, свободный художник… Вот перед кем могу стоять на коленях!”Если роль творчества Пушкина так велика в развитии русской музыкальной культуры, то не менее интересно проследить, какое же значение имело музыкальное искусство в жизни и творчестве самого поэта.
2-й ведущий: cила воздействия музыки на Пушкина была очень велика. Часто, упоенный звуками, поэт произносил: “И замереть и умереть можно…”
С детских лет и до конца дней Пушкин сохранил любовь к народной музыке и песне. Вспоминая юношеские годы, поэт писал, обращаясь к няне:
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Звучит запись романса Яковлева “Зимний вечер”.
1-й ведущий: темы пушкинского творчества поистине неисчерпаемы. Каждое его стихотворение - это целостный художественный мир. И каждый композитор, который обращался к поэтическому миру пушкинского стиха слышал его по-своему. Среди первых пушкинских романсов есть удивительные по чуткости. Романс «Зимний вечер», который мы только что прослушали, был создан лицейским товарищем Пушкина Яковлевым. Этот романс- пример глубочайшего проникновения в сущность стиха.
2-й ведущий: творчество Пушкина вдохновляло многих блистательных композиторов. В их числе и С.В.Рахманинов (1873-1943), создавший 4 романса и 2 оперы по произведениям Пушкина. Часть этих произведений написана на Тамбовщине, в селе Ивановка, где композитор с 1890 по 1917 г.г. проводил почти каждую весну, лето а часто и осень. Дипломной работой С.В.Рахманинова при окончании консерватории в 1892 г. была опера "Алеко". В основу ее сюжета положена поэма Пушкина "Цыгане". Первым романсом на стихи Пушкина, созданным Рахманиновым, был "Не пой, красавица, при мне", над которым композитор работал летом 1893 г.
Чтец № 1- «Не пой, красавица, при мне»
1-й ведущий: это стихотворение было написано 12 июня 1828 г. Посвящено Анне Алексеевне Андро-Олениной, графине де Ланженрон, возлюбленной Пушкина в 1828-29 гг. К ней также обращены его стихотворения «Ты и вы», «Её глаза», «Я вас любил», многих строф «Онегина» и др.
Звучит романс «Не пой, красавица, при мне».
2-й ведущий: в 1904 г. Рахманинов завершил небольшую оперу "Скупой рыцарь" по одноименной трагедии Пушкина. Следующее обращение к творчеству великого поэта состоялось в июне 1912 г. На тамбовской земле, в селе Ивановка, были созданы романсы "Муза", "Буря", "Арион".
Надо отметить еще два нереализованных замысла Рахманинова по произведениям Пушкина: оперы "Борис Годунов" и "Полтава". Для "Бориса Годунова" были сочинены ариозо царя Бориса и монолог летописца Пимена, работа над "Полтавой" остановилась на нескольких черновых эскизах.
1-й ведущий: любовная лирика Александра Пушкина - это целый мир. Каждое его стихотворение как отдельная черта, штрих к идеальному образу идеальной женщины.
Зинаида Волконская - «царица муз и красоты»
Анна Керн - «гений чистой красоты»
Евдокия Голицина -«та, в которой верный ум и гений мы найдем»
И, наконец, Наталья Николаевна Гончарова - «чистейшей прелести чистейший образец»
2-й ведущий: наверное, каждый знает эти строки :
«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…»
Это стихотворение Александра Сергеевича необычайно гармонично и музыкально. Несмотря на внешнюю непритязательность и простоту, рифмы, использованные поэтом, создают легкий, гармоничный, невесомый характер, уже упомянутую музыкальность и даже романсовость. Это стихотворение- песня, даже нет, это- гимн любви нежной и чистой.
Чтец № 2 «Я помню чудное мгновенье»
1-й ведущий: посвящено Анне Петровне Керн (1800—1879) — племянница соседки Пушкина П. А. Осиповой. Гостила летом 1825 г. в Тригорском. О первой встрече с ней в Петербурге в 1819 г. Пушкин вспоминает в первой строфе. В день ее отъезда из Тригорского Пушкин передал ей эти стихи вместе с экземпляром первой главы «Евгения Онегина» (по утвержднию Керн, это была вторая глава): «Он пришел утром и на прощание принес мне экземпляр 2-й главы «Онегина», в неразрезанных листках, между которых я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами: «Я помню чудное мгновенье» и проч. и проч. Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове — не знаю»
2-й ведущий: романс «Я помню чудное мгновенье» написал великий русский композитор Михаил Глинка. И Пушкин, и Глинка были натурами страстными, легко увлекающимися, и это сказывалось в творениях их музы. В лирике поэта и в музыкальном творчестве композитора много родственного. В тяготении к светлым, возвышенным образам сказывается совпадение их мироощущения. «Глинка завершил процесс формирования русской музыки, точно так же, как Пушкин в литературе. Они похожи - Пушкин и Глинка. Та же уравновешенность, гармоничность любого высказывания, то же совершенно естественное и оригинальное сочетание европейской формы и русского содержания». Главный режиссер театра Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, Александр Титель.
Звучит романс «Я помню чудное мгновенье».
1-й ведущий: не только стихи А.С. Пушкина обращали на себя внимание русских музыкантов. П. И. Чайковский, восхищаясь непринужденностью, с какой Пушкин описывал жизнь своих героев в романе «Евгений Онегин», отметил, что поэту удалось запечатлеть не только черты своего века, но и основные свойства русского характера. Творческой мысли Чайковского оказались близки лирико-философская и лирико-бытовая темы произведений Пушкина. Он создает оперу «Евгений Онегин». Из письма Чайковского: «Какая бездна поэзии в «Онегине»! Я не заблуждаюсь, я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, простота сюжета, в соединении с гениальным текстом, заменяют с лихвой эти недостатки».
Звучит вступление из оперы «Евгений Онегин». На фоне музыки учащиеся читают последний диалог Онегина и Татьяны.
2-й ведущий: Музыка стихов Александра Сергеевича Пушкина, музыка его души вот уже почти 200 лет звучит для нас с неослабевающей силой. Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по-особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи. Сегодня мы с вами познакомились лишь с малой частью музыкального наследия Пушкина и великих композиторов. Но и этого достаточно для того, чтобы понять, насколько могучим был гений поэта, не теряющий своей силы спустя многие десятилетия.
Чтец № 7: в наш век всеобщей бездуховности, пошлости и жестокости человеческая душа ищет себе защиты, опоры, поддержки, и находит ее в поэзии Пушкина. Вот как пишет о Пушкине наш поэт-современник Анатолий Передреев:
Дни Пушкина.
Всё беззащитнее душа
В тисках расчётливого мира,
Что сотворил себе кумира
Из тёмной власти барыша.
Всё обнажённей его суть,
Его продажная основа,
Где стоит всё чего-нибудь,
Где ничего не стоит слово.
И всё дороже, всё слышней
В его бездушности преступной
Огромный мир души твоей,
Твой гордый голос неподкупный.
Звучи, божественный глагол,
В своём величье непреложный,
Сквозь океан ревущих волн
Всемирной пошлости безбожной…
Ты светлым гением своим
Возвысил душу человечью,
И мир идёт к тебе навстречу,
Духовной жаждою томим.
III. Заключительное слово учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1-й ведущий: сказать о Пушкине что-нибудь новое трудно, почти невозможно. О Пушкине писали Толстой и Достоевский, Гоголь и Горький, писали во всем мире, на всех языках. Пушкин живет в каждом из нас, он необходим нам, потому что не может быть детства без колыбельных, юности - без первой любви, нет зрелости без высоких свершений.
2-й ведущий: о Пушкине-поэте надо говорить торжественно, о Пушкине-человеке- доверительно. Нас всегда будет занимать чудо или тайна гения. Почему его слово, сказанное почти два века назад, пройдет через многие века, пережив многие поколения, пережив многие капризы вкусов и мод, и, наконец, устояв перед сменой общественных формаций, звучит и волнует так, как будто сказано сегодня? Его поэзия- это свет, в котором живут все цвета солнечного спектра. Достаточно свету попасть на душу, как она, подобно призме обнаруживает все цвета радуги.
1-й ведущий: он погиб в тридцать семь лет, успев поэтически исследовать все состояния человеческого духа- от великих надежд до великих разочарований, от беззаботной веселости до трагизма, от пылкой страсти до бесстрастной мудрости, от низкой зависти до творческих высот. К тридцати семи у него уже не было возраста и сегодня. У него нет возраста и сегодня. С ним юность нашего времени и седая поучительность веков.
2-й ведущий: как личность в высшей степени универсальная и гармоническая, он обладал всеми качествами поэта, человека и гражданина, которые нам сегодня особенно дороги: это пытливый творческий ум, свободолюбие, гуманизм, трудолюбие, высокое понятие чести, благородство, страсти и предельная искренность.
1-й ведущий: cегодня мы поговорим о том, как живет Пушкин в музыке.В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так же широко отразилось бы в музыке, как творчество Пушкина. Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий. Сюда входят оперы и романсы, симфонические произведения и музыкальные драмы, балеты и народные песни.“Пушкин – неисчерпаемый родник для русской музыки”, - писал А. Н. Серов. А замечательный русский композитор А. К. Лядов говорил: “О Пушкин, Пушкин! Вечный, лучезарный, свободный художник… Вот перед кем могу стоять на коленях!”Если роль творчества Пушкина так велика в развитии русской музыкальной культуры, то не менее интересно проследить, какое же значение имело музыкальное искусство в жизни и творчестве самого поэта.
2-й ведущий: cила воздействия музыки на Пушкина была очень велика. Часто, упоенный звуками, поэт произносил: “И замереть и умереть можно…”
С детских лет и до конца дней Пушкин сохранил любовь к народной музыке и песне. Вспоминая юношеские годы, поэт писал, обращаясь к няне:
Ты, детскую качая колыбель, Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила.
Звучит запись романса Яковлева “Зимний вечер”.
1-й ведущий: темы пушкинского творчества поистине неисчерпаемы. Каждое его стихотворение - это целостный художественный мир. И каждый композитор, который обращался к поэтическому миру пушкинского стиха слышал его по-своему. Среди первых пушкинских романсов есть удивительные по чуткости. Романс «Зимний вечер», который мы только что прослушали, был создан лицейским товарищем Пушкина Яковлевым. Этот романс- пример глубочайшего проникновения в сущность стиха.
2-й ведущий: творчество Пушкина вдохновляло многих блистательных композиторов. В их числе и С.В.Рахманинов (1873-1943), создавший 4 романса и 2 оперы по произведениям Пушкина. Часть этих произведений написана на Тамбовщине, в селе Ивановка, где композитор с 1890 по 1917 г.г. проводил почти каждую весну, лето а часто и осень. Дипломной работой С.В.Рахманинова при окончании консерватории в 1892 г. была опера "Алеко". В основу ее сюжета положена поэма Пушкина "Цыгане". Первым романсом на стихи Пушкина, созданным Рахманиновым, был "Не пой, красавица, при мне", над которым композитор работал летом 1893 г.
Чтец № 1- «Не пой, красавица, при мне»
1-й ведущий: это стихотворение было написано 12 июня 1828 г. Посвящено Анне Алексеевне Андро-Олениной, графине де Ланженрон, возлюбленной Пушкина в 1828-29 гг. К ней также обращены его стихотворения «Ты и вы», «Её глаза», «Я вас любил», многих строф «Онегина» и др.
Звучит романс «Не пой, красавица, при мне».
2-й ведущий: в 1904 г. Рахманинов завершил небольшую оперу "Скупой рыцарь" по одноименной трагедии Пушкина. Следующее обращение к творчеству великого поэта состоялось в июне 1912 г. На тамбовской земле, в селе Ивановка, были созданы романсы "Муза", "Буря", "Арион".
Надо отметить еще два нереализованных замысла Рахманинова по произведениям Пушкина: оперы "Борис Годунов" и "Полтава". Для "Бориса Годунова" были сочинены ариозо царя Бориса и монолог летописца Пимена, работа над "Полтавой" остановилась на нескольких черновых эскизах.
1-й ведущий: любовная лирика Александра Пушкина - это целый мир. Каждое его стихотворение как отдельная черта, штрих к идеальному образу идеальной женщины.
Зинаида Волконская - «царица муз и красоты»
Анна Керн - «гений чистой красоты»
Евдокия Голицина -«та, в которой верный ум и гений мы найдем»
И, наконец, Наталья Николаевна Гончарова - «чистейшей прелести чистейший образец»
2-й ведущий: наверное, каждый знает эти строки :
«Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты…»
Это стихотворение Александра Сергеевича необычайно гармонично и музыкально. Несмотря на внешнюю непритязательность и простоту, рифмы, использованные поэтом, создают легкий, гармоничный, невесомый характер, уже упомянутую музыкальность и даже романсовость. Это стихотворение- песня, даже нет, это- гимн любви нежной и чистой.
Чтец № 2 «Я помню чудное мгновенье»
1-й ведущий: посвящено Анне Петровне Керн (1800—1879) — племянница соседки Пушкина П. А. Осиповой. Гостила летом 1825 г. в Тригорском. О первой встрече с ней в Петербурге в 1819 г. Пушкин вспоминает в первой строфе. В день ее отъезда из Тригорского Пушкин передал ей эти стихи вместе с экземпляром первой главы «Евгения Онегина» (по утвержднию Керн, это была вторая глава): «Он пришел утром и на прощание принес мне экземпляр 2-й главы «Онегина», в неразрезанных листках, между которых я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами: «Я помню чудное мгновенье» и проч. и проч. Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове — не знаю»
2-й ведущий: романс «Я помню чудное мгновенье» написал великий русский композитор Михаил Глинка. И Пушкин, и Глинка были натурами страстными, легко увлекающимися, и это сказывалось в творениях их музы. В лирике поэта и в музыкальном творчестве композитора много родственного. В тяготении к светлым, возвышенным образам сказывается совпадение их мироощущения. «Глинка завершил процесс формирования русской музыки, точно так же, как Пушкин в литературе. Они похожи - Пушкин и Глинка. Та же уравновешенность, гармоничность любого высказывания, то же совершенно естественное и оригинальное сочетание европейской формы и русского содержания». Главный режиссер театра Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, Александр Титель.
Звучит романс «Я помню чудное мгновенье».
1-й ведущий: не только стихи А.С. Пушкина обращали на себя внимание русских музыкантов. П. И. Чайковский, восхищаясь непринужденностью, с какой Пушкин описывал жизнь своих героев в романе «Евгений Онегин», отметил, что поэту удалось запечатлеть не только черты своего века, но и основные свойства русского характера. Творческой мысли Чайковского оказались близки лирико-философская и лирико-бытовая темы произведений Пушкина. Он создает оперу «Евгений Онегин». Из письма Чайковского: «Какая бездна поэзии в «Онегине»! Я не заблуждаюсь, я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, простота сюжета, в соединении с гениальным текстом, заменяют с лихвой эти недостатки».
Звучит вступление из оперы «Евгений Онегин». На фоне музыки учащиеся читают последний диалог Онегина и Татьяны.
1-й ведущий: а позже, в невероятно короткий срок (в эскизах - за 22 дня, а полностью, с партитурой и клавиром - за 4 месяца десять дней) Чайковский создает «Пиковую даму», оперу, которая с особой силой выразила существенные черты сложной эпохи, с ее противоречиями и трагическим пафосом. Из письма Чайковского: «Я писал ее с небывалой горячностью и увлечением, живо перестрадал и перечувствовал все происходящее в ней (даже до того, что одно время боялся появления призрака «Пиковой дамы») и, надеюсь, что все мои авторские , волнения и увлечения отзовутся в сердцах отзывчивых слушателей».
2-й ведущий: однако не только любовная лирика Пушкина вдохновляла композиторов на написание романсов. Стихотворение «Предчувствие» носит совсем иной характер, нежели предыдущие стихотворения, заслушанные нами.
Чтец № 3 «Предчувствие» .
Звучит вальс «Метель» Георгия Свиридова, на фоне музыки следующие слова:
1-й ведущий:«Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу».
Звучит романс «Предчувствие».
2-й ведущий: романс «Предчувствие» был написан Георгием Свиридовым, автором знаменитого вальса из кинофильма «Метель» 1964 года, снятого по мотивам одноименной повести Пушкина.
Звучит романс «Предчувствие».
1-й ведущий: но вернемся к лирике Пушкина. Еще одно прекрасное стихотворение о любви – «Я Вас любил». «Я вас любил» — еще одно посвящение Анне Алексеевне Андро-Олениной , графине де Ланженрон, возлюбленной Пушкина в 1828-29 гг.
Чтец № 4 «Я Вас любил» (Саинов Фархад)
2-й ведущий: лирический герой этого стихотворения- человек благородный, самоотверженный, готовый оставить любимую женщину, если она того пожелает. Поэтому стихотворение пронизано чувством огромной любви в прошлом и сдержанным, бережным отношением к возлюбленной в настоящем.
Романс « Я Вас любил».
1-й ведущий: следующие два стихотворения Пушкина, которые мы заслушаем, посвящены Воронцовой Елизавете Ксаверьевне. Среди биографов поэта нет единого мнения о том, какую роль сыграла Воронцова в судьбе поэта. Считается, что именно Воронцовой посвятил Пушкин такие стихи как «Сожжённое письмо», «Ненастный день потух…», «Желание славы», «Талисман», «Храни меня, мой талисман…». По числу исполненных с Воронцовой портретных рисунков рукою Пушкина её образ превосходит все остальные. Биограф поэта — П. И. Бертенев, знавший Воронцову лично, писал, что она сохранила до старости тёплые воспоминания о Пушкине и ежедневно читала его сочинения. С ним соединялись для неё воспоминания молодости. Вот отрывок из письма Пушкина к Воронцовой. «Графиня, вот несколько сцен из трагедии, которую я имел намерение написать. Я хотел положить к вашим ногам что-либо менее несовершенное; к несчастью, я уже распорядился всеми моими рукописями, но предпочел провиниться перед публикой, чем ослушаться ваших приказаний. Осмелюсь ли, графиня, сказать вам о том мгновении счастья, которое я испытал, получив ваше письмо, при одной мысли, что вы не совсем забыли самого преданного из ваших рабов? Остаюсь с уважением, графиня, вашим нижайшим и покорнейшим слугой. Александр Пушкин.»
Чтец № 5 «Храни меня, мой талисман»
2-й ведущий: стихотворение « Храни меня , мой талисман », написанное в 1825 году, относится к Михайловскому периоду(1824 - 1826г.г.). Именно в это время, по мнению критиков, гений поэта «достигает своей зрелости». «Я могу творить », - признается Пушкин . И уже после ссылки, оказавшейся для него тяжелым испытанием (одиночество, отдаленность от цивилизации, постоянная слежка) Александр Сергеевич говорит: «Поэзия спасла меня, и я воскрес душой». При жизни автора это стихотворение не было опубликовано (поэт считал его слишком личным). А посвящено оно было Е.К. Воронцовой, его возлюбленной, которая перед отъездом в Михайловское подарила Пушкину кольцо - талисман, и с ним он никогда не расставался.
Романс «Храни меня, мой талисман» . Музыка А.Якунина-Сугробова.
1-й ведущий: Следующее стихотворение Пушкина, посвященное Воронцовой, называется «Сожженное письмо».
Чтец № 6 «Сожженное письмо»
2-й ведущий: Стихотворение «Сожженное письмо» было написано в 1825 году, в период ссылки Пушкина в село Михайловское. Создание стихотворения навеяно отношениями А.С. Пушкина с Е.К. Воронцовой, любовь к которой поэт хранил всю свою жизнь. Известен тот факт, что в начале октября 1824 года Пушкин получил от Воронцовой письмо, которое, чтобы не компрометировать любимую, должен был сжечь. А через несколько месяцев поэт создает стихотворение «Сожженное письмо».
1-й ведущий: Автор романса «Сожженное письмо» - Цезарь Антонович Кюи, — русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки» и Беляевского кружка, профессор фортификации, инженер-генерал. Творческое наследие композитора довольно обширно: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклифф» (по Генриху Гейне, 1869), «Анджело» (на сюжет Виктора Гюго, 1875), «Сарацин» (по сюжету Александра Дюма-отца, 1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано, скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли, романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А. Н. Майкова) и др.
Романс «Сожженное письмо».
2-й ведущий: Музыка стихов Александра Сергеевича Пушкина, музыка его души вот уже почти 200 лет звучит для нас с неослабевающей силой. Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по-особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи. Сегодня мы с вами познакомились лишь с малой частью музыкального наследия Пушкина и великих композиторов. Но и этого достаточно для того, чтобы понять, насколько могучим был гений поэта, не теряющий своей силы спустя многие десятилетия.
Чтец № 7: в наш век всеобщей бездуховности, пошлости и жестокости человеческая душа ищет себе защиты, опоры, поддержки, и находит ее в поэзии Пушкина. Вот как пишет о Пушкине наш поэт-современник Анатолий Передреев:
Дни Пушкина.
Всё беззащитнее душа В тисках расчётливого мира, Что сотворил себе кумира Из тёмной власти барыша.
Всё обнажённей его суть, Его продажная основа, Где стоит всё чего-нибудь, Где ничего не стоит слово.
И всё дороже, всё слышней В его бездушности преступной Огромный мир души твоей, Твой гордый голос неподкупный.
Звучи, божественный глагол, В своём величье непреложный, Сквозь океан ревущих волн Всемирной пошлости безбожной…
Ты светлым гением своим Возвысил душу человечью, И мир идёт к тебе навстречу, Духовной жаждою томим.