Просмотр содержимого документа
«Творческие формы работы на хоровых занятиях в ДШИ»
Творческие формы работы на хоровых занятиях в ДШИ
Опыт многочисленных педагогов, психологов показал, что среди разнообразных форм, методов, приемов воспитания и обучения, одним из наиболее эффективных способов воспитания и социализации личности является привлечение детей к активному участию в творческой деятельности. Чтобы учащимся младшего хора было интересно работать на занятии, нужно выбирать различные формы и приёмы организации занятий, использовать занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают познавательный интерес, а значит, и воспитывают интерес к музыке. Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. Детям младшего возраста трудно понять приказы, запреты, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, которая требует от них сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение. Игра в целом – естественное состояние души ребенка. Главной особенностью игры является ее активный творческий характер. Через игру, воображение, творческие поиски дети обучаются сложным понятиям и навыкам. В игре всегда сочетается повторение и неожиданность. Обучающая игра должна вести через легкие и равномерные этапы вопросов и ответов, обострять интерес и мотивацию ребенка. Говоря о всех достоинствах игры, мне хотелось бы сказать, что игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учебе. Также нужно отметить, что едва ли не главную роль в обучении детей младшего возраста играет разнообразие.
Поэтому при планировке занятий учитывается следующее: а) Быстрая смена заданий. Любой вид работы не должен требовать слишком большого времени – от одной до 5 минут. б) После заданий требующих умственного напряжения, предусматривается переключение на другие, более лёгкие.
в) Поддерживать необходимый ритм урока, направленный на то, чтобы поддерживать активность восприятия детей.
Игры на выработку правильного дыхания:
« Не задуй свечку»- дети ставят руки на пояс, берут спокойное дыхание, не поднимая плечи, потихоньку выдыхают беззвучно воздух как можно дольше и экономно так, чтобы свеча не затухла, мысленно представляя, что она горит перед ними.
2) «Задержка дыхания» - про себя медленно считать до 5 делая вдох, на этот же счет делается задержка, и на этот счет медленный выдох. Упражнение повторяется несколько раз, увеличивая счет.
3) «Насос» - ноги на ширине плеч, руки взяты в «замок». Делается глубокий вдох, руками выполняются резкие движения вниз и в это время воздух выдыхается порциями, на звук «с».
4) «Вдохни запах цветка» - Представить букет цветов, сделать спокойный вдох носом, вспомнить приятный аромат. Небольшая задержка. Выдох.
Игры - распевания:
«Ворон» (Сидит ворон на дубу, у-у-У - у-у-У
Он играет во трубу, у-у-У –у-у-У
Труба точеная, позолоченная, у-у- У-у-у-У).
Фраза поётся на одном звуке: не выше и не ниже, а ровно (показ рукой); следующую фразу исполняем на полтона выше и т. д. Работая над этим упражнением, дети осваивают навык в произношении гласной «У» (первые две гласные поём отрывисто, а третью протяжно). Помогает образная сторона песенки: ворон играет на трубе, значит, и рот должен быть раскрыт, и губы вытянуты дудочкой.
2) «Эхо» развивает слух и ритм. Цель этого упражнения в том, чтобы научить детей с голоса чисто петь мелодию.
Игры - распевки - скороговорки (работа над дикцией):
Баран Буян залез в бурьян.
Шесть мышат в камыше шуршат.
От топота копыт пыль по полю летит.
Физкультурные паузы, которые могут включать не только набор простых физических упражнений, но и:
упражнения на расслабление или укрепление игрового аппарата,
прохлопывание ритмического рисунка,
ходьбу под музыку.
Данную форму рекомендуется применять в работе с учащимися младших классов при появлении первых признаков утомления.
Ее внедрение в образовательный процесс в результате позволяет:
повысить работоспособность,
добиться регуляции мышечной и умственной деятельности,
высвободить игровой аппарат.
Сочинение историй, использование стихотворений, распевок, сказок - применять эту форму игрового метода рекомендуется как в младших, так и в старших классах. Подбор сюжета всегда осуществляется с учетом возраста и индивидуальных особенностей каждого ученика.
Данная форма игрового метода:
-помогает решать конкретные учебные задачи:
-освоения теоретического материала,
-развития музыкальных навыков (чувства ритма, слуха)
-формирования образного мышления,
-способствует раскрепощению учащихся,
-активизирует их познавательные способности,
-создает условия для самовыражения и творческой инициативы,
-помогает преодолевать внутренние комплексы.
Благодаря использованию игры в процессе обучения становится возможным создать комфортные условия для каждого ученика с учётом его возможностей и наклонностей. Указанные формы реализации игрового метода создают благоприятную эмоциональную среду, положительно мотивируют к обучению.
Уже с первого класса у ребёнка проявляется интерес к предмету, нарабатываются навыки освоения дисциплины, постепенно развивается психологическая устойчивость к публичным выступлениям, складываются доверительные отношения между учеником и учителем.
Список источников:
В. Г. Соколов Работа с хором – М., 1967г.
Г. П. Стулов Теория и практика работы с детским хором. – М., 2002г.
В.Л. Живов Хоровое исполнительство. Теория Методика Практика. – М., 2003г.
М. С. Осеннева, В. А. Самарин, Л. И. Уколова. Методика работы с детским вокальным коллективом – М., 1999г.
В. Г. Соколов – редактор. Работа с детским хором – М., 1981г.