Оборудование: художественное слово-загадка, шапочки – клоунов, кубик – настроения, музыкальные инструменты-бубен, ложки деревянные, музыкальный треугольник, колокольчик, маракас.
I. Ситуация успеха».
Дети входят в зал.
Педагог предлагает спеть приветствие «Здравствуйте».
Звучит фонограмма цирковой музыки.
Ребята, а вы знаете эту музыку? Где вы ее слышали?(ответ детей)
А вы хотите там побывать? (ответ детей)
«Это сказочный сверкающий шатер.
В цирке очень интересно!
Всюду празднично, светло!
И так, представление начнем?»
II. «Ситуация поиска»
1.Музыкально-ритмические движения.
Упражнение «Лошадки».
Цель: Добиваться четкого исполнения шага с высоким подниманием ноги в спокойной ходьбе и беге.
- Итак, мы на арене цирка!
Сейчас я предлагаю вам представить себя в образе цирковых лошадок.
Лошадки идут, высоко поднимая колени, легкое касание носочком ноги пола при этом не забываем про осанку, руки на поясе, голова приподнята, одновременно мы с
вами поцокаем, как лошадки.
(ходьба с высоким подниманием колен, касание ноги пола и резкое поднимание
вверх )
Вывод: Наши лошадки были грациозными, «копытца» звучали в такт музыки.
2. Артикуляционная гимнастика: «Лошадка»
Цель: научить ребенка правильным движениям органов артикуляционного
аппарата.
А сейчас я предлагаю вам поработать язычком, как лошадка – «цокает».
Вывод:повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков,
улучшается музыкальная память, внимание.
3. Слушание. «Клоуны» Д. Кабалевский
Цель: Вызывать эмоциональный отклик на яркую, озорную музыку.
Оборудование: шапки клоунов.
Беседа по итогам прослушивания
-А сейчас мы сядем на пол и немного отдохнем, а пока будем отдыхать, будет звучать музыку. Слушают. Звучит «Клоуны» Д. Кабалевского
- Кто скажет, какое произведение сейчас прозвучало? Кто написал это произведение?
- Какой характер у этой пьесы? (ответ детей)
4. Дидактическая игра на развитие танцевального творчества: «Клоуны»
Цель: Импровизировать движения под музыку, подражая музыкальным образам клоунов.
А сейчас я, ребята, предлагаю одному из вас перевоплотиться в клоунов.
(Участники надеваю шапки клоунов)
Итак, на арене выступают клоуны – встречайте!!!
(Дети имитируют выступление клоунов)
- Ребята, скажите, какой из клоунов вам больше всего понравился, почему?
Вывод: Какими были наши клоуны? (веселыми, озорными, шаловливыми)
Дети самостоятельнопридумывали каждый свой танец, используя
знакомые движения, соответствующие характеру музыки.
4. Пение.
Упражнение на дыхание: «Две собачки»
Цель: Продолжать развивать певческое дыхание и звукообразующий аппарат.
- В цирке представления меняются один за другим, и вот мы видим выступление цирковых собачек, большая и маленькая. Они так красиво выступали, бегали, прыгали. После выступления под бурные аплодисменты они покидают арену. Как вы думаете, как будет дышать большая собака, а как маленькая? (дети показывают)
Вывод: И так мы подготовили наши органы дыхания.
Распевка: «Ехали медведи на велосипеде»
Цель: Передавать различные настроения с помощью мимики.
Оборудование: куб настроения.
- После дрессированных собачек, на арене цирка появляются медведи на велосипедах, а за ними кот задом наперед. А вот с каким настроением будут выступать эти артисты, мы узнаем?
Вывод: мы смогли показать разное настроение наших героев.
Знакомство с песней «В гости приехал, дедушка Мороз»
Цель: Учить воспринимать радостный, веселый характер песни.
- Следующего участника нашего циркового выступления вы угадаете, отгадав
загадку.
Загадка о Дедушке Морозе:
«Что случилось утром рано?
Вся в снегу лежит поляна.
Кто укрыл деревья сада белой пеной снегопада?
Шел волшебник на рассвете, угадайте, кто он, дети?» (Дед Мороз)
- В цирке ведь тоже готовятся к встрече Нового года, к приходу Деда мороза.
Вот и мы с вами будем сегодня знакомиться с новой песней, которая называется «В гости приехал дедушка Мороз».
( музыкальный руководитель исполняет песню)
- Беседа по содержанию: какой у песни характер, о чем поется в песенке.
Дать понятие «вступление», «куплет», «припев».
Пение: Проговаривать четко слова, отработка артикуляции звуков и отдельных словах.
Вывод: Проанализировали песню по характеру и содержанию.
5. Игра на музыкальных инструмента: «Инструменты в руки взяли »
Цель: Учить, ритмично играть на музыкальных инструментах в ансамбле.
-Все выступления в цирке сопровождаются музыкой, оркестром. Что такое оркестр? А как называются инструменты, которые вы видите на экране. Ребята, эти же инструменты есть и у нас. И вот сейчас мы с вами создадим свой оркестр. Возьмите каждый себе инструмент,
Занимайте свои места.
В нашей игре вы – музыканты, а мне какую роль отведете? (Дирижер)
Дети выбирают инструменты, объединяются для оркестра.
Я назначен дирижером. Весь оркестр в руках держу! За моей рукой следите, Все, что надо, покажу! Без меня не начинайте! Палочкой взмахну – вступайте!
Вывод: Вы внимательно слушали музыка, следили за рукой.
Оркестр играл слаженно.
6. Игра «Веселый бубен»
Цель: Проявить творческие способности в процессе передачи образов – артистов цирка.
-Как ни грустно, но каждая встреча с цирком подходит к концу. Вспомните самые интересные эпизоды выступлений артистов, когда мы с вами будем играть в игру «Веселый бубен», то на ком остановится бубен – тот и будет показывать движения понравившегося артиста. Давайте вспомним, кто у нас выступал.
(ответы детей)
Вывод: Вы проявили творческое воображение и фантазию.
III.Рефлексия:
«Шатер настроения»
Цель: самоанализ работы детей, выводы об усвоении знаний и навыков.
- А теперь посмотрите, здесь у меня цирковой шатер, давайте в этом шатре поселим клоунов, но они все будут разными, у каждого свой образ. Я вам предлагаю выбрать
свой образ по итогам нашего занятия. Выбирайте и размещайте своих клоунов в цирковом шатре.
Вывод: Давайте посмотрим, каких клоунов получилось больше (ответ детей).
- У вас у всех доброе отзывчивое сердце, давайте частицу своей доброты, хорошего