Задачи.
1. расширить представление детей о цирковом искусстве на Дону, о профессии артистов цирка;
2. Обогащать и расширять знания детей о профессиях людей, выступающих в цирке, предоставить им возможность почувствовать значимость каждой профессии.
3. Продолжать обогащать и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о цирке, развивать их речь.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийная презентация
У каждого ученика набор смайликов (приложение)
Ход урока:
1. Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.
- Давайте проверим, все ли готово у вас к уроку?
2. Постановка темы урока
- Отгадайте ребус и вы узнаете тему сегодняшнего урока
, ,
Так о чем пойдет речь на уроке?
Любите ли вы цирк? Почему?
Давайте закроем глаза и перенесемся на арену цирка.
Есть страна на белом свете,
Где сильны все и отважны.
Звери взрослые и дети –
Ловок там и весел каждый.
Обезьяны, попугаи, тигры,
Львы, слоны, медведи
Здесь танцуют и играют,
Ездят на велосипеде.
Посмотрите-ка: гимнасты,
Силачи и акробаты
Ловко ходят по канату, -
Тут артист и клоун каждый.
- Как называется эта страна?
Дети: Цирк! (слайд 1)
Песня Шаинского «Цирк, цирк, цирк»
Учитель:
Кто знает , что такое цирк?
Под веселый звон колокольчика лихо выезжает на манеж тройка запряженных собачек Начинается представление четвероногих артистов. Собаки , кошки ,лошади, обезьяны, кто только не выступает на сцене…
А за тем, на цирковой манеж выходят акробаты,ж онглеры, канатаходцы, иллюзионисты. В огромном зале нет равнодушных, и актеров награждают аплодисментами.
Учитель:
Цирк- это вид искусства, который включает себя жанры конной езды, клоунады, гимнастики, акробатики, дрессировки животных, иллюзионизма.
Где все эти артисты показывают свое мастерство?
?Есть разные виды цирков, это цирк – шапито – передвижной цирк, с шатром.
(Показ картинки - Цирк шапито.)
? Первые цирковые представления появились, очень давно, 200 лет назад, в городе Лондоне.
? Вот наша сцена, называется она -…
Дети: Арена.
(Показ картинки - Арена.)
?Какой она формы?
Дети:
? Цирковая арена имеет круглую форму, чтобы зрителям было удобнее смотреть за выступлениями артистов и животных.
? А как по-другому можно назвать цирковую арену? (манеж)
– Что необходимо, чтобы создать цирк?
Из истории циркового искусства на Дону.
(Заранее подготовленные ученики рассказывают историю образования цирка на Дону.)
Дети:
Первый цирк в Ростове на Дону был организован в 1880-е годы, и принадлежал братьям Гайробетовым. Цирк располагался в деревянном здании. В дальнейшем в Ростове-на-Дону существовали цирки М. Первиля, Ж. и Р. Труции, А. Сура, М.Злобина, К. Буля.
Новый советский цирк был построен в 1920гг. Первый сезон представлений собрал полные залы- на гастролях в ростовском цирке бил знаменитый Эмиль Кио, Юрий Дуров, который покорил зрителей чудесами своей дрессуры. А дальше на арене цирка выступали такие известные артистыкак дрессировщица Маргарита Назарова, клоун Карандаш, Олег Попов, Братья Запашные, Юрий Никулин и др.
С 1937г. При цирке был создан конный ансамбль « Донские казаки».В Ростове-на-Дону родились и начали творческую деятельность мастера цирка Е.Милаев, В. Сысоев, А. Артемьев.
Учитель: – Сегодня нас ждет необыкновенное представление. Какое?
– Правильно, цирковое. А вы хотите в нем участвовать? Давайте поговорим о цирке.
1.Загадка: Рот до ушей,
Смешит малышей.
Нос нарисован – Кто это?
Дети: – Клоун
(Показ картинки с изображением клоуна.)
«Клоуны, клоуны – весёлый народ,
В коробочки насыпали оранжевый горох».
2.(Показ картинки с изображением воздушных гимнастов.)
– Ребята, а этих артистов вы узнали? Правильно, это воздушные гимнасты.
Учитель:
– Они настоящие спортсмены, исполняющие различные упражнения на большой высоте под куполом цирка.
– Какие они?
Дети:
– Они гибкие, пластичные, смелые люди.
3. Загадка: – Я у всех на виду
Смело, без заминки
По канату пройду,
Словно по тропинке!
Дети: – канатоходец
(Показ картинки с изображением канатоходцев.)
– Что вы можете сказать о них?
Ответы детей:
– Люди этой профессии самые смелые, решительные. Они ходят по канату, натянутому в воздухе, над ареной цирка. В руках они держат шест, который помогает им удержать равновесие. Чтобы быть уверенными и смелыми, канатоходцам надо много тренироваться.
4.– Есть еще цирковые артисты, которые называются эквилибристы. Эквилибр – номер, основанный на умении артистов сохранять равновесие. Например, канатоходцы – тоже эквилибристы.
(Показ картинки с изображением эквилибриста.)
5. Загадка:
Палочкой помашет - хищники запляшут
Нахмурил лицо - лев прыгнул в кольцо. Он что, регулировщик? Нет, это: Дети: – дрессировщик.
(Показ картинки с изображением дрессировщика.)
– Дрессировщики – артисты, которые настойчиво и терпеливо обучают животных выполнять различные упражнения;
6.Загадка:
В моих руках любой предмет
Как будто заколдован.
Вот шарик есть, а вот уж нет!
Вот появился снова! То там, то здесь, То нет, то есть!
И вот уж шариков не счесть! Смотри, пропали!
Где ж их взять?! И очень даже странно, Что достаю я их опять...Из твоего кармана!
(Показ картинки с изображением иллюзиониста.)
Дети: – Фокусник.
Педагог:
– Фокусники, иллюзионисты – артисты, которые показывают фокусы;
7.Загадка:
Удивляются вокруг:
Как ему хватает рук?
Всем известный гастролер,
Ловкий, сильный, он -
Дети: Жонглер
(Показ картинки с изображением жонглера.)
Жонглеры – артисты, которые ловко подбрасывают и ловят несколько предметов, например шары, кольца; булавы.
Разгадав кроссворд мы с вами узнаем имя выдающегося артиста цирка и нашего земляка.
1. Этот ёжик весь в колючках,
Но поверьте, он не злючка.
Просто вырос в десять раз
И зовётся ...(дикобраз)
2. Так его комичен вид –
Даже плаксу рассмешит!
На арене выступает,
Скуку быстро разгоняет.
(Клоун.)
3. У поэта брат – Степашка,
Он весь год учил букашку
Прыгать из стакана в ковшик.
Степа - юный ... (дрессировщик)
4. Вижу горку -
На подпорках.
Хвост и хобот
С двух сторон.
В зоопарке эта горка
Распугала всех ворон.
(Слон)
5. Косолапый и мохнатый,
Греет он в берлоге лапы.
Летом любит погулять
И зверушек охранять.
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь).
Кроссворд на доске.
д и к о б р а з
к л о у н
д р е с с и р о в щ и к
с л о н
м е д в е д ь
Учитель:
Прочитайте ключевое слово.
Это Анатолий Анатольевич Дуров.
(Заранее подготовленные ребята читают сообщения)
Дети:
Анатолий Анатольевич Дуров- выдающийся артист цирка, дрессировщик. И все в России знают его знаменитый цирк в Москве. Но мало кто знает, что сам Дуров всю жизнь гастролировал по стране и проживал в Таганроге.Его отец выступал в балагане(так раньше называли передвижной цирк).Был первым цирковым артистом, который сатирические номера обычно соединял с показом дрессированных животных.
Когда умер отец Дурова он решил выступать с гастролями за границей. Он создал неповторимый « Театр зверей». В августе 1926г. Он приезжает со своим цирком в Таганрог. Город его очаровывает и он остается там на постоянное место жительства. В доме где жил Дуров расположен музей.
Экспозиции музея рассказывают о творческом пути, методах дрессуры, о многочисленных гастролях.
Проверка Домашнего задания. (ребятам было дано задание приготовить по группам стенгазеты на данную тему.)Защита своих работ.
Итог мероприятия.
– Я вижу, вы довольны! Скажите, вам понравилось?
– Ребята, кто из артистов цирка вам больше всего запомнился? Хотели бы вы выступать в настоящем цирке на настоящей арене?
Вот пришло нам время расставаться,
Представление будем завершать.
Только просим вас не огорчаться.
Цирк всегда вас будет в гости ждать.