kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Три чуда»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить детей с оперой Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»; сформировать у учащихся понимание регистра; вызвать интерес к классической музыке; побуждать детей к адекватной самооценке своей деятельности на уроке.

Метапредметные:

Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, проводить самооценку и самоанализ, понимать учебную задачу урока (РУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (ПУД).  Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока, развивать творческое начало в размышлениях о музыке, развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать; развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством, развивать внимание, память, воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей (ЛУД). Умение слушать и понимать речь других; умение работать в группах; умение высказывать свои мысли в устной форме (КУД).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Три чуда» »



Технологическая карта

Автор: Абашева Ольга. 3.341 гр.

Предмет: музыка

Класс: 4 «б» класс, гимназия №8

Система: УМК «Cистема Занкова»

Тема: «Три чуда»

Планируемые результаты

Предметные: Познакомить детей с оперой Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»; сформировать у учащихся понимание регистра; вызвать интерес к классической музыке; побуждать детей к адекватной самооценке своей деятельности на уроке.

Метапредметные:

Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, проводить самооценку и самоанализ, понимать учебную задачу урока (РУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (ПУД). Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока, развивать творческое начало в размышлениях о музыке, развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать; развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством, развивать внимание, память, воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей (ЛУД). Умение слушать и понимать речь других; умение работать в группах; умение высказывать свои мысли в устной форме (КУД).

Основные понятия

Опера, музыкальная живопись, регистр, тембр, оркестровка.

Межпредметные связи

ИЗО, литература.

Оборудование

компьютер, мультимедиа, экран, звукозаписи музыки, презентация, видео-фрагмент из оперы, карточка с инструментами, картина Врубеля «Царевна-лебедь»;

Музыкальный материал

Н. А. Римский – Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» (фрагменты)

Ресурсы

Учебник «Музыка», 4 класс. (Критская).

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.


Оформление доски: Тема урока «Три чуда», портреты Н. А. Римского - Корсакова, иллюстрации из сказки, основные понятия: Опера, музыкальная живопись, регистр, тембр, оркестровка; «прилагательные-подсказки» из словаря эмоциональных определений Ражникова.

.



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты, УУД

1.Орг.момент

(1 мин)

- Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр.

Разминка “Хорошее настроение” – Прежде чем начать урок, проведем небольшую, которая называется “Хорошее настроение!”: приготовьте ладошки и трите их друг об друга, мысленно образуя клубочек, а теперь сильно стряхните его и представьте, что клубочек укатился, а вместе с ним “укатились”, ушли все наши неприятности, отрицательные эмоции, переживания. А теперь улыбнулись друг другу и с хорошим настроением начинаем урок! Похвалить детей!

Повторяют за учителем, настраиваются на урок.

Умение слушать и понимать речь других (КУД)

2.Сообщение новой темы. Актуализация знаний

(1 мин.)

– Как я уже сказала, мы сегодня отправимся в путешествие. Вы уже, наверное, догадались по афише, что мы будем смотреть и слушать «Сказку о царе Салтане». И познакомимся с музыкальной живописью этой сказки.

За основу были взяты подлинные народные персидские, арабские, турецкие мелодии, но написаны были русскими композиторами. (Васильев Иван)

Формулируют тему урока.

Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, понимать учебную задачу урока (РУД).

3.Работа над новым материалом (7 мин.)


- Ребята, а может быть вы знаете - кто сочинил «Сказку о царе Салтане»?

(слайд №2)

- Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Молодцы! Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров?

- Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался - как зовут композитора?

(слайд №3)

- Правильно ребята. «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.

(слайд №4)

« В синем небе звезды блещут

В синем море волны хлещут…»

Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы « Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.

Работают над новой темой

- А. С. Пушкин.

- Волшебством

- Римский – Корсаков.

Умение слушать и понимать речь других (КУД)

4.Прослушивание начала оперы «Сказка о царе Салтане»

(4 мин)

- Звучит фанфарный призыв, приглашая слушателей удвоить свое внимание. Фанфары начинают каждую картину оперы.

(слайд №5)

Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов.

Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки?

Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление ко 2 картине 4 действия оперы « Сказка о царе Салтане» и вслушайтесь в музыкальную живопись.

Слушание.


 Слушают оперу.

- Со вступления

Развивать способность вслушиваться в характер музыки развивать внимание, память, воспитывать, слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей (ЛУД).

5.Анализ прослушанного

(5 мин)

- Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?

- А каким образом?

(слайд № 6)

- Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов. И все инструменты звучали в разных регистрах.



Анализируют прослушанное.

- Помогла

- Звучали разные инструменты.


Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (ПУД), развивать творческое начало в размышлениях о музыке, размышлять и анализировать; развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством, развивать слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей (ЛУД). Умение слушать и понимать речь других; умение высказывать свои мысли в устной форме (КУД).

6.Изучение нового материала

(8 мин.)

- Что такое регистр?

(слайд №7)

- Вы много раз видели это слово (на лепестке цветка, изображенного на стене), но не знаете, что это такое. (слайд № 8)

Регистр - это ряд звуков голоса или инструмента одинаковых по тембру.

А что такое тембр?

(слайд №9)

- Молодцы ребята. Откройте пожалуйста словарики и запишите это. (Регистр…)

(слайд № 8)


Дети узнают новые слова,




высказывают предположение, что же такое регистр.


- Тембр - это окраска звука.



(дети записывают определение регистр)


Умение слушать и понимать речь других;; умение высказывать свои мысли в устной форме (КУД).

Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, проводить самооценку и самоанализ, понимать учебную задачу урока (РУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (ПУД).

7.Просмотр видео- фрагмента и прослушивание музыкальной темы Белки.

(1 мин)

- И так, мы находимся в театре.

Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.

Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо.

(слайд № 10)

- Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?

Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте в каком регистре поет белочка.

(Просмотр видео фрагмента)

- Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова.

Беседуют с учителем, смотрят фрагмент и слушают тему.

- Белка

(Дети рассказывают)

- Белка поет в высоком реестре.

Умение слушать и понимать речь других, умение высказывать свои мысли в устной форме (КУД).

Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, проводить самооценку и самоанализ, понимать учебную задачу урока (РУД).

8.Анализ прослушанного.

- Как она звучит?

- А в каком регистре звучала тема белки?

- Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы?


Анализируют прослушанное.

- Легко, отрывисто, подвижно

- Тема белки звучала в высоком регистре.

(Дети называют инструменты симфонического оркестра).

Умение слушать и понимать речь других; умение высказывать свои мысли в устной форме (КУД).

Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, проводить самооценку и самоанализ, понимать учебную задачу урока (РУД).

9.Разучивание хора из оперы.

(1 мин.)

- Ребята давайте попробуем разучить хор из оперы «Сказка о царе Салтане»

Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки. Сядьте пожалуйста удобно, руки положите на колени, спину выпрямите. (зарядка языка, распевание на стаккато и легато)

(слайд № 11)

Проговорим слова:

«Не в саду, не в огороде,

А в Кремле при всем народе

Белка песенки поет

Да орешки все грызет…»


Поём.

Добиваемся чистоты пения.

Молодцы ребята!




Распеваются.




Разучивают хор.

Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока, развивать творческое начало в размышлениях о музыке, развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать

(ЛУД)

10. Физкультминутка

- А сейчас антракт. Уже знакомая вам игра в оркестр. Но немного переделанная.

Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши.


Дети отличают регистры и изображаю игру на инструментах.

Физкультминутка.

11.Просмотр и прослушивание фрагментов про богатырей

(1 мин)

- . Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра

А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей)

(слайд №12)

« В чешуе как жар горя 33 богатыря…»

Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?

- А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.



Дети смотрят и слушают фрагменты из оперы про богатырей.

- Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.

Умение слушать и понимать речь других;; умение высказывать свои мысли в устной форме (КУД).

Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, проводить самооценку и самоанализ, понимать учебную задачу урока (РУД).

12.Анализ прослушанного и увиденного.

- На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный.

В каком регистре звучал марш?

- Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей, и у нас снова антракт.

Сейчас будет звучать музыка, и вы можете свободно передвигаться по залу. Девочки будут изображать белочек, а мальчики богатырей. Подумайте пожалуйста как вы исполните свою роль.

- В каком регистре звучала музыка белочек и богатырей?

- Спасибо вам ребята. Молодцы!


Анализируют прослушанное и увиденное.

- Марш звучал в низком реестре.

(Дети прекрасно справляются с заданием.)

Ответы детей

Умение слушать и понимать речь других;; умение высказывать свои мысли в устной форме (КУД).

Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, проводить самооценку и самоанализ, понимать учебную задачу урока (РУД).

13.Прослушивание и просмотр фрагмента оперы о Царевне-лебедь.

- Антракт закончен, и мы снова возвращаемся к «Сказке о царе Салтане».

Показ картины Врубеля «царевна - Лебедь»

(слайд № 13)

- Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедя при помощи красок. Какая она?

- Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?

(слайд № 14)

Послушайте как Царевну – Лебедя изобразил Н. А. Римский – Корсаков

Звучит фрагмент

Дети смотрят картину и слушают фрагмент.

- Красивая, волшебная, таинственная…

Дети предполагают


Умение слушать и понимать речь других;; умение высказывать свои мысли в устной форме (КУД).

Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, проводить самооценку и самоанализ, понимать учебную задачу урока (РУД).

14.Анализ увиденного и прослушанного.

- Совпало ли ваше воображение с композиторским ?

- Музыка, изображающая Царевну – Лебедя прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.

Вот и заканчивается спектакль на сцене нашего театра.


Анализируют увиденное и прослушанное.

У многих детей совпадают воображения.

Умение слушать и понимать речь других; умение высказывать свои мысли в устной форме (КУД).

Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, проводить самооценку и самоанализ, понимать учебную задачу урока (РУД).

15.Итог урока.


Рефлексия

(2 мин.)

- Ребята! С чем мы сегодня познакомились?

- Кто написал эту оперу? (слайд № 15)

- Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане». Чтобы нарисовать яркий неповторимый портрет героя, композитор находит особые характерные средства. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ. (Мы ведь не перепутаем Царевну-Лебедя с богатырями).

А при помощи чего изображались в опере герои?

- Назовите знакомые вам инструменты, звучание которых вы услышали в нашем театре.

- Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком?

- Сейчас мы разделимся на 2 группы. И вы получите 2 конверта. В этих конвертах части инструментов. Ваша задача: собрать инструменты, назвать их и определить в каком регистре они сегодня звучали.

- Молодцы, ребята! По моему, вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители. А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке. Белка нам приготовила сюрприз. (Достаются орешки двух цветов.)

Прикрепите, пожалуйста, орешки на ветку белке. Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось в театре, то вы прикрепляете желтый орех. А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте орехи оранжевого цвета.

- Спасибо вам ребята за работу на уроке.

Задание на дом: изобразить впечатление от урока на листе бумаги.

Учитель выставляет оценки.


- Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане»

- Николай Андреевич Римский – Корсаков.



- При помощи инструментов.




- дети отвечают на вопросы.







Дети выполняют задание

учителя.





Дети прикрепляют орехи.

Развитие умения

анализировать,

сравнивать,

выделять главное,

характеризовать музыку и средства музыкальной

выразительности

проводить самооценку и

самоанализ, (РУД)








; развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством, развивать внимание, память, воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей (ЛУД).

.



Методист: д.п.н., проф. каф. ПиМНО Тутолмин А.В.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
«Три чуда»

Автор: Абашева Ольга

Дата: 13.01.2015

Номер свидетельства: 154621

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) ""Три чуда города Леденец" (опера Н. Римского-Корсакова "Сказка о царе Сатане"). "
    ["seo_title"] => string(82) "tri-chuda-ghoroda-liedieniets-opiera-n-rimskogho-korsakova-skazka-o-tsarie-satanie"
    ["file_id"] => string(6) "101458"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402417954"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ "Три чуда города Леденец" (Опера Н. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане"). "
    ["seo_title"] => string(139) "slushaniie-muzyki-v-podgotovitiel-noi-k-shkolie-gruppie-tri-chuda-ghoroda-liedieniets-opiera-n-rimskogho-korsakova-skazka-o-tsarie-saltanie"
    ["file_id"] => string(6) "101524"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402420752"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока по музыке "Три чуда". Опера Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_muzykie_tri_chuda_opiera_n_a_rimskogho_korsakova_skazka_o_tsa"
    ["file_id"] => string(6) "391744"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487080094"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "интегрированный урок в 4 классе "
    ["seo_title"] => string(34) "intieghrirovannyi-urok-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "129930"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415796803"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "конспект урока "сказка о царе Салтане" А.С.Пушкин"
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokaskazkaotsariesaltanieaspushkin"
    ["file_id"] => string(6) "256329"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448115320"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства