.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты, УУД |
1.Орг.момент (1 мин) | - Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр. Разминка “Хорошее настроение” – Прежде чем начать урок, проведем небольшую, которая называется “Хорошее настроение!”: приготовьте ладошки и трите их друг об друга, мысленно образуя клубочек, а теперь сильно стряхните его и представьте, что клубочек укатился, а вместе с ним “укатились”, ушли все наши неприятности, отрицательные эмоции, переживания. А теперь улыбнулись друг другу и с хорошим настроением начинаем урок! Похвалить детей! | Повторяют за учителем, настраиваются на урок. | Умение слушать и понимать речь других (КУД) |
2.Сообщение новой темы. Актуализация знаний (1 мин.) | – Как я уже сказала, мы сегодня отправимся в путешествие. Вы уже, наверное, догадались по афише, что мы будем смотреть и слушать «Сказку о царе Салтане». И познакомимся с музыкальной живописью этой сказки. | За основу были взяты подлинные народные персидские, арабские, турецкие мелодии, но написаны были русскими композиторами. (Васильев Иван) Формулируют тему урока. | Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, понимать учебную задачу урока (РУД). |
3.Работа над новым материалом (7 мин.) | - Ребята, а может быть вы знаете - кто сочинил «Сказку о царе Салтане»? (слайд №2) - Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Молодцы! Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров? - Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался - как зовут композитора? (слайд №3) - Правильно ребята. «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений. (слайд №4) « В синем небе звезды блещут В синем море волны хлещут…» Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы « Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина. | Работают над новой темой - А. С. Пушкин. - Волшебством - Римский – Корсаков. | Умение слушать и понимать речь других (КУД) |
4.Прослушивание начала оперы «Сказка о царе Салтане» (4 мин) | - Звучит фанфарный призыв, приглашая слушателей удвоить свое внимание. Фанфары начинают каждую картину оперы. (слайд №5) Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов. Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки? Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление ко 2 картине 4 действия оперы « Сказка о царе Салтане» и вслушайтесь в музыкальную живопись. Слушание. | Слушают оперу. - Со вступления | Развивать способность вслушиваться в характер музыки развивать внимание, память, воспитывать, слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей (ЛУД). |
5.Анализ прослушанного (5 мин) | - Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки? - А каким образом? (слайд № 6) - Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов. И все инструменты звучали в разных регистрах. | Анализируют прослушанное. - Помогла - Звучали разные инструменты. | Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (ПУД), развивать творческое начало в размышлениях о музыке, размышлять и анализировать; развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством, развивать слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей (ЛУД). Умение слушать и понимать речь других; умение высказывать свои мысли в устной форме (КУД). |
6.Изучение нового материала (8 мин.) | - Что такое регистр? (слайд №7) - Вы много раз видели это слово (на лепестке цветка, изображенного на стене), но не знаете, что это такое. (слайд № 8) Регистр - это ряд звуков голоса или инструмента одинаковых по тембру. А что такое тембр? (слайд №9) - Молодцы ребята. Откройте пожалуйста словарики и запишите это. (Регистр…) (слайд № 8) | Дети узнают новые слова, высказывают предположение, что же такое регистр. - Тембр - это окраска звука. (дети записывают определение регистр) | Умение слушать и понимать речь других;; умение высказывать свои мысли в устной форме (КУД). Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, проводить самооценку и самоанализ, понимать учебную задачу урока (РУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (ПУД). |
7.Просмотр видео- фрагмента и прослушивание музыкальной темы Белки. (1 мин) | - И так, мы находимся в театре. Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками. Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо. (слайд № 10) - Кто может рассказать стихи Пушкина о белке? Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте в каком регистре поет белочка. (Просмотр видео фрагмента) - Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова. | Беседуют с учителем, смотрят фрагмент и слушают тему. - Белка (Дети рассказывают) - Белка поет в высоком реестре. | Умение слушать и понимать речь других, умение высказывать свои мысли в устной форме (КУД). Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, проводить самооценку и самоанализ, понимать учебную задачу урока (РУД). |
8.Анализ прослушанного. | - Как она звучит? - А в каком регистре звучала тема белки? - Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы? | Анализируют прослушанное. - Легко, отрывисто, подвижно - Тема белки звучала в высоком регистре. (Дети называют инструменты симфонического оркестра). | Умение слушать и понимать речь других; умение высказывать свои мысли в устной форме (КУД). Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, проводить самооценку и самоанализ, понимать учебную задачу урока (РУД). |
9.Разучивание хора из оперы. (1 мин.) | - Ребята давайте попробуем разучить хор из оперы «Сказка о царе Салтане» Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки. Сядьте пожалуйста удобно, руки положите на колени, спину выпрямите. (зарядка языка, распевание на стаккато и легато) (слайд № 11) Проговорим слова: «Не в саду, не в огороде, А в Кремле при всем народе Белка песенки поет Да орешки все грызет…» Поём. Добиваемся чистоты пения. Молодцы ребята! | Распеваются. Разучивают хор. | Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока, развивать творческое начало в размышлениях о музыке, развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать (ЛУД) |
10. Физкультминутка | - А сейчас антракт. Уже знакомая вам игра в оркестр. Но немного переделанная. Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши. | Дети отличают регистры и изображаю игру на инструментах. | Физкультминутка. |
11.Просмотр и прослушивание фрагментов про богатырей (1 мин) | - . Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей) (слайд №12) « В чешуе как жар горя 33 богатыря…» Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор? - А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь. | Дети смотрят и слушают фрагменты из оперы про богатырей. - Дядька Черномор говорит басом в низком регистре. | Умение слушать и понимать речь других;; умение высказывать свои мысли в устной форме (КУД). Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, проводить самооценку и самоанализ, понимать учебную задачу урока (РУД). |
12.Анализ прослушанного и увиденного. | - На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный. В каком регистре звучал марш? - Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей, и у нас снова антракт. Сейчас будет звучать музыка, и вы можете свободно передвигаться по залу. Девочки будут изображать белочек, а мальчики богатырей. Подумайте пожалуйста как вы исполните свою роль. - В каком регистре звучала музыка белочек и богатырей? - Спасибо вам ребята. Молодцы! | Анализируют прослушанное и увиденное. - Марш звучал в низком реестре. (Дети прекрасно справляются с заданием.) Ответы детей | Умение слушать и понимать речь других;; умение высказывать свои мысли в устной форме (КУД). Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, проводить самооценку и самоанализ, понимать учебную задачу урока (РУД). |
13.Прослушивание и просмотр фрагмента оперы о Царевне-лебедь. | - Антракт закончен, и мы снова возвращаемся к «Сказке о царе Салтане». Показ картины Врубеля «царевна - Лебедь» (слайд № 13) - Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедя при помощи красок. Какая она? - Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре? (слайд № 14) Послушайте как Царевну – Лебедя изобразил Н. А. Римский – Корсаков Звучит фрагмент | Дети смотрят картину и слушают фрагмент. - Красивая, волшебная, таинственная… Дети предполагают | Умение слушать и понимать речь других;; умение высказывать свои мысли в устной форме (КУД). Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, проводить самооценку и самоанализ, понимать учебную задачу урока (РУД). |
14.Анализ увиденного и прослушанного. | - Совпало ли ваше воображение с композиторским ? - Музыка, изображающая Царевну – Лебедя прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня. Вот и заканчивается спектакль на сцене нашего театра. | Анализируют увиденное и прослушанное. У многих детей совпадают воображения. | Умение слушать и понимать речь других; умение высказывать свои мысли в устной форме (КУД). Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, проводить самооценку и самоанализ, понимать учебную задачу урока (РУД). |
15.Итог урока. Рефлексия (2 мин.) | - Ребята! С чем мы сегодня познакомились? - Кто написал эту оперу? (слайд № 15) - Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане». Чтобы нарисовать яркий неповторимый портрет героя, композитор находит особые характерные средства. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ. (Мы ведь не перепутаем Царевну-Лебедя с богатырями). А при помощи чего изображались в опере герои? - Назовите знакомые вам инструменты, звучание которых вы услышали в нашем театре. - Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком? - Сейчас мы разделимся на 2 группы. И вы получите 2 конверта. В этих конвертах части инструментов. Ваша задача: собрать инструменты, назвать их и определить в каком регистре они сегодня звучали. - Молодцы, ребята! По моему, вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители. А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке. Белка нам приготовила сюрприз. (Достаются орешки двух цветов.) Прикрепите, пожалуйста, орешки на ветку белке. Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось в театре, то вы прикрепляете желтый орех. А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте орехи оранжевого цвета. - Спасибо вам ребята за работу на уроке. Задание на дом: изобразить впечатление от урока на листе бумаги. Учитель выставляет оценки. | - Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане» - Николай Андреевич Римский – Корсаков. - При помощи инструментов. - дети отвечают на вопросы. Дети выполняют задание учителя. Дети прикрепляют орехи. | Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, характеризовать музыку и средства музыкальной выразительности проводить самооценку и самоанализ, (РУД) ; развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством, развивать внимание, память, воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей (ЛУД). . |