Цель: формирование и развитие музыкально-художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства.
Задачи:
Обучающая - расширить и углубить музыкально – художественный кругозор учащихся путем изучения образа матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки.
Развивающая - развивать музыкальное восприятие, музыкальную память, творческий потенциал личности в процессе закрепления темы материнство;
Воспитательная – воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимательности и заботливости отношений в семье.
Планируемые результаты:
Личностные - Реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству, формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований;
Метапредметные:
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: формирование целостной художественной картины мира; воспитание гуманистических ценностей человека. Активизация творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.
Коммуникативные: формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения диалога, участия в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.
Предметные:Научатся: интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении.
Материально-техническое обеспечение урока: учебник, музыкальный инструмент (фортепиано), музыкальный центр, компакт-диски, компьютер, флеш - носитель, интерактивная доска. Методические, нотные пособия по вокалу.
Музыкальный материал: «Мама» В. Гаврилина (на слова А. Шульгиной) и «Мама» Ч. Биксио, «Профессия мама» И. Коркишко.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель:формирование и развитие музыкально-художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства.
Задачи:
Обучающая - расширить и углубить музыкально – художественный кругозор учащихся путем изучения образа матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки.
Развивающая - развивать музыкальное восприятие, музыкальную память, творческий потенциал личности в процессе закрепления темы материнство; Воспитательная – воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимательности и заботливости отношений в семье.
Планируемые результаты:
Личностные - Реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству, формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований;
Метапредметные:
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: формирование целостной художественной картины мира; воспитание гуманистических ценностей человека. Активизация творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.
Коммуникативные: формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения диалога, участия в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.
Предметные:Научатся: интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении.
Материально-техническое обеспечение урока:учебник, музыкальный инструмент (фортепиано), музыкальный центр, компакт-диски, компьютер, флеш - носитель, интерактивная доска. Методические, нотные пособия по вокалу.
Музыкальный материал: «Мама» В. Гаврилина (на слова А. Шульгиной) и «Мама» Ч. Биксио, «Профессия мама» И. Коркишко.
Ход урока:
1.Организационный момент
2 минуты
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята».
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Музыкальный ответ «Здравствуйте, учитель», участие в коллективной деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
7 минут
Озвучивает тему урока. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама». От чистого сердца, простыми словами Давайте, друзья, потолкуем о маме. Мы любим ее, как хорошего друга За то, что у нас с нею всё сообща, За то, что когда нам приходится туго, Мы можем всплакнуть у родного плеча. Мы любим её и за то, что порою Становятся строже в морщинках глаза. Но стоит с повинной прийти головою, Исчезнут морщинки, умчится гроза. За то, что всегда без утайки и прямо Мы можем доверить ей сердце свое. И просто за то, что она - наша мама, Мы крепко и нежно любим её.
Такими словами мне хочется начать наш урок.
Учитель формулирует вопрос: Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке? Почему о маме? А что для вас обозначает слово «мама»? Учитель дополняет и обобщает ответы детей: Мы сегодня поговорим о маме в преддверии праздника – «День матери», который стали отмечать в России с 1998 года, в последнее воскресенье ноября.
Учитель формулирует вопрос: Какие эмоции у вас вызвала это стихотворение?
Учитель обобщает ответы учащихся: Мама, мамочка... Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого дорогого, близкого, единственного человека. Мамы для своих детей готовы на разные подвиги и жертвы.
Учитель задает вопрос: Какие подвиги могут совершать мамы? И есть ли награда за подвиги?
. Учитель дополняет ответы детей : Во время войны, в 1944 г., когда страна уже знала, что скоро победа, был учрежден орден «Мать-героиня». Среди четырнадцати женщин, удостоенных этим Указом звания, орден «Мать-героиня» № 1 и Грамота Президиума ВС СССР № 1 были вручены Алексахиной Анне Савельевне, воспитавшей 12 детей (десять сыновей и двух дочерей). Награда была вручена ей в Кремле 1 ноября 1944 года из рук Михаила Ивановича Калинина.
Во время войны восемь её сыновей ушли на фронт Великой Отечественной войны, четверо из них погибли. Первого ноября он был вручен жительнице Подмосковья Анне Алексахиной. (скупая, непонятная информация)
Осуществляют мыслительную операциию основанную на жизненном опыте. Индивидуальная деятельность, ответы детей: Речь пойдет о маме. Приближается праздник «День матери».Мама это самый родной, близкий человек.
Слушают диалог. Отвечают на поставленный вопрос: чувство нежности, трепет.
Отвечают на поставленный вопрос: Главный подвиг мамы это воспитание детей, не одного, а много. Многодетным матерям дают медаль.
3. Постановка учебной цели и задачи
4 минут
Учитель формулирует вопрос: вы знаете, что в искусстве существуют вечные темы, как вы думаете тема женщины – матери является вечной? Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
На протяжении двух уроков мы рассматривали тему Образ матери в разных видах искусства (молитва, икона). Как вы думаете в каких видах искусства мы будем рассматривать образ матери сегодня?
Отвечают на поставленный вопрос: да тема матери является вечной и актуальной по сей день.
приходят к выводу: Многие творцы искусства - композиторы, художники, писатели всего мира создали гениальные произведения, посвященные самому дорогому и любимому для каждого человека - маме. Рассмотрим как в живописи и музыке передан этот образ.
4. Построение проекта выхода из затруднения
7 минут
Рассмотрим эту тему в музыке. Что нужно для этого сделать?
1.Послушать музыку о маме.
2.Проанализировать произведение.
3. Сравнить данные произведения с помощью наводящих вопросов учителя.
Учащиеся составляют план изучения произведения искусства:
1.Смотрим на картину или слушаем музыкальное произведение.
2.Изучаем ее (какие краски, настроение, содержание).
3.Сравниваем.
5. Первичное закрепление
15 минут
Анализ музыкальных произведений «Мама» В. Гаврилина (на слова А. Шульгиной) и «Мама» итальянского композитора Биксио — аналогично сопоставлению картин.
Учитель формирует вопросы: Каков характер этой песен? В чем их отличие и сходство? Какая из песен больше вам понравилась?
Анализируют произведения по составленному ранее алгоритму. Ответы детей:Слово Мадонна обозначает Богоматерь, Богородица. К. Петров-Водкин рисует образ матери, возвышенный в своей чистоте и нравственной силе. Общая интонация картины тревожная — жест матери, сжимающей руку ребенка, воспринимается, как желание уберечь сына от невзгод.
Эта картина напротив, передает атмосферу уюта, любви, счастья. Непринужденные позы матери, детей и даже собаки полны покоя и умиротворения.
Учащиеся сами определяют этапы анализа музыкального произведения:
Слушание музыки.
Определение характера.
Сравнение двух песен.
Ответы детей: В песне «Мама» В. Гаврилина чувствуется выразительность, нежность и трогательность строк о маме, интонационность песенной мелодии, чистота и строгость распева. Песня «Мама» итальянского композиторазвучит контрастнопесне В. Гаврилина «Мама», так как в ней преобладает национальный колорит, придающий музыке страстность и экспрессивность выражения чувства.
6. Рефлексия
10 минут
Учитель задает вопрос: А вы любите свою маму? А за что вы любите ее?
Подводит обучающихся к выводу, что тема Мама вечна в произведениях искусства. А что бы наши мамы всегда были рады нужно говорить какие слова?
Итог: Что вам больше всего запомнилось на уроке? В каких видах искусства мы рассматривали маму?
В заключении исполните песню А. Ермолова «Профессия мама» с движениями.
По очереди отвечают на поставленный вопрос.
Учащиеся дополняют учителя: что все самое дорогое, родное, святое связано с мамой. Маму нужно любить и уважать, говорить ей теплые слова.
Ответы детей: Мама изображена в литературе, музыке и живописи. Музыка, литература и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, они помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений. Исполняют песню А. Ермолова «Профессия мама» с движениями.