Тема урока: «Сходство и различие музыкального языка разных народов».
Тема урока: «Сходство и различие музыкального языка разных народов».
Задачи урока:
- воспитательная: прививать любовь и уважение к музыке разных наров мира,
Испытывать чувство дружбы к людям разных стран.
- образовательная: научить детей разбираться в интонационном различие музыки разных народов и уметь находить общее в музыкальных средствах выразительности.
- развивающая: формировать у учеников навыки и умения осознанного восприятия музыки, самостоятельного анализа музыкального произведения, умение различать музыку разных народов по интонации и стилю.
ХОД УРОКА
Вход под песню Г. Струве «Моя Россия».
Музыкальное приветствие.
- Под какую песню вы вошли в класс?
- Под песню «Моя Россия Г. Струве.
- Какого рода слова: Россия, планета, земля, жизнь?
- Женского.
- Правильно, потому что во всем есть женское начало. Какую песню все дети мира слышат с первых дней жизни?
- «Колыбельную».
- А кто ее им напевает?
- Мама.
- Да, конечно мама, самый дорогой человек в мире. Какие колыбельные вы знаете?
- «Спят усталые игрушки», «Колыбельная Медведицы», «Спи моя радость, усни» и другие (обязательно поем хотя бы по одной фразе из каждой песни).
- Послушайте еще одну колыбельную песню уже знакомого вам композитора Г. Струве «Маленькая мама». Слушание. Скажите, как прозвучала эта песня?
- Негромко, спокойно, плавно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оформление урока: на доске тема урока, нотная запись песни «Колыбельная
Медведицы», портреты Г. Струве, ДЖ. Гершвина,
Е. Крылатого, Х. Плиева.
.
Оборудование урока: фортепиано, проигрыватель, магнитофон, фонохресто-
матии, портреты композиторов.
Музыкальный ряд: Г. Струве «Моя Россия», «Маленькая мама»; Е. Крылотов
«Колыбельная Медведицы»; Д. Гершвин «Колыбельная»;
Х. Плиев «Алолай»; «Нас много на шаре Земном».
Задачи урока:
- воспитательная: прививать любовь и уважение к музыке разных наров мира,
Испытывать чувство дружбы к людям разных стран.
- образовательная: научить детей разбираться в интонационном различие музыки разных народов и уметь находить общее в музыкальных средствах выразительности.
- развивающая: формировать у учеников навыки и умения осознанного восприятия музыки, самостоятельного анализа музыкального произведения, умение различать музыку разных народов по интонации и стилю.
ХОД УРОКА
Вход под песню Г. Струве «Моя Россия».
Музыкальное приветствие.
- Под какую песню вы вошли в класс?
- Под песню «Моя Россия Г. Струве.
- Какого рода слова: Россия, планета, земля, жизнь?
- Женского.
- Правильно, потому что во всем есть женское начало. Какую песню все дети мира слышат с первых дней жизни?
- «Колыбельную».
- А кто ее им напевает?
- Мама.
- Да, конечно мама, самый дорогой человек в мире. Какие колыбельные вы знаете?
- «Спят усталые игрушки», «Колыбельная Медведицы», «Спи моя радость, усни» и другие (обязательно поем хотя бы по одной фразе из каждой песни).
- Послушайте еще одну колыбельную песню уже знакомого вам композитора Г. Струве «Маленькая мама». Слушание. Скажите, как прозвучала эта песня?
- Негромко, спокойно, плавно.
- Можно колыбельную петь громко?
- Нет. Потому что мама укладывает малыша спать. Она поет ему песню, чтобы он перестал плакать и успокоился.
- Я знаю, что вам очень нравится одна колыбельная песенка. Я ее вам покажу сольфеджио на пальцах, нашем нотном стане, а вы угадайте, что это за песня и откуда она.
- Это «Колыбельная Медведицы» из мультфильма про «Умку».
- Ее написал композитор Евгений Крылатов.
- Приготовьте свои руки и споем сольфеджио эту песню. (Работа над скачками ми-си, над ритмом). Повторяем текст в ритме песни и поем ее. (Работа над текстом).
- Ребята! Как называется тема нашей четверти?
- Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ.
- Сегодня мы отправимся в путешествие очень далеко, за океан, в Америку. И поможет нам в этом, как всегда – музыка. Это будет музыка замечательного американского композитора Джоржа Гершвина. Он написал оперу «Порги и Бесс», в которой рассказывается о жизни негритянской бедноты. Это было в 20-е годы прошлого столетия. Чтобы лучше узнать о жизни негров в Америке Д. Гершвин отправился в южные районы страны, и несколько месяцев провел среди «героев» будущей музыкальной драмы, в самой гуще беднейших слоев негритянского населения, изучая особенности их музыки, речи, быта, душевного склада. О участвовал в их хоровом пении и даже бывал принят неграми в качестве запевалы – небывалый почет для «белого», говорящий о том, как глубоко проник Гершвин в строй негритянской музыкальной речи.
- Кто мне скажет, что такое музыкальная речь и из чего она состоит?
- Музыкальная речь состоит из средств музыкальной выразительности.
- Сейчас мы услышим одно из самых популярных произведений оперы Гершвина «Порги и Бесс». Обратите внимание на интонацию, мелодию, ритм, темп, динамику и регистр этого произведения. (Слушание «Колыбельной»).
- Что общего у этой песни с песнями, которые вы слушали и пели сегодня на уроке?
- Темп, динамика.
- Какие они?
- Темп спокойный, динамика приглушенная.
- Что же за песня прозвучала?
- Колыбельная.
- Она так и называется.
- Похожа интонация этой песни на знакомые уже нам произведения других стран?
- Нет. Она резко отличается от них. И ритм тоже не похож.
- В каком регистре звучит песня?
- В высоком.
- Что слышится в интонации голоса этой женщины?
- Она плачет.
- Как вы думаете, почему она плачет? Как жилось неграм в Америке в начале ХХ века?
- Плохо. Они бедствовали, голодали.
- Так почему мать, напевая колыбельную, плачет?
- Потому что она пытается усыпить своего плачущего от голода ребенка.
- С каким стихотворением великого осетинского поэта Коста Хетагурова можно сравнить «Колыбельную» Гершвина?
- «Мать сирот».
- Сцену «Мать сирот» включил в свою оперу «Коста» осетинский композитор Х. Плиев. Это первая осетинская опера. Слушаем этот фрагмент из оперы.
- Что напевает детям мать сирот?
- Колыбельную.
- В чем сходство этих колыбельных?
- Матери поют колыбельную песню, чтобы успокоить своих голодных детей. Чтобы они уснули и забыли про голод, но при этом они плачут.
- Какими средствами музыкальной выразительности это изображается?
- Исполнением в высоком регистре, спокойным темпом, тихой динамикой.
- А в чем различие?
- Разный ритм, интонация, мелодия.
- Ребята! Гершвин написал свою колыбельную в стиле «джаз», а какая особенность осетинской музыки?
- Синкопированный ритм. Это когда сильная доля в такте смещается с 1-ой на 2-ую, слабую, и она становится сильной.
- Что же общего в колыбельных песнях разных народов мира?
- Спокойный темп, негромкая динамика. Она поется ласково и с любовью.
- Как должны жить дети разных стран мира? Скажите все вместе.
- ДРУЖНО!
- Какую песню о дружбе детей разных стран мира вы знаете?
- «Нас много на шаре Земном».
Исполняем песню стоя.
Итог урока: средства музыкальной выразительности музыки одинаковы у всех народов мира, поэтому «Колыбельную» легко определить на каком бы языке она не пелась, но интонация и ритм у каждого народа свои.