Тема урока: Музыкальные традиции казахского народа.
Тема урока: Музыкальные традиции казахского народа.
Урок "Музыкальные традиции казахского народа" рассказавает учащимся о тех далеких временах, когда в казахской степи горестно звучала песня "Елим-ай", о том, какие трудности пришлось преодолеть казахскому народу на пути к становлению свободного, независимого государства. К моменту проведения урока учащиеся должны быть знакомы с казахским народным музыкальным творчеством, знать, что такое айтыс, тартыс, эпос, каких видов они бывают, что такое терме, кто рассказывает и сочиняет эпос (жыр), что такое кюй. На уроке звучит музыка прославленного кюйши Курмангазы и современного казахстанского композитора Адиля Бестыбаева. Исполняются песни о Казахстане на казахском и русском языках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Мы начинаем урок на тему « Музыкальные традиции казахского народа»,
посвященный Независимости Казахстана.
Исполняется Гимн Республики Казахстан.
-Традиционная музыка казахского народа – богатейшая сокровищница духовного наследия. Выдержавшая испытание веками, воплотившая в себе всю творческую одаренность и мудрость народа, в третьем тысячелетии она пробрела особую историческую значимость, особую ценность и художественную и культурную.
Казахская степь веками жила воспетая поэзией, метким красноречием, зажигательными кюями и проникновенными песнями. Практически в каждой семье найдется человек, прекрасно поющий или играющий на музыкальных инструментах. В народе говорят : «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения».
В третьем классе мы узнали, что такое эпос и терме, айтыс и тартыс. Ребята подготовили кроссворды, тесты по этим темам, давайте попробуем их разгадать.
Учащиеся, подготовившие кроссворды, тесты задают вопросы по темам: эпос, терме, айтыс, тартыс.
Вопросы:
что такое эпос (поэтическая история народа; рассказ, песнь,сказание);
какой бывает эпос (героический, лирический);
на казахском языке эпос..(жыр);
кто сочиняет и рассказывает эпос ( жырау, жырши);
что такое терме (наставление, назидание, завет);
что перечисляется в терме (хорошие и плохие качества характера человека);
что такое айтыс (искусство словесной импровизации, состязание акынов);
самый древний вид айтыса (бадик);
самый сложный вид айтыса (акынов);
какие мы знаем виды айтыса (бадик, жар-жар, девушек и джигитов, учеников, акынов);
что главное в айтысе: слово или музыка (слово);
что такое тартыс (искусство инструментальной импровизации, состязание кюйши);
какие три вида тартыса мы знаем (исполнительский,композиторский, повторить с первого раза кюй);
самый сложный вид тартыса (повторить кюй с первого раза);
- Заветы и наставления наших предков дошли до нас в терме знаменитых жырау и жырши. Бухар –жырау, советник хана Аблая, сочинил терме, в котором отражена храбрость человека, защищающего свою страну.
Исполняется терме Бухар-жырау.
-История народа отражена в песнях, танцах, эпосе. Какие песни рассказывают об исторических событиях? (исторические).
Одна из самых известных исторических песен казахского народа -«Елім-ай» - «О Родина моя».
Работа с учебником. Исполнение песни «Елім-ай».
Задание: Дать эмоционально- образную характеристику песни «Елім-ай».
-Прошли столетия с той поры, когда горестно звучала эта песня над казахской землей. Сегодня в свободном, независимом Казахстане звучат другие песни , в которых современные поэты и композиторы воспевают свою Родину. Родина – это мать, а мама – это самый дорогой человек для каждого ребенка или взрослого. Любовь к матери и Родине – понятия, очень похожие друг на друга.
Исполнение песен: «Туған жер» К.Дуйсекеева, «Отаным — Қазақстан» А.Исагулова, С. Тойлыбаева.(о Казахстане по выбору учителя).
-Ни один праздник не обходится без танцев. Своим танцевальным искусством Казахстан покоряет сердца своих зрителей, а музыка так захватывает, словно всех зовет потанцевать!
Танец «Кара жорга» (физминутка).
-Инструментальная музыка Казахстана –сокровищница мировой культуры.
Играй кюйши!
Восславь степь нашу!
Черпай благословенный звук!
От бледных склонов Мангышлака
Пусть пронесется гордый дух!
К холмам, долинам Окжетпеса
Чрез вольный край Сарыарки
Лети! О кюя славный беркут,
К далеким юртам ты лети!
Яви себя перед Алтаем,
Порадуй древний отчий край!
Махни крылом седым кураям,
Что сторожат Тарбагатай!
Ты дай надежду дальним братьям,
Что были угнаны в Китай.
Пари над бесконечной степью!
На радость людям ты летай!
-Кюи великого кюйши Курмангазы известны далеко за пределами нашей Родины. Его кюй «Сарыарка» - визитная карточка Казахстана.
Звучит кюй Курмангазы «Сарыарка», (или «Адай», «Балбраун»).
Эмоционально –образная характеристика кюя.
Произведение современного казахстанского композитора Адиля Бестыбаева
«Голос Азии» -также известно во всем мире. А пока музыка звучит, вы можете выразить свое мнение о ней, написав синквейн или короткое эссе на тему «Казахстан».
Звучит «Голос Азии» Адиля Бестыбаева. (по выбору учителя).
Ребята пишут синквейн, эссе и зачитывают свои работы.