kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: "Колокольный звон в жизни русского человека."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  • Сформировать первоначальные знания о колоколах, история их появления на Руси, познакомить с видами колокольного звона.
  • Пробуждение интереса к историческому прошлому, воспитание бережного отношения к русской культуре.
  • Развитие интереса к истории, традициям русского народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Колокольный звон в жизни русского человека."»







План- конспект урока
в 8 классе

«Колокольный звон в жизни русского человека.»









Составила – учитель музыки



















2019

Тема урока в 8 классе: Колокольный звон в жизни русского человека.

Цели:

Предметные: Познакомить учащихся с историей колокольного звона на Руси, обратить внимание на особенность его звучания, научить детей слушать музыкальные произведения разных жанров, ввести учащихся в мир инструментальной музыки.

Личностные: Пробуждение интереса к историческому прошлому, воспитание бережного отношения к русской культуры Метапредметные: вырабатывать у учащихся умение вслушиваться в разные виды колокольных звонов, сравнивать и анализировать музыкальные фрагменты, способствовать эмоциональному восприятию колокольного звона, развивать у учащихся освоение навыков  анализа музыкального произведения, эстетические чувства, развивать слушательскую культуру. 

Задачи:

  • Сформировать первоначальные знания о колоколах, история их появления на Руси, познакомить с видами колокольного звона.

  • Пробуждение интереса к историческому прошлому, воспитание бережного отношения к русской культуре.

  • Развитие интереса к истории, традициям русского народа.

Тип урока: Расширение и углубление знаний

Музыкальный материал: разные виды колокольных звонов, М.П.Мусоргский «Пролог» из оперы «Борис Годунов», С.Рахманинов «Колокола» фрагмент поэмы для солистов хора и симфонического оркестра №1».

Ход урока:

  1. Орг. Момент.

Вводная беседа:

Здравствуйте, сегодня мы продолжим разговор о «вечной теме» в искусстве. Что мы будем обсуждать на уроке, вы должны мне будете сказать, прослушав небольшой музыкальный фрагмент (звучит муз. фрагмент колокольного звона).

Что вы услышали? Правильно колокольный звон. Наш урок мы посвятим этому замечательному явлению - колокольному звону.

Где в жизни встречаемся с колокольным звоном? (1 слайд)

  1. Новый материал.

В православной Руси с особой любовью относились к колоколам и колокольному звону. В колокольном звоне отражается русская душа. Русская жизнь. Ведь нигде колокола были тесно связаны со всем укладом жизни. Как на Руси.

Как вы думаете можно ли колокол назвать музыкальным инструментом? (Да. Ведь когда звонят колокола, то мы слышим мелодию).

Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. Колокольный звон применяется для того, чтобы:

  • Созывать верующих к Богослужению

  • Выражать торжество Церкви и ее Богослужения,

  • Возвещать не присутствующих в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужения.

Как вы думаете, с какого времени появились колокола на Руси? (2 слайд)

Первоначально до появления колоколов на Руси, употребляли била (деревянные доски) и клепала (железные полосы, согнутые в полукруг, по которым ударяли деревянными палками). И только в конце Х века появились колокола. И на протяжении многих веков сопровождали жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещали о времени труда и отдыха, время веселья и скорби, указывали дорогу заблудившимся путникам.

Предлагаю прослушать фрагменты колокольных звонов.

Различаются звоны или звучат одинаково? (муз.фрагменты)

Правильно. Колокольные звоны разделяются на три основных вида:

  • Благовест (особо торжественный праздничный звон, при котором ритмично ударяют в большой колокол)

  • Перезвон, перебор (поочередный удар в каждый колокол от большого до малого)

  • Собственно звон - это характерный ритмический звон с использованием всех основных групп колокольного звукоряда. К звонам данной группы относятся: праздничный звон (трезвон, двузвон), будничный звон, а также звоны, составленные самим звонарем, что является итогом творческой работы и самовыражения звонаря.

В основе Православного звона лежит ритм и характер, в отличии от звучания колокольного звона других конфессий.

Как называют человека, звонящего в колокол? (звонарь). Какими способностями он должен обладать?

Звонарь, благодаря: внутреннему чутью, чувству ритма. Прекрасному знанию звукоряда и техникой исполнения, может через колокольный звон передать разные чувства, ощущения.

Прослушайте и посмотрите еще один фрагмент и подумайте, одинаково ли звучат колокола и по какому признаку можно различить их звучание? (по размеру, по величине, по материалу, по месту изготовления). (3 слайд)

Колокола как живые, не только имели свой голос, им давали собственные имена- Гавриил, Медведь, Георгий. Их брали в плен. Отрывали языки, наказывали, отправляли в ссылку. (4 слайд)

Колокольный звон «отрада души русской», нашел свое отражение в разных видах искусств: М.Лермонтов, будучи юным в своем учебном сочинении описал симфонию Москвы. Чувства русского человека выразил А.К.Толстой в своем стихотворении «Благовест».

Русские художники на своих полотнах запечатлели тему русских церквей Андрей Герасимов (5 слайд) - посмотрите на картину. Как называется помещение, где живут колокола? (колокольня, а еще звонница так как оттуда льется колокольный звон).

Музыкальное искусство не могло пройти мимо, и многие композиторы вводили звучание колоколов в свои произведения. Колокола Кремля звучат у М.П.Мусоргского в Прологе оперы «Борис Годунов», в сцене венчания Бориса на царство (.6 слайд)

Какие чувства? Что хотел передать композитор, используя звучание колоколов? свои размышления о музыке запишите в тетрадь (слушание фрагмента). Ответы учащихся.

Праздничный, красный звон слышится с колоколен невидимого града-Китежа в финале оперы Н.АРимского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». (7 слайд)

С.В.Рахманинов одно из лучших своих произведений- поэму для солистов. Хора, симф.оркестра «Колокола»- посвятил теме «Колокола в жизни человека».(8 слайд) Что составляет основу этого произведения? (слушание фрагмента). Ответы учащихся.

Разнообразный колокольный звон и составляет основу этого произведения.

Вокально – хоровая работа.

Разучивание песни Е. Крылатова «Колокола»

Самые лучшие колокола отливали в России. Они все разные: Большие и малые, звонкие и певучие. На Валдае существует музей колоколов, а в Суздале устраивают фестивали колокольного звона. В которых, задействованы все колокола - от большого до малого. Давайте посмотрим фрагмент концерта.

  1. Подведение итогов.

Говорят, икона-молитва в красках, храм-молитва в камне. Колокол - молитва в звуке (фрагмент колокольного звона). (9 слайд)

Какое значение имел колокольный звон на Руси? (вывод учащихся)

Домашнее задание: К следующему уроку приготовьте рассказ о самом большом колоколе, который был отлит на Руси - историю Царя – колокола.




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: "Колокольный звон в жизни русского человека."

Автор: Магомедова Хадижат Курбановна

Дата: 30.01.2021

Номер свидетельства: 571836

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве "
    ["seo_title"] => string(58) "kolokol-nyie-zvony-v-muzykie-i-izobrazitiel-nom-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "204801"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429724776"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Разработка урока " Колокольные звоны Руси""
    ["seo_title"] => string(40) "razrabotka-uroka-kolokol-nyie-zvony-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "257354"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448302396"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "конспект урока на тему: "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kolokol-nost-v-muzykie-i-izobrazitiel-nom-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "224267"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438635384"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока на тему "Великий колокольный звон" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vielikii-kolokol-nyi-zvon"
    ["file_id"] => string(6) "125661"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415028076"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) ""Образы русской духовной музыки" по программе  Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, 6 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "obrazy-russkoi-dukhovnoi-muzyki-po-proghrammie-g-p-sierghieievoi-ie-d-kritskoi-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "136667"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417165133"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства