kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке формируется представления особенноостей представления оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта изучения темы

Тема урока

Первое путешествие в муз театр. Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила».


Цель урока

Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила» -шедевром русского оперного искусства.

Планируемый результат

Предметные:

Знать: Особенности построения оперного спектакля; функции исполнителей, режиссёра, дирижёра. Освоить понятия: опера, солист,, ария, каватина


Уметь: Выявлять взаимосвязь музыки –слова -изобразительное искусства в опере.


Личностные: Определять отношение к Добру и Злу.


Метапредметные:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;

Уметь логическими действиями сравнения, анализа, обобщения сравнивать героев оперы.


Основные понятия

Опера, увертюра, ария, оперная сцена, рондо

Межпредметные связи

Музыка и литература

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Музыкальный центр,компьютер, фортепиано, фонохрестоматия

Презентация, песня «Сказки гуляют по свету»




Этапы проведения урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

Личностные и метапредметные

1.

Мотивирование к учебной деятельности

Цель: заинтересовать детей через определение личной значимости, практической направленности, социальной ситуации и т.д.

Вход обучающихся в класс под музыку




Портрет М.И.Глинки





Слушание отрывка поэмы

Ответы детей








«Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

- Ребята, вы узнали эту музыку?






Чтение отрывка поэмы А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зелёный».



М.И.Глинка написал по сюжету поэмы А.С. Пушкина оперу, которая так и называется «Руслан и Людмила».







Назвать какой русский композитор изображен на портрете?

Какое сказочное литературное произведение начинается этими поэтическими строками?







Повторение творчества М.И.Глинки

Усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы.














2.

Формулирование темы урока, постановка цели Цели: подведение детей к формулированию конкретной, достижимой, понятной цели

Ответы обучающихся


Сегодня на уроке мы продолжим открывать для себя новые произведения. Как вы считаете о каком произведении сегодня пойдет речь на уроке?

Вспомните особенности оперного жанра


Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.


3.

Актуализация знаний и определение затруднений в деятельности через создание учебно-проблемной ситуации

Цель:воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания, выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.













Слушают «Увертюру» из оперы «Руслан и Людмила».

Что передавала музыка?

Представьте, что мы с вами вошли в музыкальный театр

Расположились в зрительном зале. Погас свет. Дирижер вышел к оркестру. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. Это зазвучала увертюра, т.е. вступление к опере. Так начинается опера.

Звучит фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки, который является основоположником, т.е. создателем первой русской оперы.

Усвоение понятия: «дирижер», «увертюра».

Умение осознанно вслушиваться в произведения, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы

4.

Постановка учебной задачи

Цель:постановка конкретной задачи урока, которая поможет разрешить возникшие затруднения, составление плана работы.

Дети выясняют что является главным в опере.




Правильно! Ради неё мы идем в оперный театр. Опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом. А как называется этот перерыв? Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело

Без чего опера будет простым спектаклем?

Ответы детей: - Без музыки

Дальнейшее слушание и ознакомление с новыми понятиями об опере.


Развитие умения осмысливать полученную информацию.


5.

Изучение нового материала

Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией







Ответы учащихся во время игры:

Декорации, грим, костюмы.

Играют и поют




Пишут рассказы, сказки, стихи.






Ответы детей: Главное лицо в опере – композитор.




Слушание «Арии Руслана» 


Ответы учащихся














Слушание

«Каватина Людмилы»








Ответы детей: Симфонический оркестр.







Слушание «Марш Черномора»

В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы).




А есть еще оперные писатели, оперные поэты. Они пишут, т.е. пересочиняют пьесы, романы, сказки специально для пения. И это все умещается в маленькой книжечке – либретто  (показать).

В зависимости от содержания оперы бывают исторические, бытовые, сказочные.


Представим себе: вот герой вышел на сцену и поет один. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его внутренний мир. Пусть все замрут и слушают. Такая сольная песня называется ария.

Помимо арии есть и другие сольные номера – ариозо, каватина.

Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера – это оркестр. Какой же это оркестр, как он называется?

Он звучит на протяжении всего действия.


Сейчас мы с вами послушаем фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» под названием «Марш Черномора». А кто такой Черномор? Он настоящий или сказочный? Добрый или злой? Слушайте (звучит «Марш Черномора).











Игра «Покажи движением»

- Что делают художники?

- Оперные артисты?

- Что делают музыканты в оркестре?

- А что делают писатели, поэты?

Ответ на вопрос:Кто главное лицо в опере?




Какая музыка по характеру? На какие мысли она вас наводит?



























Приготовьте листочки, карандаши, фломастеры и попробуйте под музыку отобразить ваши представления об этом персонаже.

Понимание

особенности оперного жанра
















Понятие

«либретто»  





















Понятия:

«ария»



«каватина»

Формирование умения излагать свою точку зрения.

Развитие умения глубже понимать смысл произведения.


6.

Закрепление нового материала

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности


Ответы: Хор







Ответы: Празднично, радостно, торжественно.


Слушание хора «Слава великим богам»
















Участие в коллективном пении, исполнение песни «Сказки гуляют по свету».

Делают вывод темы урока.


Ребята, вы очень любите петь вместе. Как называется такой коллектив?


Ребята, как вы думаете, как должен прозвучать хор «Слава великим богам»?

Сейчас мы с вами послушаем заключительный хор из оперы.

Так мы с вами узнали о счастливом окончании оперы-сказки. Завершил эту оперу заключительный хор «Слава великим богам».

Вот на этой торжественной ноте мы и завершим свое сегодняшнее путешествие в оперу.


Назовите и исполните песню, где добро превыше всего?

-Какую песню уместно сейчас спеть, если сказка будет впереди?



Откроем с вами  учебник и обратим внимание на нотную запись хора «Слава великим богам». Хор играет в опере большую роль.






















Ребята делают нравственный вывод: «Добро побеждает зло».

Учатся воспринимать музыку как образное искусство


Формирование умения анализировать.

7.

Контролирующее задание Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

Учащиеся выписывают в тетради понятия «дирижер», «увертюра», «либретто», «ария», «каватина»

Вспомнить важные слова, без которых опера потеряла бы свою особенность

Запись в тетрадь


Закрепление понятий: понятия «дирижер», «увертюра», «либретто», «ария», «каватина»

Умение структурировать знания, контроль и оценка результатов своей деятельности.


8.

Рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов обучения

Цели:соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Игра на ударных инструментах под «Марш Черномора»










В заключении нашего урока мы с вами попробуем стать артистами оркестра, поможем ему, исполним марш вместе

 Что больше всего вам понравилось на уроке? Какой вид деятельности? Оцените свою работу, работу своих одноклассников.


Импровизация на ударных инструментах


Закрепление ритма марша

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока

Автор: Конырева Оксанан Александровна

Дата: 19.02.2021

Номер свидетельства: 573685

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Технологическая карта урока по биологии на тему «Роль мутаций в эволюции органического мира и селекции» "
    ["seo_title"] => string(118) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-biologhii-na-tiemu-rol-mutatsii-v-evoliutsii-orghanichieskogho-mira-i-sieliektsii"
    ["file_id"] => string(6) "191318"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427293183"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Технологическая карта урока как современная форма планирования учебного сотрудничества на уроке иностранного языка "
    ["seo_title"] => string(132) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-kak-sovriemiennaia-forma-planirovaniia-uchiebnogho-sotrudnichiestva-na-urokie-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "227941"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441023920"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Технологические карты уроков по биологии 7 класса в соответствии с ФГОС"
    ["seo_title"] => string(79) "tiekhnologhichieskiie-karty-urokov-po-biologhii-7-klassa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "248731"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446772853"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Технологическая карта урока по физической культуре 2 класс"
    ["seo_title"] => string(59) "tiekhnologhichieskaiakartaurokapofizichieskoikulturie2klass"
    ["file_id"] => string(6) "318884"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460691090"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. "
    ["seo_title"] => string(135) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-sovriemiennaia-forma-planirovaniia-piedaghoghichieskogho-vzaimodieistviia-uchitielia-i-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "125592"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415017860"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства