№ | Этапы проведения урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | Личностные и метапредметные |
1. | Мотивирование к учебной деятельности Цель: заинтересовать детей через определение личной значимости, практической направленности, социальной ситуации и т.д. | Вход обучающихся в класс под музыку Портрет М.И.Глинки Слушание отрывка поэмы Ответы детей | «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила». - Ребята, вы узнали эту музыку? Чтение отрывка поэмы А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зелёный». М.И.Глинка написал по сюжету поэмы А.С. Пушкина оперу, которая так и называется «Руслан и Людмила». | Назвать какой русский композитор изображен на портрете? Какое сказочное литературное произведение начинается этими поэтическими строками? | Повторение творчества М.И.Глинки | Усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы. |
2. | Формулирование темы урока, постановка цели Цели: подведение детей к формулированию конкретной, достижимой, понятной цели | Ответы обучающихся | Сегодня на уроке мы продолжим открывать для себя новые произведения. Как вы считаете о каком произведении сегодня пойдет речь на уроке? | Вспомните особенности оперного жанра | | Формирование умения грамотно строить речевые высказывания. |
3. | Актуализация знаний и определение затруднений в деятельности через создание учебно-проблемной ситуации Цель:воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания, выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. | Слушают «Увертюру» из оперы «Руслан и Людмила». Что передавала музыка? | Представьте, что мы с вами вошли в музыкальный театр Расположились в зрительном зале. Погас свет. Дирижер вышел к оркестру. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. Это зазвучала увертюра, т.е. вступление к опере. Так начинается опера. | Звучит фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки, который является основоположником, т.е. создателем первой русской оперы. | Усвоение понятия: «дирижер», «увертюра». | Умение осознанно вслушиваться в произведения, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы |
4. | Постановка учебной задачи Цель:постановка конкретной задачи урока, которая поможет разрешить возникшие затруднения, составление плана работы. | Дети выясняют что является главным в опере. | Правильно! Ради неё мы идем в оперный театр. Опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом. А как называется этот перерыв? Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело | Без чего опера будет простым спектаклем? Ответы детей: - Без музыки | Дальнейшее слушание и ознакомление с новыми понятиями об опере. | Развитие умения осмысливать полученную информацию. |
5. | Изучение нового материала Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией | Ответы учащихся во время игры: Декорации, грим, костюмы. Играют и поют Пишут рассказы, сказки, стихи. Ответы детей: Главное лицо в опере – композитор. Слушание «Арии Руслана» Ответы учащихся Слушание «Каватина Людмилы» Ответы детей: Симфонический оркестр. Слушание «Марш Черномора» | В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы). А есть еще оперные писатели, оперные поэты. Они пишут, т.е. пересочиняют пьесы, романы, сказки специально для пения. И это все умещается в маленькой книжечке – либретто (показать). В зависимости от содержания оперы бывают исторические, бытовые, сказочные. Представим себе: вот герой вышел на сцену и поет один. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его внутренний мир. Пусть все замрут и слушают. Такая сольная песня называется ария. Помимо арии есть и другие сольные номера – ариозо, каватина. Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера – это оркестр. Какой же это оркестр, как он называется? Он звучит на протяжении всего действия. Сейчас мы с вами послушаем фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» под названием «Марш Черномора». А кто такой Черномор? Он настоящий или сказочный? Добрый или злой? Слушайте (звучит «Марш Черномора). | Игра «Покажи движением» - Что делают художники? - Оперные артисты? - Что делают музыканты в оркестре? - А что делают писатели, поэты? Ответ на вопрос:Кто главное лицо в опере? Какая музыка по характеру? На какие мысли она вас наводит? Приготовьте листочки, карандаши, фломастеры и попробуйте под музыку отобразить ваши представления об этом персонаже. | Понимание особенности оперного жанра Понятие «либретто» Понятия: «ария» «каватина» | Формирование умения излагать свою точку зрения. Развитие умения глубже понимать смысл произведения. |
6. | Закрепление нового материала Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Ответы: Хор Ответы: Празднично, радостно, торжественно. Слушание хора «Слава великим богам» Участие в коллективном пении, исполнение песни «Сказки гуляют по свету». Делают вывод темы урока. | Ребята, вы очень любите петь вместе. Как называется такой коллектив? Ребята, как вы думаете, как должен прозвучать хор «Слава великим богам»? Сейчас мы с вами послушаем заключительный хор из оперы. Так мы с вами узнали о счастливом окончании оперы-сказки. Завершил эту оперу заключительный хор «Слава великим богам». Вот на этой торжественной ноте мы и завершим свое сегодняшнее путешествие в оперу. Назовите и исполните песню, где добро превыше всего? -Какую песню уместно сейчас спеть, если сказка будет впереди? | Откроем с вами учебник и обратим внимание на нотную запись хора «Слава великим богам». Хор играет в опере большую роль. Ребята делают нравственный вывод: «Добро побеждает зло». | Учатся воспринимать музыку как образное искусство | Формирование умения анализировать. |
7. | Контролирующее задание Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний | Учащиеся выписывают в тетради понятия «дирижер», «увертюра», «либретто», «ария», «каватина» | Вспомнить важные слова, без которых опера потеряла бы свою особенность | Запись в тетрадь | Закрепление понятий: понятия «дирижер», «увертюра», «либретто», «ария», «каватина» | Умение структурировать знания, контроль и оценка результатов своей деятельности. |
8. | Рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов обучения Цели:соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | Игра на ударных инструментах под «Марш Черномора» | В заключении нашего урока мы с вами попробуем стать артистами оркестра, поможем ему, исполним марш вместе Что больше всего вам понравилось на уроке? Какой вид деятельности? Оцените свою работу, работу своих одноклассников. | Импровизация на ударных инструментах | Закрепление ритма марша | Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность |