Танец в творчестве композиторов
Интегрированный урок музыки и хореографии 4 класс
Цель: Познакомить учащихся с искусством танца в творчестве композиторов – классиков.
Задачи:
образовательная: приобщить учащихся к золотому фонду классической музыки;
воспитательная: учить детей передавать эмоции и чувства через мимику и движения;
развивающая: формировать эстетический вкус средствами музыки и хореографии.
Тип: интегрированный урок.
Вид: комбинированный урок.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: объяснительно – иллюстративный (беседа), демонстрационный.
Межпредметная связь: музыка, хореография.
Оборудование и наглядность: мультимедийный проектор, музыкальный центр, набор слайдов, электронный конспект урока «Танец в творчестве композиторов».
Звуковой ряд: Ф. Шопен «Вальс – минутка», П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», песня Г. Струве «Где музыка берёт начало?», фрагмент видео из балета Л. Делиба «Коппелия»
Танцевальный ряд: фигурный вальс.
Ожидаемый результат: учащиеся осознают взаимосвязь музыкального и танцевального искусства.
Структура урока: 1.Организационный этап. 2.Вводная беседа. 3.Прослушивание. 4.Беседа. 5.Прослушивание. 6.Устная викторина. 7.Исполнение танца. 8.Просмотр фрагмента видео. 9.Устная викторина. 10.Исполнение песни. 11.Подведение итогов урока.
Ход урока:
1. Организационный момент. Вход в класс полонезом. Поклон.
2. Вступление: (учитель музыки).Сегодня у нас необычный урок, поэтому мы его открыли торжественным танцем.
Загадка:
Я к вам едва не опоздал…
Ведь мною открывают балл.
Я польский танец – и давно
Такое имя мне дано. (Полонез)
- Полонез
- Тема нашего урока посвящена «Танцу в творчестве композиторов». А вы знаете, что королевский балл открывался танцем полонез. И именно король с королевой открывали этим танцем свой балл.
- А какие вы ещё знаете старинные танцы?
- Гавот, менуэт, вальс, мазурка и т. д.
- Откуда же к нам пришёл полонез?
Родиной полонеза является Польша. Поэтому полонез – это польский танец – шествие торжественного, величественного характера.
Один из великих композиторов, кто в своём творчестве обращался к танцевальной музыке это Фредерик Шопен – классик польской музыки, композитор, пианист. Не случайно Шопена называют «поэтом фортепиано». Для этого инструмента композитор написал большое количество музыкальный произведений.
Шопен обладал редким мелодическим даром. Композитор сочинил множество танцевальных пьес – мазурки, полонезы, вальсы.
Сейчас мы с вами послушаем один из вальсов Шопена. «Вальс – минутка». Определить характер, темп, чем исполняется.
Откуда к нам пришёл танец вальс?
Сначала под музыку этого танца танцевали в австрийской деревне. На вальс смотрели с высока и пренебрежительно говорили: «ландаль», что означает «деревенщина».
Как грубо его танцуют! Башмаки стучат, женщин подбрасывают, те вскрикивают! Ну, зачем так прыгать? В городе люди ходят важно, плавно, мягко…
Вскоре вальс добрался до главного города Австрии Вены, где его уже называли «лендлер», а потом и вальс. Затем вальс распространился по всей Европе.
Слово «вальцен» означает «крутящийся, вращающийся» - музыка как бы вовлекает, втягивает в водоворот танца.
Раз мы говорим о балете, а что же такое балет?
Балет – это музыкально – хореографическое произведение, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанныемежду собой музыка и танец.
«Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем. Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет ещё существовать, то же семь основных тонов нашей гаммы, в них мелодичных и гармоничных комбинациях, оживляемые ритмом будут всё ещё служить источником новых музыкальных мыслей» - писал П. И. Чайковский.
П. И. Чайковский в своём творчестве обращался к танцу, об этом говорят три балета написанные композитором.
«Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».
Все мы не раз смотрели с вами предновогоднюю сказку писателя Гофмана про «Щелкунчика».
Балет «Щелкунчик», пожалуй, самый известный и любимый в мире русский балет. Балет «Щелкунчик» занимает особое место в творчестве композитора.
(«Вальс цветов» П. И. Чайковский)
В середине музыке в класс входит богиня танца Терпсихора.
Исполняет вальс.
Терпсихора. Нет сил, устоять мне на месте едином,
Всё в танец зовёт меня мой прародитель.
И вам, о друзья, подарить я желаю
Кусочек меня в беспокойстве великом.
Пускай вы не знаете успокоения,
Пускай никогда не стоите на месте
В делах ваших. Пусть лишь наука в движенье
К открытьям стремиться, как я, Терпсихора,
Стремлюсь красотой и подвижностью стана
С музыкой прекрасной вновь в танце кружиться.
Вопрос: Кто такой Щелкунчик, и почему балет так назван? (в честь куклы).
Вопрос: Какой инструмент звучал во вступлении «Вальса цветов»? (арфа).
Вопрос: Какое, настроение передаёт музыка «Вальса цветов»? ( лёгкий, изящный, праздничный).
Вопрос: Какие, виды знаете вальсов? (венский, английский или медленный, фигурный).
(учитель музыки). Сегодня у нас ещё один композитор на уроке. Это Клеман Флибер Лео Делиб – известный французский композитор. Лео Делиб внёс в область балета много благородства, изящества, симфонического интереса.
Призвание принёс композитору его первый балет «Ручей». Затем появляются балеты «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами» и «Сильвия, или Нимфа Дианы» - стали первыми симфоническими балетами.
Балет «Коппелия» был создан на основе новеллы Гофмана «Песочный человек». Один из учеников рассказывает о сюжете балета.
Музыка балетов Лео Делиба наделена яркими народными интонациями. В балете «Коппелия» использована не только французская мелодика и ритмика, но и польская (мазурка, краковяк), венгерская (чардаш).
Мы сейчас посмотрим фрагмент из балета «Коппелия», мазурка.
Мазурка – польский народный танец.
Название произошло от жителей Мазовии – мазуров, у которых впервые появился этот танец. В ХIХ веке мазурка получила распространение как бальный танец в странах Европы.
Просмотр фрагмента из балета «Коппелия», мазурка.
под музыку входит богиня музыки и мелодии Евтерпа.
Евтерпа: Я здесь. И мелодия – вечный и верный мой спутник.
Меня вы, о отроки, слышали часто, быть может,
Но имя Евтерпа не так вам знакома и близка.
Дарю вам сегодня отрез я музыки на платье.
Разгадывание: «Цветика–семицветика» (вопросы по данной теме урока).
Вопрос 1: Кого из композиторов называют «поэтом – фортепиано»? (Фредерик Шопен)
Вопрос 2: Как называется музыкально-хореографическое произведение (балет)
Вопрос 3: Французский композитор, создавший балет «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами»? (Клеман Флибер Лео Делиб)
Вопрос 4: Польский танец-шествие? (полонез)
Вопрос 5: Какой польский танец звучит в балете «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами»? (мазурка)
Вопрос 6: Каким танцем открывалсякоролевский бал? (полонез)
Вопрос 7: Под музыку какого танца танцевали в австрийской деревне? (вальс)
Евтерпа: Пусть в вашем нелегком и долгом ученье
Всегда будет место лирической, чувственной песне!
В заключении урока исполнение песни всем классом «Где музыка берет начало» (сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылова)
3. Итог урока.