kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Танец в творчестве композиторов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Танец в творчестве композиторов

Интегрированный урок музыки и хореографии 4 класс

Цель: Познакомить учащихся с искусством танца в творчестве композиторов – классиков.

Задачи:

образовательная: приобщить учащихся к золотому фонду классической музыки;

воспитательная: учить детей передавать эмоции и чувства через мимику и движения;

развивающая: формировать эстетический вкус средствами музыки и хореографии.

Тип: интегрированный урок.

Вид: комбинированный урок.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: объяснительно – иллюстративный (беседа), демонстрационный.

Межпредметная связь: музыка, хореография.

Оборудование и наглядность: мультимедийный проектор, музыкальный центр, набор слайдов, электронный конспект урока «Танец в творчестве композиторов».

Звуковой ряд: Ф. Шопен «Вальс – минутка», П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», песня Г. Струве «Где музыка берёт начало?», фрагмент видео из балета Л. Делиба «Коппелия»

Танцевальный ряд: фигурный вальс.

Ожидаемый результат: учащиеся осознают взаимосвязь музыкального и танцевального искусства.

Структура урока: 1.Организационный этап. 2.Вводная беседа. 3.Прослушивание. 4.Беседа. 5.Прослушивание. 6.Устная викторина. 7.Исполнение танца. 8.Просмотр фрагмента видео. 9.Устная викторина. 10.Исполнение песни. 11.Подведение итогов урока.

Ход урока:

1. Организационный момент. Вход в класс полонезом. Поклон.

2. Вступление: (учитель музыки).Сегодня у нас необычный урок, поэтому мы его открыли торжественным танцем.

Загадка:

Я к вам едва не опоздал…

Ведь мною открывают балл.

Я польский танец – и давно

Такое имя мне дано. (Полонез)

- Полонез

- Тема нашего урока посвящена «Танцу в творчестве композиторов». А вы знаете, что королевский балл открывался танцем полонез. И именно король с королевой открывали этим танцем свой балл.

- А какие вы ещё знаете старинные танцы?

- Гавот, менуэт, вальс, мазурка и т. д.

- Откуда же к нам пришёл полонез?

Родиной полонеза является Польша. Поэтому полонез – это польский танец – шествие торжественного, величественного характера.

Один из великих композиторов, кто в своём творчестве обращался к танцевальной музыке это Фредерик Шопен – классик польской музыки, композитор, пианист. Не случайно Шопена называют «поэтом фортепиано». Для этого инструмента композитор написал большое количество музыкальный произведений.

Шопен обладал редким мелодическим даром. Композитор сочинил множество танцевальных пьес – мазурки, полонезы, вальсы.

Сейчас мы с вами послушаем один из вальсов Шопена. «Вальс – минутка». Определить характер, темп, чем исполняется.

Откуда к нам пришёл танец вальс?

Сначала под музыку этого танца танцевали в австрийской деревне. На вальс смотрели с высока и пренебрежительно говорили: «ландаль», что означает «деревенщина».

Как грубо его танцуют! Башмаки стучат, женщин подбрасывают, те вскрикивают! Ну, зачем так прыгать? В городе люди ходят важно, плавно, мягко…

Вскоре вальс добрался до главного города Австрии Вены, где его уже называли «лендлер», а потом и вальс. Затем вальс распространился по всей Европе.

Слово «вальцен» означает «крутящийся, вращающийся» - музыка как бы вовлекает, втягивает в водоворот танца.

         Раз мы говорим о балете, а что же такое балет?

         Балет – это музыкально – хореографическое произведение, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанныемежду собой музыка и танец.

       «Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем. Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет ещё существовать, то же семь основных тонов нашей гаммы, в них мелодичных и гармоничных комбинациях, оживляемые ритмом будут всё ещё служить источником новых музыкальных мыслей» - писал П. И. Чайковский.        

         П. И. Чайковский в своём творчестве обращался к танцу, об этом говорят три балета написанные композитором.

         «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».       

         Все мы не раз смотрели с вами предновогоднюю сказку писателя Гофмана про «Щелкунчика».

         Балет «Щелкунчик», пожалуй, самый известный и любимый в мире русский балет.  Балет «Щелкунчик» занимает особое место в творчестве композитора.

         («Вальс цветов» П. И. Чайковский)

В середине музыке в класс входит богиня танца Терпсихора.

Исполняет вальс.

Терпсихора.      Нет сил, устоять мне на месте едином,

                            Всё в танец зовёт меня мой прародитель.

                            И вам, о друзья, подарить я желаю

                            Кусочек меня в беспокойстве великом.

                            Пускай вы не знаете успокоения,

                            Пускай никогда не стоите на месте

                            В делах ваших. Пусть лишь наука в движенье

                            К открытьям стремиться, как я, Терпсихора,

                            Стремлюсь красотой и подвижностью стана

                            С музыкой прекрасной вновь в танце кружиться.

         Вопрос: Кто такой Щелкунчик, и почему балет так назван? (в честь куклы).

         Вопрос: Какой инструмент звучал во вступлении «Вальса цветов»? (арфа).

         Вопрос: Какое, настроение передаёт музыка «Вальса цветов»? ( лёгкий, изящный, праздничный).

         Вопрос: Какие, виды знаете вальсов? (венский, английский или медленный, фигурный).

        (учитель музыки). Сегодня у нас ещё один композитор на уроке. Это Клеман Флибер Лео Делиб – известный французский композитор. Лео Делиб внёс в область балета много благородства, изящества, симфонического интереса.

         Призвание принёс композитору его первый балет «Ручей». Затем появляются балеты «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами» и «Сильвия, или Нимфа Дианы» - стали первыми симфоническими балетами.

         Балет «Коппелия» был создан на основе новеллы Гофмана «Песочный человек». Один из учеников рассказывает о сюжете балета.

     Музыка балетов Лео Делиба наделена яркими народными интонациями. В балете «Коппелия» использована не только французская мелодика и ритмика, но и польская (мазурка, краковяк), венгерская (чардаш).

         Мы сейчас посмотрим фрагмент из балета «Коппелия», мазурка.

         Мазурка – польский народный танец.

         Название произошло от жителей Мазовии – мазуров, у которых впервые появился этот танец. В ХIХ веке мазурка получила распространение как бальный танец в странах Европы.

Просмотр фрагмента из балета «Коппелия», мазурка.

         под музыку входит богиня музыки и мелодии Евтерпа.

Евтерпа:   Я здесь. И мелодия – вечный и верный мой спутник.

                   Меня вы, о отроки, слышали часто, быть может,

                   Но имя Евтерпа не так вам знакома и близка.

                   Дарю вам сегодня отрез я музыки на платье.

Разгадывание: «Цветика–семицветика» (вопросы по данной теме урока).

         Вопрос 1: Кого из композиторов называют «поэтом – фортепиано»? (Фредерик Шопен)

         Вопрос 2: Как называется музыкально-хореографическое произведение (балет)

         Вопрос 3: Французский композитор, создавший балет «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами»? (Клеман Флибер Лео Делиб)

         Вопрос 4: Польский танец-шествие? (полонез)

         Вопрос 5: Какой польский танец звучит в балете «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами»? (мазурка)

         Вопрос 6: Каким танцем открывалсякоролевский бал? (полонез)

         Вопрос 7: Под музыку какого танца танцевали в австрийской деревне? (вальс)

Евтерпа:   Пусть в вашем нелегком и долгом ученье

                   Всегда будет место лирической, чувственной песне!

         В заключении урока исполнение песни всем классом «Где музыка берет начало» (сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылова)

         3. Итог урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Танец в творчестве композиторов»

Танец в творчестве композиторов

Интегрированный урок музыки и хореографии 4 класс


Трифонова Ирина Анатольевна

учитель музыки

ГУ «Средней школы №1»

Акмолинская обл., г. Кокшетау.

12.02.2018


Цель: Познакомить учащихся с искусством танца в творчестве композиторов – классиков.

Задачи:

образовательная: приобщить учащихся к золотому фонду классической музыки;

воспитательная: учить детей передавать эмоции и чувства через мимику и движения;

развивающая: формировать эстетический вкус средствами музыки и хореографии.

Тип: интегрированный урок.

Вид: комбинированный урок.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: объяснительно – иллюстративный (беседа), демонстрационный.

Межпредметная связь: музыка, хореография.

Оборудование и наглядность: мультимедийный проектор, музыкальный центр, набор слайдов, электронный конспект урока «Танец в творчестве композиторов».

Звуковой ряд: Ф. Шопен «Вальс – минутка», П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», песня Г. Струве «Где музыка берёт начало?», фрагмент видео из балета Л. Делиба «Коппелия»

Танцевальный ряд: фигурный вальс.

Ожидаемый результат: учащиеся осознают взаимосвязь музыкального и танцевального искусства.

Структура урока: 1.Организационный этап. 2.Вводная беседа. 3.Прослушивание. 4.Беседа. 5.Прослушивание. 6.Устная викторина. 7.Исполнение танца. 8.Просмотр фрагмента видео. 9.Устная викторина. 10.Исполнение песни. 11.Подведение итогов урока.

Ход урока:

1. Организационный момент. Вход в класс полонезом. Поклон.

2. Вступление: (учитель музыки).Сегодня у нас необычный урок, поэтому мы его открыли торжественным танцем.

Загадка:

Я к вам едва не опоздал…

Ведь мною открывают балл.

Я польский танец – и давно

Такое имя мне дано. (Полонез)

- Полонез

- Потому что тема сегодняшнего урока посвящена «Танцу в творчестве композиторов». В первом классе мы с вами знакомились со старинными танцами. И знаем, что королевский балл открывался танцем полонезом. И именно король с королевой открывали этим танцем свой балл.

- А какие вы ещё знаете старинные танцы?

- Гавот, менуэт, вальс, мазурка и т. д.

- Откуда же к нам пришёл полонез?

Родиной полонеза является Польша. Поэтому полонез – это польский танец – шествие торжественного, величественного характера.

Вот предыстория этого танца: в 1547 году в старой польской столице Кракове проходила церемония вступления на престол короля Генриха III Анжуйского, так вот бал в его честь был открыт этим танцем. Поражённые французы назвали этот танец полонез.

Один из великих композиторов, кто в своём творчестве обращался к танцевальной музыке это Фредерик Шопен – классик польской музыки, композитор, пианист. Не случайно Шопена называют «поэтом фортепиано». Для этого инструмента композитор написал большое количество музыкальный произведений.

Одно из замечательный свойств музыки Шопена – её доходчивость. Она словно бы идёт от «сердца к сердцу».

Шопен обладал редким мелодическим даром. Композитор сочинил множество танцевальных пьес – мазурки, полонезы, вальсы.

Рассказывают, что Шопена однажды спросили, каким словом можно определить основное настроение его музыки. Композитор ответил, что в его родном польском языке есть слово – это «жаль».

По словам Листа, слово «жаль» окрашивает все творения Шопена, то в серебристые, то в огненно–пылающие тона.

Сейчас мы с вами послушаем один из вальсов Шопена. «Вальс – минутка». Определить характер, темп, чем исполняется.

Откуда к нам пришёл танец вальс?

Сначала под музыку этого танца танцевали в австрийской деревне. На вальс смотрели с высока и пренебрежительно говорили: «ландаль», что означает «деревенщина».

Как грубо его танцуют! Башмаки стучат, женщин подбрасывают, те вскрикивают! Ну, зачем так прыгать? В городе люди ходят важно, плавно, мягко…

Вскоре вальс добрался до главного города Австрии Вены, где его уже называли «лендлер», а потом и вальс. Затем вальс распространился по всей Европе.

Слово «вальцен» означает «крутящийся, вращающийся» - музыка как бы вовлекает, втягивает в водоворот танца.

(учитель музыки). Не все знают, что существует балет «Шопениана». Это хореографический спектакль, в котором отсутствует сюжет. Композиция выстраивается по принципу чередования контрастных номеров. Основой балета является прекрасная музыка Шопена, позволяющая помечтать о вечных человеческих ценностях,о счастье и любви. Основное внимание балетмейстера здесь сосредоточено на передаче различных нюансов чувств и переживаний.

«Шопениана» - гениальное творение хореографа Михаила Фокина. В возрасте 26 лет он поставил номер для благотворительного представления балета, представленный 10 февраля 1907 года, мы бы наверняка не нашли в нём ни малейшего намёка на присутствие Шопена. Именно в романтическом мировосприятии он смог найти свой, понятный лишь ему самому образец возвышенности и поэтичности. Будучи воодушевлённый выступлениями талантливейших танцовщиц ХХ века и не менее одарённой Анны Павловой, он попрошествии года сотворил новую вариацию своей «Шопенианы». Впервые номер увидел свет 8 марта 1908 года в Мариинском театре. Со времён постановки балета «Шопенианы» прозрачный тюник в балетном просторечии именуется «шопеновской пачкой».

(Ученица)

После показа

Давно…

Когда я играла Шопена

и музыка,

струясь из-под пальцев

потоком и нежным, и страстным,

в душе замирало с восхищением,

та явь рождала снов туманность.

Мне чудилось…

Сильфид аморфных скольжение в танце,

Воздушность кружения в вальсе…

Сны были полны восторгом

и радостью непрестанной,

как от балета… «Шопениана».

Вера Аношина

Раз мы говорим о балете, а что же такое балет?

Балет – это музыкально – хореографическое произведение, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанныемежду собой музыка и танец.

Чаще всего в основе балета, лежит какой - то сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немало важную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего.

«Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем. Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет ещё существовать, то же семь основных тонов нашей гаммы, в них мелодичных и гармоничных комбинациях, оживляемые ритмом будут всё ещё служить источником новых музыкальных мыслей» - писал П. И. Чайковский.

С творчеством П. И. Чайковского мы с вами уже немного знакомились на уроке музыке. И знаем, что П. И.Чайковский написал две оперы на сюжет великого русского поэта А. С. Пушкина.

Что это за оперы?

«Евгений Онегин», «Пиковая дама».

Композитор писал о Пушкине, что он «Силой гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер стихотворства в бесконечную область музыки в форме стиха, в его звуковой последовательности есть что – то проникающие в самую глубь души. Это что – то и есть музыка».

П. И. Чайковский в своём творчестве обращался к танцу, об этом говорят три балета написанные композитором.

«Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».

Как вы думаете, из какого балета эти фотографии?

Из балета «Щелкунчик».

Все мы не раз смотрели с вами предновогоднюю сказку писателя Гофмана про «Щелкунчика».

Балет «Щелкунчик», пожалуй, самый известный и любимый в мире русский балет. Написанный великим композитором П. И. Чайковским и поставленный ещё в ХIХ веке прославленным балетмейстером Мариусом Петипа. Балет «Щелкунчик» занимает особое место в творчестве композитора. Тема детства и смерти, красоты, нравственного подвига и предательства – вот основные образы музыки П. И. Чайковского.

(«Вальс цветов» П. И. Чайковский)

В середине музыке в класс входит богиня танца Терпсихора.

Исполняет вальс.

Терпсихора. Нет сил, устоять мне на месте едином,

Всё в танец зовёт меня мой прародитель.

И вам, о друзья, подарить я желаю

Кусочек меня в беспокойстве великом.

Пускай вы не знаете успокоения,

Пускай никогда не стоите на месте

В делах ваших. Пусть лишь наука в движенье

К открытьям стремиться, как я, Терпсихора,

Стремлюсь красотой и подвижностью стана

С музыкой прекрасной вновь в танце кружиться.

Вопрос: Кто такой Щелкунчик, и почему балет так назван? (в честь куклы).

Вопрос: Какой инструмент звучал во вступлении «Вальса цветов»? (арфа).

Вопрос: Какое, настроение передаёт музыка «Вальса цветов»? ( лёгкий, изящный, праздничный).

Вопрос: Какие, виды знаете вальсов? (венский, английский или медленный, фигурный).

Ученики исполняют фигурный вальс (три пары).

(учитель музыки). Сегодня у нас ещё один композитор на уроке. Это КлеманФлибер Лео Делиб – известный французский композитор. Лео Делиб внёс в область балета много благородства, изящества, симфонического интереса.

Призвание принёс композитору его первый балет «Ручей». Затем появляются балеты «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами» и «Сильвия, или Нимфа Дианы» - стали первыми симфоническими балетами.

Балет «Коппелия» был создан на основе новеллы Гофмана «Песочный человек». Один из учеников рассказывает о сюжете балета.

«Коппелия» краткое содержание спектакля.

Действие происходит в маленьком городке в Галиции. Молодая девушка Сванильда ревнует своего жениха к таинственной незнакомке, которая каждое утро появляется в окне дома на против. Она тайком с подружками проникает в мастерскую старого Коппелиуса. Обнаружив, что её соперница всего лишь заводная кукла, Сванильда переодевается в её платье и изобличает Франсуа в мнимой неверности. К счастью, все заканчивается примирением влюблённых и всеобщим праздником.

(учитель музыки). Критику того времени Гансалику принадлежит высказывание: «Он может гордиться тем, что первым вразвил драматическое начало в танце и этим превзошел всех своих соперников». Именно балет «Коппелия» принес Л. Делибу европейскую популярность.

Музыка балетов Лео Делиба наделена яркими народными интонациями. В балете «Коппелия» использована не только французская мелодика и ритмика, но и польская (мазурка, краковяк), венгерская (чардаш).

(учитель музыки). «Коппелия» увидела свет рампы в 1870 году. В парижской опере (Национальной академии музыки и танца). Её создателем стал Артур Сен-Леон – хореограф, а также танцовщик – виртуоз, знаток танцевального фольклора, композитор и скрипач.

Мы сейчас посмотрим фрагмент из балета «Коппелия», мазурка.

Мазурка – польский народный танец.

Название произошло от жителей Мазовии – мазуров, у которых впервые появился этот танец. В ХIХ веке мазурка получила распространение как бальный танец в странах Европы.

Просмотр фрагмента из балета «Коппелия», мазурка.

(учитель музыки). Делиб оказал влияние на дальнейшее развитие балетного искусства не только во Франции, но и в России. Достижения великого французского мастера нашли продолжение в хореографических сочинениях П.И. Чайковского. Широко известно, как оценил мастерство Делиба «в области балета» П.Чайковский: «Первый балет, в котором музыка составляет не только главное, но и единственный интерес. Что за прелесть, что за изящество, богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое».

под музыку входит богиня музыки и мелодии Евтерпа.

Евтерпа: Я здесь. И мелодия – вечный и верный мой спутник.

Меня вы, о отроки, слышали часто, быть может,

Но имя Евтерпа не так вам знакома и близка.

Дарю вам сегодня отрез я музыки на платье.

Разгадывание: «Цветика–семицветика» (вопросы по данной теме урока).

Вопрос 1: Кого из композиторов называют «поэтом – фортепиано»? (Фредерик Шопен)

Вопрос 2: Как называется музыкально-хореографическое произведение (балет)

Вопрос 3: Французский композитор, создавший балет «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами»? (Клеман Флибер Лео Делиб)

Вопрос 4: Польский танец-шествие? (полонез)

Вопрос 5: Какой польский танец звучит в балете «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами»? (мазурка)

Вопрос 6: Хореограф, который поставил балет «Шопениана»? (Михаил Фокин)

Вопрос 7: Первая исполнительница балета «Шопениана»? (Анна Павлова

Евтерпа: Пусть в вашем нелегком и долгом ученье

Всегда будет место лирической, чувственной песне!

В заключении урока исполнение песни всем классом «Где музыка берет начало» (сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылова)

3. Итог урока.

4. Поклон.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Танец в творчестве композиторов

Автор: Трифонова Ирина Анатольевна

Дата: 15.05.2019

Номер свидетельства: 510423

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Танец в творчестве композиторов "
    ["seo_title"] => string(36) "taniets-v-tvorchiestvie-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "164409"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422633872"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Разработка урока музыки в 4 классе "Итальянская музыка в творчестве  композиторов". "
    ["seo_title"] => string(85) "razrabotka-uroka-muzyki-v-4-klassie-ital-ianskaia-muzyka-v-tvorchiestvie-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "120950"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413827160"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Музыкальная гостиная   «Петр Ильич Чайковский –  великий русский композитор» "
    ["seo_title"] => string(76) "muzykal-naia-ghostinaia-pietr-il-ich-chaikovskii-vielikii-russkii-kompozitor"
    ["file_id"] => string(6) "214164"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432224439"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока музыки на тему "Времена года в творчестве композиторов разных эпох" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-muzyki-na-tiemu-vriemiena-ghoda-v-tvorchiestvie-kompozitorov-raznykh-epokh"
    ["file_id"] => string(6) "118680"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413213332"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) ",,Работа над стилистическими особенностями композиторов различных жанров,,"
    ["seo_title"] => string(75) "rabota_nad_stilisticheskimi_osobennostiami_kompozitorov_razlichnykh_zhanrov"
    ["file_id"] => string(6) "573314"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1613466601"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства