,,Работа над стилистическими особенностями композиторов различных жанров,,
,,Работа над стилистическими особенностями композиторов различных жанров,,
Тема урока:,,Работа над стилистическими особенностями композиторов различных жанров и эпох в классе фортепиано,,.
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством композиторов 17, 20 веков,выявить характерные стилистические особенности музыкального языка композиторов.
Задачи:
Образовательная: становление стилистически верного и содержательного исполнения музыкальных произведений.
Воспитательная: воспитание чувства меры и стиля.
Развивающая: развитие гармонического слуха, музыкальной памяти, творческой инициативы учащихся.
Форма урока: практическое занятие.
План урока:
1. Вступительное слово: Что такое музыкальная стилистика? Этапы развития музыкального искусства на протяжении его существования.
2. Работа над стилистическими особенностями в произведениях композиторов:
И. С. Бах,,Шутка,, из оркестровой сюиты си минор
В. А. Моцарт,,Легкая соната,,
П. И. Чайковский,,Танец маленьких лебедей,,
Д. Б. Кабалевский,,Токкатина,,
Д. Мацуцин,,Балхадиша,,
3. Итог урока
ДОМАШНЕЕЕ ЗАДАНИЕ: проверка тестов по одному заданию. Решение ребусов.
Итог урока: Сегодня мы постарались рассмотреть линию развития музыкального стиля на протяжении всей истории музыкального искусства. Понятие и понимание стиля композитора и есть основа моих уроков. Помимо звучания текста, Я уделяю внимание раскрытию композиторского замысла. Перед своими пианистами я ставлю задачу : добиваться в своей игре интонационной яркости, оттачивать технику. Эти знания и умения помогут ученикам стать настоящими профессиональными музыкантами.
ДОМАШНЕЕЕ ЗАДАНИЕ: проверка тестов по одному заданию. Решение ребусов.
Итог урока: Сегодня мы постарались рассмотреть линию развития музыкального стиля на протяжении всей истории музыкального искусства. Понятие и понимание стиля композитора и есть основа моих уроков. Помимо звучания текста, Я уделяю внимание раскрытию композиторского замысла. Перед своими пианистами я ставлю задачу : добиваться в своей игре интонационной яркости, оттачивать технику. Эти знания и умения помогут ученикам стать настоящими профессиональными музыкантами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«,,Работа над стилистическими особенностями композиторов различных жанров,,»
«Коммунальное государственное казенное предприятие «Курчумская детская музыкальная школа»отдела образования по Курчумскому району управления образования Восточно-Казахстанской области»
Разработка открытого урока Тема:,,Работа над стилистическими особенностями композиторов различных жанров,,
Подготовила: преподаватель Герасимова Надежда
Тема урока: ,,Работа над стилистическими особенностями композиторов различных жанров и эпох в классе фортепиано,,.
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством композиторов 17, 20 веков, выявить характерные стилистические особенности музыкального языка композиторов .
Задачи:
Образовательная: становление стилистически верного и содержательного исполнения музыкальных произведений.
Воспитательная: воспитание чувства меры и стиля.
Развивающая: развитие гармонического слуха, музыкальной памяти, творческой инициативы учащихся.
Форма урока: практическое занятие.
План урока:
1. Вступительное слово: Что такое музыкальная стилистика? Этапы развития музыкального искусства на протяжении его существования.
2. Работа над стилистическими особенностями в произведениях композиторов:
И. С. Бах ,,Шутка,, из оркестровой сюиты си минор
В. А. Моцарт ,,Легкая соната,,
П. И. Чайковский ,,Танец маленьких лебедей,,
Д. Б. Кабалевский ,,Токкатина,,
Д. Мацуцин ,,Балхадиша,,
3. Итог урока
Ход урок
Вступительное слово: что такое стиль? О музыкальном стиле рассуждали многие философы: Платон, Аристотель, Гете, Ломоносов и другие, которые изучали стиль как явление. Из всех рассуждений верно одно: музыкальный стиль это индивидуальность композитора,особенность его музыкального языка. Это веяние эпохи, и история того времени. Ведь каждый человек рождается, растет, воспитывается в определенной среде. И в этой среде, в той эпохе свои законы, правила, жизненные устои. У человека который живет по этим правилам, формируется соответствующее его эпохе отношение к жизни. А если этот человек композитор, то он самовыражается в своей музыке так, как диктует ему эпоха. Так, одноголосие сменилось многоголосным пением, (полифонией), а примитивный клавесин усовершенствовали до фортепиано, сейчас уже синтезаторы и цифровые пианино стали необходимостью в каждой музыкальной школе. Итак, мы сегодня попробуем разобрать стилевые особенности композиторов.
К нам пришел путешественник, Давайте узнаем, что его интересует?
Путешественник: В начале 18 века я побывал в церкви Святого Фомы и услышал игру самого Баха ! Продолжая путешествия я увидел, что люди, не смотря на перемены , продолжают слушать его музыку, учатся у него.
Мне бы хотелось понять : как вы, дети 21 века, помните , цените его искусство, несмотря на то, что он создана более 250 лет тому назад:
Учитель: Давайте посмотрим на портрет композитора и ответим на вопрос: в каком стиле преимущественно работал Иоганн Себастьян Бах ? Что такое ,,полифония,,?
Предлагаю вашему вниманию произведение И. С. Баха ,,Шутка,, а капелла , в исполнении хора Турецкого Что такое : ,,а капелла,,?
Ученики
Учитель: А сейчас послушаем интерпретацию этого же произведения : фортепианный ансамбль ,,Шутка,, И. С. Баха. Слушайте и смотрите слайды с изображением страны, подарившей миру Великого композитора.(Исполнение ансамбля).Дайте характеристику по произведения по интонации и темпу.
Ученик.
Учитель: в чем отличие предложенных исполнений?
Ученики делают анализ.
Учитель: как вы думаете, что повлияло на такое преобразование ,,Шутки,,?
Учитель: Тема Иоганн Себастьян Бах это огромный труд и невозможно объять необъятное. Но мы постарались выделить то, что важно и что должны знать как учителя, так и ученики музыкальных школ.
Ученик: В конце 18 века , в Австрии , неподалеку от Германии один маленький вундеркинд покорил местную публику своей виртуозной игрой, прожил он очень мало, а написал так много и в основном произведения крупной формы. Кто это ?
Учитель: как же нашим ученика не знать Великого Моцарта !Классика, автора множества сонатин, опер, сонат. На смену полифоническому произведению пришел сольный, концертный жанр. Плавность ритмики, прозрачность звучания, мелодичность основной стиль венских музыкантов той эпохи Гайдна, Бетховена, Моцарта.
Расскажите, что такое соната, сколько в ней частей, какая часть самая медленная, в какой форме пишется 1 часть, основные разделы сонатного аллегро?
Учитель: итог по теме 18 века: Эпоха венских классиков, их плоды творчества: концерты, симфонии, сонаты, являются фундаментом концертной программы не только у знаменитых пианистов, но и у учеников ДМШ.
Учитель: мы подошли к 19 веку. Смотрим слайд с изображением Москвы,. В центре Москвы, коммерсант Юргенсон открыл первую в Росси нотопечатную фабрику. В театрах Москвы в это время ставят знаменитые оперы и балеты Чайковского. Это ,,Лебединое озеро,, ,, Сказка о царе Салтане,, опера ,, Евгений Онегин,, и множество других произведений Петра Ильича Чайковского.
Учитель: Да, это великий Русский композитор Петр Ильич Чайковский. Автор более 80 различных произведений, значительная часть которых написана именно для учащихся Детских музыкальных школ.
В его музыке явные черты русской музыкальной культуры: Распевная мелодичность, тонкая лирика, широта души, интеллигентность. Музыка к балету ,,Лебединое озеро,, ярко отображает стиль автора.
На уроке прозвучит ансамблевое исполнение популярного фрагмента из балета ,,Лебединое озеро,, ,,танец маленьких лебедей,, в исполнении учениц
Класса фортепиано.
Звучит ансамбль.
Ученики делают исполнительский анализ произведения.
Учитель(итоги по ансамблевой игре): В ансамбле два ученика самостоятельно ведут мелодию, одновременно слушая гармонию , в целом получают возможность производить многоголосие. Ансамбль дисциплинирует ритмику, развивает технику, приносит радость от совместного творчества.
Ученик: Яркий представитель 20 века музыкант, педагог, просветитель Дмитрий Борисович Кабалевский. В советское время он внес свой вклад в развитие композиторского искусства. Кабалевский разработал и внедрил свою программу по изучению предмета ,3Пение,, в общеобразовательных школах. Написал несколько сборников песен для детей и юношества. Кабалевским написаны пьесы для учащихся музыкальных школ.
Учитель: В исполнении учеика класса фортепиано прозвучит ,,Токкатина,, Д.Б.Кабалевского.
Учитель: Краткий исполнительский анализ данного произведения: определить жанр, Дать характеристику, разбор произведения, изучение нотного текста.
Мы познакомились с композитором 19 века и определили стиль его музыки.
Ученик: Наш урок по разнообразию стилей и жанров хочется завершить произведением казахской народной музыки.
Исполняет пьесу Мацуцина ,,Балхадиша,, Исполнительский анализ.
ДОМАШНЕЕЕ ЗАДАНИЕ: проверка тестов по одному заданию. Решение ребусов.
Итог урока: Сегодня мы постарались рассмотреть линию развития музыкального стиля на протяжении всей истории музыкального искусства. Понятие и понимание стиля композитора и есть основа моих уроков. Помимо звучания текста, Я уделяю внимание раскрытию композиторского замысла. Перед своими пианистами я ставлю задачу : добиваться в своей игре интонационной яркости, оттачивать технику. Эти знания и умения помогут ученикам стать настоящими профессиональными музыкантами.