Просмотр содержимого документа
«"Сыграй гармонь" »
Открытый урок: «Сыграй гармонь»
Тема урока; Сыграй гармонь.
Учебно – воспитательные задачи:
Образовательные: Познакомить учащихся с рус. нар. инструментом - гармонь.
Разучить песню «Гармошка - говорушечка» - З.Роот.
Развивающие: Развивать звуко - высотный, тембровый слух и музыкальную память.
Воспитательные: воспитывать духовно и эстетически развитую личность, устойчивый интерес к предмету, уважение к русской музыкальной культуре.
Оборудование: Музыкальный центр, синтезатор, флешка, аккордеон, гармонь, баян, магнитная доска, карточки с заданием, текст песни. Гармошки со смайликами.
Ход урока.
1-часть:
1-Орг.момент.
Учащиеся входят в класс под русс. нар. музыку - хороводным шагом и становятся к своим стульям.(00-Пораня)
Приветствие: распевка - «Салем – Неллоу»
Садятся.
2-Актуализация:
А) Назовите группы инструментов, которые вы знаете?
Б) Работа по карточкам. (На каждую парту.)-групповая работа.
Распределить и показать стрелкой, к какой группе принадлежат инструменты.
В) Какая музыка звучала , когда вы входили в класс?
Г)В исполнении какого инструмента звучало произведение?
-Посмотрите внимательно на инструмент, который стоит на сцене. Как вы думаете, с каким инструментом мы сегодня будем знакомиться?
3) Новая тема:
Правильно ребята, давайте прочитаем все вместе тему нашего урока. (открыть тему урока на доске)
-Сыграй гармонь!
Сейчас я познакомлю вас с этим инструментом.
Гармонь – это духовой, язычковый инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Когда родилась гармонь? В истории существует доказательства исследователей, что впервые гармонь появилась в250 лет назад в Санкт-Петербурге в России, благодаря стараниям органного мастера Франтишика Киршника. Он придумал новый способ извлечения звука при помощи металлического язычка колеблющегося под действием потока воздуха.
В процессе времени гармонь очень понравилась и стала распространяться среди русского народа. Появилось множество разновидностей гармони, благодаря народным умельцам она изменялась, добавлялись ряды кнопочек, на каждой клавиатуре, от маленькой однорядной до большой многорядной на каждой клавиатуре.
В зависимости от той местности, где усовершенствовали гармонь ее так и называли. В Г.Тула развивалась Тульская гармонь, в других областях «Ливенка», «Вятская», «Тальянка», и самая распространенная в наше время является гармонь под названием «Хромка».
Тульская, Ливенка, Вятская - однорядные гармони.
Русская венка, Хромки -двухрядные.
А сейчас давайте посмотрим, как выглядят гармони разных районов России.
Просмотр фото.
Но не только у русского народа была распространена, гармонь и у казахского народа музыканты участвовали в айтысах, аккомпанируя себе на гармони.
Чем удобна была гармонь? Не тяжелая, ее можно было взять куда угодно, идти по дороге и играть , а те кто шли рядом пели песни, приплясывали, пели частушки, отдыхали после трудового дня.
И если вы смотрите теле передачу « Играй гармонь», то видите, как любима народом гармонь.
Она и поплачет и погрустит, в час веселья веселит, а если к ней присоединится балалайка, то веселью нет конца.
В г.Усть – Каменогорске в этом году в этно – деревне, музее заповеднике прошел третий областной фестиваль инструментального народного творчества «Играй гармонь. Звени домбра».
Давайте послушаем, как звучит гармонь:
№01-левинская гармонь
№2-саратовская гармонь.
На гармони не закончилось развитие этого инструмента, позже появились более усовершенствованные это баян и аккордеон.
У баяна больше рядов на каждой клавиатуре, более мощное звучание.
Он схож с аккордеоном левой клавиатурой, а правая клавиатура аккордеона точь в точь как у фортепиано.
Давайте послушаем, как звучит баян и аккордеон.
А) №03 -баян
Б) №-04 -аккордеон
Понравилось вам звучание этих инструментов?
Первичное закрепление:
А сейчас отгадайте загадки.
Он вздохнет и развернется,
И по деревне вдоль, пройдется.
И соберется в круг народ,
Что хочешь, спляшет и споет!
(гармонь)
Он по виду брат баяна,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Что же это…..
(аккордеон).
Ящик на коленях пляшет,
То поет , то громко плачет.
(гармонь)
Я моложе и мощней,
Льются мои звуки.
Но с гармошкой побратим,
Из народа вышел.
Любую грусть я разгоню,
Очень важно запою..
Не сердит и не буян..
Я веселый брат………
(баян)
А сейчас музыкальная загадка. Внимательно послушайте и скажите, какой инструмент звучит?
А) № -05 -аккордеон
Б) № -06 -баян
В) № -07 -гармонь
Молодцы! Надеюсь, вы надолго запомните инструменты, с которыми сегодня познакомились.
2 – часть урока.
И сейчас мы переходим к второму этапу нашего урока - пению.
1) -Прошу сесть вас правильно. И приготовиться к распевке.
А) « Как у бабушки Наташи» - с движением.
Б) «Эхо»
В) Ритмическая разминка.-3 разных - ритма (хлопки в ладоши, повторение)
2) –Разучивание:
- Сегодня я предлагаю вам разучить песню «Гормошечка - говорушечка»