Просмотр содержимого документа
«"Специальное здание для органа"»
План-конспект урока
2 класс. 3.02.17
Тема четверти: «Посещение концертных залов».
Тема урока: «Специальное здание для органа»
Цель урока: Познакомить учащихся с музыкальным инструментом орган.
Задачи:
Образовательная: научить учащихся отличать на слух музыкальный инструмент орган, познакомить с примерами концертных залов для органа.
Воспитательная: воспитывать культуру слушания музыки, восприятия музыкальных произведений.
Развивающая: развивать интерес к классической музыке, развивать вокально-хоровые навыки, навыки ансамблевого пения.
Методы и приемы: беседа, сравнение, анализ, само и взаимо оценивание, слушание, пение.
Оборудование: Компьютер, презентация к уроку, видео и аудио материал.
План урока:
Организационный момент.
Повторение пройденных тем
Изучение новой темы
Слушание музыки
Просмотр видео
Пение песен
Итог урока. Рефлексия.
Ход урока:
Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Музыкальное приветствие «прозвенел звонок – начался урок» (по пяти ступеням звукоряда).
Повторение пройденного материала.
Сегодня мы с вами начинаем новую тему, которая звучит так: «Специальное здание для органа». Но для начала давайте вспомним, по каким концертным залам мы с вами провели наше путешествие. Итак, первым залом, куда мы с вами отправились, был зал театра.
Скажите, пожалуйста, что же такое театр? (ответы детей)
Какие представления проходят в театре?
Какие театры нашего города вы знаете?
Отлично! Молодцы!
Следующим нашим залом был зал филармонии.
Чем отличается филармония от театра?
Какие представления, в отличие от театра, там проходят?
Молодцы, верно!
На прошлом уроке мы с вами познакомились с камерной музыкой.
Как с итальянского переводится слово «Камера»? и что это значит?
Каким по составу может быть камерный ансамбль?
Что такое соло, дуэт, трио и квартет?
Молодцы, ответили на все вопросы!
Сегодня мы с вами познакомимся с таким дивным инструментом, как орган. (запись основных понятий в тетради)
Орган – самый большой музыкальный инструмент, уникальное человеческое творение. В мире нет двух одинаковых органов.
Гигантский орган обладает множеством различных тембров. Это достигается за счет использования сотен металлических труб разного размера, через которые продувают воздух, и трубы начинают гудеть, или «петь». Причем орган позволяет тянуть звук сколь угодно долго с постоянной громкостью.
Трубы расположены горизонтально и вертикально, некоторые подвешены на крюках. В современных органах их число доходит до 30 тысяч! Самые большие трубы имеют высоту свыше 10 м, а самые маленькие – 1 см.
Система управления органом называется кафедрой. Это сложный механизм, которым управляет органист. У органа несколько (от 2 до 7) ручных клавиатур (мануалов), состоящих из клавиш, как на фортепиано. Раньше на органе играли не пальцами, а ударяли кулаками. Есть еще ножная клавиатура или просто педаль, имеющая до 32 клавиш.
Обычно исполнителю помогают один или два ассистента. Они переключают регистры, сочетание которых порождает новый тембр, не похожий на исходный. Орган может заменить целый оркестр, потому что его диапазон превышает диапазон всех инструментов оркестра.
Орган известен с глубокой древности. Создателем органа считается греческий механик Ктесибий, живший в Александрии в 296–228 гг. до н. э. Он изобрел водяной орган – гидравлос
Сейчас чаще всего орган используется на богослужениях. В некоторых церквях и соборах устраивают концерты или органные богослужения. Помимо этого, есть органы, установленные в концертных залах. Самый большой орган в мире находится в американском городе Филадельфия, в универмаге «Маккейз». Его вес составляет 287 т.
Музыку для органа писали многие композиторы, но раскрыл его возможности как виртуоз-исполнитель и создал непревзойденные по глубине произведения как гений-композитор Иоганн Себастьян Бах.
В России органному искусству значительное внимание уделял Михаил Иванович Глинка.
Самостоятельно освоить игру на органе практически невозможно. Это требует большого музыкантского опыта. Обучение на органе начинается в училищах, при наличии навыков игры на фортепиано. Но хорошо овладеть игрой на этом инструменте возможно, продолжив обучение в консерватории.
ЗАГАДКА
Инструмент тот с давних пор
Украшал собой собор.
Украшает и играет,
Весь оркестр заменяет (Орган)
Итак, давайте послушаем, как звучит орган. Слушание музыки И.С.Бах «Токката и фуга ре-минор».
Как вы можете охарактеризовать звучание музыки? (ответы детей).
Теперь давайте посмотрим, как же устроен орган? Просмотр видео «Как делают орган?».
Итак, мы с вами просмотрели, как устроен орган, как он звучит. Скажите, пожалуйста, какие чувства у вас вызывает органная музыка при ее слушании? (ответы детей).
Пение песен.
Песни «Мама» и «Наша бабушка»
Пение хором
Пение отдельно девочек и мальчиков
Работа над фразировкой
Работа над интонацией
Самооценивание и взаимооценивание пения. Дети дают характеристику собственному пению и пению соседа по парте.
Итог урока. Рефлексия.
Сегодня мы познакомились с удивительным инструментом под названием орган.
Скажите, кому из вас понравилась органная музыка и почему?
Что больше всего запомнилось вам на нашем уроке?
Домашнее задание: иллюстрация «Орган в большом зале».