kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мелос казахских народных песен

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мелос казахских народных песен

Занятие в клубе «Юный интерпретатор»

Тема: «Мелос казахских народных песен».

Цель: 1. Проанализировать и сравнить развитие музыкальной культуры казахского народа и европейской музыкальной культуры.

             2. Проанализировать интонационный строй казахских народных песен, чтобы проникнуть в их национальный колорит.

              3. Выявить влияние народных истоков на современную музыку Казахстана.

         План работы: 1.Теоретический материал – знакомство и сравнение        интонационного строя европейской и казахской музыки.   

                                2.Прослушивание и анализирование музыкальных произведений.        

          Из седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о неземном, сверхъестественном происхождении музыки, пения. Она рассказывает о том, что парящая высоко в небе божественная песня, пролетая над великой степью казахов-кочевников, опустилась очень низко, поэтому народ, услышавший её, от природы наделён большим музыкальным даром и способностями. А ещё в народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». Не случайно, наверное, люди пришлые, «со стороны», наблюдавшие за жизнью и бытом казахов в 18-19 веках, не без удивления и восхищения отмечали сильно бросающуюся в глаза способность народа к творчеству, стремительной музыкально-поэтической импровизации, широкую вовлечённость в сферу музицирования всего населения – от младенцев до глубоких старцев.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мелос казахских народных песен»

Мелос казахских народных песен

Занятие в клубе «Юный интерпретатор»


Тема: «Мелос казахских народных песен».

Цель: 1. Проанализировать и сравнить развитие музыкальной культуры казахского народа и европейской музыкальной культуры.

2. Проанализировать интонационный строй казахских народных песен, чтобы проникнуть в их национальный колорит.

3. Выявить влияние народных истоков на современную музыку Казахстана.

План работы: 1.Теоретический материал – знакомство и сравнение интонационного строя европейской и казахской музыки.

2.Прослушивание и анализирование музыкальных произведений.

Из седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о неземном, сверхъестественном происхождении музыки, пения. Она рассказывает о том, что парящая высоко в небе божественная песня, пролетая над великой степью казахов-кочевников, опустилась очень низко, поэтому народ, услышавший её, от природы наделён большим музыкальным даром и способностями. А ещё в народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». Не случайно, наверное, люди пришлые, «со стороны», наблюдавшие за жизнью и бытом казахов в 18-19 веках, не без удивления и восхищения отмечали сильно бросающуюся в глаза способность народа к творчеству, стремительной музыкально-поэтической импровизации, широкую вовлечённость в сферу музицирования всего населения – от младенцев до глубоких старцев.

Музыкальная культура казахского народа – явление специфическое, отличное от европейской культуры.

  • Не сложились специализированные формы концертной музыки. Звучание музыки совмещалось с другими формами социально-значимого общения. В исламском мире музыка – это часть религиозной обрядности, светских форм общения (праздненства, ритуалы гостеприимства).

  • Специфическая система жанров. Тут не было театра, следовательно, оперы и балета, отсутствовала хоровая музыка. В инструментальной музыке высшим по сложности жанром являлась не симфония, а макам.

МАКАМ (араб. - место, положение), один из основных принципов

музицирования в арабской музыке, подразумевающий в каждом случае

определенный тип мелодического и метроритмического развертывания

композиции. Имеет значения: лад, жанр, иногда - название

произведения.

Макам распространен в иранской и турецкой музыке.

  • В казахской музыке свои высшие концептуальные жанры – кюй, жыр, айтыс, лирические песни.

  • Специфичен музыкальный язык – его основа монодия, а не многоголосие.

  • Восточная и европейская музыка познают мир разными способами:

Европейская музыка исследует мир со всей силой человеческой рациональности и отражается в интеллектуальных, рационально организованных композициях.

Восточная музыка культивирует методы эмоционального, медитативного погружения в объекты мира.

  • Соответственно различна культура слушания:

При слушании европейской музыки присутствует момент слежения за логикой композиционного процесса.

При слушании восточной музыки ощущается глубокое медитативное погружение, вплоть до транса; наступает эмоциональное состояние, освобождающее психику от давящего диктата разума.

Инструментальные жанры казахской профессиональной музыки, считая с сочинения А.Затаевичем 15/06/1920 года первой фортепианной пьесы «Ахау Семей», существуют уже более 80 лет. А.Затаевич обрабатывал песни для исполнения на фортепиано, а не для пения с аккомпанементом.

А.В.Затаевич 1869-1936

композитор

В начале 30-х годов, в связи с организацией в Казахстане музыкального училища(1932) и детской музыкальной школы (1934), возникла потребность в национальном педагогическом репертуаре, главным образом для начинающих, так как фортепианные пьесы А.Затаевича предназначались для подготовленных пианистов. Требовалось срочно создать на национальном песенном материале пьесы для фортепиано и скрипки, доступные для учеников музыкальных школ.

Именно песня с её необыкновенным интонационным богатством и узорной ритмикой заставляла удивляться своей красоте всех её собирателей и слушателей в разных странах.

В казахском народном песенном творчестве немало мелодий, сложенных из большого количества элементов-мотивов. Попробуем проанализировать мелос казахских народных песен, чтобы проникнуть в их национальный колорит.


Мелодия слагается из интонаций – мельчайших элементов, обладающих определённой самостоятельностью.

Интонация целостна. Это не сумма нескольких звуков. В интонации звуки имеют соотношение

а) по высоте

А.Исакова 1940-2012

композитор

б) по метрике

в) по ритму

г) по ладовым свойствам.

а) Уже в пределах самой мелкой интонации из 2-х звуков проявляется их высотное соотношение. При одинаковой высоте образуется горизонтальная интонация. Различие по высоте связано с направлением интонации: она может быть восходящей и нисходящей. Активный подъём – это устремление к кульминационной точке мелодического развития, напротив спад, «сникание» характерен для нисходящей интонации. Если в интонации более 2-х звуков, она может быть волнообразной или извилистой (группетто-образной).

б,в) метроритм. Интонация может иметь ямбическую метрику (переход от слабого момента звучания к более сильному), и хореическую (переход от сильного момента звучания к более слабому).

Интонация может иметь моноритмическое строение и полиритмическое строение (пунктир, синкопа и т.д.).

г) В корне различны интонации и по ладовым свойствам их звуков. Устойчивая (тоническая) интонация воспринимается совершенно иначе, чем неустойчивая. Интонация, направленная к устойчивому звуку воспринимается как результативная, завершённая. Движение же к неустойчивому звуку служит основным импульсом развития.

Все рассмотренные интонации – горизонтальная, поступенная, аккордовая по очертаниям, метрикой и ладовым свойствам – присущи мелосу любой музыкальной культуры, их можно считать межстилевыми, межнациональными, наконец, всеобщими.

Но в мелосе некоторых народов, в том числе и казахского бытуют интонации, значимость которых позволяет отнести их к стилистически (национально) характерным.

В первую очередь это относится к специфическим интонациям из трёх звуков в диапазоне чистой кварты и чистой квинты, получившим общеизвестное название трихордные попевки. Эти попевки характеризуются наличием секунды в верхней или нижней части, (например, ре-фа-соль, ре-ми-соль, ре-соль-ля, ре-ми-ля).

Для интонационного строя казахского народного мелоса характерно, что трихордные попевки сплетаясь и накладываясь, дают выразительные обороты: например, когда терция находится в окружении секунд (соль-ля-до-ре); или когда в попевку привносится ладовая дифференциация – мажорный или минорный ладовый оттенок. Музыкальные примеры: обработки казахских народных песен А.П.Исаковой «Гаку», «Гайни», «Акдарига», «Камажай».

Группетто можно по существу считать основной закономерностью всякого мелодического развития, но в казахском мелосе, оно занимает особое место, так как очень часто выполняет роль симметричного обрамления всей мелодической линии: группетто-образному началу нередко соответствует его зеркальное отражение. Музыкальный пример: казахская народная песня «Ботагоз», обработка Е.Брусиловского.

Для казахского народного мелоса, значительно больше, чем для других национальных культур, характерны «сдвиги» метроритма, когда ритмически активная часть интонации начинается не со слабого (затактного) момента, а с сильного в долю. Музыкальный пример: казахская народная песня «Бесiк жыры», обработка Ерзаковича; А.Моцарт «Рондо» из Сонаты a-moll, Л.Бетховен Соната g-moll.

Обратим внимание на обработку казахской народной песни А.Исаковой «Гаку». Сравнивая в пределах единого художественного образа отдельные построения, нетрудно обнаружить их контрастность. Наиболее ярко контрастирование выступает при сопоставлении двух различных видов метра (4/4 и 3/4), в сопровождении – в смене лада, а иногда и темпа.

Прошло более 80-ти лет с того времени, как зародилась современная инструментальная музыка в Казахстане. Ныне уже можно говорить и о достижениях и о недостатках. Так, следует обратить внимание, что не все фортепианные обработки казахских народных песен были удачными. Зачастую композиторы обладали недостаточными знаниями о выразительных средствах фортепиано, поэтому при попытке воссоздать колорит домбрового звучания, пианистичность пьес явно страдала.

В

Г.Кадырбекова

пианистка

торая половина 20 века – время подъёма казахского фортепианного искусства. Его представители – композиторы, исполнители и педагоги – создали современную национальную фортепианную культуру и самобытный репертуар в этом виде искусства, что явилось важным вкладом в развитие мировой музыкальной культуры. Исторический путь, пройденный казахстанским пианистическим искусством, является интереснейшим объектом исследования. Фортепианное искусство в Казахстане развивалось очень быстро, начав формироваться в 20-х годах ХХ столетия, оно к концу прошлого века уже вступило в эпоху творческой зрелости. Так, У.Р.Джумакова отмечает: «Все, что характеризовало универсальное (общеевропейское) развитие профессионального музыкального искусства до ХХ века, в спрессованном виде реализовалось в современной музыке Казахстана» [1, с. 71]. Эта интенсивность развития связана со многими объективными и субъективными факторами. В эти годы создается целая сеть музыкальных учебных заведений начального и среднего звена, открывается первый музыкальный ВУЗ – Алматинская консерватория. Успешному развитию пианизма в республике способствовало и высокопрофессиональное образование, которое получили наши пианисты, обучаясь в лучших ВУЗах бывшего Советского Союза (Московской, Ленинградской, Свердловской, Минской консерваториях, Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных), стажируясь в Великобритании, Германии, Франции, США.

О высоком уровне фортепианного исполнительства в республике свидетельствуют выдающиеся достижения народных артистов РК, профессоров Г.Кадырбековой и Ж.Аубакировой, успехи молодых пианистов – лауреатов международных конкурсов.

В творчестве композиторов Казахстана во второй половине ХХ века получает интенсивное развитие камерно-инструментальная музыка, в том числе и фортепианная, что, несомненно, связано с достижениями фортепианного исполнительства в республике.


Исполняемая программа:

В исполнении Садовой Е.В. прозвучали произведения:

  1. Ибрай «Гаку» обработка А,Исаковой.

  2. «Гайни» каз.н.песня обработка А.Исаковой.

  3. Рахманинов Прелюдия gis-moll.

  4. Рахманинов Прелюдия g-moll.

  5. Пассакалья Гендель.

  6. Рондо В.А.Моцарт.

  7. Мендыгалиев «Степь».

  8. К

    Ж. Аубакирова

    пианистка

    енес-кюй обработка Брусиловского.

  9. Екi жирен обработка Брусиловского.


В исполнении учащихся прозвучали произведения:

1.Бесiк жыры обр.Зингер исп. Синиязова Айнура.

2. Акдарига обр. А.Исаковой. исп. Сагадиева Асель.

3. Смешной фаготик А.Исакова. Вишняк Тома.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мелос казахских народных песен

Автор: Садова Елена Вячеславовна

Дата: 24.02.2016

Номер свидетельства: 298468

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "« А.Затаевич – собиратель казахской музыки »3  класс "
    ["seo_title"] => string(49) "a-zataievich-sobiratiel-kazakhskoi-muzyki-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "205610"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429945351"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Музыка современных композиторов"
    ["seo_title"] => string(32) "muzykasovriemiennykhkompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "277559"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452935672"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства