| Эпиграф: «Мелодией одной звучат печаль и радость…». А. Блок.
| |
| И. С. Бах, В. Моцарт, Ф. Шуберт, Э. Григ (портреты).
| |
| В. А. Моцарт (портрет). Текст:Вольфганг Амадей Моцарт, австрийский композитор, капельмейстер, пианист, скрипач, клавесинист, органист.
| |
Первые же такты Концерта № 23 ля мажор для фортепиано с оркестром погружают нас в стихию грациозной веселости, такой своеобразно-неповторимой у Моцарта. Что слышится нам в этой музыке? | Звучит музыка: В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром. Iчасть. | |
Пауза (ответы детей).
| ||
Спокойная и светлая радость, выражаемая то в певучей линии мелодии, то в легком ощущении танцевальности, такой милой, непринужденной, такой по-детски чистой. | ||
Начало II части звучит трогательно и грустно, тема пленяет своей щемящей нежностью, печальной, певучей, бесконечно прекрасной. Откуда такая грусть? Новое ли это настроение в музыке концерта, лишь оттеняющее веселость предыдущей части? Прослушав Адажио, мы уже по-новому воспринимаем характер I части. Так ли она безмятежна, как можно было предположить по звучанию первых тактов? И, возвращаясь к этой музыке, мы еще раз убеждаемся, что безоблачные состояния в ней крайне редки, как редки они в настроениях и чувствах людей. Недаром многие музыканты признавали Моцарта великим художником реального живого человека со всеми его мечтаниями, противоречиями, сомнениями. | Звучит музыка: В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром. IIчасть.
|
«Слёзы людские, о слёзы людские».
| На экране
| |
Обращение к народно-песенной традиции, наиболее полно передающей радостные настроения в музыке, глубоко закономерно. Но не только народная музыка знает эти состояния чистой радости, ничем не замутненного веселья, когда мир кажется вечно юным, беспечным и лучезарным. | Эпиграф: «Мелодией одной звучат печаль и радость…». А. Блок.
| |
Вспомним светлые страницы произведений Баха и Моцарта, Шуберта и Грига. Однако атмосфера радости, присутствующая во многих великих произведениях, редко бывает только безоблачной; скорее, радость присутствует в них как сила, одержавшая верх над тревожным или темным началом, над грустью или сомнениями. | И. С. Бах, В. Моцарт, Ф. Шуберт, Э. Григ (портреты).
| |
Сравните, например, характер частей одного из самых радостных произведений мировой музыкальной культуры, созданного Моцартом (вспомним, что именно этого композитора называли «сыном солнца» за тот необыкновенный свет, что излучает его музыка). | В. А. Моцарт (портрет). Текст:Вольфганг Амадей Моцарт, австрийский композитор, капельмейстер, пианист, скрипач, клавесинист, органист.
| |
Первые же такты Концерта № 23 ля мажор для фортепиано с оркестром погружают нас в стихию грациозной веселости, такой своеобразно-неповторимой у Моцарта. Что слышится нам в этой музыке? | Звучит музыка: В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром. Iчасть. | |
Пауза (ответы детей).
| ||
Спокойная и светлая радость, выражаемая то в певучей линии мелодии, то в легком ощущении танцевальности, такой милой, непринужденной, такой по-детски чистой. | ||
Начало II части звучит трогательно и грустно, тема пленяет своей щемящей нежностью, печальной, певучей, бесконечно прекрасной. Откуда такая грусть? Новое ли это настроение в музыке концерта, лишь оттеняющее веселость предыдущей части? Прослушав Адажио, мы уже по-новому воспринимаем характер I части. Так ли она безмятежна, как можно было предположить по звучанию первых тактов? И, возвращаясь к этой музыке, мы еще раз убеждаемся, что безоблачные состояния в ней крайне редки, как редки они в настроениях и чувствах людей. Недаром многие музыканты признавали Моцарта великим художником реального живого человека со всеми его мечтаниями, противоречиями, сомнениями. | Звучит музыка: В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром. IIчасть.
|
«Слёзы людские, о слёзы людские».
| На экране
| |
Обращение к народно-песенной традиции, наиболее полно передающей радостные настроения в музыке, глубоко закономерно. Но не только народная музыка знает эти состояния чистой радости, ничем не замутненного веселья, когда мир кажется вечно юным, беспечным и лучезарным. | Эпиграф: «Мелодией одной звучат печаль и радость…». А. Блок.
| |
Вспомним светлые страницы произведений Баха и Моцарта, Шуберта и Грига. Однако атмосфера радости, присутствующая во многих великих произведениях, редко бывает только безоблачной; скорее, радость присутствует в них как сила, одержавшая верх над тревожным или темным началом, над грустью или сомнениями. | И. С. Бах, В. Моцарт, Ф. Шуберт, Э. Григ (портреты).
| |
Сравните, например, характер частей одного из самых радостных произведений мировой музыкальной культуры, созданного Моцартом (вспомним, что именно этого композитора называли «сыном солнца» за тот необыкновенный свет, что излучает его музыка). | В. А. Моцарт (портрет). Текст:Вольфганг Амадей Моцарт, австрийский композитор, капельмейстер, пианист, скрипач, клавесинист, органист.
| |
| ||
анист. | ||
Первые же такты Концерта № 23 ля мажор для фортепиано с оркестром погружают нас в стихию грациозной веселости, такой своеобразно-неповторимой у Моцарта. Что слышится нам в этой музыке? | Звучит музыка: В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром. Iчасть. | |
Пауза (ответы детей).
| ||
Спокойная и светлая радость, выражаемая то в певучей линии мелодии, то в легком ощущении танцевальности, такой милой, непринужденной, такой по-детски чистой. | ||
Начало II части звучит трогательно и грустно, тема пленяет своей щемящей нежностью, печальной, певучей, бесконечно прекрасной. Откуда такая грусть? Новое ли это настроение в музыке концерта, лишь оттеняющее веселость предыдущей части? Прослушав Адажио, мы уже по-новому воспринимаем характер I части. Так ли она безмятежна, как можно было предположить по звучанию первых тактов? И, возвращаясь к этой музыке, мы еще раз убеждаемся, что безоблачные состояния в ней крайне редки, как редки они в настроениях и чувствах людей. Недаром многие музыканты признавали Моцарта великим художником реального живого человека со всеми его мечтаниями, противоречиями, сомнениями. | Звучит музыка: В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром. IIчасть.
|