«Волшебное царство природы»
Конспект развлечения по экологии
Цель: Вызвать интерес к природе и к проблеме её охраны.
Задачи.
- Дать понятие, что природа учит человека мудрости, даёт красоту, радость, а от человека ждёт помощи.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природе.
Оформление зала: - лес – «царство природы». В грамзаписи звучит «шорохи природы». Дети сидят на пенёчках и две ведущие. Музыка затихает.
Вед. Как хорошо здесь ребята, правда? Мы попали в волшебное царство природы. Как прекрасно слиться с природой воедино, как бы раствориться в ней, почувствовать себя частичкой природы. А человек есть частичка природы. Природа и человек не разделимы.
Исполняется песня «Природа».
вед. Ребята, природа источник здоровья, бодрости и красоты. Поэтому нас всегда тянет на речку, в лес, в поле. Это вечный зов природы. Леса, поля, реки, звери, птицы, дожди и туманы…. – всё это природа и люди частичка её. Когда светит солнышко, то у людей всегда хорошее настроение.
Звучит вступление к песне и появляется Солнышко. Оно движется и останавливается в центре:
- Я солнышко земное, я вечное светило.
Я всех вас согреваю, лучами всех ласкаю.
Дети встают вокруг солнышка, девочки в таких же юбочках, как и солнышко и исполняют песню с подтанцовкой « Солнышко».
Вед. Ребята, что даёт нам природа? Правильно, природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна, поэтому Землю нашу зовут Матушкой. Она не жалеет для нас ничего, даря свои бесценные дары и требует взамен лишь одного – чтобы люди были в ней добры.
В грамзаписи звучит голос Леса:
Но бывает всё изранено в лесу, как после дней войны
Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны
Берёзку ножиком пырнул какой – то живоглот,
Мне кажется из под коры моя слеза течёт.
От этой чёрствости людской болит душа моя
Под искалеченным дубком не ветер стонет – я
Вот муравейник подожжён кощунственной рукой
Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой.
Ушли, обидев красоту, смутив лесной уют,
Не услыхав, что за спиной все листья слёзы льют.
Вед: Вот видите, ребята, о чём поведал нам голос леса?
Как нехорошо иногда поступают люди с природой. А вы знаете как нужно вести себя в лесу, на речке? Что можно делать и что нельзя?
1. Нельзя разорять птичьи гнёзда и муравейники, их нужно беречь.
2. Нельзя отбирать детёнышей зверей: зайчат, лисят, белочек. Нельзя убивать лягушек. Все они наши друзья.
3. Нужно беречь каждое деревце, каждую веточку, не допускать пожара.
4. Нужно беречь реки и пруды от загрязнения, сажать деревья.
5. Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята.
6. Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нет.
Развеем над нею тучи дым, в обиду её никому не дадим.
7. Беречь будем птиц, насекомых. Зверей,
От этого станем мы только добрей.
8.Люди, не убивайте зря,
Ведь море без рыб – не море,
Ведь небо без птиц – не небо,
Земля без зверей – не Земля,
А нам без Земли нельзя!
Вед: Правильно, ребята. Нужно любить и беречь природу и дружить с ней. Если подружатся будет больше доброты, будет больше красоты.
Песня «Если все вокруг подружатся»
Звучит колокольчик и голос «А – У», «А – У»
Вед: Ребята, вы слышите? Кто – то заметил нас в лесу и решил поиграть в прятки. Давайте поищем, кто это прячется от нас?
Выходит из – за кустов девочка: «Здравствуйте, ребята». Меня зовут Росинка. Я внучка царя Берендея».
Вед: Мы тебя не знаем, да и царя такого не знаем.
Росинка: Не знаем, потому что ещё маленькие, а царь Берендей уже старенький. Берендей – лесной царь, только он уже на пенсии и отдыхает от лесных дел. ( Росинка замечает, что девочка рвёт цветы, подходит к ней).
-Что ты делаешь, девочка?
Девочка: Я рву цветочки, посмотри, какие они красивые.
Росинка: Так вот и любуйся ими, а зачем же рвать?
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если все: и мы, и вы, если все сорвут цветы,
Не останется цветов и не будет красоты.
Вед: Росиночка, ну где же царь Берендей?
Росинка: Да вон он спит. Разве не слышите. Как сладко похрапывает?
Вед: (подходит поближе) «Здравствуй, царь Берендей! « Царь не слышит.
- Ребята, а давайте мы с вами по – птичьи почирикаем, он услышит и проснётся.
- Вы будите воробьи, почирикайте: чик – чирик
- Вы будите вороны, покаркайте: карр – карр.
- Вы сороки, пострекочите: стрек- стрек- стрек.
- Вы голуби – поворкуйте: гули – гули –гули.
- Вы дятлы, постучите: стук. Стук, стук.
_ А теперь все вместе!
_ Царь Берендей потягивается, просыпается.
Берендей: Ах вы мои маленькие ребятишки, я так давно живу на свете, что меня трудно обмануть. Слышу - слышу, не настоящие птицы поют. Да и не сплю я вовсе, я давно за вами наблюдаю. Но вы молодцы, пели, как птицы, а каких птиц вы знаете, можете мне перечислить? (дети перечисляют). И с добром ли вы пожаловали в моё волшебное царство природы?
Вед: У нас дети добрые, Берендей и пожаловали они с добром. Они знают как вести себя с природой. Они расскажут тебе лесные правила.
Дети: 1. Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай.
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,
Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
2. Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять, ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
3. Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги.
Берендей: Я загадок знаю много, отгадайте их друзья.
1.Говорливей всех на свете, чернохвосты, белобоки,
Как газета птицы эти, а названье их … сороки.
2. В пёстрой шляпе, видный глазу, только входишь в тёмный бор,
Он тебя встречает сразу – царь поганок…мухомор.
3. Безобидный и колючий, дома ты его не мучай,
И в лесу не потревожь. Видишь в листьях? Это…ёж.
4. Лес пылает – треск и дым. Звери прочь, бегут – горим!
Пламя рвётся на простор, кто – то не залил… костёр.
Вот какие молодцы, все загадки отгадали, правила все рассказали. Теперь через воротики пройдёте, много интересного найдёте.
Ай люли – люли – люли, наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше, получилась красота,
Получились не простые - золотые ворота!
Кто пару найдёт, тот в воротики войдёт!
Дети проходят под воротики, Берендей незаметно уходит.
Дети проходят под фонограмму «Золотого кольца».
Дети берут музыкальные инструменты, исполняют мелодию «Как у наших у ворот»
Слышится плач.
Вед: Ребята, слышите? Кого могли обидеть в зелёном царстве?
Кто плачет? (дети обращают внимание на кукол на ширме)
- Ла это же царь со своей царевной Несмеяной из сказки «По щучьему велению» и Несмеяна, как всегда, в слезах. Что случилось, царь – батюшка?
Царь: решили мы с царевной попутешествовать по зелёному царству, думал утешится, плакать перестанет, да не тут – то было, ревёт пуще прежнего.
Вед: А отчего же так? Здесь так красиво, только наслаждайся природой, да радуйся. Чего плачешь?
Царевна: Вот и плачу потому что так красиво, а люди красоту эту губят. (плачет). Зачем это зимой люди ёлки рубят, весной вербочку, а летом и берёзку ломают?
Вед: Дети, а вы знаете почему люди рубят ели, ломают веточки вербы весной, веточки берёзы летом? (ответы детей).
- Присаживайтесь, я всех вас сейчас успокою, и тебя, Несмеяна, тоже. Есть русские народные праздники, как Рождество, Новый год, Вербное воскресенье, Троица. Слышали про такие праздники? Так вот: ёлку рубят под Новый год, украшают её игрушками, любуются ею, потому что дерево не боится мороза и люди верили издавна, что в нём живут духи растений, птиц, зверей и его надо задабривать.
Вербочку заламывают, так как считали, что это самое смелое деревце _ первым откликается на весну.
А на Троицу устраивали праздник берёзки и поклонялись этому дереву, наряжали его ленточками и все эти русские народные праздники сопровождались песнями и плясками, играми да всякими затеями.
1. Музыканты веселей, барабанов, не жалей 1-2-3 – 3-2-1- начинаем перепляс (с ложками)
2. «Сел комарик на дубочек» (песня)
3. «Как хотела меня мать» -пляска.
- Ставьте ножку на носок, а потом на пятку, выходите-ка мальчишки танцевать вприсядку!
-Эх топни, нога, топни правенькая, всё равно пойду плясать, хоть и маленькая.
Царь: Благодарствую вас за такое удовольствие и царевна моя не плачет больше. (хлопает в ладоши).
За это посылаю вам Скомороха придворного, пусть поиграет с вами, (появляется Петрушка, со связкою шаров в руках, напевает)
- Я весёлый Петрушка- Петрушка, у меня на ногах погремушки. Если топну я ногой, зазвенит бубенчик мой весело и звонко.
Петрушка: Здравствуйте, ребята! Я как всегда, при царе. Царь над дочкой убивается, а та ревёт – не унимается, а жизнь – то продолжается! Дам я вам по шарику и будем с вами жонглировать, только не руками, а вот так – носами ( показывает). Дети играют.
Петрушка: Ой какие молодцы! Наверно я вас заберу с собой, будем при дворе дочь царя Несмеяну потешать!
- а пока мы ещё поиграем, но уже с моими друзьями. Смотрите, вот они
(показывает на клоунов вырезанных из оргалита).
Дети делятся на две команды и по сигналу берут шары и вешают на руку клоуна. Побеждает та команда, которая соберёт больше шаров.
Петрушка: ( обращается к 2 клоунам) Рады вы, мои друзья? Так рад и я! Я весёлый Петрушка, Петрушка… поёт 1куплет и напевая убегает).
Вокальная группа взрослых исполняют песню «Выходили красны девицы».
Вед: Сколько доброго и задушевного отношения к природе заключают в себе русские народные праздники.
Вед: Этим и дороги нам русские праздники, потому что прежде всего они нас учат добру.
Ребёнок: Давайте улыбнёмся, как хорошо вокруг
Природа наш хороший, наш добрый, верный друг.
Дети с солистом исполняют песню « С нами, друг». и под эту же музыку покидают зал.