kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе К. Паустовский "Заячьи лапы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: К.Паустовский «Заячьи лапы»

Цели урока:

  • формировать навыки правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения.
  • учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся

Ход урока

1. Оргмомент.

Презентация.

2. Сообщение задач урока, темы. (Слайды №1,2)

3. Дыхательная гимнастика.

4. Речевая разминка.

На экране пословица: (слайд №3)

Кто много читает,  Тот много знает.

- Прочитайте пословицу про себя.

- Прочитайте пословицу тихо.

- Прочитайте пословицу громко

- Прочитайте с восклицательной интонацией.

- Прочитайте с вопросительной интонацией.

- выделяя голосом 1-е, 2-е, 3-е слова.

5. Проверка домашнего задания.

6. Работа над темой и целью урока

В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

Дед пошёл дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. Ветер перешёл в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шёл сл скоростью тридцати километров в час.

Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: "Погоди, милый, не беги так-то шибко!"

Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед - оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.

- Какие чувства вызывает у вас прочитанный эпизод?

- Почему устали дед и заяц? - А от чего устали мы?

6. Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале:
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись.
Лапки вверх и лапки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку - Молодцы, мои зайчишки!

7. Составление словесного портрета героев, их главные черты, характеристика речи (слайд №6)

- А что было дальше? Нашёл ли Ваня помощь у ветеринара? Прочитайте отрывок рассказа о встрече Вани с ветеринаром в лицах (чтение 1 части )

К ветеринару в наше село пришёл с Урженского озера Ваня Малявин и принёс завёрнутого в рваную ватную куртку маленького тёплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слёз глазами.

- Ты что, одурел? - крикнул ветеринар. - Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!

- А вы не лайтесь, это заяц особенны, - хриплым шёпотом сказал Ваня. - Его дед прислал, велел лечить.

- От чего лечить-то?

- Лапы у него пожжённые. Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:

- Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком - деду будет закуска.

Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слёзы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой

- Что вы чувствуете после прочитанного? Почему?

- Что можно сказать о ветеринаре?

(Ветеринар равнодушный, злой, невоспитанный, жестокий, грубо кричит)

- Кто помог добрым словом? (бабка Анисья)

- Какой ответ она дала? Прочитайте об этом.

- Не умрёть, малый, - прошамкала Анисья. - Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несёт его в город к Карлу Петровичу.

- Что можете сказать о ней?

(Бабка Анисья жалостливая, любопытная, душевная, добрая. Речь её напевная, она шамкает)

- Какое решение принимает Ваня? Прочитайте о том, как Ваня бежит с больным зайцем и передайте свои чувства при чтении.

Ваня вытер слёзы и пошёл лесами домой, на Уржунское озеро, Он не шёл, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошёл стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах.

Заяц стонал. Ваня нашёл по дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.

- Ты чего, серый? - тихо спросил Ваня. - Ты бы поел.

Заяц молчал.

- Ты бы поел, - повторил Ваня, и голос его задрожал. - Может, пить хочешь?

Заяц повёл рваным ухом и закрыл глаза.

Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес - надо было поскорее дать зайцу напиться из озера.

- Каким вы представляете Ваню?

(Ваня переживательный, выносливый, упорный, заботливый, старательный, шустрый, очень добрый. Речь: волнуясь шепчет)

- А как чувствует себя заяц? (Ему плохо)

- Найдите слова и выражения, с помощью которых автор показывает, что заяц болен, ему плохо.

- Как Ваня и дед нашли доктора, кто им помог? (Аптекарь)

Работа в парах.

- Прочитайте и обсудите с соседом по парте диалог аптекаря с дедом. Скажите, что собой представляет аптекарь?

(Аптекарь нервный, сердитый, строгий, раздраженный, но добрый. Говорит сердито)

- Кто вылечил зайца? (Доктор Карл Петрович)

Дифференцированная работа. (задания записаны на карточках)

  • 1группа. Найдите в рассказе разговор деда с Карлом Петровичем, прочитайте его и составьте словесный портрет персонажа.
  • 2 группа. Прочитайте и скажите, между кем и о чём шел разговор в диалоге на стр.77?
  • 3 группа. Прочитайте и коротко расскажите, о чем говорили дед с Карлом Петровичем на стр.77 со слов ":Карл Петрович:"

Поверка выполнения заданий начинается с 3 группы, затем 2 группы и 1 группы.

(Доктор Карл Петрович интеллигентный, образованный, строгий, добрый. Разговаривает строго.)

- Перескажите, какой рассказ поведал доктору дед Ларион? (краткий пересказ 3 части)

- Охарактеризуйте деда. Каким вы его представляете?

(Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый. Речь: упрямо бормочет)

- А как бы поступили вы?

Ребята, подведём итог нашего обсуждения героев.

- О чём же этот рассказ? О зайце ли он?

Обобщить ответы детей.

О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль.Больной заяц - в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет!

Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!

- Почему же писатель нарушил последовательность событий в рассказе? (Чтобы подчеркнуть самый напряженный эпизод в рассказе, оставить впечатление от гуманного отношения человека к животным)

- О чём же главном хотел нам сказать автор в своём произведении? (Животные - наши друзья! К ним необходимо относиться бережно и заботливо, они тоже иногда приходят на помощь человеку.

Домашнее задание. Подготовить рассказ о любом персонаже и выразительно читать описания природы.

8. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Что нового и интересного узнали?

- Какая работа понравилась?

- Какие выводы для себя сделали?

- А какое настроение получили? (Дети показывают сигнальные каточки)

Чтение - это лучшее учение в любом возрасте!

Урок окончен. Спасибо!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе К. Паустовский "Заячьи лапы" »

Тема: К.Паустовский «Заячьи лапы»

Цели урока:

  • формировать навыки правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения.

  • учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся

Ход урока

1. Оргмомент.

Презентация.

2. Сообщение задач урока, темы. (Слайды №1,2)

3. Дыхательная гимнастика.

4. Речевая разминка.

На экране пословица: (слайд №3)

Кто много читает, Тот много знает.

- Прочитайте пословицу про себя.

- Прочитайте пословицу тихо.

- Прочитайте пословицу громко

- Прочитайте с восклицательной интонацией.

- Прочитайте с вопросительной интонацией.

- выделяя голосом 1-е, 2-е, 3-е слова.

5. Проверка домашнего задания.

6. Работа над темой и целью урока

В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

Дед пошёл дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. Ветер перешёл в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шёл сл скоростью тридцати километров в час.

Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: "Погоди, милый, не беги так-то шибко!"

Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед - оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.

- Какие чувства вызывает у вас прочитанный эпизод?

- Почему устали дед и заяц? - А от чего устали мы?

6. Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале:
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись.
Лапки вверх и лапки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку - Молодцы, мои зайчишки!

7. Составление словесного портрета героев, их главные черты, характеристика речи (слайд №6)

- А что было дальше? Нашёл ли Ваня помощь у ветеринара? Прочитайте отрывок рассказа о встрече Вани с ветеринаром в лицах (чтение 1 части )

К ветеринару в наше село пришёл с Урженского озера Ваня Малявин и принёс завёрнутого в рваную ватную куртку маленького тёплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слёз глазами.

- Ты что, одурел? - крикнул ветеринар. - Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!

- А вы не лайтесь, это заяц особенны, - хриплым шёпотом сказал Ваня. - Его дед прислал, велел лечить.

- От чего лечить-то?

- Лапы у него пожжённые. Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:

- Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком - деду будет закуска.

Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слёзы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой

- Что вы чувствуете после прочитанного? Почему?

- Что можно сказать о ветеринаре?

(Ветеринар равнодушный, злой, невоспитанный, жестокий, грубо кричит)

- Кто помог добрым словом? (бабка Анисья)

- Какой ответ она дала? Прочитайте об этом.

- Не умрёть, малый, - прошамкала Анисья. - Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несёт его в город к Карлу Петровичу.

- Что можете сказать о ней?

(Бабка Анисья жалостливая, любопытная, душевная, добрая. Речь её напевная, она шамкает)

- Какое решение принимает Ваня? Прочитайте о том, как Ваня бежит с больным зайцем и передайте свои чувства при чтении.

Ваня вытер слёзы и пошёл лесами домой, на Уржунское озеро, Он не шёл, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошёл стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах.

Заяц стонал. Ваня нашёл по дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.

- Ты чего, серый? - тихо спросил Ваня. - Ты бы поел.

Заяц молчал.

- Ты бы поел, - повторил Ваня, и голос его задрожал. - Может, пить хочешь?

Заяц повёл рваным ухом и закрыл глаза.

Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес - надо было поскорее дать зайцу напиться из озера.

- Каким вы представляете Ваню?

(Ваня переживательный, выносливый, упорный, заботливый, старательный, шустрый, очень добрый. Речь: волнуясь шепчет)

- А как чувствует себя заяц? (Ему плохо)

- Найдите слова и выражения, с помощью которых автор показывает, что заяц болен, ему плохо.

- Как Ваня и дед нашли доктора, кто им помог? (Аптекарь)

Работа в парах.

- Прочитайте и обсудите с соседом по парте диалог аптекаря с дедом. Скажите, что собой представляет аптекарь?

(Аптекарь нервный, сердитый, строгий, раздраженный, но добрый. Говорит сердито)

- Кто вылечил зайца? (Доктор Карл Петрович)

Дифференцированная работа. (задания записаны на карточках)

  • 1группа. Найдите в рассказе разговор деда с Карлом Петровичем, прочитайте его и составьте словесный портрет персонажа.

  • 2 группа. Прочитайте и скажите, между кем и о чём шел разговор в диалоге на стр.77?

  • 3 группа. Прочитайте и коротко расскажите, о чем говорили дед с Карлом Петровичем на стр.77 со слов ":Карл Петрович:"

Поверка выполнения заданий начинается с 3 группы, затем 2 группы и 1 группы.

(Доктор Карл Петрович интеллигентный, образованный, строгий, добрый. Разговаривает строго.)

- Перескажите, какой рассказ поведал доктору дед Ларион? (краткий пересказ 3 части)

- Охарактеризуйте деда. Каким вы его представляете?

(Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый. Речь: упрямо бормочет)

- А как бы поступили вы?

Ребята, подведём итог нашего обсуждения героев.

- О чём же этот рассказ? О зайце ли он?

Обобщить ответы детей.

О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль.Больной заяц - в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет!

Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!

- Почему же писатель нарушил последовательность событий в рассказе? (Чтобы подчеркнуть самый напряженный эпизод в рассказе, оставить впечатление от гуманного отношения человека к животным)

- О чём же главном хотел нам сказать автор в своём произведении? (Животные - наши друзья! К ним необходимо относиться бережно и заботливо, они тоже иногда приходят на помощь человеку.

Домашнее задание. Подготовить рассказ о любом персонаже и выразительно читать описания природы.

8. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Что нового и интересного узнали?

- Какая работа понравилась?

- Какие выводы для себя сделали?

- А какое настроение получили? (Дети показывают сигнальные каточки)

Чтение - это лучшее учение в любом возрасте!

Урок окончен. Спасибо!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока по литературе К. Паустовский "Заячьи лапы"

Автор: Баймагамбетова Алина Абильхановна

Дата: 26.03.2015

Номер свидетельства: 191917

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект урока на тему К.Паустовский "Заячьи лапы" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-na-tiemu-k-paustovskii-zaiach-i-lapy"
    ["file_id"] => string(6) "111752"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407862739"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(27) "konspiekt-uroka-litieratura"
    ["file_id"] => string(6) "260319"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943195"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-litieratura-1"
    ["file_id"] => string(6) "260320"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943202"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-litieratura-2"
    ["file_id"] => string(6) "260321"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943209"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-litieratura-3"
    ["file_id"] => string(6) "260322"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943216"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства