Конспект занятия по музыке для детей предшкольного класса. Цель обучения: развитие способности более детально различать средства музыкальной выразительности. Ожидаемые результаты: дети смогут назвать характерные черты прослушанных музыкальных композиций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Выражать отношение к музыкальному произведению, высказываясь о его характере, содержании.
Ожидаемые результаты: Дети смогут назвать характерные черты прослушанных музыкальных композиций.
Ход занятия:
Вход в зал. Построение в круг. Музыкальное приветствие на двух языках. (Предлагает спеть приветствие на русском языке тихо и нежно. На казахском – громко и весело).
Музыкальный руководитель: ребята, сейчас я вам задам вопрос.
- Какая бывает музыка? Только ответ на него вы дадите после выполнения задания. А задание будет такое:
- Вы должны, слушая музыку, догадаться, как можно двигаться под нее. Может, вам захочется маршировать, или бежать легко на носках. А, может, вы придумаете свое интересное движение под музыку.
Итак, начинаем!
(Звучат отрывки музыкальных произведений, дети двигаются по кругу, в соответствии с характером музыки. Примерный репертуар: «Марш» Найдёненко, «В пещере горного короля» Э. Григ, «Юмореска» А. Дворжак, «Галоп» ф. Шуберт).
- Ребята, вы помните, какой вопрос я вам задала? Ответы детей.
Мозговой штурм: дать как можно больше ответов на один вопрос.
- Итак, какая же бывает музыка? Ответы детей. (Тихая, громкая, быстрая, медленная, красивая, яркая, веселая, нежная, грубая, страшная и т д и т п)
- А вы бы хотели познакомиться с музыкой поближе? Ответы детей.
- Замечательно! Сегодня мы с вами не только узнаем музыку лучше, но и научимся сочинять свои ритмические композиции. Вы готовы? Ответы детей.
- Ребята, как вы думаете, музыка имеет свой цвет? Ответы детей.
Давайте поиграем в игру «Смотрим на музыку - слушаем цвет»
(Использует в качестве реквизита и подсказки разноцветные бумажные экраны).
(В процессе игры, дети, слушая музыку, двигаются в соответствии с ее характером. С окончанием музыки, выбирают цвет, который, как они считают, подходит этой мелодии. Встают рядом с выбранным цветом. (Примерный репертуар: «По малину в сад пойдем» рус. нар. мел. в обработке А. Филиппенко, «Саз сырнай» М. Ералиева, «Көңіл толқыны» Сәкен Тұрысбеков, «Ноктюрн» П. Чайковский, «Клоуны» Д. Кабалевский.
Прослушав последнюю мелодию, и выбрав определенный цвет, дети разделились на группы по восприятию музыки.)
- Ребята, посмотрите, как интересно у нас получилось. Каждый из вас видит музыку по-своему, и это замечательно!
- Оранжевая команда, почему вы считаете, что эта музыка такого цвета? Ответы детей.
(Каждая из пяти команд, объясняет, почему выбрали тот или иной цвет)
- Ребята, чтобы исполнять музыку, а тем более ее сочинять, нужно знать из чего она состоит. Что является основой музыки? Ответы детей. (Дождаться от детей ответа – «звук»)
- Какими бывают звуки? (Выслушав все варианты детских ответов, помогает с правильным ответом, проигрывая на ф-но долгий и короткий звуки).
- Ну что ж, теперь можно поиграть на музыкальных инструментах. Но инструменты будут не обычные, а шумовые. (Бубен, маракас, тарелочки)
(Музыкальный руководитель показывает детям ритмический рисунок мелодии (Иллюстрации на ватмане), объясняет, как его нужно исполнить: большие домики – долгий звук, маленькие домики – короткий звук. И т п).
Данное задание индивидуальное, показательное,
выполняют 2-3 ребенка с хорошим чувством ритма.
- Вы многое узнали о музыке. Пришло время самим сочинить свою первую мелодию.
Предлагает каждой команде сочинить свою ритмическую композицию при помощи
необычных «звуков» (например):
Оранжевая команда – обручи хула-хуп,
большие и маленькие.
Голубая команда – кубики, большие и маленькие.
Красная команда – куклы и пупсики.
Зеленая команда – мячи, большие и маленькие
Желтая команда – гимнастические палки, длинные и короткие. И т п.
Дети выкладывают в ряд на полу долгие и короткие «звуки». Закончив работу, один ребенок («музыкант-исполнитель») из команды выбирает инструмент и под аккомпанемент педагога проигрывает придуманный ритмический рисунок.
Остальные дети команды дают характеристику исполненному «произведению».
Педагог дает оценку деятельности каждой команды.
После плодотворной работы педагог предлагает детям отдохнуть. Проводит музыкально-ритмическую игру «Волшебный лес».
(Музыка: «Тишина Бетховена» Э. Кортазар) - Ребята, сейчас мы услышим волшебную музыку и окажемся в сказочном лесу. Все деревья и цветы в этом лесу живые. И эти деревья, и цветы – вы! (Дети, слушая музыку, должны изобразить растение: дерево, цветок, траву, мох)
- Замечательные растения в нашем лесу! Ребята, а какого цвета была эта музыка? Почему вы так думаете? Ответы детей.
Рефлексия: мы сегодня попробовали сочинить свое первое музыкальное произведение.
- А кто из вас знает, как называют человека, сочиняющего музыку? Ответы детей.
- Какую музыку вам бы хотелось сочинить в будущем? Почему?
- Что вам запомнилось больше всего? Почему?
- Ребята, у меня есть волшебный умный мяч. Тот, у кого он окажется в руках, будет знать ответ на любой вопрос. Хотите в этом убедиться? Ответы детей.
«Умный мяч» (закрепление пройденного материала):
Дети отвечают на вопрос – какая бывает музыка.
- Если вам сегодня было интересно, возьмите значок с яркой ноткой – красной или желтой. Если скучно - с серой или голубой. (Выносит корзинку с разноцветными нотками. Предлагает посадить их на строчки-лесенки. Дети приклеивают свои нотки на нотный стан.