Наглядность: ребусы, картины, задания на карточках, костюмы.
Ход урока:
Организация класса, музыкальное приветствие.
Распевка «Звуки музыки».
Вступительная беседа.
- Над какой темой работаем?
Задание: Прослушайте стихотворение Г. Серебрякова и ответьте на такие вопросы:
Откуда на русской земле появились инструменты?
Как появились песни?
(Чтение стихотворения под фонограмму «То не ветер ветку клонит»).
Ты откуда, русская,
Зародилась музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьём ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Пролетели утки –
Уронили дудки.
Пролетели гуси –
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, не удивились.
Ну а песня?
С песней на Руси родились.
Беседа по прослушанному.
Откуда на русской земле появились инструменты?
Как появились песни?
Кто сочиняет музыку? (композитор)
Кто ещё сочиняет музыку? (народ)
Кому хотелось бы из вас отправиться путешествовать по Русской Земле?
Как же нам туда отправиться?
(Стук в дверь. Забегает девочка).
Диалог учителя и девочки.
У: - Здравствуй, девочка!
Д: -Здравствуйте!
У: Кто ты? И как ты сюда попала?
Д: Меня зовут Лера. Я помогала одной старушке перейти улицу. Она мне в знак благодарности подарила цветик – семицветик, с помощью которого можно загадать 7 любых желаний. Но первый лепесток она оторвала, отправив меня к вам.
У: - Не хотела бы ты с нами отправиться в путешествие по Русской земле и посмотреть, как живут люди на русской земле и чем занимаются?
Д: - Конечно, конечно! Я буду очень рада!
У: - Тогда, ребята, в путь! Но мы должны быть дружными в дороге и не ссориться. Давайте исполним песню.
Исполнение песни «Настоящий друг».
У: - Отрывай, Лера, лепесток.
Д: -Лети, лети, лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по – моему вели.
Вели, чтобы мы очутились там, где угадывают мелодии.
(Звучит мелодия «Ветер»).
Задание: у вас на парте лежат парты. С левой стороны записаны виды песен, а с правой названия песен. Покажите стрелочками, какая мелодия к какому виду относится.
Трудовые «Тишина»
Лирические «Веночек»
Обрядовые «Во поле берёза стояла»
Исторические «Эй, ухнем!»
(В это время звучит фон – ма «По Дону гуляет»)
Проверка текстовой работы у доски.
Проверка текстовой работы (у доски).
У: - Молодцы! Справились с заданием.
Куда же мы теперь отправимся?
Д: - В страну музыкальных ребусов.
У: - давайте для начала повторим нотную грамоту. Я вам загадываю загадки, а вы постарайтесь их отгадать.
( загадки про ноты)
Слушание и исполнение звукоряда.
- Хорошо. А теперь проверим правильно ли мы их расставили.
- Лера, отрывай следующий лепесток.
Д: -Лети, лети…
Вели, чтобы мы очутились там, где угадывают слова из ноток.
(Шум ветра)
Музыкальные ребусы.
(Дети угадывают и доказывают, почему).
У: - А теперь я вам предлагаю отправиться в музей музыкальных инструментов.
Л: - Лети, лети…
Вели, чтобы мы очутились в музее музыкальных инструментов.
(Шум ветра)
У: У вас на партах лежат картинки с изображением муз. инструментов. Подпишите под каждой название инструмента.
(Звучит русская народная песня)
Проверка заданий. (Дети обмениваются листами) +,-
(Учитель показывает, дети проверяют).
У: - А теперь куда отправимся?
Д: - в страну Кроссвордию.
- Лети, лети…
Вели, чтобы мы отправились в страну Кроссвордию.
У: - нам и здесь предлагают пройти испытание.
КРОССВОРД.
Исполнитель, певец.
Русский народный струнный муз. инструмент.
Яркая окраска лада.
Как называют скрипичный ключ?
Сколько нот в музыке?
Название ноты.
Духовой муз. инструмент.
Исполнение песни «Сапожки русские».
Д: - У нас осталось два лепестка, а ещё домой вернуться надо. Давайте посетим концерт.
Лети, лети…
Вели, чтобы мы попали на концерт.
ЧАСТУШКИ.
Чем славится русский народ?
- Русский народ славится своими песнями, танцами, костюмами, росписью посуды и игрушек, плетением из бересты и соломы. А ещё славится русский народ тем, что своих гостей встречает хлебом и солью.
Путешествие наше подходит к концу.
Обобщение.
- Вспомним, где мы сегодня побывали.
А теперь нам пора возвращаться.
Исполнение песни «Тонкая рябина».
У: - Спасибо тебе, Лерочка, что ты помогла нам в осуществлении наших желаний.
Д: - Спасибо и Вам! А теперь нам пора.
Лети, лети…
Вели, чтобы мы вернулись домой.
(шум ветра)
Итог урока.
Домашнее задание: зарисовать свои впечатления о нашем путешествии.