kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Роль музыки в кино"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект. Кроме урока музыки может использоваться припроведении классного часа, гостинной и т.д.

Просмотр содержимого документа
«выступление»

Выступление

Слайд 1.

2016 год объявлен в России годом отечественного кино. В связи с этим, мне очень захотелось проследить за развитием кинематогафа, а в частности, какую связь имеет музыка и кино. И хотя год отечественного кино, я решил проследить о роли музыки в кино вообще.

Слайд 2.

Актуальность, гипотезу и цель вы видите на слайде.

Кино - одно из самых молодых и в тоже время одно из самых массовых искусств. Кино оказывает мощное воздействие на сердца и умы молодежи.

Слайд 3.

Я решил провести опрос среди учащихся 8-х классов и узнать, какие фильмы с музыкой в главной роли они знают. Перед Вами результаты этого опроса.

Связь музыки со зрительной сферой фильма имеет исторические формы. Это античный театр, позднее опера и балет, драма и театральные пьесы. Все эти формы слияния разнородных видов искусства подготовили установку для восприятия звукового фильма.

В кино преобладает визуальный фактор: здесь музыка полностью ему подчинена. Вначале применение музыки в кино отнюдь не было связано с этой традицией.

Слайд 4.

Когда Эдисон в 1887 году построил свой кинескоп, он имел в виду показать только смену кинокадров параллельно с чередованием звуков, которые воспроизводились на изобретенном им ранее кинетофоне (фонографе).

Слайд 5.

Оценка роли и значения киномузыки была очень разной на протяжении развития кинематографа. Так, например, режиссер Алексей Герман писал в одной из своих работ: «Надо сказать, что я против музыки в кино. Музыка - это язык, на котором человек должен разговаривать с Богом, и ее надо оставить в покое».

Слайд 6.

А итальянский режиссер Фидерико Феллини выделяет музыку как один из самых важных творческих факторов. По его словам, «есть один самый желанный - настоящий праздник души: создание музыкальной фонограммы, запись музыки.

Слайд 7.

Существуют и другие полярные мнения относительно роли музыки в кино, в частности, они касаются вопроса о жизнеспособности и ценности музыкального материала вне фильма. Одни считают, что киномузыкальные фрагменты могут существовать вне фильма самостоятельно, другие такую возможность отрицают. Известный композитор Микаэль Таривердиев, много работавший в кино, утверждал: «В сочетании с атмосферой фильма музыка всегда звучит по-другому». Таким образом, можно сделать вывод о том, что функциональные задачи музыкального фрагмента в кино необходимо рассматривать исключительно в контексте тех задач, которые решает автор в процессе создания фильма.

Слайд 8.

Как наиболее яркие музыкальные проявления авторского отношения и в кадре и за кадром можно выделить вальс Евгения Дмитриевича Доги к фильму «Мой ласковый и нежный зверь», который лидирует даже у музыкантов в подземном переходе. Эта романтическая мелодия, полная страсти, драматизма и красоты.

Довольно часто ведущий музыкальный образ служит не только заключением, но и вступлением (увертюрой) к фильму, тем самым зритель сразу же вводится в эмоциональный мир кинопроизведения. Музыкальной мысли свойственно развиваться во времени. Что же касается музыки, звучащей с экрана, то она, как правило, не стремится развиваться широко и это требует от создателя музыки поиска наиболее подходящего варианта, в котором могут быть использованы самые разные музыкальные формы. Если есть необходимость, то автор использует развернутые эпизоды, которые по времени совпадают с изобразительными.

Но эпизоды, где требуется пять-шесть минут непрерывного звучания, встречаются нечасто, поэтому от композитора часто требуется умение пользоваться основной темой в разных ситуациях, а это уже большое искусство.

Слайд 9.

В качестве примера той сложной работы, которую проводят авторы фильма над музыкой, и ее результата я решил рассмотреть музыку Джона Уильямса к «Звездным войнам», которая была признана лучшим саундтреком в истории кино и удостоена «Оскара» и двух «Грэмми».

Джордж Лукас, создатель и режиссер «Звездных войн», отдельно настаивал на неоклассическом саундтреке - он считал, что подсознательно знакомая музыка должна создавать эмоциональную связь между зрителем и далекой-далекой галактикой, где происходят события.

Проделанная Д. Уильямсом в «Звездных войнах» работа считается эталонной - даже без контекста фильма понятно, на какие события указывает та или иная музыкальная тема. Угроза, звучащая в каждой ноте «Имперского марша», стала, например, одним из образцов современной популярной культуры.

С уверенностью можно сказать, что в общей драматургии фильма музыка играет едва ли не главную роль. Она не только участвует в экспозиции (показе) основных действующих сил, но и посредством «персональных» музыкальных тем сообщает много подробностей. Звуковое решение «Звездных войн» лучше всего описывается словосочетанием «высший пилотаж» - часто о появлении угрозы мы узнаем по слуху, еще до того, как она появляется в кадре.

Слайд 10.

Когда-то в кино не зазорно было включать в качестве сопровождения классическую музыку. Шопен, Гайдн, Бетховен, Вивальди, Моцарт, Чайковский, Рахманинов, Шостакович. Их чудесные мелодии оживили десятки фильмов.

В начале эры звукового кино в целесообразности использования классики стали сомневаться. Первый камень в огород «убийц классики» бросил Дэвид Селзник, один из влиятельнейших продюсеров тридцатых годов: «Я пришел к выводу, что любая знакомая аудитории музыка отвлекает — даже в том случае, если название произведения никому не известно».

Слайд 11.

Но, несмотря на это, долгое время в кинематографе музыке отводилась больше роль служебная. Отношение к такой функции было больше негативное, и по этому поводу Д. Д. Шостакович писал в 1937 году: «Считаю, что иллюстративную музыку полностью ликвидировать нельзя, но следует считать более правильным, чтобы музыка раскрывала события и отношения к ним автора

Слайд 12.

За долгую историю цитирования классики сформировался устойчивый набор функций такого рода музыки в кино, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.

  1. Классическая музыка как фоновая

  2. Классическая музыка имеет непосредственное отношение к действию киноленты.

  3. Музыка соответствует эпохе, в которую происходит действие фильма.

  4. Классическая музыка призвана обрисовать внутренний мир того или иного героя, его предпочтения в области искусства.

Слайд 13.

Очень интересна музыкальная подборка к фильму «17 мгновений весны». Музыка к фильму написана Микаэлом Таривердиевым, слова песен – Робертом Рождественским. Они написали для фильма цикл из 12 песен. Но такое обилие песен показалось режиссёру излишним и в фильм в итоге вошли только две из них — героическая «Мгновения» и лирическая «Песня о далёкой Родине». Но зато было позаимствовано много музыкальных тем из классики.

Слайд 14.

Если подсчитать, сколько раз то или иное произведение классика использовалась в различных фильмах, то можно выявить абсолютных лидеров и составить своеобразный рейтинг гениев цитируемых в кино.

3 место: 1-ая часть «Лунной» сонаты Бетховена звучит в 94 фильмах.

2 место: Начальные такты симфонического оркестра «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса знает весь мир. В кино поэма цитировалась в 96 фильмах.

1 место: «Полёт Валькирий» из оперы «Валькирии» Рихарда Вагнера. Эта музыка была использована в кинематографе 153 раза.

Слайд 15.

Говоря о музыке в кино нельзя не поговорить о роли песни. Песня - самый запоминающийся вид киномузыки. Она немало способствует популярности фильма, и в хорошем фильме редко встречаются неудачные песни.

Больших успехов в создании массовой кинопесни достиг композитор Исаак Осипович Дунаевский. Он является одним из самых знаменитых советских композиторов. Когда И. О. Дунаевский познакомился с Л.О.Утесовым, то они вместе занялись знаменитым советским кинофильмом «Веселые ребята». Это стало его звездным часом.

Слайд 16.

Большой музыкальный след в современных фильмах оставил наш современный композитор Андрей Павлович Петров. Он создал музыку к 14 фильмам Эльдара Рязанова.

Слайд 17.

Вот ещё ряд композиторов, создавших шедевры киномузыки и все они занимают особое место в кино.

Итак, что же такое музыка в кино? Это часть звукового оформления или что-то другое? На первом месте в кино традиционно находится вербальная часть, речь - то, на что и создатели фильма, и зрители обращают максимальное внимание. На втором месте - звуковое, шумовое оформление. На третьем - внутрикадровая музыка, аналогичная по факту шумовым характеристикам. Есть еще музыка титров, то, что особенно запоминает человек, выходящий из кинотеатра.

Слайд 18.

Но, кроме перечисленных факторов, существует, быть может, самый важный - собственно музыка фильма, у которой есть свое особое место.

МЫШКА

И когда художественный фильм выдвигают на какую-то премию, существует отдельно премия и за музыку, написанную к фильму. Примером может служить фильм «Титаник», который получил 8 Оскаров, в том числе и за музыку, написанную к этому фильму, впоследствии на музыку были написаны слова – так получилась песня, которая долгое время была хитом.

Слайд 19.

Из всего выше сказанного можно выделить особый характер киномузыки:

  1. иллюстративный

  2. комментаторский

  3. документирующий

  4. обобщенно-метафорический

Разнообразие задач, стоящих перед музыкальным компонентом в фильме сформировало немалое количество выразительных средств киномузыки, благодаря которым и происходит то воздействие на зрителя, которого добиваются создатели фильма.


7



Просмотр содержимого презентации
«Роль музыки в кино»

Из всех искусств для нас важнейшим является кино. И. В. Сталин

Из всех искусств для

нас важнейшим является

кино.

И. В. Сталин

«Мери Поппинс, до свидания!» «Александр Невский» «Белоснежка и семь гномов» «Дэдпул» «Звёздные войны»

«Мери Поппинс,

до свидания!»

«Александр Невский»

«Белоснежка

и семь гномов»

«Дэдпул»

«Звёздные войны»

«Надо сказать, что я против музыки в кино. Музыка - это язык, на котором человек должен разговаривать с Богом, и ее надо оставить в покое. И потом она просто не нужна там, где ты все сделал по звукам, по шумам. Любое кляцанье, шуршание, «звук лопнувшей струны», упавшей кастрюли может быть в тысячу раз кинематографически выразительнее, чем любая музыка»

«Надо сказать, что я против музыки в кино.

Музыка - это язык, на котором человек

должен разговаривать с Богом, и ее надо

оставить в покое. И потом она просто не

нужна там, где ты все сделал по звукам, по

шумам. Любое кляцанье, шуршание, «звук

лопнувшей струны», упавшей кастрюли

может быть в тысячу раз

кинематографически выразительнее, чем

любая музыка»

«Есть один самый желанный - настоящий праздник души: создание музыкальной фонограммы, запись музыки. Нино Рота! – С Нино я могу просиживать целые дни, слушать, как он импровизирует за роялем, пытаясь ухватить мелодию, отшлифовать какую-то музыкальную фразу так, чтоб наиболее полно отвечала чувствам, настроениям, которые я хочу выразить в том или ином эпизоде».  3

«Есть один самый желанный - настоящий праздник души: создание музыкальной фонограммы, запись музыки. Нино Рота! – С Нино я могу просиживать целые дни, слушать, как он импровизирует за роялем, пытаясь ухватить мелодию, отшлифовать

какую-то музыкальную фразу так, чтоб

наиболее полно отвечала чувствам,

настроениям, которые я хочу выразить в том или ином эпизоде».

3

«В сочетании с атмосферой фильма музыка всегда звучит по-другому»

«В сочетании с атмосферой фильма музыка всегда звучит по-другому»

«Мой ласковый и нежный зверь» Вальс звучал в массовой гимнастической композиции на открытии Олимпиады 80 в Москве, под этот вальс исполнялась сцена первого бала Наташи Ростовой на церемонии открытия Олимпиады 2015 в Сочи. В 1988 году президент США и известный в прошлом актёр Р. Рейган, находясь с визитом в Москве, назвал произведение Доги  «вальсом века»

«Мой ласковый и нежный зверь»

Вальс звучал в массовой

гимнастической композиции

на открытии Олимпиады 80 в Москве, под этот вальс исполнялась сцена

первого бала Наташи Ростовой на церемонии открытия Олимпиады

2015 в Сочи. В 1988 году президент США и известный в прошлом актёр

Р. Рейган, находясь с визитом в Москве, назвал произведение Доги

«вальсом века»

«Звёздные войны»  Режиссёр Джордж Лукас

«Звёздные войны»

Режиссёр Джордж Лукас

«Я пришел к выводу, что любая знакомая аудитории музыка отвлекает — даже в том случае, если название произведения никому не известно. Ведь если мелодия ранее где-то уже звучала, люди в зрительном зале начинают проверять свою память. Они спрашивают себя: «Что за мелодия? Где я ее слышал?»

«Я пришел к выводу, что

любая знакомая аудитории музыка

отвлекает — даже в том случае, если название произведения никому не известно. Ведь если мелодия ранее где-то уже звучала, люди в зрительном зале начинают проверять свою память. Они спрашивают себя: «Что за мелодия? Где я ее слышал?»

«Считаю, что иллюстративную музыку полностью ликвидировать нельзя, но следует считать более правильным, чтобы музыка раскрывала события и отношения к ним автора. Музыка является очень сильным средством эмоционального воздействия, и поэтому она не может быть сведена только к иллюстрации»

«Считаю, что иллюстративную музыку полностью ликвидировать нельзя, но следует считать более правильным, чтобы музыка раскрывала события и отношения к ним автора. Музыка является очень сильным средством эмоционального воздействия, и поэтому она не может быть сведена только к иллюстрации»

«17 мгновений весны»

«17 мгновений весны»

2 место:  начальные такты « Так говорил Заратустра» 3 место:  1часть «Лунной» сонаты 1 место: «Полёт Валькирий»

2 место:

начальные такты « Так говорил Заратустра»

3 место:

1часть «Лунной» сонаты

1 место: «Полёт Валькирий»

«Титаник» 3

«Титаник»

3


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Роль музыки в кино"

Автор: Борзухина Татьяна Сергеевна

Дата: 29.11.2016

Номер свидетельства: 363737

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Урок музыки в 5 классе "Роль музыки в кино" "
    ["seo_title"] => string(41) "urok-muzyki-v-5-klassie-rol-muzyki-v-kino"
    ["file_id"] => string(6) "147388"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419366233"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Музыка в театре, кино и на телевидении "
    ["seo_title"] => string(44) "muzyka-v-tieatrie-kino-i-na-tielievidienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "159345"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421873442"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(27) "Кино  и  музыка."
    ["seo_title"] => string(13) "kino-i-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "315549"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459918351"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "СЦЕНАРИЙ ЛЕКЦИИ - КОНЦЕРТА "МУЗЫКА В КИНО""
    ["seo_title"] => string(44) "stsienarii_liektsii_kontsierta_muzyka_v_kino"
    ["file_id"] => string(6) "365839"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1480881808"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Музыка в детских кинофильмах. "
    ["seo_title"] => string(31) "muzyka-v-dietskikh-kinofil-makh"
    ["file_id"] => string(6) "210551"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431451881"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства