Выступление
Слайд 1.
2016 год объявлен в России годом отечественного кино. В связи с этим, мне очень захотелось проследить за развитием кинематогафа, а в частности, какую связь имеет музыка и кино. И хотя год отечественного кино, я решил проследить о роли музыки в кино вообще.
Слайд 2.
Актуальность, гипотезу и цель вы видите на слайде.
Кино - одно из самых молодых и в тоже время одно из самых массовых искусств. Кино оказывает мощное воздействие на сердца и умы молодежи.
Слайд 3.
Я решил провести опрос среди учащихся 8-х классов и узнать, какие фильмы с музыкой в главной роли они знают. Перед Вами результаты этого опроса.
Связь музыки со зрительной сферой фильма имеет исторические формы. Это античный театр, позднее опера и балет, драма и театральные пьесы. Все эти формы слияния разнородных видов искусства подготовили установку для восприятия звукового фильма.
В кино преобладает визуальный фактор: здесь музыка полностью ему подчинена. Вначале применение музыки в кино отнюдь не было связано с этой традицией.
Слайд 4.
Когда Эдисон в 1887 году построил свой кинескоп, он имел в виду показать только смену кинокадров параллельно с чередованием звуков, которые воспроизводились на изобретенном им ранее кинетофоне (фонографе).
Слайд 5.
Оценка роли и значения киномузыки была очень разной на протяжении развития кинематографа. Так, например, режиссер Алексей Герман писал в одной из своих работ: «Надо сказать, что я против музыки в кино. Музыка - это язык, на котором человек должен разговаривать с Богом, и ее надо оставить в покое».
Слайд 6.
А итальянский режиссер Фидерико Феллини выделяет музыку как один из самых важных творческих факторов. По его словам, «есть один самый желанный - настоящий праздник души: создание музыкальной фонограммы, запись музыки.
Слайд 7.
Существуют и другие полярные мнения относительно роли музыки в кино, в частности, они касаются вопроса о жизнеспособности и ценности музыкального материала вне фильма. Одни считают, что киномузыкальные фрагменты могут существовать вне фильма самостоятельно, другие такую возможность отрицают. Известный композитор Микаэль Таривердиев, много работавший в кино, утверждал: «В сочетании с атмосферой фильма музыка всегда звучит по-другому». Таким образом, можно сделать вывод о том, что функциональные задачи музыкального фрагмента в кино необходимо рассматривать исключительно в контексте тех задач, которые решает автор в процессе создания фильма.
Слайд 8.
Как наиболее яркие музыкальные проявления авторского отношения и в кадре и за кадром можно выделить вальс Евгения Дмитриевича Доги к фильму «Мой ласковый и нежный зверь», который лидирует даже у музыкантов в подземном переходе. Эта романтическая мелодия, полная страсти, драматизма и красоты.
Довольно часто ведущий музыкальный образ служит не только заключением, но и вступлением (увертюрой) к фильму, тем самым зритель сразу же вводится в эмоциональный мир кинопроизведения. Музыкальной мысли свойственно развиваться во времени. Что же касается музыки, звучащей с экрана, то она, как правило, не стремится развиваться широко и это требует от создателя музыки поиска наиболее подходящего варианта, в котором могут быть использованы самые разные музыкальные формы. Если есть необходимость, то автор использует развернутые эпизоды, которые по времени совпадают с изобразительными.
Но эпизоды, где требуется пять-шесть минут непрерывного звучания, встречаются нечасто, поэтому от композитора часто требуется умение пользоваться основной темой в разных ситуациях, а это уже большое искусство.
Слайд 9.
В качестве примера той сложной работы, которую проводят авторы фильма над музыкой, и ее результата я решил рассмотреть музыку Джона Уильямса к «Звездным войнам», которая была признана лучшим саундтреком в истории кино и удостоена «Оскара» и двух «Грэмми».
Джордж Лукас, создатель и режиссер «Звездных войн», отдельно настаивал на неоклассическом саундтреке - он считал, что подсознательно знакомая музыка должна создавать эмоциональную связь между зрителем и далекой-далекой галактикой, где происходят события.
Проделанная Д. Уильямсом в «Звездных войнах» работа считается эталонной - даже без контекста фильма понятно, на какие события указывает та или иная музыкальная тема. Угроза, звучащая в каждой ноте «Имперского марша», стала, например, одним из образцов современной популярной культуры.
С уверенностью можно сказать, что в общей драматургии фильма музыка играет едва ли не главную роль. Она не только участвует в экспозиции (показе) основных действующих сил, но и посредством «персональных» музыкальных тем сообщает много подробностей. Звуковое решение «Звездных войн» лучше всего описывается словосочетанием «высший пилотаж» - часто о появлении угрозы мы узнаем по слуху, еще до того, как она появляется в кадре.
Слайд 10.
Когда-то в кино не зазорно было включать в качестве сопровождения классическую музыку. Шопен, Гайдн, Бетховен, Вивальди, Моцарт, Чайковский, Рахманинов, Шостакович. Их чудесные мелодии оживили десятки фильмов.
В начале эры звукового кино в целесообразности использования классики стали сомневаться. Первый камень в огород «убийц классики» бросил Дэвид Селзник, один из влиятельнейших продюсеров тридцатых годов: «Я пришел к выводу, что любая знакомая аудитории музыка отвлекает — даже в том случае, если название произведения никому не известно».
Слайд 11.
Но, несмотря на это, долгое время в кинематографе музыке отводилась больше роль служебная. Отношение к такой функции было больше негативное, и по этому поводу Д. Д. Шостакович писал в 1937 году: «Считаю, что иллюстративную музыку полностью ликвидировать нельзя, но следует считать более правильным, чтобы музыка раскрывала события и отношения к ним автора
Слайд 12.
За долгую историю цитирования классики сформировался устойчивый набор функций такого рода музыки в кино, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.
Классическая музыка как фоновая
Классическая музыка имеет непосредственное отношение к действию киноленты.
Музыка соответствует эпохе, в которую происходит действие фильма.
Классическая музыка призвана обрисовать внутренний мир того или иного героя, его предпочтения в области искусства.
Слайд 13.
Очень интересна музыкальная подборка к фильму «17 мгновений весны». Музыка к фильму написана Микаэлом Таривердиевым, слова песен – Робертом Рождественским. Они написали для фильма цикл из 12 песен. Но такое обилие песен показалось режиссёру излишним и в фильм в итоге вошли только две из них — героическая «Мгновения» и лирическая «Песня о далёкой Родине». Но зато было позаимствовано много музыкальных тем из классики.
Слайд 14.
Если подсчитать, сколько раз то или иное произведение классика использовалась в различных фильмах, то можно выявить абсолютных лидеров и составить своеобразный рейтинг гениев цитируемых в кино.
3 место: 1-ая часть «Лунной» сонаты Бетховена звучит в 94 фильмах.
2 место: Начальные такты симфонического оркестра «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса знает весь мир. В кино поэма цитировалась в 96 фильмах.
1 место: «Полёт Валькирий» из оперы «Валькирии» Рихарда Вагнера. Эта музыка была использована в кинематографе 153 раза.
Слайд 15.
Говоря о музыке в кино нельзя не поговорить о роли песни. Песня - самый запоминающийся вид киномузыки. Она немало способствует популярности фильма, и в хорошем фильме редко встречаются неудачные песни.
Больших успехов в создании массовой кинопесни достиг композитор Исаак Осипович Дунаевский. Он является одним из самых знаменитых советских композиторов. Когда И. О. Дунаевский познакомился с Л.О.Утесовым, то они вместе занялись знаменитым советским кинофильмом «Веселые ребята». Это стало его звездным часом.
Слайд 16.
Большой музыкальный след в современных фильмах оставил наш современный композитор Андрей Павлович Петров. Он создал музыку к 14 фильмам Эльдара Рязанова.
Слайд 17.
Вот ещё ряд композиторов, создавших шедевры киномузыки и все они занимают особое место в кино.
Итак, что же такое музыка в кино? Это часть звукового оформления или что-то другое? На первом месте в кино традиционно находится вербальная часть, речь - то, на что и создатели фильма, и зрители обращают максимальное внимание. На втором месте - звуковое, шумовое оформление. На третьем - внутрикадровая музыка, аналогичная по факту шумовым характеристикам. Есть еще музыка титров, то, что особенно запоминает человек, выходящий из кинотеатра.
Слайд 18.
Но, кроме перечисленных факторов, существует, быть может, самый важный - собственно музыка фильма, у которой есть свое особое место.
МЫШКА
И когда художественный фильм выдвигают на какую-то премию, существует отдельно премия и за музыку, написанную к фильму. Примером может служить фильм «Титаник», который получил 8 Оскаров, в том числе и за музыку, написанную к этому фильму, впоследствии на музыку были написаны слова – так получилась песня, которая долгое время была хитом.
Слайд 19.
Из всего выше сказанного можно выделить особый характер киномузыки:
иллюстративный
комментаторский
документирующий
обобщенно-метафорический
Разнообразие задач, стоящих перед музыкальным компонентом в фильме сформировало немалое количество выразительных средств киномузыки, благодаря которым и происходит то воздействие на зрителя, которого добиваются создатели фильма.
7