I.Оганиза-ционный момент | Создать эмоциональный настрой на урок; проверить готовность оборудования и класса к уроку | Дыхательная гимнастика: «Короткий вдох – длинный выдох» (2-3 раза); Приветствует учащихся попевкой «Доброе утро!» | Приветствует учителя, отвечает пением. Проверяют наличие индивидуаль-ных учебных принадлежнос- тей. | Воспринимать на слух речь и пение педагога. | Контроль, наблюде-ние учителя |
II. Актуализа-ция знаний, сообщение целей | Обеспечить мотивацию и принятие целей учебно-познавательной деятельности | Предлагает посмотреть на экран и определить название края Организует диалог с учащимися по вопросам: - Карту какого края вы видите? - Сколько лет существует Пермский край? - Что такое Малая родина? - Какие народы населяют Пермский край? - Чьи эти стихи? Шумит над Камой вольный ветер, В лучах рассвета майский плёс, И нет наряднее на свете Осинок этих и берёз. Поют берёзовые шири, Звенят мелодии весны, И нет прекрасней в целом мире Прикамской нашей стороны. К.Зубарева | Читают карту, предложенную учителем. Отвечают на вопросы учителя Индивидуаль-ное чтение стихов «Родина для всех одна…» Б.Ширшов | Понимать смысл изображаемого на карте Формулировать ответы на вопросы учителя Принимать и сохранять учебную цель и задачу. | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Провести беседу по теме: «Народы Пермского края»
Самостоятельное чтение стихотворения
Исполнение песни с аккомпанементом | -Сообщаю о народах Пермского края (В Пермском крае живёт более 80 народов башкиры, татары, коми-пермяки, удмурты. У каждого народа свой язык, своя история, своя культура. Самый многочисленный народ - русские: 2,5 миллиона человек. Обратимся к русскому искусству: живописи, музыке, литературе, картинам, песням, стихам.) - Ответьте на вопрос: Пермский край - это большая родина или малая родина? - А ещё ближе к нам – Сылва. - Что такое Сылва? - Да, это наш посёлок и наша река Сылва. Покажите на карте реку Сылва. Предлагаю исполнить песню композитора А.Абрамова «Реченька» | Осознанно слушают Читают стихотворение В.Каменского (Эх, Кама, Кама, Камушка!) Ответы детей Ответы детей Исполнение хором | Воспринимать устную речь, анализировать, делать выводы. Уметь выразительно Читать стихи Чистое интонирование | Наблюдение учителя
Индивидуальная работа. Оценка учащимися чтеца
Анализ чистого интонирования |
IV. Продолжение изучения нового материала | Обобщить знания и наблюдения детей о природе и птицах посёлка. Провести Физкультминутку Организовать работу с оркестром Анализ картины И. Билибина к сказкам «Белая уточка» Исполнить песню Прочитать и предложить Инсценировать потешки | Обобщаю знания детей о природе посёлка. Загадываю загадку: (Отгадайте, какая птица появилась на воде пруда: «Весь день на воде, А водой не насытится» - Правильно, уточка. А рядом с ней плещутся детки… «Удивительный ребёнок: Только вышел из пелёнок, Может плавать и играть, Как его родная мать.) - Представьте себе, что уточка с утятами решила поиграть на дудочке «Весёлая дудочка» музыка М.Красева, слова Н.Френкель - Предлагаю партитуру «Прогулка утки». -Берём музыкальные инструменты и -исполняем произведение ( Плясовой наигрыш «Светит месяц») (1.Султанчики – сильный и слабый ветер. 2.Киндер - сюрприз с крупой – камешки, очень громко звучат. 3.Колокольчики – весёлая вода, быстрое, громкое звучание 4. Шуршалки из горлышек пластиковых бутылок – утка вышла на берег, ритмично проводить шуршалками друг о друга четвертными длительностями) -Организую беседу по наводящим вопросам: Назовите сказки, которые иллюстрировал этот художник? - Что такое орнамент? Кого вы можете отнести к художникам сказочникам? С кем из героев сказки «Белая уточка», которую иллюстрировал И. Билибин, вы хотели бы поговорить? Предлагаю исполнить песню «Упрямые утята» по группам и цепочкой. Читаю, объясняю готовлю к инсценировке (Дети: Уточка луговая, Серая, полевая, Где ты ночку ночевала? Утка: Под кустиком, под березкой. Сама, утя, хожу, Детей своих вожу. Сама, утя ,поплыву. Детей своих поведу. ) | Слушают, отвечают на вопросы Ответы детей Выполняют движения Играют на шумовых инструментах, ориентируются в партитуре, воспринимают звучание коллективного исполнения, -отвечают на вопросы -работают индивидуально у доски. Исполняют песню по группам и индивидуально Читают по ролям, выполняют движения | Осознанно строить речевое высказывание Осуществляют самоконтроли и оценку правильности выполнения движений Выдерживать ритм, динамику, темп. ориентироваться в партитуре, слушать оркестровое сопровождение (CD диск) Оценивать правильность выполнения действий, уметь находить правильный ответ Чистое интонирования вокально-хоровые навыки, самостоятельное исполнение Уметь интонационно передавать речь персонажей. Выбирать лучших исполнителей (индивидуальная работа) | наблюдение Анализ качественного выполнения Анализ качественого ансамблевого исполнения Устный опрос Наблюде-ние, помощь Оценка апплодисентами. |
V.Диагностический этап | Провести работу с карточками | Раздаю учащимся карточки с портретами В.Каменского Е. Крылатова, И. Билибина и Э.Григ Объясняю задание по карточке. | Рассматривают карточки выполняют задание, задают вопросы, Обмениваются карточками для проверки | Формируется общее мнение в совместной деятельности | Проверка заданий по карточке |
VI. Подведение итогов | Обобщение полученных на уроке сведений. Исполнить песню
Провести рефлексию | -Подвожу итог, обобщаю главные идеи урока. -Задаю вопросы. (Композиторы М.Красев, Е.Крылатов, поэты Трутнева, В.Каменский, художники И.Билибин, В.Васнецов любили родной край, восхищались им. Через свое искусство: песни, картины, стихи пытались донести до вас любовь к Отчизне. Поют в Сылве песни: «Родина малая»-автор слов и музыки Т.Кудрявцева, проживающая в нашем поселке.) Предлагаю исполнить заключительную песню Песня «Здравствуй, Родина моя!» муз.Ю.Чичкова, сл.К.Ибряева Предлагаю взять инструменты, сыграть громко или тихо, показав этим своё отношение к прошедшему уроку. | Размышляют, отвечают на вопросы, определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Исполняют Играют: громко или тихо. | Формируют своё мнение и позицию Пение в ансамбле Выразить своё эмоциональное состояние | Устная оценка учителя Оценивание учащихся |