Конспект организованной учебной деятельности
«Талант и красота души»
Цели:
- Ознакомление с понятием «творчество», дать детям представление о талантливых людях.
- Закрепить знания о творчестве талантливых людей и о том, что таланты бывают разные.
- Формировать представления о красивых поступках, раскрыть смысл понятия «красивая душа», «красота души», и что означает выражение «человек с красивой душой».
- Обогащение словарного запаса детей на государственном языке.
Ресурсы: портреты Абая Кунанбаева, А.С. Пушкина, К.И. Чуковского, Курмангазы Сагырбайулы, Д. Нурпеисовой, П.И. Чайковского, В.В. Шаинского; репродукции картин Ю.В. Васнецова, И.И. Левитана, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского, аудиокассета с музыкой С. Курмангазы, видеокассета с балетом П.И. Чайковского «Щелкунчик»; макет сердца человека; карточки с названием человеческих качеств; сердечки с текстом; сказочный замок, стенд с детскими рисунками, «волшебный» лучик.
Методы: беседа, загадки, художественное слово, чтение рассказа, обсуждение, творческое задание, игры, упражнения.
Ход:
«Круг радости»
Исполняется песня «Здравствуйте!»
Помечтаем
- Ребята, когда я шла сегодня в детский сад, светило яркое солнце. Оно очень доброе и у него много лучей. Один волшебный лучик мне подарило солнце. Вот посмотрите. Он несет много тепла и доброты. Вы чувствуете его тепло? Вот оно идет к вашим головкам, наполняя их умными мыслями. А теперь – к вашим рукам, ваши руки будут делать только хорошие, добрые дела. Луч спускается к вашим ногам. Чувствуете, как они идут дорогою добра. А теперь к ушам – они будут слышать только вежливые, добрые слова. И вот луч направляется к вашему рту и языку, они будут говорить только правду и хорошие, ласковые слова. И, наконец, луч проникает в ваше сердце. Представьте себе, что в вашем сердце красивый цветок, который распускается от тепла и доброты. Я вижу радость и хорошее настроение.
Побеседуем
- А теперь устраивайтесь поудобнее и мы начнем наше занятие. Тема нашего занятия «Талант и красота души». Давайте с вами вспомним, что означает слово «творчество»?
? Творчество – это способ выразить увиденное своими действиями;
? Творчество – это когда мы создаем что-нибудь новое и красивое;
? Творчество – это значит творить и создавать;
- Да, ребята, слово «творчество» несет в себе два слова «творить» и «создавать». А какие виды творчества вы знаете?
? Писатели рассказывают об окружающем мире в книгах.
? Композиторы сочиняют музыку.
? Артист отображает окружающий мир на сцене.
? Художник рисует картины.
- Правильно! А как вы, ребята, умеете творить?
? Мы рисуем, читаем стихи, танцуем, делаем поделки.
- Специально для вас и наших гостей я оформила выставку ваших рисунков и после занятий вы вместе с мамами посмотрите её. Каждый человек может что-то творить и создавать. Но есть такие люди, которые своими творениями потрясают мир, то есть создают шедевры. Они делают это лучше других и становятся известными и знаменитыми на весь мир. Как можно назвать этих людей?
? Талантливые люди.
- Правильно, ребята. Талант может проявляться в любых областях. Если человек прекрасно рисует, ему нравится этим заниматься, то он талантлив в рисовании. Как называют этих людей?
? Талантливые художники.
- Работы талантливых художников выставляются в выставочном зале. Мы с вами много раз посещали выставочный зал. А каких талантливых художников вы знаете?
? Ю.В. Васнецов, И.И. Шишкин, И. И. Левитан, И.К. Айвазовский.
- Ребята, посмотрите, какие картины талантливых художников вы узнаете?
Назовите их.
? «Перед грозой» И.И. Шишкина.
? «Лунная ночь» И.К. Айвазовского.
? «Вечерний звон» И. И. Левитана
- А как оказались вот эти картины (показываю иллюстрации к сказкам Ю.В. Васнецова) рядом с этими?
? Эти картины писал Ю.В. Васнецов, они написаны к детским потешкам и сказкам.
- Ребята, а вы знаете талантливых людей в области литературы?
? Абай Кунанбаев.
- Конечно, это известный писатель, педагог, просветитель. Мы с вами уже знакомились с его произведениями. Помните его знаменитый сборник стихов «Времена года»? Сейчас Слава напомнит нам отрывок из этого произведения, который называется «Осень» (чтение стихотворения).
А кто автор вот этих строк: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком.»?
? А.С. Пушкин.
- А этих строк: «Солнце по небу гуляло и за тучку забежало»?
? К.И. Чуковский
- Ребята, а каких еще талантливых писателей вы знаете?
? Г.Х. Андерсен, М.М.Пушкин, В. Бианки, А.Л. Барто и т.д.
- Этих людей давно нет в живых, но благодаря их произведениям мы помним о них и любим. А вы любите петь песни и слушать музыку? Кто её пишет?
? Музыканты, композиторы.
- В области музыки тоже очень много талантливых людей. Кого из них вы знаете?
? С. Курмангазы, Дина Нурпеисова. Они сочиняли кюи.
- Что они хотели выразить в своей музыке?
? Любовь к родному краю,
? Любовь к бескрайним степям,
? Любовь к людям, живущим на этой земле.
- Я предлагаю вам послушать отрывок из произведения Курмангазы Сагырбайулы, который называется «Сарыарка» (аудиозапись).
А какую музыку писал П.И. Чайковский?
? Он писал классическую музыку.
- Давайте сядем поудобнее, послушаем прекрасную музыку и отправимся в необыкновенное путешествие в чудесную страну – Королевство Мечты.
(видео запись отрывка из музыкальной сказки «Щелкунчик» «Танец цветов» - в исполнении детей подготовительной группы, музыка П.И. Чайковского).
Разминочка
- А каких детских композиторов вы знаете?
? В.Я. Шаинский, Т. Попотенко, Е. Теличеева.
- Давайте споем нашим мамам песню «Улыбка» В.Я. Шаинского
(Дети поют песню и танцуют).
Упражнение «Переводчик»
- А как сказать по-казахски:
художник - суретші
композитор- композитор
артист - ?ртіс
певец - ?нші
писатель – жазушы
Поговорим
- Мир вокруг нас прекрасен, наша планета Земля удивляет нас своей красотой, а талантливые люди передают увиденную красоту в своем творчестве. И сегодня, ребята, я хочу поговорить с вами еще об одном таланте, которым обладают многие люди. Это талант быть Человеком, и не просто человеком, а человеком с «красивой душой».
А что, по- вашему, означает выражение «красивая душа»?
? Красивая душа – это доброе сердце.
? Красивая душа – это когда любят людей и все живое.
- А можно ли определить «красоту души» по внешнему виду? (ответы детей).
А как вы думаете, какая душа была у Снежной Королевы?
? Она не добрая
? Она украла мальчика и заморозила его сердце
? Она любила только себя и т.д.
- А теперь вспомним Золушку. Что можно сказать о ней?
? Она добрая, ласковая
? Она трудолюбивая и т.д.
- Да, ребята, значит, у неё красивая душа.
Почитаем
- Я хочу прочитать вам рассказ, который называется «Мать».
«Было 4 часа дня. Небо потемнело от туч, а сильный дождь намочил дороги.
Прозвенел звонок, из школьных ворот шумной толпой выбегали ребята.
Рядом со школой стояла старая женщина. Она никак не могла перейти скользкую улицу и уже долгое время мерзла на ветру. Но никто, из проходивших мимо, не думал помочь ей – все торопились укрыться от дождя.
Марат был известным в школе спортсменом. Увидев пожилую женщину, он оставил своих друзей и подошел к ней.
- Почему вы стоите? Ведь вы вымокнете под дождем.
- Сынок, помоги, пожалуйста, перейти улицу. Мой дом на той стороне, но здесь так много машин и скользко для меня.
Марат взял женщину под руку и медленно перевел её через дорогу.
Когда он попрощался с ней, она сказала со слезами благодарности: «Будь счастлив, сын мой. Спасибо тебе». От этих слов Марату стало очень радостно и легко. Когда он вернулся к друзьям, они стали упрекать его, что он тратит время на незнакомую женщину.
- Я помог ей потому, что она чья-то мать! – спокойно сказал Марат.
- Но почему ты должен помогать чьей-то матери?- возразили ребята
- Потому что может случиться так, что и моей маме будет нужна помощь, а меня не окажется рядом. Тогда ей поможет совсем незнакомый человек, как я помог совсем слабой женщине».
Вопросы
1. Ребята, как вы оцениваете поступок Марата?
2. Как к нему отнеслись товарищи?
3. Ребята, а вот если человек совершает добрый поступок, но всем о нем рассказывает и ждет похвалы – можно ли его считать человеком с красивой душой?
Игра «Доброе сердце»
- А теперь попытаемся выяснить, какие качества сердца присущи человеку с красивой душой.
Перед вами макет «сердце человека». У меня есть волшебный домик, в котором поселились разные человеческие качества. Я буду доставать карточки, и называть, а вы мне скажите, какие из них свойственны человеку с «красивой душой».
(Воспитатель достает карточки в виде цветка с надписями: доброта, злоба, любовь, ненависть, сострадание, жадность, нежность, забота, ложь, называет их и прикрепляет на макет сердца, по выбору детей).
Вот видите, в нашем сердце поселились самые прекрасные качества человека и в этом большом «сердце» распустились прекрасные цветы, они распустились от вашей теплоты и доброты. Это сердце человека с «красивой душой».
В этом сердце живут рядом друг с другом: справедливость и доброта, нежность и сострадание, забота и уважение и, конечно, любовь.
Круг «От сердца к сердцу»
Дети берутся за руки.
- Мне хочется, что бы вы взяли с собой от этого сердца столько хорошего настроения, доброты, нежности, любви сколько захотите. И пусть «каждый из вас, будет подобен светильнику, сияющему светом добродетели в мире человеческом». Возьмите сердечки. Приложите их к своему сердцу. Вы чувствуете, как они наполняются добротой и теплом? Подарите их с любовью своим мамам.
Исполняется песня «Дорогою добра»
(дети дарят сердечки мамам).
Выполняем всей семьей
- Подобрать рассказ о людях с «красивой душой», прочитать его ребенку и обсудить.
- Выполнить с родителями по выбору творческую работу.
Цель: Привлечь родителей к сбору познавательного материала для кабинета «Самопознание» по теме нравственно-духовного воспитания.
Потенциал
1.Просмотр музыкальной сказки «Снежная Королева».
2.Посещение выставочного зала, слушание музыки С. Курмангазы, П.И. Чайковского; выразительное чтение произведений Абая Кунанбаева, А.С. Пушкина, К.И. Чуковского.